Миссионерская православная газета. 2018 г. № 3. Март.

Миссионерская православная газета Н О В О М У Ч Е Н И К И ------------Р № 3 , м а рт 2018 5 80 лет назад большой террор достиг своего пика, сделав 1937 год симво­ лом беззакония и репрессий. Сегод­ ня наш рассказ о подвижнике веры и благочестия протоиерее Константине Михайловиче МЕЛЕТИЕВЕ, настояте­ ле храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Коле с 1909 по 1937 год, пострадавш ем за веру Христову и погибшем за свои убеждения. В этой статье изложены материа­ лы презентации, подготовленной мурмашинскими школьниками под руководством Заслуженного учителя Российской Ф едерации Екатерины Андреевны КУЗНЕЦОВОЙ, замеча­ тельного неравнодушного педагога, учителя русского языка и литературы. Школьники использовали материалы руководителя епархиальной комис­ сии по канонизации протоиерея Василия ВОЛЬСКОГО, книгу канди­ дата исторических наук, доцента кафедры истории и права МАГУ Юлии БАРДИЛЕВОЙ «Судьбы мурманских священников в послевоенное время», документы и воспоминания, сохранив­ шиеся в семейном архиве п редседа­ теля клуба краеведов «Коляне» Ольги Васильевны ОБНОРСКОЙ. Константин Мелетиев - подвижник веры и благочестия СЕГОДНЯ необходимо гово­ рить о том, что от массовых репрессий пострадало все наше общество. Нравствен­ ные и физические страдания коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких — отцов, матерей, жен, детей. Урон понесли целые сословия: дворяне, казаки, священнос­ лужители, крестьяне, интел­ лигенция, рабочие. Однако если обратиться к результа­ там переписи населения 1937 года, в которую включили во­ прос о религиозных убежде­ ниях, то мы обнаружим, что 2/3 сельского населения, со­ ставлявшего тогда большин­ ство, и 1/3 городского счита­ ли себя верующими. Именно поэтому можно сделать вы­ вод, что репрессии 1937 года были, прежде всего, направ­ лены против Русской Право­ славной Церкви. Среди тех, кто в годы лихолетья оказал­ ся в поле зрения советских властей, были, прежде всего, наиболее уважаемые и поль­ зовавшиеся непререкаемым авторитетом у верующих священнослужители. Про­ тив священников, истово отстаивавших незыблемые основы православной веры, права своих прихожан на ее свободное исповедание, вы­ ступавших против закрытия храмов, построенных в свое время тщанием местного населения, власть разверну­ ла бурную карательную дея­ тельность. Еще 8 апреля 1929 года Президиум ВЦИК принял постановление о «Религиоз­ ных объединениях». Церкви запрещалось создавать кас­ сы взаимопомощи, приюты, богадельни, проводить жен­ ские, юношеские, детские, библейские, литературные собрания, открывать библи­ отеки, проводить экскурсии. В то же время община веру­ ющих должна была, поддер­ живая неизменный состав в количестве 20 человек, брать на себя все расходы по содер­ жанию и ремонту церковных зданий. Многим группам прихожан сделать это было невозможно из-за отсутствия таких денежных средств, по­ этому люди вынуждены были «добровольно» отказываться от своих храмов, возведен­ ных порой именно их силами и на их средства. Это приве­ ло к тому, что к началу Ве­ ликой Отечественной войны на территории Мурманской области не осталось ни одно­ го действующего храма. В то время как в 1917 году в нашем крае было 53 храма, 28 часо­ вен и Трифонов Печенгский монастырь. Здесь следует сказать, что храм Благовеще­ ния Пресвятой Богородицы в Коле был закрыт последним в этом длинном списке, в 1938 году, и властям удалось это сделать только после расстре­ ла его настоятеля. Об отце Константине Ме- летиеве известно не много. Он родился 20 мая 1884 года в семье священника. Учился в 1894—1906 годах в Архан­ гельске, сначала в духовном училище, потом в духовной семинарии. Окончил семи­ нарию по второму разряду (на «хорошо»). 6 августа 1909 года Преосвященным Михе­ ем, Епископом Архангель­ ским и Холмогорским, был рукоположен в сан диакона, 8 августа —в сан священника и определен в Кольский Бла­ говещенский собор Алексан­ дровского уезда. Отец Кон­ стантин одновременно был законоучителем Кольского одноклассного (с 1916 года — двухклассного) приходского училища, заведующим Киль- динской приходской школы, впоследствии стал благочин­ ным всего Кольского края. Семейство отца Константи­ на было большое и дружное: жена матушка Анфиса Евге­ ньевна (1879 г.р.), дети Вячес­ лав (1910 г.р.), Кира (1912 г.р.), Иоанн (1914 г.р.) и Александр (1917 г.р. —умер до 1923 г.). Подлинное служение отца Константина и вер­ ность Церкви проявились в 30-е годы, когда именно отец Константин Мелетиев проти­ востоял нападкам на Церковь со стороны властей, которые были раздражены самим фак­ том продолжавшей существо­ вать в г. Кола религиозной общины. Отцу Константину удалось противостоять мощ­ ному агитационному воздей­ ствию и сплотить вокруг себя верующих края. Вот лишь несколько по­ ражающих степенью своего кощунства фактов. В марте 1931 года по решению Мур­ манского окружного испол­ кома была закрыта часовня в с. Кола. Поводом послужи­ ло отсутствие заявлений от группы верующих на пользо­ вание ею, а советские органы утверждали, что здание вет­ хое и «его надо предохранять отдальнейшего разрушения». В 1933 году состоялся само­ вольный осмотр имущества Троицкой кладбищенской церкви, а спустя два года ее переоборудовали под Дом пионеров. Под предлогом «аварийного состояния» планировался снос Благо­ вещенской церкви. В июне 1937 года инженером гос- стройконтроля Мурманско­ го округа и представителями поселкового совета Колы был подписан акт, утверждавший: колокольня собора угрожает жизни граждан своим паде­ нием, стены и перекрытия здания близки к обвалу, а сам собор не подлежит предупре­ дительному ремонту и экс­ плуатации. Сносу собора помешала деятельность верующих под руководством отца Констан­ тина. Представители цер­ ковной двадцатки направи­ ли во ВЦИК, в Москву, на имя Калинина ходатайство о защите религиозных ин­ тересов и местного храма, в котором подчеркивали, что все местные антирелигиоз­ ные выступления проходят в оскорбительном для верую­ щих духе и что единственным действенным способом анти­ религиозной «пропаганды» местные власти признают повальное закрытие храмов. Сохранившиеся документы свидетельствуют о силе духа отца Константина, его уди­ вительной смелости, потому что в те годы уже можно было предвидеть последствия по­ добных действий. Доподлин­ но известно, что к 1937 году Благовещенский собор в по­ селке Кола оставался един­ ственной действующей цер­ ковью в Мурманском округе. Началась настоящая трав­ ля священника. В газете «По­ лярная правда» в 1937 году вышло несколько публика­ ций, в которых «поп Мелен- тьев» обвинялся в том, что он «сумел подчинить своему влиянию часть населения Мурманска», а также в «упо­ треблении спиртных напит­ ков», «вымогательстве денег из карманов верующих», «шаманских операциях с ис­ целениями больных людей». Кола объявлялась «центром религиозного мракобесия», где даже пионеры ходят в Вербное Воскресенье с вер­ бами. Отец Константин Ме- летиев и члены двадцатки были арестованы 14 августа 1937 года. В постановлении об аресте говорилось: «Поп Мелентьев и члены двадцат­ ки занимались контррево­ люционной деятельностью, результатом которой стало моленчество в религиозный праздник «Пасху» в Кольской церкви — единственной дей­ ствующей в Кольском округе, на которое из ряда районов съехались до 800 человек». Началось следствие. Рас­ стрельные дела в то время фа­ бриковались на ходу. О закон­ ном суде и судопроизводстве в 1937 году и речи не было, «правосудие» вершилось бы­ стро. Многих и многих лю­ дей второпях судили особые тройки, судебные органы чекистов. Обвинительное за­ ключение, утвержденное 26 сентября 1937 года заместите­ лем начальника Мурманско­ го окружного отдела НКВД г. Мурманска, содержало та­ кой вотперечень «преступных деяний», якобы совершенных отцом Константином: враж­ дебное отношение к совет­ ской власти, систематическая контрреволюционная аги­ тация, искажение сущности сталинской Конституции, активизация деятельности церковной двадцатки путем вовлечения в нее молодежи, организация нелегального сборища верующих у посел­ кового совета, клевета на ру­ ководителей ВКПб, проти­ водействие сносу Кольской церкви. В ходе изнуритель­ ных ночных допросов отца Константина пытались ули­ чить в развертывании агита­ ции контрреволюционного и антисоветского характера. Однако священник настаи­ вал, что никакой агитацион­ ной работы не проводил. И все же 3 сентября 1937 года на допросе многие пункты обвинения отец Констан­ тин подписал. Однако, под­ писывая «признание», отец Константан принял весь удар на себя. Священник никого не оговорил, не добились от протоиерея Константина и показаний «о соучастии в ан­ тисоветской деятельности» верующих мирян или иерар­ хов Православной Церкви. Отец Константин явил уди­ вительный пример мужества: не опровергая показаний сви­ детелей в отношении себя, он категорически отказывался от «сотрудничества» со след­ ствием, понимая, что каждое слово может стоитьжизни ко­ му-то еще... 4 октября 1937 года про­ тоиерею Константину Меле- тиеву был вынесен приговор по статье 58—10, 58—11 УК РСФСР и назначена высшая мера наказания — расстрел. Только через год после смер­ ти отца Константина 28 ок­ тября 1938 года Президиум Ленинградского облиспол­ кома утвердил решение о за­ крытии Кольского собора и запрете на совершение бого­ служений. Запрет длился до 1946 года. Убитыйчекистами батюш­ ка вместе с тысячами других жертв советской власти был похоронен на Левашовском кладбище, где захоронено около 45 тысяч жертв сталин­ ских репрессий 1937—1953 годов. Константин Михайло­ вич Мелетиев реабилитиро­ ван решением прокуратуры Мурманской области 17 мая 1989 года. В память о нем в притворе Благовещенской церкви установлена мемори­ альная доска. Виктория ЛИПИНСКАЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz