Миссионерская православная газета. 2018 г. № 2. Февраль.
Миссионерская православная газета №2, ФЕВРАЛЬ 2018 26 января, в последний день проведения чтений, одним из интереснейших мероприятий дня стала встреча председателя С и нодального информаци онного отдела Владими ра Романовича Легойды с представителями епархи альных информационных служб. Владимир Романо вич Легойда обратил вни мание присутствующих на то, что «информацион ное пространство сегодня очень фрагментированно. Нельзя ориентироваться на негативное мнение не которых читателей. Всегда и в любой теме найдутся люди, недовольные проис ходящим!» «В центре журналистики всегда стоит человеческая история, конкретные люди, и тема № 1 для Церкви — дела милосердия. Другие значимые темы: экологиче ская и спортивная», — вот направления, на которые председатель Синодального информационного отдела призвал ориентироваться своих епархиальных коллег. В пятницу вечером в зале Церковных Соборов состоялось закрытие Ч те ний и награждение призе ров конкурсов: «Красота Божьего мира» и «За нрав ственный подвиг учителя». Церемонию награждения провел председатель орг комитета чтений, митро полит Ростовский и Но вочеркасский Меркурий. Истинным духовным по дарком для всех участни ков чтений стал незабыва емый концерт, на котором схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) из маленько го монастыря Канда в Гру зии, в сопровождении хора исполнил шесть песнопе ний на арамейском язы ке — том самом языке, на котором говорил Господь наш Иисус Христос. В заключение хотелось бы привести слова епископа Городецкого и Ветлужского Августина, обращенные к нам с искренней любовью и отеческой теплотой: «Доро гие мои сомолитвенники! Я благодарю Бога за то,что Он позволил нам вот так, всем вместе, собраться здесь, в главном храме России! Мы провели эти благословен ные дни не напрасно! Будем же молить Господа о встрече на следующих Рождествен ских чтениях!» Владыка по молчал и добавил: «А еще я надеюсь на другую встречу с вами, дорогие мои соработ- ники... Встречу в Царствии Божием!» И хочется верить, что наша малая лепта вделе цер ковного служения, по мило сти Божией, действительно приблизит нас к такой бла гословенной встрече. Светлана МАЛАНКО К И Р О В С К 2 февраля 2018 года в городе Кировск состоялась региональная научно-прак тическая конференция «Ключевые фак торы развития северных территорий России: духовность, социальная сфера, экология, промышленность», которая проходила под патронажем М урманско го отделения Всемирного Русского На родного Собора. Открыл конференцию приветствен ным словом митрополит Мурманский и Мончегорский Симон. — Каждый год звучат интересные, содержательные, имеющие важное прак тическое жизненное значение доклады и выступления. А это значит, что наша работа имеет смысл, актуальность, — подчеркнул Его Высокопреосвященство. Также Владыка сделал акцент на том, что вопрос духовности играет важную роль в жизни человека и поставлен пер вым значением в списке программы, и ни на какую другую позицию его смещать нельзя. — Для материальной основы всегда требуется основа духовная. Хотелось бы, чтобы в любом деле, любой жизненной ситуации, любой сфере человеческой деятельности находили, прежде всего, духовный смысл, духовную основу и на ней всегда основывались. Доклад на тему «Духовность и её влияние на формирование личности» нашему вниманию представил настоя тель Свято-Никольского кафедрально го собора Мурманской и Мончегорской епархии Русской православной церкви протоиерей Геннадий Буздуган. Юлия МИТРОФАНОВА О ДУХОВНОСТИ сегодня говорится нередко. Звуча повсеместно, это слово давно затёрлось в нашем восприятии. Мы слышим о возрождении духовно сти, о её воспитании в человеке, о её необходимости и пр. Как-то на глаза попался звучный заголовок: «Духов ность и её влияние на формирование личности». Однако, при ближайшем рассмотрении такая постановка вопро са вызывает недоумение. При переносе смысла этого заголовка в другую сферу по тождественной формуле можно по лучить следующий результат: «Зрелость и её влияние на формирование плода». В последнем примере логическое не соответствие очевидно. Оно же имеет место и в озвученном выше заголовке. успешные дети и внуки, достигнут душевный комфорт. Всё хорошо. Всё правильно. Но высот духовности та кая жизнь почему-то не ведает... «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8), и полу чить его посредством какого-то алго ритма действий невозможно. Однако, человеческий опыт в сфере духовного позволяет выделить ряд условий воз растания личности в непревзойдённое достоинство духовности. Первое и главное — принадлеж ность к сфере Божественного, что единственно возможно через вхожде ние в лоно Церкви Христовой в таин стве святого Крещения, о чём Слово Божье свидетельствует: «если кто не родится от воды и Духа, не может во- Духовность, и как её понимать П р о т о и е р е й Г е н н а д и й Б У З Д У Г А Н Чтобы разобраться в этом вопро се, прежде всего обратимся к смыслу слова «духовность». Множество тол ковых словарей даёт разные опреде ления этого термина. Речь идёт и об отрешённости от низменных грубо чувственных интересов (Толковый словарь Ушакова), и о высшем уров не саморегуляции зрелой личности (Большая психологическая энцикло педия), и о стремлении к высшим че ловеческим ценностям (там же). Но отрешённость от чувственных интере сов знали ещё античные философские школы, когда в результате такого це- леполагания утрачивалось понимание ценности самой жизни, и таким об разом обесценивался высший Божий дар. Саморегуляция зрелой личности также вызывает сомнения в отноше нии правильного выбора на распути- ях жизни. Ну, а стремление к высшим человеческим ценностям является со ставляющей любой идеологии или по литической доктрины, ведущих часто к разрушительным последствиям. По добного рода изыскания лежат в сфе ре научной, исторической, филологи ческой и не в силах выйти из тесных рамок несовершенной человеческой логики. Ещё Эмпедокл (V в. до Р. Х.) говорил о том, что «подобное познаёт ся подобным». Гдеже искать истинное понимание духовности? Удивитель ное, как нам кажется, в смысле инту итивной направленности определе ние встречаем в Энциклопедическом словаре педагога: «Духовность — это высочайшее свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души и тела на основе духа, несущего Божественную мораль и да ющего силу и волю этому развитию». Здесь речь идёт о духе, несущем Бо жественную мораль, что отсылает нас к Священному Писанию. Именно оно предлагает сферу сверхъестественную, где над человеческим поставляется божественное, над немощным — все сильное, над чувственным — духов ное. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное отДуха естьдух» (Ин. 3:6), и рассуждать о духе с позиций плоти не возможно. Без обращения к Священ ному Писанию как ключу в духовный мир попытки определения духовности обречены к словесному блужданию. Этимологически «духовность» происходит от слова «Дух». Таким об разом, становиться духовным озна чает стяжать всем своим существом Дух Святой, усваивать Его, или, по меткому выражению Мурманского митрополита Симона, одуховляться. Подобные рассуждения так и остава лись бы в сфере абстрактной, далё кой от практики, в области лучших надежд и ожиданий человечества, если бы не свершившийся истори ческий факт явления миру Христа. Вочеловечивыйся Бог основал на земле Свою Церковь и снабдил её Духом Святым. Но «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не зна ешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). Возникает вопрос: как стя жать этот Дух, который наставит нас «на всякую истину» (Ин. 16:13) и до стичь высочайшего достоинства че ловеческой личности — духовности? Ведь вокруг нас множество приме ров прожитых жизней, не только не достигших этой главной для всякого человека цели, но и имевших пря мо противоположное течение. И это, несмотря на полученные от рожде ния таланты, заботу родителей, опе ку учителей и наставников, несмотря на престижное образование и прочие благоприятные с точки зрения челове ческой логики факторы. Много и та ких примеров, когда человек останав ливается на «достижении» «хороший человек» и выше чувственного, душев ного подняться не в силах. Заработан высокий общественный статус, растут йти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6). Пребывание же в Церкви предполагает состояние не пассивное, когда человек доволь ствуется лишь вхождением в её лоно, хотя это и является одним из опреде ляющих моментов, но требует живого участия в таинствах. Ведь «Отец Не бесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Обращение человека к Богу, общение с Ним, исспрашива- ние Святаго Духа выражено здесь на земле прежде всего в таинстве святого Причастия, в акте Вечери Любви, на которую все мы приглашены Самим Богом. И каким бы испытаниям ни подвергалась личность в бесконечно сложном процессе своего становле ния вплоть до глубочайших падений, если человек остаётся верным Христу и не отступает от Его Таинственной Трапезы, все жизненные дороги, при всей своей извилистости, будут воз вращать его к истинному пути духов ности. Другими словами, от человека требуется верность Богу, а Бог человеку верен всегда. Формированию личности свой ственен индивидуальный неповтори мый жизненный путь. Здесь нет и не может быть ни проверенных шабло нов, ни готовых рецептов, ни вырабо танных лекал. Но подобно тому, как формирование плода, проходящего все стадии своего развития, кроме благоприятных факторов, подверга ется и воздействию всевозможных сложных условий, таящихся в при роде, ведёт в идеале к его зрелости, так и личность человека, совершая свой особый жизненный путь, каким бы тернистым он ни был, какими бы крутыми поворотами ни изобиловал, какими бы падениями ни отличался, в конечном итоге призвана одуховлять- ся, то есть становиться духовной. Та ким образом, духовность надо пони мать как цель формирования и смысл становления личности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz