Миссионерская православная газета. 2018 г. № 3. Март.
Миссионерская православная газета Н О В О М У Ч Е Н И К И ------------Р № 3 , м а рт 2018 5 80 лет назад большой террор достиг своего пика, сделав 1937 год симво лом беззакония и репрессий. Сегод ня наш рассказ о подвижнике веры и благочестия протоиерее Константине Михайловиче МЕЛЕТИЕВЕ, настояте ле храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Коле с 1909 по 1937 год, пострадавш ем за веру Христову и погибшем за свои убеждения. В этой статье изложены материа лы презентации, подготовленной мурмашинскими школьниками под руководством Заслуженного учителя Российской Ф едерации Екатерины Андреевны КУЗНЕЦОВОЙ, замеча тельного неравнодушного педагога, учителя русского языка и литературы. Школьники использовали материалы руководителя епархиальной комис сии по канонизации протоиерея Василия ВОЛЬСКОГО, книгу канди дата исторических наук, доцента кафедры истории и права МАГУ Юлии БАРДИЛЕВОЙ «Судьбы мурманских священников в послевоенное время», документы и воспоминания, сохранив шиеся в семейном архиве п редседа теля клуба краеведов «Коляне» Ольги Васильевны ОБНОРСКОЙ. Константин Мелетиев - подвижник веры и благочестия СЕГОДНЯ необходимо гово рить о том, что от массовых репрессий пострадало все наше общество. Нравствен ные и физические страдания коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких — отцов, матерей, жен, детей. Урон понесли целые сословия: дворяне, казаки, священнос лужители, крестьяне, интел лигенция, рабочие. Однако если обратиться к результа там переписи населения 1937 года, в которую включили во прос о религиозных убежде ниях, то мы обнаружим, что 2/3 сельского населения, со ставлявшего тогда большин ство, и 1/3 городского счита ли себя верующими. Именно поэтому можно сделать вы вод, что репрессии 1937 года были, прежде всего, направ лены против Русской Право славной Церкви. Среди тех, кто в годы лихолетья оказал ся в поле зрения советских властей, были, прежде всего, наиболее уважаемые и поль зовавшиеся непререкаемым авторитетом у верующих священнослужители. Про тив священников, истово отстаивавших незыблемые основы православной веры, права своих прихожан на ее свободное исповедание, вы ступавших против закрытия храмов, построенных в свое время тщанием местного населения, власть разверну ла бурную карательную дея тельность. Еще 8 апреля 1929 года Президиум ВЦИК принял постановление о «Религиоз ных объединениях». Церкви запрещалось создавать кас сы взаимопомощи, приюты, богадельни, проводить жен ские, юношеские, детские, библейские, литературные собрания, открывать библи отеки, проводить экскурсии. В то же время община веру ющих должна была, поддер живая неизменный состав в количестве 20 человек, брать на себя все расходы по содер жанию и ремонту церковных зданий. Многим группам прихожан сделать это было невозможно из-за отсутствия таких денежных средств, по этому люди вынуждены были «добровольно» отказываться от своих храмов, возведен ных порой именно их силами и на их средства. Это приве ло к тому, что к началу Ве ликой Отечественной войны на территории Мурманской области не осталось ни одно го действующего храма. В то время как в 1917 году в нашем крае было 53 храма, 28 часо вен и Трифонов Печенгский монастырь. Здесь следует сказать, что храм Благовеще ния Пресвятой Богородицы в Коле был закрыт последним в этом длинном списке, в 1938 году, и властям удалось это сделать только после расстре ла его настоятеля. Об отце Константине Ме- летиеве известно не много. Он родился 20 мая 1884 года в семье священника. Учился в 1894—1906 годах в Архан гельске, сначала в духовном училище, потом в духовной семинарии. Окончил семи нарию по второму разряду (на «хорошо»). 6 августа 1909 года Преосвященным Михе ем, Епископом Архангель ским и Холмогорским, был рукоположен в сан диакона, 8 августа —в сан священника и определен в Кольский Бла говещенский собор Алексан дровского уезда. Отец Кон стантин одновременно был законоучителем Кольского одноклассного (с 1916 года — двухклассного) приходского училища, заведующим Киль- динской приходской школы, впоследствии стал благочин ным всего Кольского края. Семейство отца Константи на было большое и дружное: жена матушка Анфиса Евге ньевна (1879 г.р.), дети Вячес лав (1910 г.р.), Кира (1912 г.р.), Иоанн (1914 г.р.) и Александр (1917 г.р. —умер до 1923 г.). Подлинное служение отца Константина и вер ность Церкви проявились в 30-е годы, когда именно отец Константин Мелетиев проти востоял нападкам на Церковь со стороны властей, которые были раздражены самим фак том продолжавшей существо вать в г. Кола религиозной общины. Отцу Константину удалось противостоять мощ ному агитационному воздей ствию и сплотить вокруг себя верующих края. Вот лишь несколько по ражающих степенью своего кощунства фактов. В марте 1931 года по решению Мур манского окружного испол кома была закрыта часовня в с. Кола. Поводом послужи ло отсутствие заявлений от группы верующих на пользо вание ею, а советские органы утверждали, что здание вет хое и «его надо предохранять отдальнейшего разрушения». В 1933 году состоялся само вольный осмотр имущества Троицкой кладбищенской церкви, а спустя два года ее переоборудовали под Дом пионеров. Под предлогом «аварийного состояния» планировался снос Благо вещенской церкви. В июне 1937 года инженером гос- стройконтроля Мурманско го округа и представителями поселкового совета Колы был подписан акт, утверждавший: колокольня собора угрожает жизни граждан своим паде нием, стены и перекрытия здания близки к обвалу, а сам собор не подлежит предупре дительному ремонту и экс плуатации. Сносу собора помешала деятельность верующих под руководством отца Констан тина. Представители цер ковной двадцатки направи ли во ВЦИК, в Москву, на имя Калинина ходатайство о защите религиозных ин тересов и местного храма, в котором подчеркивали, что все местные антирелигиоз ные выступления проходят в оскорбительном для верую щих духе и что единственным действенным способом анти религиозной «пропаганды» местные власти признают повальное закрытие храмов. Сохранившиеся документы свидетельствуют о силе духа отца Константина, его уди вительной смелости, потому что в те годы уже можно было предвидеть последствия по добных действий. Доподлин но известно, что к 1937 году Благовещенский собор в по селке Кола оставался един ственной действующей цер ковью в Мурманском округе. Началась настоящая трав ля священника. В газете «По лярная правда» в 1937 году вышло несколько публика ций, в которых «поп Мелен- тьев» обвинялся в том, что он «сумел подчинить своему влиянию часть населения Мурманска», а также в «упо треблении спиртных напит ков», «вымогательстве денег из карманов верующих», «шаманских операциях с ис целениями больных людей». Кола объявлялась «центром религиозного мракобесия», где даже пионеры ходят в Вербное Воскресенье с вер бами. Отец Константин Ме- летиев и члены двадцатки были арестованы 14 августа 1937 года. В постановлении об аресте говорилось: «Поп Мелентьев и члены двадцат ки занимались контррево люционной деятельностью, результатом которой стало моленчество в религиозный праздник «Пасху» в Кольской церкви — единственной дей ствующей в Кольском округе, на которое из ряда районов съехались до 800 человек». Началось следствие. Рас стрельные дела в то время фа бриковались на ходу. О закон ном суде и судопроизводстве в 1937 году и речи не было, «правосудие» вершилось бы стро. Многих и многих лю дей второпях судили особые тройки, судебные органы чекистов. Обвинительное за ключение, утвержденное 26 сентября 1937 года заместите лем начальника Мурманско го окружного отдела НКВД г. Мурманска, содержало та кой вотперечень «преступных деяний», якобы совершенных отцом Константином: враж дебное отношение к совет ской власти, систематическая контрреволюционная аги тация, искажение сущности сталинской Конституции, активизация деятельности церковной двадцатки путем вовлечения в нее молодежи, организация нелегального сборища верующих у посел кового совета, клевета на ру ководителей ВКПб, проти водействие сносу Кольской церкви. В ходе изнуритель ных ночных допросов отца Константина пытались ули чить в развертывании агита ции контрреволюционного и антисоветского характера. Однако священник настаи вал, что никакой агитацион ной работы не проводил. И все же 3 сентября 1937 года на допросе многие пункты обвинения отец Констан тин подписал. Однако, под писывая «признание», отец Константан принял весь удар на себя. Священник никого не оговорил, не добились от протоиерея Константина и показаний «о соучастии в ан тисоветской деятельности» верующих мирян или иерар хов Православной Церкви. Отец Константин явил уди вительный пример мужества: не опровергая показаний сви детелей в отношении себя, он категорически отказывался от «сотрудничества» со след ствием, понимая, что каждое слово может стоитьжизни ко му-то еще... 4 октября 1937 года про тоиерею Константину Меле- тиеву был вынесен приговор по статье 58—10, 58—11 УК РСФСР и назначена высшая мера наказания — расстрел. Только через год после смер ти отца Константина 28 ок тября 1938 года Президиум Ленинградского облиспол кома утвердил решение о за крытии Кольского собора и запрете на совершение бого служений. Запрет длился до 1946 года. Убитыйчекистами батюш ка вместе с тысячами других жертв советской власти был похоронен на Левашовском кладбище, где захоронено около 45 тысяч жертв сталин ских репрессий 1937—1953 годов. Константин Михайло вич Мелетиев реабилитиро ван решением прокуратуры Мурманской области 17 мая 1989 года. В память о нем в притворе Благовещенской церкви установлена мемори альная доска. Виктория ЛИПИНСКАЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz