Миссионерская православная газета. 2018 г. № 11. Ноябрь.

Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О №11, НОЯБРЬ 2018 М иссионерская православная газета _ 5 Ирина Яковлевна прочла лекциидляродителей и педа­ гогов в Мончегорске, Коле, Мурманске и Росляково. И после этих встреч у родите­ лей и педагогов появилось еще больше вопросов. И это хорошо, это значит, что нет предела для духовного ро­ ста. Ведь не воспитав себя, невозможно воспитать ре­ бенка. Мы предлагаем ва­ шему вниманию непростой разговор о реалиях сегод­ няшнего дня. О том, как жить и воспитывать детей в условиях информационной войны и при повсеместных попытках интеллектуально­ го растления молодежи, как уберечь от компьютерной зависимости, которая срод­ ни наркотической. — Ирина Яковлевна, мы с Вами встречаемся в Празд­ ник иконы Казанской Божь­ ей Матери. Что для Вас лич­ но значит этот праздник? —Я вспоминаю, с какой любовью я вышивала бисе­ ром оклад иконе Казанской Божьей Матери. Моя мама в это время очень тяжело боле­ ла, я сидела у ее постели поч­ ти целыми днями и вышива­ ла оклад. Я вообще люблю Божью Матерь, наверное, как все верующие люди. Но Казанскую особенно полю­ била, потому что очень ста­ ралась. Это была моя первая вышивка бисером и жемчу­ гом. Еще на Казанскую име­ нины моего близкого друга, замечательного человека, прекрасного священника и монаха, очень одаренного поэта из Алма-Аты иеромо­ наха Аверкия (Белова). Для меня это еще и праздник именин близкого друга. — Какое впечатление у Вас осталось от Кольского Благовещенского храма, в котором Вы побывали се­ годня на Литургии? —Очень уютный, краси­ вый храм. Он необычный, потому что купол будто бы без шеи, он посажен сразу на тело церковное. Это рас­ сматривалось как случайное и печальное обстоятельство, но на самом деле получилась очень интересная архитекту­ ра. Правильно говорят, что Господь плохое обращает во благо. Это очень типичный пример. Мне понравилось, чтооченьмногомужчин было на службе. Вмосковских хра­ мах это бывает редко,к сожа­ лению. Там мужчин заметно меньше чем женщин. Еще мне понравилось очень, что некоторые литургические песнопения поет весь храм. Много молодых родителей с детьми и какая-то очень благоговейная атмосфера. Такой намоленный храм, особенный. Я хотела бы еще когда-нибудь побывать у вас. — Ирина Яковлевна, Вы много говорите о том, что информационная война «бомбами падает на головы детей». Но как уберечь их, если от этой войны никуда не скры ться: из радиопри­ емников, телевизора, ком­ пьютера на нас постоянно льется поток информации? —Сегодня семья и хоро­ шая школа, в частности вос­ кресная школа, в которой я вчера выступала, —это бом­ боубежище в период инфор­ мационной войны, которая ведется и против взрослых, и против детей. Я хочу вос­ пользоваться случаем и по­ благодарить педагогов за то, что они так мужественно стоят на линии огня, потому что защитадетей —это пере­ довая фронта. Сегодня семья должна больше занимать­ ся ребенком, чем это было раньше, потому что в пери­ од войны всегда усиленно следят за слабыми. На детей очень легко оказать влияние, в частности влияние дурное, тем более что сейчас идет такое агрессивное развраще­ ние детей через интернет, че­ рез телевизор, через рекламу. С одной стороны, нужно как можно больше охранять де­ тей, с другой стороны, детей постарше уже о каких-то ин­ формационных опасностях предупреждать, чтобы они были к ним готовы, чтобы они понимали, что то, что они принимают за чистую монету, нередко манипуля­ ция сознанием. Во время войны с детьми приходится говорить на те темы, о ко­ торых обычно не разговари­ вают. Ну и, конечно, мало охранять только своего ре­ бенка. Все мы: родители, пе­ дагоги, психологи, все люди, которые любят свою страну, должны сделать все, чтобы растление народа прекра­ тилось! Чтобы мы не были порочными узами связаны с так называемым цивили­ зованным миром, который уже давно перестал быть ци- вилизованным. Или можно сказать, что то, что мы сегод­ ня видим, это цивилизация конца света. — Какова роль учителей, ш кольных психологов в за­ щите наших детей? — Сегодня очень важен союз родителей и педагогов. К сожалению, в наше время родители часто вступают в конфликтные отношения со школой по любому по­ воду, из-за любой ерунды. А надо бы наоборот, даже если что-то не нравится, закрыть на это глаза, понимая, что у ребенка осталось два защит­ ных барьера: семья и шко­ ла. Помните, раньше был журнал с таким названием? Семья и школа — больше ничего не осталось. Поэто­ му надо всячески укреплять союз семьи и школы. Надо вспомнить старую добрую традицию, когда классный руководитель звонил в се­ мью, договаривался о встре­ че, приходил в семью, и вме­ сте с родителями думал, как помочь ребенку. — Как Вы думаете, обще­ ство сегодня в достаточной мере осознает, насколько вредно интеллектуальное растление молодежи? —Думаю, все знают, что это такое. Но, зная, недо­ статочно сопротивляются. А недостаточно сопротив­ ляются потому, что недоста­ точно понимают, насколько это вредно для ребенка. Это и для взрослых вред­ но, но для ребенка смер­ тельно вредно. Растленный человек не может испытать того, что душа должна обя­ зательно испытать в опре­ деленном возрасте, чтобы развиваться дальше. Напри­ мер, идеальную юношескую любовь. Согласитесь, если ребенку с детства рассказы­ вать, что такое безопасный секс и другие вещи, которые совершенно не для детских глаз и ушей, у него может возникнуть чувство брезг­ ливости, цинизм. И он мо­ жет не испытать это самое прекрасное в юношеском возрасте чувство возвышен­ ной любви. Это очень важ­ но не только для ощущения счастья, которое тоже, кста­ ти, важно, но и для дальней­ шего развития души. А что касается счастья в юности, мало кто знает высказыва­ ние Пушкина: «Горе — это школа жизни, а счастье —ее университет». — Как уберечь ребенка от компьютерной зависи­ мости? И где эта грань? Как понять, что у него есть зави­ симость от компьютера? — Если вы видите, что подросток или ребенок предподросткового воз­ раста может два часа и больше без отрыва сидеть за компьютером, то вы не должны сомневаться, что это зависимость. С зави­ симостью надо обращаться как с любой формой нар­ комании. Очень крупный психиатр-нарколог из Ека­ теринбурга Вячеслав Бо­ ровских прямо говорит, что надпочечники у компью­ тернозависимого ребенка работают в патологическом режиме точно так же как у классического наркомана. Конечно, с этим надо что- то делать. Как? Родители должны решать это сами. Я только могу сказать, что чем раньше, тем лучше. Еще могу сказать, что дети тех людей, которые изобретают компьютерные игры, во­ обще близко не подходят к компьютерам. Потому что изобретатели этих вредо­ носных игр лучше других знают, как это вредно. Поэтому вопрос — что делать и как делать — не­ уместен. Если бы ребенок тянулся к бутылке с водкой или коробке с лекарствами, такой вопрос бы не возни­ кал. Родители бы знали, что делать и как делать, потому что это смертельно опасно. А здесь они просто не осоз­ нают, что опасность смер­ тельная. А теперь, когда по­ явились «группы смерти», она смертельна и в прямом смысле слова. Отнимать надо компьютер и одновре­ менно найти замену, кото­ рая дала бы ему полноцен­ ный досуг. Очень полезно приучать детей к чтению. Очень полезно находить более слабого, за которым ребенок может ухаживать. То, что раньше называлось тимуровской работой, по­ лезно не столько для стари­ ков и старушек, сколько для самих детей. Дело в том, что дети чувствуют себя более уверенно, когда видят, что есть более слабые, чем они, рядом с которыми они чув­ ствуют себя сильнее. Любой человек хочет быть хоро­ шим, благородным. Надо искать ситуации, в которых ребенок мог бы проявить свое благородство, потому что это будет оздоровлять психику, это будет радовать его, будет давать ему пра­ вильные ориентиры, уве­ ренность в себе и желание еще и еще помогать людям. — И напоследок, что бы Вы пожелали родителям и педагогам? —Я хочу пожелать всем, кто так или иначе связан с детьми, осознав реальность, не опускать руки, а предель­ но мобилизоваться и одер­ жать победу над теми, кто формирует и реализует эту информационную войну. И не только во имя будущего наших детей, но и во имя нашего великого прошлого. Мы очень ошибались, ког­ да думали, что все страшное случилось до нас, что за нас отвоевались наши предки. Нам тоже придется воевать и надо по этому поводу не скорбеть, а поблагодарить Бога за то, что Он дал нам такую высокую честь уча­ ствовать в истории нашей страны, сделать все, чтобы она была свободна и сохра­ нила человеческую норму. Мы должны одержать по­ беду! Беседовала Надежда КОЛЬСКАЯ, ф ото автора К О Л А В н а ч а л е нояб ря на К о л ь с ко й зем ле по б ы ва л а И рин а М е д ве д е ва , д и р е кт о р института д е м о гр а ф и ч е с ко й б е зо п а с н о с т и , писа те л ь, п уб л и ц и ст и д р а м а тур г, д е тс ки й кл и н и ч е ски й психолог, в и ц е -п р е зи д е н т и с о у ч р е д и те л ь М е ж р е ги о н а л ь н о го Ф о нд а с о ц и а л ь н о -п с и х о л о ги ч е с ко й пом ощ и с е м ь е и р е б е н ку, с о п р е д с е д а т е л ь М е ж д у н а р о д н о го о б щ е с тв а а р тп е д а го го в и а р тте р а п е в то в, член С о ю за пи са те л е й Р о сси и . Удивительная ж е н щ и н а с н е в ер о я тно й э н е р ге ти ко й и тверд ой ж и зн е н н о й по зи ц и е й , за р я ж а ю щ а я о птим изм ом и п р о б у ж д а ю щ а я д уш у и разум . Объединимся ради детей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz