Миссионерская православная газета. 2018 г. № 11. Ноябрь.
Миссионерская православная газета №11, НОЯБРЬ 2018 Ц Е Р К О В Н А Я Ж И З Н Ь Дорога радости Н ачало на стр. 1 Впрочем, возможно, что главное искушение праздничного новогоднего стола — не зазывно выглядящее мясо, не аппетитная курочка и не сыры-колбаски, а собственное настроение и от ношение к невоцерковленным ближним, которые едят всякую вкуснятину без малейших угрызений совести. Наверное, нет ничего хуже «правильно постя щегося» христианина, который сидит за новогод ним столом с видом великого святого и в душе (а то и вслух) осуждает веселящихся. Мяса не поел, зато осуждением нагрешил «от души». Много ли пользы в таком посте? Недаром же старцы говорят, когда их настойчиво спрашивают о «диете» поста: «Вы хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте». Вспомним пример святителя Спиридона Трими- фунтского, чья память приходится на 25 декабря, т.е. на время Рождественского поста. Он сам постился строго, но, когда к нему пришли усталые странни ки, без колебаний поставил перед ними запасенное свиное мясо, и сам ел вместе с ними, чтобы не сму щать их. В Церкви есть такое определение: «царский путь» —ровное поступательное движение вперед без уклонения направо или налево. Применительно к посту этот царский путь состоит в строгости к себе и милости к ближнему, установленном при обсуж дении с духовником подвиге в меру, без надрыва и экзальтации, но и без неоправданного послабления. Главный смысл поста —совсем не довести себядо голодного истощения. Это даже Церковью осужда ется, а если, не дай Бог, кто насмерть себя во время поста уморит —так и вовсе считается за самоубий ство.Суть втом, чтобы дисциплинировать организм. взять себя вруки, от обычного расслабленного, пота кающего себе состояния перейти в иной, духовный режим. Здесь мера у каждого своя и «внимать» следует ис ключительно себе, не следя за своим ближним. Но это вовсе не значит, что можно совершенно расслабиться и во всем себе попустительствовать, держа лишь «духовный пост». Каждый сам опре деляет для себя, можно или нет уступать просьбам пойти за праздничный стол и разделить празднич ную трапезу. Главное —чтобы от отказа никому не было больно и обидно. Можешь держать пост, не осуждая и не превозносясь, умеешь тактично отка зать тем, кто зовет тебя оскоромиться —делай так. Не можешь — тогда лучше сотворить «меньшее зло», чем большее. В конце концов, не все бегуны, бегущие марафон, получают медали, атолько самые стойкие. Но до фи ниша доходят все-таки все, и то, что ты не первый и не лучший —вовсе не повод сходить с дистанции. Но на что точно следует положить для себя строгий запрет — так это на излишнее бездумное веселье, на неумеренные возлияния и, конечно же, на всякие языческие игрища вроде встречи «года Крысы», «Дракона», «Змеи» или еще какой восточ ной живности. А то в праздничной суматохе того и гляди ненароком отречешься от христианства ради всеобщего веселья. Для души это будет травма куда серьезнее, нежели небольшое отступление от поста. А чтобы надежно воздержаться от искушений (по крайней мере, в саму новогоднюю ночь), мож но провести праздничные часы в храме. Ежегодно в самых разных церквях служится ночная Литур гия, начинающаяся как раз в полночь. Там-то уж точно не предложат ничего скоромного, да и что может быть лучше, чем начать год общецерковной молитвой и причаститься. Но до новогодней ночи еще далеко, а пока что мы только вступаем на дорогу Рождественского по ста. И впереди, как теплые огоньки в зимнем окне, нам светят праздники: Введение во храм Богоро дицы, день апостола Андрея Первозванного, день святителя Николая и святителя Спиридона... Пусть они помогут не сбиться с пути, а если кто и оступит ся —снова выбраться на прямую дорогу, ведущую к светлому празднику Христова Рождества. Игумен А лександр (БОЛДОВСКИЙ) на уроках и во внеклассной работе. Работу первой секции «Принципы проектирования конкурсной работы Всерос сийского конкурса ‘‘За нрав ственный подвиг учителя’’» возглавил иеромонах Трифон (Умалатов), ответственный секретарь Конкурса. Педаго ги ознакомились с порядком проведения конкурса и тре бованиями к оформлению конкурсных работ. «В этом году Мурманская епархия по казала хороший результат и заняла пять призовых мест по Северо-Западному федераль ному округу, это говорит о хо рошем методическом сопро- XIVТрифоновские образовательные чтения —региональный этап XXVII Международных Рождественских чтений Работа регионального образо вательного форума под общим названием «Молодежь: свобо да и ответственность» прохо дила 7 ноября на базе средней общеобразовательной школы №5 г. Кировска. Ежегодно организаторами чтений вы ступают Министерство обра зования и науки Мурманской области и Мурманская и Мон чегорская епархия. Участие в мероприятии открывает возможность пе дагогам всех уровней образо вания поделиться опытом с коллегами, расширить пред ставление о целях и задачах церковно-государственного общения в сфере образования. В мероприятии приняли участие: митрополит Мурман ский и Мончегорский Симон, протоиерей Василий Данилец, благочинный Хибиногорско- го округа; Кузин Ю.А., гла ва Администрации г. Киров ска; Решетова О.З., главный специалист Министерства образования и науки Мурман ской области; Грецкий А.Н., председатель Комитета обра зования, культуры и спорта Администрации г. Кировска; духовенство Хибиногорского благочиния, директора и пе дагоги общеобразовательных школ региона, воспитатели детских садов. В работе чтений принял участие иеромонах Трифон (Умалатов), заведующий сек тором мероприятий и кон курсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации. В своем приветствии глава Администрации г. Кировска Юрий Александрович Кузин подчеркнул особую роль и значимость мероприятия. По его словам, «обращение к мо лодежи, ее внутреннему потен циалу становится в последнее время все более акутуальным. Сегодня государственная по литика разворачивается в сторону полноценного, ком плексного развития ребенка. Такой подход к воспитанию молодежи является единствен но правильным». Обращаясь к участникам и гостям форума, главный специалист Минобрнауки Мурманской области Ольга Зевсовна Решетова отметила: «Трифоновские чтения —осо бая площадка для диалога пе дагогов и священников. Ны нешняя тема чтений никого не может оставить равнодушным. Мы работаем для того, чтобы такие замечательные понятия, как целомудрие, чистота, сила духа стали притягательным идеалом для молодежи. Хо чется, чтобы понятие «добро детель» утверждалось в жизни. Мы много сегодня говорим о качестве знаний. Но, вместе с тем, понимаем, что образо ванный человек может прой ти мимо человеческого горя, не протянуть руку помощи. Сегодня идет борьба за умы молодежи. Поэтому разговор, который сегодня состоится, — очень важный и своевремен ный». Врамкахработывосьмисек ций речь шла об эффективных практиках, современных фор мах и методах духовно-нрав ственного и гражданско-па триотического воспитания, о потенциале проектной дея тельности, о формировании системы духовных ценностей вождении Конкурса в вашем регионе. Нужно постараться и в следующем году показать результат ничем не хуже, чем в этом году. А для этого нуж но раскрыть свой педагогиче ский потенциал», — отметил отец Трифон. Сегодня, когда предпри нимаются попытки навязать идею свободы человека от каких-либо нравственных ав торитетов, служение педагога приобретает особый смысл. Уберечь юные души от то тального порабощения совре менной идеологии потребле ния, вырвать ее из объятий антикультуры и виртуально го мира, разумно предложив взамен то, что способствует становлению, взрослению, созреванию неповторимой Личности —человека не про сто обладающего неким набо ром знаний, но человека спо собного жить ответственно и одухотворенно. И это задача не только школы, это сфера общей ответственности шко лы, семьи и всех здоровых сил гражданского общества. Иерей Константин ЖДАНОВИЧ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz