Миссионерская православная газета. 2018 г. № 4. Апрель.
2 Миссионерская п рдвош вндА гдзетд №4, АПР еЛь 2018 ЦЕрКОВНАЯ ЖИЗНЬ Пасха. Хлеб или кулич? Игумен А лександр БОЛДОВСКИЙ Вы помните Вашу первую Пас ху в жизни? Свою Пасху я впервые встретил в 14 лет в большой город ской церкви. Не могу сказать, что она была какая-то осмысленная мировоззренчески или богослов ски. Это была долгая ночная служ ба, и в обычные дни я всегда в это время спал, конечно же. Но аромат готовившейся пасхальной трапезы не мог не заманить меня и других таких же детей в трапезную наше го храма. Голод давал знать о себе. Сердобольные поварихи, увидев нас в трапезной, тут же угости ли нас кусочками благоухающего кулича и прохладным клюквен ным морсом еще до того, как свя щенники закончили службу. Этот пасхальный кулич из церковной трапезной был совсем не таким, какой пекла бабушка к празднику Светлого Христова Воскресения. Было ощущение, что вместе с ку личом я получил причастность ко всему тому, что происходило в это время в храме. И в тот момент для меня кусок кулича и глоток морса был понятнее, чем Причащение Таинств Христовых, после кото рого мы и проникли в святилище трапезной. Важно то, что с возрастом и жизненным опытом меняется от ношение к событиям, которые по вторяются в нашей жизни. Сколь ко дано прожить человеку: «Дней лет наших, в них же семьдесят лет, аще же в силах, восемьдесят лет, и большая часть из них это труд и бо лезнь» (Псалом 89). А сколько раз мы за жизнь успеем порадоваться за Пасхальной службой? Не так уж и много. А успеваем ли осознать смысл? Для верующего православного человека первое место занимает тот духовный опыт и поступки, которые порождает это опыт. Ду ховный опыт уникален для каж дого индивида. Причем, он может быть разным даже в границах на шей церковной эйкумены. Есть православный анекдот: «Женщи ну спрашивает батюшка: “Почему Вы так редко ходите в церковь?” На что она отвечает: “А чего туда ходить? Как ни приду, там куличи освящают...”» Вот один из вариан тов церковного опыта. Опыт этой женщины, как собирательный пример, ограничен одним необхо димым, но важным для нее позы вом —освящение куличей и празд ничного стола. Опыт? Опыт. А вот какому-нибудь интеллектуалу ку личи вообще не интересны, только если как элемент народного фоль клора на кухне. Но зато интересно богословие святых отцов, истори ческая литургика, герменевтика, тринитарная полемика, и он хоро шо осведомлен в этих предметах. Тоже опыт. Наиболее существенным явля ется самый главный вопрос, кото рый ставится Церковью. Что для меня значит событие Воскресения Христа? Не праздник, нет. А собы тие, то есть действие, которое было совершено воплотившимся Бого человеком. А праздник стал празд ником позже, благодаря литургиче ской жизни христиан. Истина, возвещаемая апостола ми, состояла в том, что Божествен ная полнота, Pleroma, что обитала во Христе (Кол. 2, 9), до конца не постижима и невместима никем, и в то же время Истина Христа от крыта для всех, для разного опы та. Pleroma для того и вошла в наш мир, чтобы раздать Себя людям. Христос многократно говорит, что Он пришел в мир явить Отца. Еван гельский Завет был заключен не с «богом торговли» или «плодоро дия», но с «Богом человеколюбия». Который не только спас людей, но и создал их. Апогей Нового Заве та — это Воскресение Христа, но без подтверждения этого Завета в Литургическом опыте с каждым из нас событие Пасхи теряет актуаль ность. Пасха как «избавление» — следствие Завета. Завет заключен через Хлеб и Вино, а не через ку лич и яйца. Когда мы причащаем ся в Церкви, то становимся частью Божественной полноты, Pleroma, Тела и Крови Господних. Первую новозаветную Пасху Иисус вкушал с учениками во вре мя Тайной Вечери. Позже апостол Павел в 1 Послании к Коринфя нам (11:23—26) описывает: «Ибо я от Самого Господа принял то , что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие тво рите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Кро ви; сие творите, когда только буде те пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Поэтому, когда Пасха для нас только лишь повод красиво тради ционно поесть кулича, крашеных яиц, творога, мы похожи на древ них римских язычников, которые увидели в первых христианских об щинах секту людоедов, кушающих тело и кровь человека, не ведающих Завета со Христом. Осмысление своего христианского положения приходит, когда вера в согласии со знанием. В этом самая большая трудность —совместить в себе веру и знание. Даже в апостольском уче нии присутствует некий видимый антагонизм понятий, как у апо столов Павла и Иакова в учении о спасении: благодать или дела спа сают человека? Противоречия же, конечно, не существует, потому что именно благодать (та сила Бо- жия, которую мы получаем через Таинства Церкви) толкает нас на совершение таких дел, поступков, которые ведут нас к избавлению от смерти, к Пасхе, к Воскресению. Никогда кулич не станет спаси тельным для души, если в нас нет Хлеба, нет Христа, Который Сам Себя раздает нам в Евхаристии, нет у нас с Богом Завета, который дает надежду на избавление от смерти. Пасха Нового Завета — это Вече ря Господня, во время которой мы употребляем хлеб и вино, которые являются Телом и Кровью Госпо да Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна (6:53—54) так и говорится: «Иисус же сказал им: истинно, ис тинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь име ет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Перед челове ком всегда есть выбор, и опыт — «сын ошибок трудных» — может быть как губительным, когда вы бираем то, что на пользу дня, но и полезным, если Пасха становится Хлебом Жизни, когда Христос — моя Пасха. п р е м и я п а м я т и МИТРОПОЛИТА Московского и Коломенского МАКАРИЯ (Булгакова) Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булга кова) приглашает принять участие в конкур се научных трудов памяти великого иерарха Русской Православной Церкви. К конкурсу допускаются научные труды, изданные в 2015— 2018 гг., а также неопубликованные работы по шести номинациям: 1. История Православной Церкви — соб ственно история Церкви; история межцер- ковных связей; деятели Церкви; агиография; церковная археология; история церковного искусства, письменности, пения, литургики, церковного права. 2. История России — начиная с истории Древней Руси; история российской госу дарственности; военная и дипломатическая история России; история русско-славянских связей; история культуры народов России; выдающиеся деятели России. 3. История Москвы. Историческое и цер ковное краеведение. 4. История православных стран и наро дов — история страны, духовно-культурные традиции, исследование памятников христи анской агиографии, связи с другими Право славными Церквами, знаменитые деятели. 5. Учебник или учебное пособие, представ ляющие вклад в науку в одной из существую щих номинаций. 6. За достижения в популяризации науч но-исторических знаний. Поданные на соискание труды должны быть на русском языке, представлены в двух экземплярах, в переплетенном виде, с прило жением анкетных данных об авторе (бланк на сайте) и рекомендацией на конкурс. К соиска нию не допускаются коллективные труды. Прием сочинений на конкурс осуществля ется по рекомендации. Правом выдвижения работ на соискание премий обладают Ученые и Научные советы институтов РАН; академи ки и члены-корреспонденты РАН по своей специальности; Ученые советы научно-иссле довательских и высших учебных заведений; Ученые советы музеев, архивов и библиотек; Правительство Москвы в лице премьера и его заместителей, а также руководителей депар таментов и комитетов; Учебный комитет Мо сковской Патриархии; ЦНЦ «Православная энциклопедия»; лауреаты Макариевской пре мии по своей номинации; правящие архиереи Русской Православной Церкви и других Пра вославных Церквей. Лучшие сочинения по решению Комитета по премиям будут награждены в октябре 2019 года дипломами, медалями и денежными пре миями трех степеней. Прием работ на конкурс осуществляется с 1 февраля 2018 года по 1 февраля 2019 года. Адрес Фонда: 105120 , Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10А, стр.1. Тел.: 7 495 980-03-65 доб. 115, моб. +7-922-164-64-24. E-maiL: така1у-1Ьпс1@уапс1ех.ш. Сайт:>долм.т^ опс1.ги
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz