Миссионерская православная газета. 2018 г. № 2. Февраль.

6 Миссионерская православная газета №2, ФЕВРАЛЬ 2018 — Когда я проектирую храм, создаю емулегенду, ли­ тературную основу, которую знаю только я, — признает­ ся заслуженный архитектор России, академик Акаде­ мии Архитектурного Насле­ дия, член-корреспондент Международной Академии архитектуры, церковный архитектор Андрей Аниси­ мов. — Мурманск — един- начале XX века именно она легла в основу возрождения русского искусства. После 1917 года, когда храмы в на­ шей стране не строились, русские храмы за рубежом О к с а н а ГУРОВА, фото из архива Благотворительного фонда «Мурманский Преображенский морской кафедральный собор» ге —это высшее достижение деревянного зодчества. Она гениальна своей простотой, пропорциями, постановкой на месте, мастерством ис­ полнения. Потрясла Умба своими деревянными мо­ стами. Позднее я был на Трифоновском подворье в Мурманске — качественное дерево, абсолютно традици­ онные детали, замечательно северные храмы — на Вала­ аме, на Дальнем Востоке, на Сахалине, в Мурманске —мы проектируем как единое про­ странство, связанное теплы­ ми и холодными переходами, навесами. В проекте мурман­ ского Спасо-Преображен- ского собора главный храм с двумя уровнями, реконструи­ руемый храм Спаса на водах, другие постройки связаны но включать принудитель­ ное отопление. « С А Р А Й Ч И К » Д Л Я Е П А Р Х И А Л Ь Н О Г О У П Р А В Л Е Н И Я По задумке проекти­ ровщиков на цокольном этаже собора появится Зал морской славы. Предусмо- Андрей Анисимов: «В Мурманском соборе звучит трагическая мощь Соловков» ственный в России город областного значения, где нет кафедрального собора. Построить храм, который был фактически заложен императором 100 лет назад, для меня огромная профес­ сиональная и моральная от­ ветственность. В И С К О Н Н О Р У С С К О Й Т Р А Д И Ц И И Компания «Мастерские Андрея Анисимова» спро­ ектировала и построила бо­ лее пятидесяти различных церковных сооружений от часовен и иконостасов до храмовых комплексов в Рос­ сии и за рубежом. — В проекте мурманско­ го Спасо-Преображенского кафедрального морского со­ бора моя любовь к северной псковской и новгородской архитектуре полностью во­ плотилась, —говоритАндрей Альбертович. —У псковской и новгородской архитектуры основа одна — византий­ ская. Первые храмы Пско­ ва и Новгорода строили и расписывали византийцы. Потом их традиции были подхвачены и переосмыс­ лены русскими мастерами. И на византийской осно­ ве возникла знакомая нам, узнаваемая во всем мире русская церковная архитек­ тура. Ни нарышкинское, ни петровское барокко, и даже ни пряничный XVII век с ярославским домиком в де­ ревянной резьбе, а именно псковско-новгородская ар­ хитектура воспринималась тогда и воспринимается сейчас как исконно русская. В эпоху русского модерна в возводились в традициях псковско-новгородской ар­ хитектуры. К слову, Андрей Альбер­ тович не раз бывал в За­ полярье, а его знакомство с храмовой архитектурой Кольского края началось в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века. — Я тогда очень увлекал­ ся деревянным зодчеством. Был в Варзуге, Кузомени, путешествовал по всемуТер­ скому берегу, — вспоминает Андрей Анисимов. — Это была совершенно незабыва­ емая поездка. Я считаю, что деревянная церковь в Варзу- спроектировано, построено без халтуры. К О М Ф О Р Т Н О И Э К О Н О М И Ч Н О По глубокому убеждению церковного архитектора, проектирование и возведение храмового сооружения долж­ но основываться на традиции с учетом местных реалий. — Я хорошо представляю, каково жить на Крайнем Се­ вере, потому что четыре года работал главным архитекто­ ром города Кагалым в Сиби­ ри, — говорит заслуженный архитектор России. — Все между собой таким образом, что можно, не надевая теплой одежды, пройти из одного по­ мещения в другое. Также практически весь маршрут крестного хода — периметр кроме восточной части — закрыт навесом. Хотя он и неотапливаемый, но надежно защищает от до­ ждя, снега и ветра. Да и чи­ стить зимой территорию хра­ мового комплекса от снега намного проще, потому что площадь меньше и нет по­ крытых наледью дорожек. При проектировании Спасо-Преображенского со­ бора в Мурманске церковный архитектор учел и такой важ­ ный момент, как расходы на его содержание. — Мне всегда очень жал­ ко церковных средств, когда огромные соборы простаи­ вают неделю полупустые, так как обычно на будничных службах больше пятидесяти человек не бывает, —говорит Андрей Анисимов. —Тратят­ ся огромные средства на ото­ пление, и получается, что зря. А деньги церковные разбаза­ ривать не надо, их и так мало. Поэтому рядом с кафе­ дральным собором будет от­ крыт маленький храм, ныне действующий храм Спаса на Водах после большой реконструкции. Он станет действовать в будничное время. Основной храм — Спасо-Преображенский со­ бор — будет востребован по воскресеньям и по церков­ ным праздникам. Тратить большие деньги на его ото­ пление не предполагается. В будничные дни в соборном храме будет поддерживаться плюсовая температура. А к службе выходного дня мож- трены пеленальные комна­ ты, помещения для детей и подростков, в которых они смогут отдохнуть во вре­ мя долгих служб, большие гардеробы. Будет и конфе­ ренц-зал. В нем планируют проводить «круглые столы» и даже выставки. — Мы часто видим, что иконная лавка размеще­ на внутри храма, во время службы начинается хож­ дение, разговоры, торгов­ ля. Это большой минус в организации пространства храма, —уверен церковный архитектор. — У нас все это вынесено. В храме есть только то, что необходимо для совершения службы и различных церковных об­ рядов. Строительство скром­ ного строгого архаично­ го, но при этом красивого комплекса, основанного на архитектуре русского Севе­ ра, как раз должно способ­ ствовать подъему престижа церкви, которая не станет раскидываться направо-на­ лево средствами своих по­ печителей, убежден Андрей Анисимов. — Исходя из этого, епархиальное управление на территории храмового комплекса спроектировано простым до примитива, — отмечает Андрей Альбер­ тович. — Владыка Симон попросил разместить все епархиальные учреждения на сложной треугольной территории через дорогу. При этом он произнес клю­ чевую фразу, за которую я зацепился и понял, что дол­ жен проектировать в прак­ тическом, строгом, аске­ тическом ключе. Владыка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz