Миссионерская православная газета. 2018 г. № 7. Июль.
М иссионерская православная газета ПрИХОДЫ № 8 , АВГУСТ 2018 5 М у р м а н с к 28 июля православные хри стиане отмечали день Кре щения Руси, день памяти равноапостольного вели кого князя Владимира. В нашем храме богослужение в Престольный праздник ше, чем забота о подданных. Многие племена были еще на весьма низкой степени нравственного и культурно го развития; среди некото рых из них обычным было даже «умыкание», то есть человека, может появить ся огненное желание знать истинного Бога, а узнав, последовать Ему нераздель ным помыслом, до полного перелома всей своей жизни! Теперь, когда мы в оценке Престольный праздник в Князь- Владимирском храме возглавил митрополит Мур манский и Мончегорский Симон. Настоятель, протоиерей Виталий Шмидт, произнес проповедь: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В середине XI века, когда прошло немного более 50-ти лет от крещения Руси, свя той Иларион, Митрополит Киевский, уже тогда святой муж своим проницательным взором видел величие дела святого Владимира и при зывал Русь достойно про славить его такими словами. Хвалит похвальными гла сами римская страна Петра и Павла, ими же вероваша в Иисуса Христа Сына Божия; Асия, Ефес и Патм —Иоан на Богослова; Индия славит Фому; Египет — Марка; все страны и грады и людие чтут и славят коегождо их учите ля, иже научиша православ ной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами великая и дивная сотворшего нашего учителя и наставника, великого кня зя Земли нашей, Владими ра, внука старого Игоря. Какими же словами и красками сможем выразить то, что сделал для нас святой Владимир, крестив Русь? Вспомним, чем была Русь до Владимира и чем сделалась она после своего крещения святым Владимиром. Вот Русь времен «старо го Игоря» или Святослава, отца Владимира. Каждое племя жило своею, обосо бленной жизнью. Отдель ные роды часто враждовали между собою, мстили друг другу и нередко занимались взаимным самоистреблени ем, соблюдая законы крова вой мести. Русские князья до Вла димира были больше во- ждями-завоевателями, чем отцами и благодетелями своего народа. Походы и добыча их привлекали боль- похищение девушек, чтобы делать их своими женами. Когда мы видим на иконах лик святого кня зя Владимира, убеленный сединами, то невольно его дело —принятие христиан ства и просвещение народа русского светом Христовой веры — мы приписываем той мудрости, какая обыч но сопутствует старости. И значение того перелома жизни, какой произошел в нем после крещения, мы не поймем, если не примем во внимание, что к момен ту крещения князю Влади миру не было и 30-ти лет. В этом возрасте в человеке царствует тяготение к миру, женолюбию, богатству, сла ве, властности — вот чем полна душа, вот что явля ется ее идеалом у человека в 30 лет. И мы знаем, что все это владело душой кня зя Владимира. И кто бы мог подумать, что в душе еще столь молодой, еще не пре сытившейся утехами мира, может возникнуть жажда благочестия, желание жизни воздержанной; что у него, по нашим понятиям, молодого дела Владимирова примем во внимание его молодые годы, то дело его приобрета ет в наших глазах иную, выс шую оценку, ибо одно дело отречься от мира и пойти за Христом на старости лет, а другое — начать служить Ему в 30 лет. Святой князь Владимир, ища доброго бисера, обрел безценную жемчужину — Христа. И как евангельский купец, найдя поле с зарытым в нем сокровищем, продает все, что имеет, и покупает поле то, так и князь Вла димир, обретши Христа, оставил языческую жизнь со всеми ее утехами. Зер но христианской веры он положил и в душу русского народа, положил, как заква ску, которая постепенно, на протяжении вот уже более 1000 лет, заквашивает нашу жизнь идеалами христиан ства. Мы любим историческую Россию называть Святою Русью не потому, что она в действительности была та кова, не потому, что русский народ весь целиком и всегда стремился к святости. На против, мы знаем такие мо менты в нашей истории, как лихолетье 17-го века, или как новое лихолетье наших дней, вызванное глубоким и длительным потемнением в нашей душе святорусского идеала. Но одно то, что наш народ, поддавшись соблаз ну пожить чисто мирской, грешной жизнью, без Бога, с желанием не знать никаких моральных ограничений, и испытав всю горечь такой жизни и неудовлетворен ность ею, снова возвращает ся ко Христу, к тому бисеру, который он променял было на обещанную ему сытую жизнь —это одно показыва ет, как глубоко князь Влади мир заложил в русскую душу образ Христов. Принимая Христиан скую православную веру, Владимир знал, что прини мает самую трудную из трех предложенных ему религий. Летописцы сообщают, что он очень долго исследовал, прежде чем решиться при нять одну из них. Он знал, что Христианская религия есть путь Креста, и что этот путь означает, прежде все го, разрыв со своим дурным прошлым, с обрывками ста рых привычек, со своей ста рой душой. Знал он также и то, что не достаточно ста щить Перуна веревками с Киевских холмов и утопить его в Днепре, но что, кроме того, он сам, и каждый из его подданных должен вы бросить всех идолов из сво ей души. На это он решился и это он сделал с величай шим успехом. Святой князь Владимир великое духовное богатство даровал народу своему, наш долг позаботиться о том, чтобы оно не уходило от нас, а чтобы оно закреплялось, как наше, именно наше, бо гатство. Для этого нужно хо рошо понять и запомнить, что всякая перемена к добру должна начаться изнутри, а внешнее потом появит ся. Если же думать только о внешних переменах, то не получится ничего, ибо тогда, по существу, человек будет работать над пустым местом. Сам Господь Иисус Христос когда-то сказал фа рисеям: «Сначала позаботь тесь о внутреннем, его пере чистите, а когда оно будет в порядке, тогда и внешнее будет чистым». Так и нам до рогие братья и сестры нужно заботиться в первую очередь не о внешней жизни, а о на шей внутренней, личной жизни. Ибо всякая переме на к добру, которую ждет от нас Господь наш и Спа ситель, должна начинаться изнутри, в работе человека над самим собой. Когда это будет, тогда Господь благо словит, ущедрит и внешнее исправит. И если мы, хотя бы с се годняшнего дня, решим уго ждать Богу во всем, ничем не огорчать Его, то такое решение было бы лучшим нашим подарком святому князю Владимиру в день его праздника. Аминь». (По проповеди прот. Виктора Ильенко) О. В. АРТЕМЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz