Миссионерская православная газета. 2018 г. № 11. Ноябрь.
Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О №11, НОЯБРЬ 2018 М иссионерская православная газета _ 5 Ирина Яковлевна прочла лекциидляродителей и педа гогов в Мончегорске, Коле, Мурманске и Росляково. И после этих встреч у родите лей и педагогов появилось еще больше вопросов. И это хорошо, это значит, что нет предела для духовного ро ста. Ведь не воспитав себя, невозможно воспитать ре бенка. Мы предлагаем ва шему вниманию непростой разговор о реалиях сегод няшнего дня. О том, как жить и воспитывать детей в условиях информационной войны и при повсеместных попытках интеллектуально го растления молодежи, как уберечь от компьютерной зависимости, которая срод ни наркотической. — Ирина Яковлевна, мы с Вами встречаемся в Празд ник иконы Казанской Божь ей Матери. Что для Вас лич но значит этот праздник? —Я вспоминаю, с какой любовью я вышивала бисе ром оклад иконе Казанской Божьей Матери. Моя мама в это время очень тяжело боле ла, я сидела у ее постели поч ти целыми днями и вышива ла оклад. Я вообще люблю Божью Матерь, наверное, как все верующие люди. Но Казанскую особенно полю била, потому что очень ста ралась. Это была моя первая вышивка бисером и жемчу гом. Еще на Казанскую име нины моего близкого друга, замечательного человека, прекрасного священника и монаха, очень одаренного поэта из Алма-Аты иеромо наха Аверкия (Белова). Для меня это еще и праздник именин близкого друга. — Какое впечатление у Вас осталось от Кольского Благовещенского храма, в котором Вы побывали се годня на Литургии? —Очень уютный, краси вый храм. Он необычный, потому что купол будто бы без шеи, он посажен сразу на тело церковное. Это рас сматривалось как случайное и печальное обстоятельство, но на самом деле получилась очень интересная архитекту ра. Правильно говорят, что Господь плохое обращает во благо. Это очень типичный пример. Мне понравилось, чтооченьмногомужчин было на службе. Вмосковских хра мах это бывает редко,к сожа лению. Там мужчин заметно меньше чем женщин. Еще мне понравилось очень, что некоторые литургические песнопения поет весь храм. Много молодых родителей с детьми и какая-то очень благоговейная атмосфера. Такой намоленный храм, особенный. Я хотела бы еще когда-нибудь побывать у вас. — Ирина Яковлевна, Вы много говорите о том, что информационная война «бомбами падает на головы детей». Но как уберечь их, если от этой войны никуда не скры ться: из радиопри емников, телевизора, ком пьютера на нас постоянно льется поток информации? —Сегодня семья и хоро шая школа, в частности вос кресная школа, в которой я вчера выступала, —это бом боубежище в период инфор мационной войны, которая ведется и против взрослых, и против детей. Я хочу вос пользоваться случаем и по благодарить педагогов за то, что они так мужественно стоят на линии огня, потому что защитадетей —это пере довая фронта. Сегодня семья должна больше занимать ся ребенком, чем это было раньше, потому что в пери од войны всегда усиленно следят за слабыми. На детей очень легко оказать влияние, в частности влияние дурное, тем более что сейчас идет такое агрессивное развраще ние детей через интернет, че рез телевизор, через рекламу. С одной стороны, нужно как можно больше охранять де тей, с другой стороны, детей постарше уже о каких-то ин формационных опасностях предупреждать, чтобы они были к ним готовы, чтобы они понимали, что то, что они принимают за чистую монету, нередко манипуля ция сознанием. Во время войны с детьми приходится говорить на те темы, о ко торых обычно не разговари вают. Ну и, конечно, мало охранять только своего ре бенка. Все мы: родители, пе дагоги, психологи, все люди, которые любят свою страну, должны сделать все, чтобы растление народа прекра тилось! Чтобы мы не были порочными узами связаны с так называемым цивили зованным миром, который уже давно перестал быть ци- вилизованным. Или можно сказать, что то, что мы сегод ня видим, это цивилизация конца света. — Какова роль учителей, ш кольных психологов в за щите наших детей? — Сегодня очень важен союз родителей и педагогов. К сожалению, в наше время родители часто вступают в конфликтные отношения со школой по любому по воду, из-за любой ерунды. А надо бы наоборот, даже если что-то не нравится, закрыть на это глаза, понимая, что у ребенка осталось два защит ных барьера: семья и шко ла. Помните, раньше был журнал с таким названием? Семья и школа — больше ничего не осталось. Поэто му надо всячески укреплять союз семьи и школы. Надо вспомнить старую добрую традицию, когда классный руководитель звонил в се мью, договаривался о встре че, приходил в семью, и вме сте с родителями думал, как помочь ребенку. — Как Вы думаете, обще ство сегодня в достаточной мере осознает, насколько вредно интеллектуальное растление молодежи? —Думаю, все знают, что это такое. Но, зная, недо статочно сопротивляются. А недостаточно сопротив ляются потому, что недоста точно понимают, насколько это вредно для ребенка. Это и для взрослых вред но, но для ребенка смер тельно вредно. Растленный человек не может испытать того, что душа должна обя зательно испытать в опре деленном возрасте, чтобы развиваться дальше. Напри мер, идеальную юношескую любовь. Согласитесь, если ребенку с детства рассказы вать, что такое безопасный секс и другие вещи, которые совершенно не для детских глаз и ушей, у него может возникнуть чувство брезг ливости, цинизм. И он мо жет не испытать это самое прекрасное в юношеском возрасте чувство возвышен ной любви. Это очень важ но не только для ощущения счастья, которое тоже, кста ти, важно, но и для дальней шего развития души. А что касается счастья в юности, мало кто знает высказыва ние Пушкина: «Горе — это школа жизни, а счастье —ее университет». — Как уберечь ребенка от компьютерной зависи мости? И где эта грань? Как понять, что у него есть зави симость от компьютера? — Если вы видите, что подросток или ребенок предподросткового воз раста может два часа и больше без отрыва сидеть за компьютером, то вы не должны сомневаться, что это зависимость. С зави симостью надо обращаться как с любой формой нар комании. Очень крупный психиатр-нарколог из Ека теринбурга Вячеслав Бо ровских прямо говорит, что надпочечники у компью тернозависимого ребенка работают в патологическом режиме точно так же как у классического наркомана. Конечно, с этим надо что- то делать. Как? Родители должны решать это сами. Я только могу сказать, что чем раньше, тем лучше. Еще могу сказать, что дети тех людей, которые изобретают компьютерные игры, во обще близко не подходят к компьютерам. Потому что изобретатели этих вредо носных игр лучше других знают, как это вредно. Поэтому вопрос — что делать и как делать — не уместен. Если бы ребенок тянулся к бутылке с водкой или коробке с лекарствами, такой вопрос бы не возни кал. Родители бы знали, что делать и как делать, потому что это смертельно опасно. А здесь они просто не осоз нают, что опасность смер тельная. А теперь, когда по явились «группы смерти», она смертельна и в прямом смысле слова. Отнимать надо компьютер и одновре менно найти замену, кото рая дала бы ему полноцен ный досуг. Очень полезно приучать детей к чтению. Очень полезно находить более слабого, за которым ребенок может ухаживать. То, что раньше называлось тимуровской работой, по лезно не столько для стари ков и старушек, сколько для самих детей. Дело в том, что дети чувствуют себя более уверенно, когда видят, что есть более слабые, чем они, рядом с которыми они чув ствуют себя сильнее. Любой человек хочет быть хоро шим, благородным. Надо искать ситуации, в которых ребенок мог бы проявить свое благородство, потому что это будет оздоровлять психику, это будет радовать его, будет давать ему пра вильные ориентиры, уве ренность в себе и желание еще и еще помогать людям. — И напоследок, что бы Вы пожелали родителям и педагогам? —Я хочу пожелать всем, кто так или иначе связан с детьми, осознав реальность, не опускать руки, а предель но мобилизоваться и одер жать победу над теми, кто формирует и реализует эту информационную войну. И не только во имя будущего наших детей, но и во имя нашего великого прошлого. Мы очень ошибались, ког да думали, что все страшное случилось до нас, что за нас отвоевались наши предки. Нам тоже придется воевать и надо по этому поводу не скорбеть, а поблагодарить Бога за то, что Он дал нам такую высокую честь уча ствовать в истории нашей страны, сделать все, чтобы она была свободна и сохра нила человеческую норму. Мы должны одержать по беду! Беседовала Надежда КОЛЬСКАЯ, ф ото автора К О Л А В н а ч а л е нояб ря на К о л ь с ко й зем ле по б ы ва л а И рин а М е д ве д е ва , д и р е кт о р института д е м о гр а ф и ч е с ко й б е зо п а с н о с т и , писа те л ь, п уб л и ц и ст и д р а м а тур г, д е тс ки й кл и н и ч е ски й психолог, в и ц е -п р е зи д е н т и с о у ч р е д и те л ь М е ж р е ги о н а л ь н о го Ф о нд а с о ц и а л ь н о -п с и х о л о ги ч е с ко й пом ощ и с е м ь е и р е б е н ку, с о п р е д с е д а т е л ь М е ж д у н а р о д н о го о б щ е с тв а а р тп е д а го го в и а р тте р а п е в то в, член С о ю за пи са те л е й Р о сси и . Удивительная ж е н щ и н а с н е в ер о я тно й э н е р ге ти ко й и тверд ой ж и зн е н н о й по зи ц и е й , за р я ж а ю щ а я о птим изм ом и п р о б у ж д а ю щ а я д уш у и разум . Объединимся ради детей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz