Миссионерская православная газета. 2018 г. № 2. Февраль.
6 Миссионерская православная газета №2, ФЕВРАЛЬ 2018 — Когда я проектирую храм, создаю емулегенду, ли тературную основу, которую знаю только я, — признает ся заслуженный архитектор России, академик Акаде мии Архитектурного Насле дия, член-корреспондент Международной Академии архитектуры, церковный архитектор Андрей Аниси мов. — Мурманск — един- начале XX века именно она легла в основу возрождения русского искусства. После 1917 года, когда храмы в на шей стране не строились, русские храмы за рубежом О к с а н а ГУРОВА, фото из архива Благотворительного фонда «Мурманский Преображенский морской кафедральный собор» ге —это высшее достижение деревянного зодчества. Она гениальна своей простотой, пропорциями, постановкой на месте, мастерством ис полнения. Потрясла Умба своими деревянными мо стами. Позднее я был на Трифоновском подворье в Мурманске — качественное дерево, абсолютно традици онные детали, замечательно северные храмы — на Вала аме, на Дальнем Востоке, на Сахалине, в Мурманске —мы проектируем как единое про странство, связанное теплы ми и холодными переходами, навесами. В проекте мурман ского Спасо-Преображен- ского собора главный храм с двумя уровнями, реконструи руемый храм Спаса на водах, другие постройки связаны но включать принудитель ное отопление. « С А Р А Й Ч И К » Д Л Я Е П А Р Х И А Л Ь Н О Г О У П Р А В Л Е Н И Я По задумке проекти ровщиков на цокольном этаже собора появится Зал морской славы. Предусмо- Андрей Анисимов: «В Мурманском соборе звучит трагическая мощь Соловков» ственный в России город областного значения, где нет кафедрального собора. Построить храм, который был фактически заложен императором 100 лет назад, для меня огромная профес сиональная и моральная от ветственность. В И С К О Н Н О Р У С С К О Й Т Р А Д И Ц И И Компания «Мастерские Андрея Анисимова» спро ектировала и построила бо лее пятидесяти различных церковных сооружений от часовен и иконостасов до храмовых комплексов в Рос сии и за рубежом. — В проекте мурманско го Спасо-Преображенского кафедрального морского со бора моя любовь к северной псковской и новгородской архитектуре полностью во плотилась, —говоритАндрей Альбертович. —У псковской и новгородской архитектуры основа одна — византий ская. Первые храмы Пско ва и Новгорода строили и расписывали византийцы. Потом их традиции были подхвачены и переосмыс лены русскими мастерами. И на византийской осно ве возникла знакомая нам, узнаваемая во всем мире русская церковная архитек тура. Ни нарышкинское, ни петровское барокко, и даже ни пряничный XVII век с ярославским домиком в де ревянной резьбе, а именно псковско-новгородская ар хитектура воспринималась тогда и воспринимается сейчас как исконно русская. В эпоху русского модерна в возводились в традициях псковско-новгородской ар хитектуры. К слову, Андрей Альбер тович не раз бывал в За полярье, а его знакомство с храмовой архитектурой Кольского края началось в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века. — Я тогда очень увлекал ся деревянным зодчеством. Был в Варзуге, Кузомени, путешествовал по всемуТер скому берегу, — вспоминает Андрей Анисимов. — Это была совершенно незабыва емая поездка. Я считаю, что деревянная церковь в Варзу- спроектировано, построено без халтуры. К О М Ф О Р Т Н О И Э К О Н О М И Ч Н О По глубокому убеждению церковного архитектора, проектирование и возведение храмового сооружения долж но основываться на традиции с учетом местных реалий. — Я хорошо представляю, каково жить на Крайнем Се вере, потому что четыре года работал главным архитекто ром города Кагалым в Сиби ри, — говорит заслуженный архитектор России. — Все между собой таким образом, что можно, не надевая теплой одежды, пройти из одного по мещения в другое. Также практически весь маршрут крестного хода — периметр кроме восточной части — закрыт навесом. Хотя он и неотапливаемый, но надежно защищает от до ждя, снега и ветра. Да и чи стить зимой территорию хра мового комплекса от снега намного проще, потому что площадь меньше и нет по крытых наледью дорожек. При проектировании Спасо-Преображенского со бора в Мурманске церковный архитектор учел и такой важ ный момент, как расходы на его содержание. — Мне всегда очень жал ко церковных средств, когда огромные соборы простаи вают неделю полупустые, так как обычно на будничных службах больше пятидесяти человек не бывает, —говорит Андрей Анисимов. —Тратят ся огромные средства на ото пление, и получается, что зря. А деньги церковные разбаза ривать не надо, их и так мало. Поэтому рядом с кафе дральным собором будет от крыт маленький храм, ныне действующий храм Спаса на Водах после большой реконструкции. Он станет действовать в будничное время. Основной храм — Спасо-Преображенский со бор — будет востребован по воскресеньям и по церков ным праздникам. Тратить большие деньги на его ото пление не предполагается. В будничные дни в соборном храме будет поддерживаться плюсовая температура. А к службе выходного дня мож- трены пеленальные комна ты, помещения для детей и подростков, в которых они смогут отдохнуть во вре мя долгих служб, большие гардеробы. Будет и конфе ренц-зал. В нем планируют проводить «круглые столы» и даже выставки. — Мы часто видим, что иконная лавка размеще на внутри храма, во время службы начинается хож дение, разговоры, торгов ля. Это большой минус в организации пространства храма, —уверен церковный архитектор. — У нас все это вынесено. В храме есть только то, что необходимо для совершения службы и различных церковных об рядов. Строительство скром ного строгого архаично го, но при этом красивого комплекса, основанного на архитектуре русского Севе ра, как раз должно способ ствовать подъему престижа церкви, которая не станет раскидываться направо-на лево средствами своих по печителей, убежден Андрей Анисимов. — Исходя из этого, епархиальное управление на территории храмового комплекса спроектировано простым до примитива, — отмечает Андрей Альбер тович. — Владыка Симон попросил разместить все епархиальные учреждения на сложной треугольной территории через дорогу. При этом он произнес клю чевую фразу, за которую я зацепился и понял, что дол жен проектировать в прак тическом, строгом, аске тическом ключе. Владыка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz