Миссионерская православная газета. 2018 г. № 7. Июль.

М иссионерская православная газета ПрИХОДЫ № 8 , АВГУСТ 2018 5 М у р м а н с к 28 июля православные хри­ стиане отмечали день Кре­ щения Руси, день памяти равноапостольного вели­ кого князя Владимира. В нашем храме богослужение в Престольный праздник ше, чем забота о подданных. Многие племена были еще на весьма низкой степени нравственного и культурно­ го развития; среди некото­ рых из них обычным было даже «умыкание», то есть человека, может появить­ ся огненное желание знать истинного Бога, а узнав, последовать Ему нераздель­ ным помыслом, до полного перелома всей своей жизни! Теперь, когда мы в оценке Престольный праздник в Князь- Владимирском храме возглавил митрополит Мур­ манский и Мончегорский Симон. Настоятель, протоиерей Виталий Шмидт, произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В середине XI века, когда прошло немного более 50-ти лет от крещения Руси, свя­ той Иларион, Митрополит Киевский, уже тогда святой муж своим проницательным взором видел величие дела святого Владимира и при­ зывал Русь достойно про­ славить его такими словами. Хвалит похвальными гла­ сами римская страна Петра и Павла, ими же вероваша в Иисуса Христа Сына Божия; Асия, Ефес и Патм —Иоан­ на Богослова; Индия славит Фому; Египет — Марка; все страны и грады и людие чтут и славят коегождо их учите­ ля, иже научиша православ­ ной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами великая и дивная сотворшего нашего учителя и наставника, великого кня­ зя Земли нашей, Владими­ ра, внука старого Игоря. Какими же словами и красками сможем выразить то, что сделал для нас святой Владимир, крестив Русь? Вспомним, чем была Русь до Владимира и чем сделалась она после своего крещения святым Владимиром. Вот Русь времен «старо­ го Игоря» или Святослава, отца Владимира. Каждое племя жило своею, обосо­ бленной жизнью. Отдель­ ные роды часто враждовали между собою, мстили друг другу и нередко занимались взаимным самоистреблени­ ем, соблюдая законы крова­ вой мести. Русские князья до Вла­ димира были больше во- ждями-завоевателями, чем отцами и благодетелями своего народа. Походы и добыча их привлекали боль- похищение девушек, чтобы делать их своими женами. Когда мы видим на иконах лик святого кня­ зя Владимира, убеленный сединами, то невольно его дело —принятие христиан­ ства и просвещение народа русского светом Христовой веры — мы приписываем той мудрости, какая обыч­ но сопутствует старости. И значение того перелома жизни, какой произошел в нем после крещения, мы не поймем, если не примем во внимание, что к момен­ ту крещения князю Влади­ миру не было и 30-ти лет. В этом возрасте в человеке царствует тяготение к миру, женолюбию, богатству, сла­ ве, властности — вот чем полна душа, вот что явля­ ется ее идеалом у человека в 30 лет. И мы знаем, что все это владело душой кня­ зя Владимира. И кто бы мог подумать, что в душе еще столь молодой, еще не пре­ сытившейся утехами мира, может возникнуть жажда благочестия, желание жизни воздержанной; что у него, по нашим понятиям, молодого дела Владимирова примем во внимание его молодые годы, то дело его приобрета­ ет в наших глазах иную, выс­ шую оценку, ибо одно дело отречься от мира и пойти за Христом на старости лет, а другое — начать служить Ему в 30 лет. Святой князь Владимир, ища доброго бисера, обрел безценную жемчужину — Христа. И как евангельский купец, найдя поле с зарытым в нем сокровищем, продает все, что имеет, и покупает поле то, так и князь Вла­ димир, обретши Христа, оставил языческую жизнь со всеми ее утехами. Зер­ но христианской веры он положил и в душу русского народа, положил, как заква­ ску, которая постепенно, на протяжении вот уже более 1000 лет, заквашивает нашу жизнь идеалами христиан­ ства. Мы любим историческую Россию называть Святою Русью не потому, что она в действительности была та­ кова, не потому, что русский народ весь целиком и всегда стремился к святости. На­ против, мы знаем такие мо­ менты в нашей истории, как лихолетье 17-го века, или как новое лихолетье наших дней, вызванное глубоким и длительным потемнением в нашей душе святорусского идеала. Но одно то, что наш народ, поддавшись соблаз­ ну пожить чисто мирской, грешной жизнью, без Бога, с желанием не знать никаких моральных ограничений, и испытав всю горечь такой жизни и неудовлетворен­ ность ею, снова возвращает­ ся ко Христу, к тому бисеру, который он променял было на обещанную ему сытую жизнь —это одно показыва­ ет, как глубоко князь Влади­ мир заложил в русскую душу образ Христов. Принимая Христиан­ скую православную веру, Владимир знал, что прини­ мает самую трудную из трех предложенных ему религий. Летописцы сообщают, что он очень долго исследовал, прежде чем решиться при­ нять одну из них. Он знал, что Христианская религия есть путь Креста, и что этот путь означает, прежде все­ го, разрыв со своим дурным прошлым, с обрывками ста­ рых привычек, со своей ста­ рой душой. Знал он также и то, что не достаточно ста­ щить Перуна веревками с Киевских холмов и утопить его в Днепре, но что, кроме того, он сам, и каждый из его подданных должен вы­ бросить всех идолов из сво­ ей души. На это он решился и это он сделал с величай­ шим успехом. Святой князь Владимир великое духовное богатство даровал народу своему, наш долг позаботиться о том, чтобы оно не уходило от нас, а чтобы оно закреплялось, как наше, именно наше, бо­ гатство. Для этого нужно хо­ рошо понять и запомнить, что всякая перемена к добру должна начаться изнутри, а внешнее потом появит­ ся. Если же думать только о внешних переменах, то не получится ничего, ибо тогда, по существу, человек будет работать над пустым местом. Сам Господь Иисус Христос когда-то сказал фа­ рисеям: «Сначала позаботь­ тесь о внутреннем, его пере­ чистите, а когда оно будет в порядке, тогда и внешнее будет чистым». Так и нам до­ рогие братья и сестры нужно заботиться в первую очередь не о внешней жизни, а о на­ шей внутренней, личной жизни. Ибо всякая переме­ на к добру, которую ждет от нас Господь наш и Спа­ ситель, должна начинаться изнутри, в работе человека над самим собой. Когда это будет, тогда Господь благо­ словит, ущедрит и внешнее исправит. И если мы, хотя бы с се­ годняшнего дня, решим уго­ ждать Богу во всем, ничем не огорчать Его, то такое решение было бы лучшим нашим подарком святому князю Владимиру в день его праздника. Аминь». (По проповеди прот. Виктора Ильенко) О. В. АРТЕМЕНКО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz