Миссионерская православная газета. 2018 г. № 2. Февраль.

Миссионерская православная газета №2, ФЕВРАЛЬ 2018 26 января, в последний день проведения чтений, одним из интереснейших мероприятий дня стала встреча председателя С и­ нодального информаци­ онного отдела Владими­ ра Романовича Легойды с представителями епархи­ альных информационных служб. Владимир Романо­ вич Легойда обратил вни­ мание присутствующих на то, что «информацион­ ное пространство сегодня очень фрагментированно. Нельзя ориентироваться на негативное мнение не­ которых читателей. Всегда и в любой теме найдутся люди, недовольные проис­ ходящим!» «В центре журналистики всегда стоит человеческая история, конкретные люди, и тема № 1 для Церкви — дела милосердия. Другие значимые темы: экологиче­ ская и спортивная», — вот направления, на которые председатель Синодального информационного отдела призвал ориентироваться своих епархиальных коллег. В пятницу вечером в зале Церковных Соборов состоялось закрытие Ч те­ ний и награждение призе­ ров конкурсов: «Красота Божьего мира» и «За нрав­ ственный подвиг учителя». Церемонию награждения провел председатель орг­ комитета чтений, митро­ полит Ростовский и Но­ вочеркасский Меркурий. Истинным духовным по­ дарком для всех участни­ ков чтений стал незабыва­ емый концерт, на котором схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) из маленько­ го монастыря Канда в Гру­ зии, в сопровождении хора исполнил шесть песнопе­ ний на арамейском язы ­ ке — том самом языке, на котором говорил Господь наш Иисус Христос. В заключение хотелось бы привести слова епископа Городецкого и Ветлужского Августина, обращенные к нам с искренней любовью и отеческой теплотой: «Доро­ гие мои сомолитвенники! Я благодарю Бога за то,что Он позволил нам вот так, всем вместе, собраться здесь, в главном храме России! Мы провели эти благословен­ ные дни не напрасно! Будем же молить Господа о встрече на следующих Рождествен­ ских чтениях!» Владыка по­ молчал и добавил: «А еще я надеюсь на другую встречу с вами, дорогие мои соработ- ники... Встречу в Царствии Божием!» И хочется верить, что наша малая лепта вделе цер­ ковного служения, по мило­ сти Божией, действительно приблизит нас к такой бла­ гословенной встрече. Светлана МАЛАНКО К И Р О В С К 2 февраля 2018 года в городе Кировск состоялась региональная научно-прак­ тическая конференция «Ключевые фак­ торы развития северных территорий России: духовность, социальная сфера, экология, промышленность», которая проходила под патронажем М урманско­ го отделения Всемирного Русского На­ родного Собора. Открыл конференцию приветствен­ ным словом митрополит Мурманский и Мончегорский Симон. — Каждый год звучат интересные, содержательные, имеющие важное прак­ тическое жизненное значение доклады и выступления. А это значит, что наша работа имеет смысл, актуальность, — подчеркнул Его Высокопреосвященство. Также Владыка сделал акцент на том, что вопрос духовности играет важную роль в жизни человека и поставлен пер­ вым значением в списке программы, и ни на какую другую позицию его смещать нельзя. — Для материальной основы всегда требуется основа духовная. Хотелось бы, чтобы в любом деле, любой жизненной ситуации, любой сфере человеческой деятельности находили, прежде всего, духовный смысл, духовную основу и на ней всегда основывались. Доклад на тему «Духовность и её влияние на формирование личности» нашему вниманию представил настоя­ тель Свято-Никольского кафедрально­ го собора Мурманской и Мончегорской епархии Русской православной церкви протоиерей Геннадий Буздуган. Юлия МИТРОФАНОВА О ДУХОВНОСТИ сегодня говорится нередко. Звуча повсеместно, это слово давно затёрлось в нашем восприятии. Мы слышим о возрождении духовно­ сти, о её воспитании в человеке, о её необходимости и пр. Как-то на глаза попался звучный заголовок: «Духов­ ность и её влияние на формирование личности». Однако, при ближайшем рассмотрении такая постановка вопро­ са вызывает недоумение. При переносе смысла этого заголовка в другую сферу по тождественной формуле можно по­ лучить следующий результат: «Зрелость и её влияние на формирование плода». В последнем примере логическое не­ соответствие очевидно. Оно же имеет место и в озвученном выше заголовке. успешные дети и внуки, достигнут душевный комфорт. Всё хорошо. Всё правильно. Но высот духовности та­ кая жизнь почему-то не ведает... «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8), и полу­ чить его посредством какого-то алго­ ритма действий невозможно. Однако, человеческий опыт в сфере духовного позволяет выделить ряд условий воз­ растания личности в непревзойдённое достоинство духовности. Первое и главное — принадлеж­ ность к сфере Божественного, что единственно возможно через вхожде­ ние в лоно Церкви Христовой в таин­ стве святого Крещения, о чём Слово Божье свидетельствует: «если кто не родится от воды и Духа, не может во- Духовность, и как её понимать П р о т о и е р е й Г е н н а д и й Б У З Д У Г А Н Чтобы разобраться в этом вопро­ се, прежде всего обратимся к смыслу слова «духовность». Множество тол­ ковых словарей даёт разные опреде­ ления этого термина. Речь идёт и об отрешённости от низменных грубо чувственных интересов (Толковый словарь Ушакова), и о высшем уров­ не саморегуляции зрелой личности (Большая психологическая энцикло­ педия), и о стремлении к высшим че­ ловеческим ценностям (там же). Но отрешённость от чувственных интере­ сов знали ещё античные философские школы, когда в результате такого це- леполагания утрачивалось понимание ценности самой жизни, и таким об­ разом обесценивался высший Божий дар. Саморегуляция зрелой личности также вызывает сомнения в отноше­ нии правильного выбора на распути- ях жизни. Ну, а стремление к высшим человеческим ценностям является со­ ставляющей любой идеологии или по­ литической доктрины, ведущих часто к разрушительным последствиям. По­ добного рода изыскания лежат в сфе­ ре научной, исторической, филологи­ ческой и не в силах выйти из тесных рамок несовершенной человеческой логики. Ещё Эмпедокл (V в. до Р. Х.) говорил о том, что «подобное познаёт­ ся подобным». Гдеже искать истинное понимание духовности? Удивитель­ ное, как нам кажется, в смысле инту­ итивной направленности определе­ ние встречаем в Энциклопедическом словаре педагога: «Духовность — это высочайшее свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души и тела на основе духа, несущего Божественную мораль и да­ ющего силу и волю этому развитию». Здесь речь идёт о духе, несущем Бо­ жественную мораль, что отсылает нас к Священному Писанию. Именно оно предлагает сферу сверхъестественную, где над человеческим поставляется божественное, над немощным — все­ сильное, над чувственным — духов­ ное. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное отДуха естьдух» (Ин. 3:6), и рассуждать о духе с позиций плоти не­ возможно. Без обращения к Священ­ ному Писанию как ключу в духовный мир попытки определения духовности обречены к словесному блужданию. Этимологически «духовность» происходит от слова «Дух». Таким об­ разом, становиться духовным озна­ чает стяжать всем своим существом Дух Святой, усваивать Его, или, по меткому выражению Мурманского митрополита Симона, одуховляться. Подобные рассуждения так и остава­ лись бы в сфере абстрактной, далё­ кой от практики, в области лучших надежд и ожиданий человечества, если бы не свершившийся истори­ ческий факт явления миру Христа. Вочеловечивыйся Бог основал на земле Свою Церковь и снабдил её Духом Святым. Но «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не зна­ ешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). Возникает вопрос: как стя­ жать этот Дух, который наставит нас «на всякую истину» (Ин. 16:13) и до­ стичь высочайшего достоинства че­ ловеческой личности — духовности? Ведь вокруг нас множество приме­ ров прожитых жизней, не только не достигших этой главной для всякого человека цели, но и имевших пря­ мо противоположное течение. И это, несмотря на полученные от рожде­ ния таланты, заботу родителей, опе­ ку учителей и наставников, несмотря на престижное образование и прочие благоприятные с точки зрения челове­ ческой логики факторы. Много и та­ ких примеров, когда человек останав­ ливается на «достижении» «хороший человек» и выше чувственного, душев­ ного подняться не в силах. Заработан высокий общественный статус, растут йти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6). Пребывание же в Церкви предполагает состояние не пассивное, когда человек доволь­ ствуется лишь вхождением в её лоно, хотя это и является одним из опреде­ ляющих моментов, но требует живого участия в таинствах. Ведь «Отец Не­ бесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Обращение человека к Богу, общение с Ним, исспрашива- ние Святаго Духа выражено здесь на земле прежде всего в таинстве святого Причастия, в акте Вечери Любви, на которую все мы приглашены Самим Богом. И каким бы испытаниям ни подвергалась личность в бесконечно сложном процессе своего становле­ ния вплоть до глубочайших падений, если человек остаётся верным Христу и не отступает от Его Таинственной Трапезы, все жизненные дороги, при всей своей извилистости, будут воз­ вращать его к истинному пути духов­ ности. Другими словами, от человека требуется верность Богу, а Бог человеку верен всегда. Формированию личности свой­ ственен индивидуальный неповтори­ мый жизненный путь. Здесь нет и не может быть ни проверенных шабло­ нов, ни готовых рецептов, ни вырабо­ танных лекал. Но подобно тому, как формирование плода, проходящего все стадии своего развития, кроме благоприятных факторов, подверга­ ется и воздействию всевозможных сложных условий, таящихся в при­ роде, ведёт в идеале к его зрелости, так и личность человека, совершая свой особый жизненный путь, каким бы тернистым он ни был, какими бы крутыми поворотами ни изобиловал, какими бы падениями ни отличался, в конечном итоге призвана одуховлять- ся, то есть становиться духовной. Та­ ким образом, духовность надо пони­ мать как цель формирования и смысл становления личности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz