Миссионерская православная газета. 2018 г. № 4. Апрель.

2 Миссионерская п рдвош вндА гдзетд №4, АПР еЛь 2018 ЦЕрКОВНАЯ ЖИЗНЬ Пасха. Хлеб или кулич? Игумен А лександр БОЛДОВСКИЙ Вы помните Вашу первую Пас­ ху в жизни? Свою Пасху я впервые встретил в 14 лет в большой город­ ской церкви. Не могу сказать, что она была какая-то осмысленная мировоззренчески или богослов­ ски. Это была долгая ночная служ­ ба, и в обычные дни я всегда в это время спал, конечно же. Но аромат готовившейся пасхальной трапезы не мог не заманить меня и других таких же детей в трапезную наше­ го храма. Голод давал знать о себе. Сердобольные поварихи, увидев нас в трапезной, тут же угости­ ли нас кусочками благоухающего кулича и прохладным клюквен­ ным морсом еще до того, как свя­ щенники закончили службу. Этот пасхальный кулич из церковной трапезной был совсем не таким, какой пекла бабушка к празднику Светлого Христова Воскресения. Было ощущение, что вместе с ку­ личом я получил причастность ко всему тому, что происходило в это время в храме. И в тот момент для меня кусок кулича и глоток морса был понятнее, чем Причащение Таинств Христовых, после кото­ рого мы и проникли в святилище трапезной. Важно то, что с возрастом и жизненным опытом меняется от­ ношение к событиям, которые по­ вторяются в нашей жизни. Сколь­ ко дано прожить человеку: «Дней лет наших, в них же семьдесят лет, аще же в силах, восемьдесят лет, и большая часть из них это труд и бо­ лезнь» (Псалом 89). А сколько раз мы за жизнь успеем порадоваться за Пасхальной службой? Не так уж и много. А успеваем ли осознать смысл? Для верующего православного человека первое место занимает тот духовный опыт и поступки, которые порождает это опыт. Ду­ ховный опыт уникален для каж­ дого индивида. Причем, он может быть разным даже в границах на­ шей церковной эйкумены. Есть православный анекдот: «Женщи­ ну спрашивает батюшка: “Почему Вы так редко ходите в церковь?” На что она отвечает: “А чего туда ходить? Как ни приду, там куличи освящают...”» Вот один из вариан­ тов церковного опыта. Опыт этой женщины, как собирательный пример, ограничен одним необхо­ димым, но важным для нее позы­ вом —освящение куличей и празд­ ничного стола. Опыт? Опыт. А вот какому-нибудь интеллектуалу ку­ личи вообще не интересны, только если как элемент народного фоль­ клора на кухне. Но зато интересно богословие святых отцов, истори­ ческая литургика, герменевтика, тринитарная полемика, и он хоро­ шо осведомлен в этих предметах. Тоже опыт. Наиболее существенным явля­ ется самый главный вопрос, кото­ рый ставится Церковью. Что для меня значит событие Воскресения Христа? Не праздник, нет. А собы­ тие, то есть действие, которое было совершено воплотившимся Бого­ человеком. А праздник стал празд­ ником позже, благодаря литургиче­ ской жизни христиан. Истина, возвещаемая апостола­ ми, состояла в том, что Божествен­ ная полнота, Pleroma, что обитала во Христе (Кол. 2, 9), до конца не­ постижима и невместима никем, и в то же время Истина Христа от­ крыта для всех, для разного опы­ та. Pleroma для того и вошла в наш мир, чтобы раздать Себя людям. Христос многократно говорит, что Он пришел в мир явить Отца. Еван­ гельский Завет был заключен не с «богом торговли» или «плодоро­ дия», но с «Богом человеколюбия». Который не только спас людей, но и создал их. Апогей Нового Заве­ та — это Воскресение Христа, но без подтверждения этого Завета в Литургическом опыте с каждым из нас событие Пасхи теряет актуаль­ ность. Пасха как «избавление» — следствие Завета. Завет заключен через Хлеб и Вино, а не через ку­ лич и яйца. Когда мы причащаем­ ся в Церкви, то становимся частью Божественной полноты, Pleroma, Тела и Крови Господних. Первую новозаветную Пасху Иисус вкушал с учениками во вре­ мя Тайной Вечери. Позже апостол Павел в 1 Послании к Коринфя­ нам (11:23—26) описывает: «Ибо я от Самого Господа принял то , что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие тво­ рите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Кро­ ви; сие творите, когда только буде­ те пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Поэтому, когда Пасха для нас только лишь повод красиво тради­ ционно поесть кулича, крашеных яиц, творога, мы похожи на древ­ них римских язычников, которые увидели в первых христианских об­ щинах секту людоедов, кушающих тело и кровь человека, не ведающих Завета со Христом. Осмысление своего христианского положения приходит, когда вера в согласии со знанием. В этом самая большая трудность —совместить в себе веру и знание. Даже в апостольском уче­ нии присутствует некий видимый антагонизм понятий, как у апо­ столов Павла и Иакова в учении о спасении: благодать или дела спа­ сают человека? Противоречия же, конечно, не существует, потому что именно благодать (та сила Бо- жия, которую мы получаем через Таинства Церкви) толкает нас на совершение таких дел, поступков, которые ведут нас к избавлению от смерти, к Пасхе, к Воскресению. Никогда кулич не станет спаси­ тельным для души, если в нас нет Хлеба, нет Христа, Который Сам Себя раздает нам в Евхаристии, нет у нас с Богом Завета, который дает надежду на избавление от смерти. Пасха Нового Завета — это Вече­ ря Господня, во время которой мы употребляем хлеб и вино, которые являются Телом и Кровью Госпо­ да Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна (6:53—54) так и говорится: «Иисус же сказал им: истинно, ис­ тинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь име­ ет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Перед челове­ ком всегда есть выбор, и опыт — «сын ошибок трудных» — может быть как губительным, когда вы­ бираем то, что на пользу дня, но и полезным, если Пасха становится Хлебом Жизни, когда Христос — моя Пасха. п р е м и я п а м я т и МИТРОПОЛИТА Московского и Коломенского МАКАРИЯ (Булгакова) Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булга­ кова) приглашает принять участие в конкур­ се научных трудов памяти великого иерарха Русской Православной Церкви. К конкурсу допускаются научные труды, изданные в 2015— 2018 гг., а также неопубликованные работы по шести номинациям: 1. История Православной Церкви — соб­ ственно история Церкви; история межцер- ковных связей; деятели Церкви; агиография; церковная археология; история церковного искусства, письменности, пения, литургики, церковного права. 2. История России — начиная с истории Древней Руси; история российской госу­ дарственности; военная и дипломатическая история России; история русско-славянских связей; история культуры народов России; выдающиеся деятели России. 3. История Москвы. Историческое и цер­ ковное краеведение. 4. История православных стран и наро­ дов — история страны, духовно-культурные традиции, исследование памятников христи­ анской агиографии, связи с другими Право­ славными Церквами, знаменитые деятели. 5. Учебник или учебное пособие, представ­ ляющие вклад в науку в одной из существую­ щих номинаций. 6. За достижения в популяризации науч­ но-исторических знаний. Поданные на соискание труды должны быть на русском языке, представлены в двух экземплярах, в переплетенном виде, с прило­ жением анкетных данных об авторе (бланк на сайте) и рекомендацией на конкурс. К соиска­ нию не допускаются коллективные труды. Прием сочинений на конкурс осуществля­ ется по рекомендации. Правом выдвижения работ на соискание премий обладают Ученые и Научные советы институтов РАН; академи­ ки и члены-корреспонденты РАН по своей специальности; Ученые советы научно-иссле­ довательских и высших учебных заведений; Ученые советы музеев, архивов и библиотек; Правительство Москвы в лице премьера и его заместителей, а также руководителей депар­ таментов и комитетов; Учебный комитет Мо­ сковской Патриархии; ЦНЦ «Православная энциклопедия»; лауреаты Макариевской пре­ мии по своей номинации; правящие архиереи Русской Православной Церкви и других Пра­ вославных Церквей. Лучшие сочинения по решению Комитета по премиям будут награждены в октябре 2019 года дипломами, медалями и денежными пре­ миями трех степеней. Прием работ на конкурс осуществляется с 1 февраля 2018 года по 1 февраля 2019 года. Адрес Фонда: 105120 , Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10А, стр.1. Тел.: 7 495 980-03-65 доб. 115, моб. +7-922-164-64-24. E-maiL: така1у-1Ьпс1@уапс1ех.ш. Сайт:>долм.т^ опс1.ги

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz