Миссионерская православная газета. 2018 г. № 5. Май.
Миссионерская православная газета №5, МАЙ 2018 П У Т Е Ш Е С Т В И Е В глухих лесах Карелии разлита благодать Виктория Л ИПИ Н СКАЯ Ф ото М арии П однебесниковой ВЫПУСКНИКИ Воскрес ной школы храма Благовеще ния Пресвятой Богородицы г. Колы вместе с родителями побывали в паломнической поездке в карельском Свя- то-Преображенском Важе- озерском монастыре. Воз главил группу из 16 человек директор Воскресной школы протоиерей Алексий Карпов. Из трёхдневной поездки дети и взрослые вернулись про светлёнными, отдохнувшими душой и полными впечат лений. Конечно, наши па ломники не ходили пешком за тридевять земель, как их предки делали. Им довелось странствовать в комфортном вагоне поезда, а затем на со временном автобусе, но все же в пути пришлось преодо- левать трудности, благодаря которым любое путешествие становится незабываемым. В Петрозаводске группу встретила Наталья Мура шова, сотрудница Духов но-просветительского пра вославного центра во имя прп. Александра Свирского Петрозаводской и Карель ской епархии. Прямо с вок зала ребята и взрослые, по- трапезничав, отправились на экскурсию по святым местам Петрозаводска. Наши па ломники побывали в двух со борах: Кафедральном соборе во имя Александра Невского и соборе во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Оба собора поразили детей красотой и величием. — Мы приложились к мо щам преподобного Елисея Сумского, Соловецкого чу дотворца, помолились перед иконами, одна из которых, икона Божией Матери «Уто ли мои печали», была ос вящена святым праведным Иоанном Кронштадтским, увидели Поклонный крест, воздвигнутый в 1725 году в память последнего пребыва ния императора Петра Вели кого на Олонецких заводах. И сделали много фотографий на память, - рассказал вы пускник Воскресной школы Алексей Дежин. — Перед поездкой мы долго размышляли, куда нам отправиться, — вспоминает завуч Воскресной школы Яна Петрова. —Выбирали между Санкт-Петербургом и Каре лией. И я думаю, мы сделали верный выбор. Санкт-Петер бург с его святынями досту пен для паломников — туда легко добраться и самим ор ганизовать поездку по свя тым местам. А в Карелии нас ждал Свято-Преображенский Важеозерский мужской мо настырь, расположенный в очень глухом уголке Карелии, куда крайне редко пролегают паломнические маршруты. Добраться до монасты ря, расположенного в глухих карельских лесах, оказалось непросто. Ребятам пришлось вместе со взрослыми преодо левать дорожные трудности. В одном месте «грунтовку» размыло весенними водами, и автобус провалился задними колёсами в яму. Тем временем вечерело. А вытолкать автобус из ямы получилось не сразу. — Тогда все поняли, что один в поле не воин, —гово рит Яна Серафимовна. — И пережившим такое испыта- ние детям не нужно ниче го рассказывать, объяснять. Сама жизнь показала, что если мы сейчас все вместе не подумаем, не разберем ся, как нам поднять автобус. мы здесь застрянем надол го, и путешествие наше под угрозой. В этом случае наши младшие паломники уже не были детьми, за которых все решают взрослые, а стали полноправными членами ко манды. С молитвой и Божи- ей помощью это препятствие паломники преодолели. На ночь глядя оказавшись в монастыре, сразу осознали, как все мы изнежены город ской жизнью, любим по спать, любим комфорт, а мо нахи спят в неотапливаемых кельях на подушках, набитых сеном, и воду носят из источ ника. — Если сейчас там глухие леса, то можно представить, что там было 500 лет назад, — говорит Яна Серафимов на. —Тем не менее, святость этого места была определена и именно там начали селить ся монахи. В годы советской власти монастырь претерпел большую разруху, многое было уничтожено. Но, тем не менее, осталось намоленное место и глубоко подспудом в пещерке были захоронены основатели монастыря мо нахи Геннадий и Никифор. И жизнь возродилась. — Мне запомнилось жи вописное озеро Важе, на бе регу которого расположен монастырь, — вспоминает Алексей Дежин. — Ночью, когда девочек уже разметили в гостинице для паломников, а мы с парнями остались на берегу озера, мы слышали, как воют волки. Ночевали мы в кельях, где живут мона хи. Было прохладно. Но как бы не утомились с дороги паломники, жить решили по монастырскому уставу. В 4:30 все как один поднялись к полунощнице, потом была Литургия, при частие. И благодать Божия, и радость теплого весеннего денька. Радовались солныш ку, траве, первым подснеж никам. Хотелось весь мир обнять... Жизнь в монастыре трудная, но такая любовь, та кая благодать разлита в воз духе! — Представляете, в мона стыре живут 18 котов, очень ласковых и милых, — лицо Сони Дигтяревой светится радостью до сих пор. — И озеро такое тихое и так спо койно, слышны крики чаек. День был хороший, мы си дели на травке, грелись на солнышке. Важеозерский мона стырь, основанный уче никами преподобного Александра Свирского пре подобными Геннадием и Ни кифором, насчитывает более чем 500-летнюю историю. Старец Геннадий первым поселился на берегу озера Важе около 1500 года (точная дата неизвестна) в неболь шой пещерке. «Пищею для него было былие, а ложем земля». За свои подвиги он сподобился великих Даров Божиих, чудес и исцелений ещё при жизни. Преставил ся преподобный Геннадий около 1516 года, монастыря так и не основав, но освятив своими подвигами это место и приготовив его к прихо ду другого сподвижника и ученика святого Александра Свирского — преподобно го Никифора. В 1520 году преподобным Никифором и пришедшими с ним насель никами Свирского монасты ря на берегу Важеозера была возведена деревянная Пре ображенская церковь и по ставлены несколько келий. Такбыл создан Важеозерский Спасо-Преображенский мо настырь. В жизни обители были периоды, когда мона стырь находился в полном запустении. История этого святого места, как и история нашей страны, многослож ная и трагическая. О ней детям и взрослым на экскур сии по монастырю рассказал монах Иона. Молодой, высо кий, статный, сдобрыми гла зами, с окладистой бородой, он полностью завладел вни манием детей. Всё ребятам было удивительно: длинная монастырская служба, меж ду тем простая и понятная, и крестный ход, и трапеза с чтением поучений. — Вся церковная жизнь: посещение храма, молитвы, соблюдение постов и прича стие, — направлена на спа сение человеческой души, — говорит протоиерей Алексий Карпов, —а паломнические поездки —один из способов приобщения к духовному, к высокому. В мирской жизни нас часто засасывает суета, многопопечительство, но когда мы приезжаем в мона стырь, всё земное уходит на второй план, а на первый вы ходит духовное, то, чего нам в современной городской жизни не хватает. В мона стыре человек может остать ся наедине с собой. В совре менном мире у нас под рукой всегда телефон, интернет, мы всегда с кем-то на связи. И забываем, что главное —быть на связи с Богом. В монасты ре связь с Богом происходит наиболее доступным спосо бом, особенно если мона стырь далеко, и все гаджеты бесполезны — не работают. Тогда человек радуется про стым вещам. В монастырь едут помолиться Богу, стя жать благодать. Наши дети и мы, взрослые, вернулись отдохнувшими, духовно на питавшимися. Я думаю это очень хорошая традиция — выпускникам нашей Вос кресной школы ездить в па ломнические поездки. И она у нас приживется.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz