Миссионерская православная газета. 2018 г. № 10. Октябрь.
4 Миссионерская православная газета №10, ОКТЯБРЬ 2018 А К Т У А Л Ь Н О Николай Кузьменко, студент 4 курса Высшей школы народных искусств — Крестный ход — до вольно древнее явление. Актуален ли он вообще в XXI веке? — Мне каж ется, что каждый сам определяет это для себя. Это духов ное мероприятие, а зна чит — один из путей п ри общ ения к Богу и Церкви. Кроме того, это приобщ е ние к русской истории, ведь крестный ход всег да посвящ ается важному событию, в данном слу чае перенесению мощей Александра Невского. Его личность очень важ н а для Санкт-Петербурга. Актуально и потому, что молодых людей как-то надо привлекать к Ц ерк ви. Этот формат хорошо подходит для работы с молодежью. Но есть слож ность: н е многие студенты могут прийти на это м е роприятие, так как у них будут проблемы, если они пропустят пары. Никто не отпускает учащихся, н е смотря на общегородской формат праздника. — Интересно. Ведь гово рят, что студентов наоборот заставляют приходить. — Я знаком с этой и н формацией, тем более, что она происходит из Меж вузовского студенческого городка, в котором я живу. Скажу так. Многие очень удивились, когда про это услышали. К ак все было на самом деле: перед го родком поставили задачу пригласить определен ное количество людей на крестный ход. Далее это поручение передается председателям домов, а они говорят студенческим советам. И проконтроли ровать как и в какой форме эта инф ормация доходит до студентов — невозмож но. И староста, которо му надо было пригласить только по два человека с этажа, довел эту инф орм а цию в приказной форме. Здесь и зародился преце дент. Но общая политика такова, что никто н е м о жет заставить тебя прийти н а такое мероприятие. Тем более у нас нет таких пол номочий. — Как ты сам думаешь, стоит ли обязывать молодых людей посещать такие ме роприятия? Скажем, в целях приобщения к культурным или историческим корням? — Человека к таким ме роприятиям надо готовить. Иначе такие мероприятия, как крестный ход, не будут иметь должного эффекта, если на них людей будут сгонять. Это породит толь ко негативное отношение к традициям и Церкви. Должна быть свобода вы бора. — В твоем окружении знают о таком мероприятии? — В основном, да. Но в учебной среде отнош ение разное. Одногруппники относятся хорошо, все-та к и мы студенты церков но-исторического отделе ния. Это дает о себе знать. Представители админи страции ВУЗа выражают достаточно нейтральное отнош ение, но студентов, кто хочет пойти, не отпу скают. Учеба есть учеба. Сам я сейчас здесь потому, что потом успею на заня тия. — На твой взгляд, в таком массовом крестном ходе есть недоработки? — Я бы отметил одну. На других крестных ходах, где я был, все сначала м о лились за богослужением в храме, а уже потом ш ли на крестный ход. Сегодня храм н е может вместить всех желающих — тех, кто будет участвовать в ш е ствии. Многие собираются только к самому крестно му ходу. Это создает неко торый эфф ект массовки. А ведь здесь главное совсем н е массовость. Крестный ход — это прославление Бога и приурочен он к цер ковному событию. Просто массовое мероприятие — это акт привлечения вни м ания к какой-то пробле ме, а крестный ход — нет. — Но можно молиться в храме. Зачем выходить на улицу и проводить такое ше ствие? — Думаю, в этом есть особый смысл. Ведь в ка ждом храме, в каждой об щ ине есть свои собствен ны е традиции и обычаи. Этим мы различаемся, это нас украшает. Но такое м е роприятие, как крестный ход, способствует объеди нению и свидетельствует о единстве. Иногда нужно чувствовать, что мы одно целое. Марина Василевская, ординатор 1 курса Военно-медицинской академии — Уже несколько лет 12 сентября по Невскому про спекту проходит крестный ход. Ты принимаешь в нем участие? — Впервые я была на крестном ходе по Невско му на четвертом курсе и н ститута. Это был вообще второй крестный ход в моей жизни. Я хотела быть волонтером, помогать в ор ганизации. Тогда для меня было в новинку общение с православной молодежью, потому что я мало знала о каких-то молодежных сообществах в церковной среде. Поэтому такой шаг обещал новый опыт, новых друзей, чувство единения в общем деле. Конечно, еди нение дает Литургия, но ведь крестный ход за пре делами храма, поэтому это другое чувство. — Что побуждает идти вновь и вновь? — Я люблю Петербург. Это мой родной город. И память об Александре Невском для меня важна именно как память о п о кровителе любимого горо да. Поэтому здесь все дело в личном отношении. — А для города крестный ход имеет какое-то значение? — Изначально ведь его причина в том, что мощи Александра Невского были перенесены в Петербург, и он —один из покровителей города. Поэтому возрожде ние традиции такого крест ного хода имеет значение, как для верующих жите лей, так и для духовного воспитания всех горожан. Ведь кто-то может просто оказаться поблизости, уви деть это действие, захотеть спросить, узнать. На моем опыте было такое на ка кой-то крупный праздник. Люди порой приходят, еще н е зная, куда они приш ли и зачем. А ты случайно с ними заговариваешь, и они начинают что-то узнавать. Надеюсь, что это может впоследствии стать пер вым шагом к Церкви. — Но ведь каждый год есть и негативная оценка крестно го хода от части городского сообщества. Что ты об этом думаешь? — Я могу понять лю дей, которые оказываются в проигрышных условиях: нет возможности прое хать по Невскому, сложно пройти пеш ком или зайти в метро. Все имеют право на свое мнение. Но мне кажется, что можно потер петь один денек в году ради таких же жителей города. — За несколько дней до крестного хода в СМИ появи лась информация о том, что студентов заставляют прихо дить на это мероприятие. Ты что-то слышала об этом? Да, слышала, что такое бывает. Н е понимаю , зачем нужно так делать. Помню, мы как-то попали на службу в Кронштадте, и там было много курсантов. Кто чем занимался... Я н а них смо трю и думаю: «Отпустили бы их. Смысл сгонять? Они ведь стоят и мучаются». Я ведь помню , как мне самой было тяжело в начале мое го воцерковления, когда ты стоишь и ничего не п о нимаешь, потому что для тебя это все незнакомо. Я тогда каждые десять минут отвлекалась. Помню фра зу, которую тогда сказала самой себе: «Ты же, когда фильм смотришь 2,5 часа. ты ведь следишь за сутью. Вот и следи». И тогда от нош ение изменилось. Но должно быть добровольное движение твоей души. А если человек сам н е хочет, то какое отношение потом у него будет? Нельзя делать подобное в обязательном порядке и просто ради м ас совости. Вера — это всегда добровольно. Анна Алексашенко, студентка 3 курса Высшей школы печати и медиатехнологий — Аня, ты живешь в Межвузовском студенче ском городке? В СМИ была информация, что студентов заставляют приходить на это мероприятие. Что ты об этом знаешь? — Да, я живу в студго- родкеи, конечно, слышала, что ребят заставляют п ри ходить на крестный ход. У нас эта информация впер вые и появилась. Где-то за м есяц в ВУЗе стали делать рассы лки в беседах кур сов, в группах «ВКонтак те», раздавать брошю рки о крестном ходе. О том, что нас заставляют приходить — это не совсем так. П ро сто, когда старосты дела ли рассылку, неправильно донесли до нас инф орма цию, и все подумали, что обязаны прийти. Так все и начало сь. Это про сто ошибка организаторов. На самом деле, очень пло хо, если людей насильно привлекаю т к таким меро приятиям, потому что это выбор каждого человека: верить или нет, идти или постоять в сторонке или вообще остаться в этот день спать дома. — Если каждый мог сам выбрать — идти или не идти — почему пришла ты? — У меня все просто. Есть межвузовская ассо циация «Покров». У нее разные подразделения, в том числе клуб творческой молодежи. В этом клубе я — заместитель предсе дателя, поэтому и должна присутствовать на этом мероприятии. Кроме того, мне это интересно, пото му что я журналист, люблю фотографировать, а крест ный ход очень массовое мероприятие. — А если церковный праздник совпадет с учеб ным днем, как ты поступишь? — Поеду учиться. Не знаю почему, просто для меня это важнее. И сейчас я немного побуду здесь, а потом поеду в университет на лекции. — Интересно, проявле нием какой стороны жизни города ты видишь крестный ход? Социальной, историче ской, патриотической, рели гиозной или каких-то дру гих? — Думаю, что религиоз ной и духовной сторон, но не патриотической точно, потому что патриотиче ское равно политическое. Вот демонстрация — это политическая сторона. А между ней и крестным хо дом огромная разница. На демонстрации организа торы призывают людей к тем или иным действиям, на плакатах глагольные предписания и призывы, а крестный ход —это воссое динение людей с Богом. Материал с сайта СПбДА Студенты о крестном ходе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz