Миссионерская православная газета. 2018 г. № 7. Июль.
В Е Ч Н А Я П А М Я Т Ь Миссионерская православная газета №7, ИЮЛЬ 2018 К С Т О Л Е Т И Ю Р А С С Т Р Е Л А Г О С У Д А Р Я Н И К О Л А Я II И Е Г О С Е М Ь И 17 июля этого года Русская Православная Церковь и вся Россия отметили столетие со дня расстрела мученика Государя Н иколая Второго. Ранним утром в Екатеринбурге в доме Ипатьева 1 7 июля 1918 года были убиты без всякой вины, без суда Помазанник Божий, Император Н иколай Александрович, его тяжело больной сын 13-ти лет, Наследник Алексей Николаевич, дочери царя —Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия Николаевны, царица Александра Федоровна и царские слуги. Русская Православная Церковь прославила царскую семью в лике святых в 2000 году. Православный русский царь Сначала мало кто имел подробные и правдивые сведения о жизни и дея тельности Государя, хотя и были материалы по кано низации. Сегодня мы все больше и больше приходим к мысли, что Государь был не только страстотерпцем по перенесенным страда ниям, но и праведником в течение всей своей земной жизни, непонятым, отвер гнутым, оклеветанным и убитым. Смирение и мужество проявил царь в трагиче ский период своей жизни, молясь Богу за врагов, за Россию и свою семью. Крепкое упование на Бога и непоколебимую веру проявила царская семья и под арестом в Царском селе, и в Тобольске, и в Ека теринбурге. Это тоже была война, но только духовная. И они победили в этой бит ве, получив от Христа вен цы мучеников. Последнюю службу для царской семьи совершил священник Иоанн Сторо- жев, он оставил в эмигра ции воспоминания об этих событиях: «Впереди за ар кой уже находилась Алек сандра Федоровна с двумя дочерьми и Алексеем Ни колаевичем, который сидел в кресле-каталке, одетый в куртку, как мне показалось, с матросским воротником. Он был бледен, но уже не так, как при первом моем служении, вообще глядел бодрее. Более бодрый вид имела и Александра Федо ровна, одетая в то же пла тье, как и 20 мая (старого стиля). Что касается Нико лая Александровича, то на нем был такой же костюм, что и в первый раз. Только я как-то не могу ясно себе представить, был ли на этот раз на груди его Георгиев ский крест. Татьяна Нико лаевна, Ольга Николаевна, Анастасия Николаевна и Мария Николаевна были одеты в черные юбки и бе лые кофточки. Волосы у них на голове (помнится, у всех одинаково) подросли и теперь доходили сзади до уровня плеч. Мне показалось, что как Николай Александрович, так и все его дочери на этот раз были — я не скажу: в угнетении духа, но все же производили впечатление как бы утомленных. Члены семьи Романовых и на этот раз разместились во время богослужения так же, как и 20 мая. Только теперь крес ло Александры Федоровны стояло рядом с креслом Алексея Николаевича — дальше от арки, несколько позади него; позади Алек сея Николаевича стала Татьяна Николаевна (она потом подкатила его крес ло, когда после богослуже ния они прикладывались к Кресту), Ольга Николаевна и, кажется (я не запомнил, которая именно), Мария Николаевна. Анастасия Николаевна стояла около Николая Александровича, занявшего обычное место у правой от арки стены. За аркой в зале стояли доктор Боткин, девушка и трое слуг: высокого роста, другой — низенький, пол ный и третий — молодой мальчик. В зале у того же дальнего угольного окна стоял Юровский. Больше за богослужением в этих ком натах никого не было. По чину обедницы поло жено в определенном месте прочесть молитву «Со Свя тыми упокой». Почему-то на этот раз диакон вместо прочтения запел эту молит ву, стал петь и я, несколько смущенный таким отсту плением от устава, но едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади меня члены семьи Романовых опустились на колени... После богослужения все приложились к Св. Кресту, причем Николаю Алексан дровичу и Александре Ф е доровне о. диакон вручил по просфоре. (Согласие Юровского было заблаго временно дано.) Когда я выходил и шел очень близко от бывших Великих княжон, мне по слышалось едва уловимое слово: «Благодарю», не ду маю, чтобы это мне только показалось. Молча мы дошли с о. диаконом до здания Ху дожественной школы, и здесь вдруг диакон сказал мне: «Знаете, о. протоие рей, у них там что-то случи лось». Так как в этих словах о. диакона было некоторое подтверждение вынесенно го мною впечатления, то я даже остановился и спро сил, почему он так думает. «Да, так, — говорит дья кон, — они все какие-то другие точно, даже и не поет никто». А надо сказать, что действительно за богослу жением 1(14) июля впервые никто из семьи Романо вых не пел вместе с нами» (Н. А. Соколов. Убийство царской семьи)». В материалах, собран ных для канонизации цар ской семьи скупо и сжато говорится о кровавой рас праве над ними. Но и от этих строк душа содрогается: «В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и по этому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оде лись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алек сея Николаевича, у осталь ных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе Государыни в комна ту принесли два стула, на них положили подушки, прине сенные Великими княжнами и Анной Демидовой. На сту льях разместились Государы ня и Алексей Николаевич. Го сударь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разме стились в разных частях ком наты и приготовились долго ждать — они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убий цы. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по поста новлению Уральского област ного совета вы будете рас стреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, ска зав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстре лил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти од новременно начали стрелять все остальные — каждый за ранее знал свою жертву. Убедившись, что их жерт вы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценно сти. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наго тове грузовик — шум его мо тора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние...» (Московские епархиальные ведомости. 2000. №10-11. С. 20-33). Русские в эмиграции мог ли вполне свободно служить панихиды по царской семье, а в советской России в 1920- е и 1930 - е годы священников. совершивших панихиду по Государю, чаще всего ожидал расстрел. Великий светиль ник Православной Церкви, святитель Иоанн (Макси мович) в слове на панихиде по царской семье в Америке сказал: «Расчетливая злоба сделала свое дело: она отде лила Россию от своего Царя и в страшную минуту во Пско ве он остался один. Близких нет. Были преданные, но и их не допустили. Страшная оставленность Царя... Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любя щего Россию больше своей жизни. Видя это и в наде жде, что его самоумаление успокоит и смирит разбу шевавшиеся страсти народ ные, Государь отрекается от Престола. Но страсть ни когда не успокаивается, до стигнув желанного, — она разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Го сударя. Остальные молчали. Последовал арест Государя и дальнейшие события были неизбежны. Если оставить человека в клетке со зверь ми, то рано или поздно они его растерзают. Государь был убит, и Россия молча ла. Не раздалось ни возму щения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русско го народа, совершенный в день св. Андрея Критского, творца Великого покаянно го канона, читаемого Вели ким постом... Под сводом Екатерин бургского подвала был убит Повелитель Руси, лишен ный людским коварством Царского венца, но не ли шенный Божией правдой священного миропомаза ния». Государь Николай Вто рой отличался исконно рус ским благочестием. Даже сына, Наследника Пре стола он вымолил у Бога, участвуя в прославлении преподобного Серафима Саровского в 1903 году в ав густе, в Сарове он вместе с Великими Князьями нес на своих плечах гроб с мощами Преподобного. Через год, в августе 1904 у царя родился сын, Алексей. В этом году в Екатерин бурге прошел традицион ный крестный ход памяти царственных мучеников. В храмах молились, дома у иконы царской семьи зате плили свечу. Душа русского человека понемногу ожива ет. Наш город был основан по указу Николая Второго в 1916 году как Романов- на-Мурмане. В 2016 году на праздник Преображения к нам приезжал Патриарх Кирилл и при участии ми трополита Мурманского и Мончегорского Симона, губернатора Марины Васи льевны Ковтун совершил закладку Преображенского собора. Мурманчане, как и все русские люди, молятся Богу и православному рус скому царю Николаю. Мы надеемся, что по молитвам царственных мучеников Го сподь даст нам возможность начать и окончить святое дело возведения Преобра женского кафедрального собора. Верим, что со вре менем в Мурманске будет построен храм в честь осно вателя города, святого му ченика царя Николая. Галина СИ РО ТИ Н СКАЯ , ж ур н а л и ст Вв е д е н ско го храм а, М урманск
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz