Миссионерская православная газета. 2018 г. № 2. Февраль.

М и с с и о н е р с к а я _ П ш о с л д к н д а ■ B ’ г а з е т а П ериодическое издание М урм анской и М ончегорской епархии М осковского патриархата, издается с 1998 года № 2 ФбЕРАЛЬ 2018 ГОДО ВОЙ богослуж ебны й круг П равославной Церкви очень стрем ительно в этом году привел нас к дверям Великого поста. Это особы й п ери од года — время напряженного духовного и ф изического труда, когда Церковь предлагает нам духовно напитаться, отрезвиться, измениться и укрепиться на весь год. П равославны е хр истиан е любят поститься, поэтом у готовятся к Великому посту ещ е с лета: различные соленья, варенья, заготовки («это на Великий пост»). Л иберал ьн о-п равославн ое со зн ан ие сегодня у се р д н о твердит нам, что ед а не главное, главное — пост духовный: никого не осуж дать, не раздраж аться, не гневаться, не завидовать и т. д. Как будто в другое время, вне поста, это позволительно христианам . Н есомненно, что пост духовный важ нее телесного, но нельзя взобраться на девятый этаж, минуя первый. Как раз первым этаж ом в святоотеческой письменности является б о р ь б а со стр астью чревоугодия, не победив которую, невозмож но стать смиренны м, кротким, милостивым, целомудренным. Вот и пришло время Великого поста Пост —это подвиг, и пото­ му, как любой подвиг, легким он не бывает. Да и вся жизнь христианина также является подвигом. Как же провести нам это спасительное время с пользой для себя? Обратимся к Слову Бо- жию. Вотчто говорит Господь о посте устами своего проро­ ка Исаии: «Вот пост, который Я люблю: разреши оковы не­ правды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исце­ ление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и Слава Господня бу­ дет сопровождать тебя. Тог­ да ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Исаия, 58, 6 —9). Таким образом, пост должен обязательно под­ крепляться делами любви. Христиане Древней Церк­ ви именно так и поступали: средства, сэкономленные во время поста, употребляли на дела милосердия. Еще пост не начался, а П р о т о и е р е й В а с и л и й В О Л Ь С К И Й уже люди, особенно ново­ начальные, начинают спра­ шивать, как поститься, что можно есть, а что нельзя. В социальных сетях также обсуждаются эти вопросы. Ветхий наш человек, конеч­ но, будет противиться посту и нашептывать нам: «Ты не выдержишь, ослабеешь, за­ болеешь», «Ну, какой сейчас может быть пост? Эколо­ гически чистых продуктов практически невозможно приобрести», «Сейчас все люди больные — не до по­ ста», «Мы учимся, работаем — о каком посте может идти речь?» и др. Все это мы слы­ шим каждый год, и это не должно удивлять нас, потому что Сам Христос Спаситель сказал, что враг рода чело­ веческого боится молитвы и поста. Несколько лет назад Го­ сподь сподобил меня побы­ вать на Соловках, и экскур­ совод рассказывал нам, что многие из тех, кто там сидел за веру, в течение всего поста отказывались даже от рыб­ ной похлебки, проводя весь пост в буквальном смысле на хлебе и воде. Моя мама вспоминает, что ее бабуш­ ка постилась даже во время войны, когда хлеб-то был по норме, не говоря уже ни о ка­ ком завозе на Север овощей и фруктов. Мы живем в гораз­ до лучших условиях. Во многом весь путь Ве­ ликого поста зависит от того, как мы проведем первую седмицу. Именно она нас настроит на постный подвиг. Это не только максималь­ ное ограничение количества пищи, но и ежедневное по­ сещение богослужений, в первую очередь — вечерних богослужений с чтением Ве­ ликого покаянного канона преподобного Андрея Крит­ ского. К домашнему утреннему и вечернему молитвенному правилу необходимо доба­ вить молитву преподобного Ефрема Сирина с поклонами (с пятницы вечера, в суббо­ ту и воскресенье не читаем, возобновляем с воскресенья вечера). Чтобы приблизить свою домашнюю обстановку по­ ста к богослужебной жизни Церкви, постараемся про­ читать за пост те книги Свя­ щенного Писания, которые читаются в наших храмах. Это 4 Евангелия (в храмах обычно чтение начинается со второй седмицы), Псал­ тирь, книги Бытия, пророка Исаии, Притчей Соломоно­ вых. В дни Великого поста даже работающим людям хотя бы один раз необходи­ мо побывать на Литургии Преждеосвященных Даров и причаститься за ней (в этом году такую возможность ра­ ботающим и учащимся мож­ но использовать 23 февраля и 9 марта — выходные дни). Богослужения субботних и воскресных дней Великого поста практически ничем не отличаются от богослужений таких же дней всего года, и потому, если мы не побываем на постовых службах, то и не сможем ощутить дух поста. Опытные духовники, пом­ ню, говорили, что если ты в пост ни разу не причастился за Литургией Преждеосвя- щенных Даров, то считай, что вообще не постился. Когда я служил в Свято-Никольском кафедральном соборе, то у нас были прихожане, кото­ рые специально брали отпуск на период Великого поста и ходили в собор ежедневно на все службы. Вот, поистине ду- ховный санаторий! Пост без молитвы, без участия в Таинствах — это не пост, а голодовка, поэ­ тому в дни Великого поста надо чаще приступать к Та­ инствам Исповеди и Прича­ щения. Хорошо причащаться каждую неделю, но если нет возможности, то хотя бы на первой седмице, на Кресто­ поклонной и на Страстной. Ну, и опять вопрос о теле­ сном посте. Конечно, Иеру­ салимский устав очень строг и в условиях жизни людей на Крайнем Севере вряд ли применим (особенно к тем, кто работает и учится), по­ этому передаю то, как бла­ гословляли, в частности, духовники Псково-Печер­ ского монастыря: первую, четвертую (Крестопоклон­ ную) и Страстную седмицу, по возможности, без расти­ тельного масла, а остальные седмицы с елеем, кромедней среды и пятницы. Всем молитвенно же­ лаю благоприятного поста и духовной радости, чтобы обновленными и освобо­ дившимися от уз страстей встретить Светлое Христово Воскресение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz