Миссионерская православная газета. 2018 г. № 7. Июль.

6 Миссионерская православная газета №7, ИЮЛЬ 2018 М Н Е Н И Е НЕПРИЯТНОЕ слово, рез­ кое. Однако точное. Об этом не принято говорить и писать, это стыдно и непри­ лично, наоборот, — приня­ то всеми силами, айфона- ми, фильтрами и соцсетями создавать имидж успешного и состоятельного человека, у которого «все хорошо». Вот фотки из Чехии, вот — Таиланд, а это мы недавно в Финку за продуктами сго­ няли... Одна тонкость: попро­ буйте позвонить владельцу такого аккаунта и одолжить у него денег. В ответ что бу­ дет? Именно. «Денег сейчас нет», «время такое» и т.п. Одна из самых восхити­ тельных причин отказа дать в долг пару тысяч рублей была только что купленная за 250 тысяч шуба. Если честно, я просто за­ видую. Тожетак хочу. Очень. И в Чехию, и на юг. И жене шубу «в пол», себе машину большую, а семье квартиру в Пушкине. Одна проблема, я нище­ брод. Чтобы сразу опреде­ литься с термином: в моем понимании «нищеброд» — это когда много лет не по­ купал никакой мебели и бытовой техники (включая настольные лампы), никуда не ездил отдыхать; когда по­ стоянные долги по ЖКХ (и не потому что «забыл» или «времени нет»); когда две тысячи, подаренные родите­ лями жены, —ощутимая по­ мощь семейному бюджету; когда уже нет денег на кре­ дитных картах (в которыеда­ вал себетвердое обещание не залезать без крайней нужды) и звонишь знакомым одол­ жить тысячу на продукты, а у них тоже нет. Причем у этих —реально нет, потому что они тоже — нищеброды. И вот тут интересную закономерность я заметил. Те, у кого денег нет, но есть инстаграм с Таиландом и шуба, — неправославные. А вот те, которые и дали бы эту несчастную тысячу, да у самих нет, — православ­ ные. В чем тут дело? Лично во мне и конкретно в моем православном окружении, а в других приходах дела обстоят по-другому? Или в том, что миром правит князь тьмы, который злит­ ся на нас, детей света, и пе­ рекрывает нам кислород? А может, вера во Христа и до­ статок несовместимы? Мо­ жет, это сам Господь, гото­ вя нас к Своему Царствию. денег не дает, потому что видит, что с тугим кошель- ком мы в игольное ушко не пролезем? Есть у меня один право­ славный знакомый, у ко­ торого многодетная семья и которому очень нужны деньги. Это не я придумал, он сам об этом постоянно говорит. Так вот, однажды я хотел перевести ему деньги на карточку. Он сказал, что у него карточки нет, потому что она ему не нужна. Как не нужна, удивился я, вот, я хочу дать тебе деньги, у меня нет наличности, и я технически не могу это сде­ лать?! Тут я вспомнил свои 11 лет в храме. Была ли у меня такая «карточка», куда Бог мог бы перевести мне день­ ги? Опа. Во всяком случае, первые годы воцерковления —точно не было. Тогда храм стал для меня отличным местом, чтобы прятаться от Бога. Прятаться от ре­ альности, ответственности, других людей и самого себя. От света, на котором были слишком заметны мои бо­ лячки. Я убежал в сумрак храма, со всех сторон об­ ложившись книжками, иконами, молитвословами и акафистами. Я отрастил волосы и спрятался за боро­ дой. Я одевался как чмо — но меня это не беспокоило, наоборот, в этом был подвиг и вызов бессмысленному блеску мишуры погибаю­ щего мира. К чему тратить время, внимание и деньги на внешний вид — это ведь не главное. Я отлично себя чувствовал среди таких же, как я, неухоженных и не­ красивых людей. Некра­ сивых — не в смысле осо­ бенностей строения тела, черт лица или физических дефектов, нет! Я имею в виду нечесаные волосы, серо-коричневую одежду не по размеру и такое же выражение лица. Я думал, это такой культурный код, в котором зашит суровый и бескомпромиссный выбор между православием и ан- типерспирантом. Тогда, 11лет назад, у меня все было плохо, я остался без денег, друзей, работы и здоровья, зато с долгами, больными детьми и браком на грани развода. Я был на дне. А в храме я сразу на­ шел объяснение всем своим проблемам! Боль и злоба, обида на весь мир и чувство собственной исключитель­ ности —все сразу же встало на свои места. Ну конечно! Миром правит сатана, вот почему у меня ничего не получилось! «Злато —зло», успех, достаток и радость не для меня, блаженны изгнан­ ные, нищие и плачущие! Мои трусость и угодниче­ ство оказались «кротостью и смирением», а лень и без­ ответственность — «дове­ рием Богу». Мне очень по­ нравилось «не заботиться и не печься», а особенно — «само приложится». Это так удобно: оставить дома жену с детьми и пойти молиться Богу! Так просто — оправ­ дывать свои неудачи цита­ тами из святых отцов, так уютно — надеть наушники с лекциями и проповедями, чтобы не слышать того, что творится вокруг. Пусть жена ест капусту (по праздникам — морскую, в ней много йода) — здоровее будет, а дети играют деревянными кубиками, ведь мониторы компьютеров — это окна в ад! Реально, это очень удоб­ но. А еще отличная тема — когда другие меня просят что-то сделать бесплатно. Мне это всегда проще, чем зарабатывать деньги или потрудиться дома. Тут я по­ лучаю многоуровневую вы­ году. Во-первых, поднимаю самооценку и чувствую себя нужным. Во-вторых, нет от­ ветственности: сделал, как смог, и в такие сроки, как получилось. А самое глав­ ное — я делаю богоугодное дело, занимаюсь «благотво­ рительностью», «помощью ближнему» или «служени­ ем». В общем, спасаюсь. Не то что эти, которые в Бога не верят и деньги зараба­ тывают. Впрочем, «спаси Господи, я, в отличие от не­ которых, не горжусь и ни­ кого не осуждаю». А семья. О ней Бог позаботится. Мы ж —л и л и и . Мы —се­ мья лилий, так что не парь­ тесь и радуйтесь, и пусть нам сам царь Соломон завидует. Так прошло несколько лет, пока до меня не стало до­ ходить, что это —нечестно. Что если я отдал Богу свою жизнь, то она уже мне не принадлежит, и я просто не имею права так беспеч­ но относиться к Хозяйско­ му добру, так по-цыгански разбазаривать свои ресур­ сы! Теперь это уже не мое время, не мои тело, лицо, здоровье, таланты и силы! Я отдал Богу свою жизнь, а Он вручил мне се­ мью и весь мир, чтобы я о них позаботился. И если в этом мире существует такая энергия, как деньги, то мое смирение будет заключать­ ся в том, чтобы принять ре­ альность такой, какая она есть, вместе с материальной средой и товарно-денежны­ ми отношениями. Может быть, стоит на­ браться мужества и сказать «нет» очередной бесплат­ ной работе и «благотво­ рительности» и сотворить что-нибудь за деньги? Мо­ жет, стоит иногда пропу­ стить Мариино стояние, постояв это время вместо жены у раковины и плиты? Может быть, пора позабо­ титься о своем (впрочем, теперь уже Божием) здо­ ровье, заняться спортом и выступить на соревновани­ ях, прославляя Бога и Его могущество? Может быть, мне стоит приходить в храм красивым и нарядным? Раз­ ве я имею право проявлять неуважение к той красоте, которой меня, как и каж­ дого человека, одарил Сам Бог? Теперь это уже моя ответственность — эту кра­ соту обнаружить, отмыть, отогреть и принести в храм, чтобы благодарить Творца. А потом нести дальше, что­ бы те дети Божии, которые пока в стране далече, смог­ ли увидеть в моих глазах Вифлеемский свет и поско­ рее вернуться домой. Уверен, мой Вифлеем­ ский свет найдет себе пре­ красное выражение не толь­ ко в сиянии глаз, добром слове, сердечном тепле и молитве, но и в купюре, которую я дам батюшке, и в материальной помощи, которую смогу оказать тем, кто в ней нуждается, и в паре красивых теплых зимних сапог, которые вместо оче­ редного платка получит моя дорогая и любимая жена на Рождество. В общем, мое новона­ чальное отношение к мате­ риальным ценностям изме­ нилось. Я стал уважать деньги. Правда, статус пока остался прежним — нищеброд. Уже не такой лютый, как рань­ ше, но тем не менее. Се­ годня я учусь этого не стес­ няться, потому что со своей стороны честно делаю все возможное, чтобы моя се­ мья жила в достатке. А уж как получится — знает только Бог. Ему вид­ нее, что и когда мне нужно. Возможно, Он так и не бла­ гословит меня богатством. Возможно, Он считает, что я и так богат, от слова «Бог», и что достаточно для меня Его благодати — ведь Он уже дал мне любимую и любящую красавицу-жену, троих чудесных детей, здо­ ровье, любимое дело и воз­ можность высыпаться. И если бы передо мной встал выбор — ни один из выше­ перечисленных даров я не променял бы ни на какие деньги. А нищебродство. Боже, если не дашь мне денег, тогда, пожалуйста, дай мне смирение воспринимать их отсутствие как Твое благо­ словение, Твой дар и Твою любовь! Хотя, конечно, очень хочется к морю и большой телевизор. А н д р е й К УЗН ЕЦ О В Я — нищеброд!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz