Миссионерская православная газета. 2018 г. № 7. Июль.
6 Миссионерская православная газета №7, ИЮЛЬ 2018 М Н Е Н И Е НЕПРИЯТНОЕ слово, рез кое. Однако точное. Об этом не принято говорить и писать, это стыдно и непри лично, наоборот, — приня то всеми силами, айфона- ми, фильтрами и соцсетями создавать имидж успешного и состоятельного человека, у которого «все хорошо». Вот фотки из Чехии, вот — Таиланд, а это мы недавно в Финку за продуктами сго няли... Одна тонкость: попро буйте позвонить владельцу такого аккаунта и одолжить у него денег. В ответ что бу дет? Именно. «Денег сейчас нет», «время такое» и т.п. Одна из самых восхити тельных причин отказа дать в долг пару тысяч рублей была только что купленная за 250 тысяч шуба. Если честно, я просто за видую. Тожетак хочу. Очень. И в Чехию, и на юг. И жене шубу «в пол», себе машину большую, а семье квартиру в Пушкине. Одна проблема, я нище брод. Чтобы сразу опреде литься с термином: в моем понимании «нищеброд» — это когда много лет не по купал никакой мебели и бытовой техники (включая настольные лампы), никуда не ездил отдыхать; когда по стоянные долги по ЖКХ (и не потому что «забыл» или «времени нет»); когда две тысячи, подаренные родите лями жены, —ощутимая по мощь семейному бюджету; когда уже нет денег на кре дитных картах (в которыеда вал себетвердое обещание не залезать без крайней нужды) и звонишь знакомым одол жить тысячу на продукты, а у них тоже нет. Причем у этих —реально нет, потому что они тоже — нищеброды. И вот тут интересную закономерность я заметил. Те, у кого денег нет, но есть инстаграм с Таиландом и шуба, — неправославные. А вот те, которые и дали бы эту несчастную тысячу, да у самих нет, — православ ные. В чем тут дело? Лично во мне и конкретно в моем православном окружении, а в других приходах дела обстоят по-другому? Или в том, что миром правит князь тьмы, который злит ся на нас, детей света, и пе рекрывает нам кислород? А может, вера во Христа и до статок несовместимы? Мо жет, это сам Господь, гото вя нас к Своему Царствию. денег не дает, потому что видит, что с тугим кошель- ком мы в игольное ушко не пролезем? Есть у меня один право славный знакомый, у ко торого многодетная семья и которому очень нужны деньги. Это не я придумал, он сам об этом постоянно говорит. Так вот, однажды я хотел перевести ему деньги на карточку. Он сказал, что у него карточки нет, потому что она ему не нужна. Как не нужна, удивился я, вот, я хочу дать тебе деньги, у меня нет наличности, и я технически не могу это сде лать?! Тут я вспомнил свои 11 лет в храме. Была ли у меня такая «карточка», куда Бог мог бы перевести мне день ги? Опа. Во всяком случае, первые годы воцерковления —точно не было. Тогда храм стал для меня отличным местом, чтобы прятаться от Бога. Прятаться от ре альности, ответственности, других людей и самого себя. От света, на котором были слишком заметны мои бо лячки. Я убежал в сумрак храма, со всех сторон об ложившись книжками, иконами, молитвословами и акафистами. Я отрастил волосы и спрятался за боро дой. Я одевался как чмо — но меня это не беспокоило, наоборот, в этом был подвиг и вызов бессмысленному блеску мишуры погибаю щего мира. К чему тратить время, внимание и деньги на внешний вид — это ведь не главное. Я отлично себя чувствовал среди таких же, как я, неухоженных и не красивых людей. Некра сивых — не в смысле осо бенностей строения тела, черт лица или физических дефектов, нет! Я имею в виду нечесаные волосы, серо-коричневую одежду не по размеру и такое же выражение лица. Я думал, это такой культурный код, в котором зашит суровый и бескомпромиссный выбор между православием и ан- типерспирантом. Тогда, 11лет назад, у меня все было плохо, я остался без денег, друзей, работы и здоровья, зато с долгами, больными детьми и браком на грани развода. Я был на дне. А в храме я сразу на шел объяснение всем своим проблемам! Боль и злоба, обида на весь мир и чувство собственной исключитель ности —все сразу же встало на свои места. Ну конечно! Миром правит сатана, вот почему у меня ничего не получилось! «Злато —зло», успех, достаток и радость не для меня, блаженны изгнан ные, нищие и плачущие! Мои трусость и угодниче ство оказались «кротостью и смирением», а лень и без ответственность — «дове рием Богу». Мне очень по нравилось «не заботиться и не печься», а особенно — «само приложится». Это так удобно: оставить дома жену с детьми и пойти молиться Богу! Так просто — оправ дывать свои неудачи цита тами из святых отцов, так уютно — надеть наушники с лекциями и проповедями, чтобы не слышать того, что творится вокруг. Пусть жена ест капусту (по праздникам — морскую, в ней много йода) — здоровее будет, а дети играют деревянными кубиками, ведь мониторы компьютеров — это окна в ад! Реально, это очень удоб но. А еще отличная тема — когда другие меня просят что-то сделать бесплатно. Мне это всегда проще, чем зарабатывать деньги или потрудиться дома. Тут я по лучаю многоуровневую вы году. Во-первых, поднимаю самооценку и чувствую себя нужным. Во-вторых, нет от ветственности: сделал, как смог, и в такие сроки, как получилось. А самое глав ное — я делаю богоугодное дело, занимаюсь «благотво рительностью», «помощью ближнему» или «служени ем». В общем, спасаюсь. Не то что эти, которые в Бога не верят и деньги зараба тывают. Впрочем, «спаси Господи, я, в отличие от не которых, не горжусь и ни кого не осуждаю». А семья. О ней Бог позаботится. Мы ж —л и л и и . Мы —се мья лилий, так что не парь тесь и радуйтесь, и пусть нам сам царь Соломон завидует. Так прошло несколько лет, пока до меня не стало до ходить, что это —нечестно. Что если я отдал Богу свою жизнь, то она уже мне не принадлежит, и я просто не имею права так беспеч но относиться к Хозяйско му добру, так по-цыгански разбазаривать свои ресур сы! Теперь это уже не мое время, не мои тело, лицо, здоровье, таланты и силы! Я отдал Богу свою жизнь, а Он вручил мне се мью и весь мир, чтобы я о них позаботился. И если в этом мире существует такая энергия, как деньги, то мое смирение будет заключать ся в том, чтобы принять ре альность такой, какая она есть, вместе с материальной средой и товарно-денежны ми отношениями. Может быть, стоит на браться мужества и сказать «нет» очередной бесплат ной работе и «благотво рительности» и сотворить что-нибудь за деньги? Мо жет, стоит иногда пропу стить Мариино стояние, постояв это время вместо жены у раковины и плиты? Может быть, пора позабо титься о своем (впрочем, теперь уже Божием) здо ровье, заняться спортом и выступить на соревновани ях, прославляя Бога и Его могущество? Может быть, мне стоит приходить в храм красивым и нарядным? Раз ве я имею право проявлять неуважение к той красоте, которой меня, как и каж дого человека, одарил Сам Бог? Теперь это уже моя ответственность — эту кра соту обнаружить, отмыть, отогреть и принести в храм, чтобы благодарить Творца. А потом нести дальше, что бы те дети Божии, которые пока в стране далече, смог ли увидеть в моих глазах Вифлеемский свет и поско рее вернуться домой. Уверен, мой Вифлеем ский свет найдет себе пре красное выражение не толь ко в сиянии глаз, добром слове, сердечном тепле и молитве, но и в купюре, которую я дам батюшке, и в материальной помощи, которую смогу оказать тем, кто в ней нуждается, и в паре красивых теплых зимних сапог, которые вместо оче редного платка получит моя дорогая и любимая жена на Рождество. В общем, мое новона чальное отношение к мате риальным ценностям изме нилось. Я стал уважать деньги. Правда, статус пока остался прежним — нищеброд. Уже не такой лютый, как рань ше, но тем не менее. Се годня я учусь этого не стес няться, потому что со своей стороны честно делаю все возможное, чтобы моя се мья жила в достатке. А уж как получится — знает только Бог. Ему вид нее, что и когда мне нужно. Возможно, Он так и не бла гословит меня богатством. Возможно, Он считает, что я и так богат, от слова «Бог», и что достаточно для меня Его благодати — ведь Он уже дал мне любимую и любящую красавицу-жену, троих чудесных детей, здо ровье, любимое дело и воз можность высыпаться. И если бы передо мной встал выбор — ни один из выше перечисленных даров я не променял бы ни на какие деньги. А нищебродство. Боже, если не дашь мне денег, тогда, пожалуйста, дай мне смирение воспринимать их отсутствие как Твое благо словение, Твой дар и Твою любовь! Хотя, конечно, очень хочется к морю и большой телевизор. А н д р е й К УЗН ЕЦ О В Я — нищеброд!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz