Миссионерская православная газета. 2018 г. № 2. Февраль.
М и с с и о н е р с к а я _ П ш о с л д к н д а ■ B ’ г а з е т а П ериодическое издание М урм анской и М ончегорской епархии М осковского патриархата, издается с 1998 года № 2 ФбЕРАЛЬ 2018 ГОДО ВОЙ богослуж ебны й круг П равославной Церкви очень стрем ительно в этом году привел нас к дверям Великого поста. Это особы й п ери од года — время напряженного духовного и ф изического труда, когда Церковь предлагает нам духовно напитаться, отрезвиться, измениться и укрепиться на весь год. П равославны е хр истиан е любят поститься, поэтом у готовятся к Великому посту ещ е с лета: различные соленья, варенья, заготовки («это на Великий пост»). Л иберал ьн о-п равославн ое со зн ан ие сегодня у се р д н о твердит нам, что ед а не главное, главное — пост духовный: никого не осуж дать, не раздраж аться, не гневаться, не завидовать и т. д. Как будто в другое время, вне поста, это позволительно христианам . Н есомненно, что пост духовный важ нее телесного, но нельзя взобраться на девятый этаж, минуя первый. Как раз первым этаж ом в святоотеческой письменности является б о р ь б а со стр астью чревоугодия, не победив которую, невозмож но стать смиренны м, кротким, милостивым, целомудренным. Вот и пришло время Великого поста Пост —это подвиг, и пото му, как любой подвиг, легким он не бывает. Да и вся жизнь христианина также является подвигом. Как же провести нам это спасительное время с пользой для себя? Обратимся к Слову Бо- жию. Вотчто говорит Господь о посте устами своего проро ка Исаии: «Вот пост, который Я люблю: разреши оковы не правды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исце ление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и Слава Господня бу дет сопровождать тебя. Тог да ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Исаия, 58, 6 —9). Таким образом, пост должен обязательно под крепляться делами любви. Христиане Древней Церк ви именно так и поступали: средства, сэкономленные во время поста, употребляли на дела милосердия. Еще пост не начался, а П р о т о и е р е й В а с и л и й В О Л Ь С К И Й уже люди, особенно ново начальные, начинают спра шивать, как поститься, что можно есть, а что нельзя. В социальных сетях также обсуждаются эти вопросы. Ветхий наш человек, конеч но, будет противиться посту и нашептывать нам: «Ты не выдержишь, ослабеешь, за болеешь», «Ну, какой сейчас может быть пост? Эколо гически чистых продуктов практически невозможно приобрести», «Сейчас все люди больные — не до по ста», «Мы учимся, работаем — о каком посте может идти речь?» и др. Все это мы слы шим каждый год, и это не должно удивлять нас, потому что Сам Христос Спаситель сказал, что враг рода чело веческого боится молитвы и поста. Несколько лет назад Го сподь сподобил меня побы вать на Соловках, и экскур совод рассказывал нам, что многие из тех, кто там сидел за веру, в течение всего поста отказывались даже от рыб ной похлебки, проводя весь пост в буквальном смысле на хлебе и воде. Моя мама вспоминает, что ее бабуш ка постилась даже во время войны, когда хлеб-то был по норме, не говоря уже ни о ка ком завозе на Север овощей и фруктов. Мы живем в гораз до лучших условиях. Во многом весь путь Ве ликого поста зависит от того, как мы проведем первую седмицу. Именно она нас настроит на постный подвиг. Это не только максималь ное ограничение количества пищи, но и ежедневное по сещение богослужений, в первую очередь — вечерних богослужений с чтением Ве ликого покаянного канона преподобного Андрея Крит ского. К домашнему утреннему и вечернему молитвенному правилу необходимо доба вить молитву преподобного Ефрема Сирина с поклонами (с пятницы вечера, в суббо ту и воскресенье не читаем, возобновляем с воскресенья вечера). Чтобы приблизить свою домашнюю обстановку по ста к богослужебной жизни Церкви, постараемся про читать за пост те книги Свя щенного Писания, которые читаются в наших храмах. Это 4 Евангелия (в храмах обычно чтение начинается со второй седмицы), Псал тирь, книги Бытия, пророка Исаии, Притчей Соломоно вых. В дни Великого поста даже работающим людям хотя бы один раз необходи мо побывать на Литургии Преждеосвященных Даров и причаститься за ней (в этом году такую возможность ра ботающим и учащимся мож но использовать 23 февраля и 9 марта — выходные дни). Богослужения субботних и воскресных дней Великого поста практически ничем не отличаются от богослужений таких же дней всего года, и потому, если мы не побываем на постовых службах, то и не сможем ощутить дух поста. Опытные духовники, пом ню, говорили, что если ты в пост ни разу не причастился за Литургией Преждеосвя- щенных Даров, то считай, что вообще не постился. Когда я служил в Свято-Никольском кафедральном соборе, то у нас были прихожане, кото рые специально брали отпуск на период Великого поста и ходили в собор ежедневно на все службы. Вот, поистине ду- ховный санаторий! Пост без молитвы, без участия в Таинствах — это не пост, а голодовка, поэ тому в дни Великого поста надо чаще приступать к Та инствам Исповеди и Прича щения. Хорошо причащаться каждую неделю, но если нет возможности, то хотя бы на первой седмице, на Кресто поклонной и на Страстной. Ну, и опять вопрос о теле сном посте. Конечно, Иеру салимский устав очень строг и в условиях жизни людей на Крайнем Севере вряд ли применим (особенно к тем, кто работает и учится), по этому передаю то, как бла гословляли, в частности, духовники Псково-Печер ского монастыря: первую, четвертую (Крестопоклон ную) и Страстную седмицу, по возможности, без расти тельного масла, а остальные седмицы с елеем, кромедней среды и пятницы. Всем молитвенно же лаю благоприятного поста и духовной радости, чтобы обновленными и освобо дившимися от уз страстей встретить Светлое Христово Воскресение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz