Миссионерская православная газета. 2018 г. № 1. Январь.

Миссионерская православная газета МО Я С У Д Ь Б А №1, я н в а р ь 2018 7 Сегодня гостем новой рубрики стал директор Полярно­ альпийского ботанического сада-института, член-корреспондент РАН Владимир Константинович ЖИРОВ Зоолог по высшему образованию, физиолог и биохимик растений по кандидатской и доктор­ ской диссертациям, де­ сять лет назад он получил богословское образование в Свято-Тихоновском пра­ вославном гуманитарном университете. Мы погово­ рим с Владимиром Кон­ стантиновичем о его пути к вере, и вообще о путях верующего ученого в на­ уке. Как говорится, уса­ живайтесь поудобнее, вас ждет много интересного! — Владимир Константи­ нович, вы пришли к вере еще в советские времена. Расскажите, как это было? —До 25 лет к вопросам веры я относился с пиете­ том, но без всякого инте­ реса. Но после окончания МГУ, когда уже работал в Полярно-альпийском бо­ таническом саду, я увлекся восточной эзотерикой и стал исповедовать буддизм, а через пять лет в результа­ те одной судьбоносной для меня московской встречи, я крестился и перешел в православную веру. — Какие препятствия Вам встречались на этом пути? —Первые два года моей церковной жизни проле­ тели как на крыльях: это был некоторый «аванс» благодати. Однако на христианском пути нель­ зя обойтись без несения личного креста, так что искушения не заставили себя долго ждать. В 1982 году, когда внешнеполи­ тическая обстановка все более накалялась, вместе с ней росли идеологические требования. Религиоз­ ность сотрудников Акаде­ мии наук считалась тогда симптомом политической неблагонадежности. Лич­ но мне это грозило отказом в разрешении защищать диссертацию (для защиты требовалась особая харак­ теристика), что реально означало перспективу до пенсии оставаться в стар­ ших, в лучшем случае, ла­ борантах. Выходом могло быть только покаяние, причем уже слабеющая советская власть вполне удовлетворилась бы тогда его письменной, без пу­ бличного посыпания го­ ловы пеплом, формой. Но отступничество в любой его форме все равно оста­ ется отступничеством, и поэтому я сделал выбор, который, наверно, стал главным в моей жизни. Проведя не слишком спо­ койную ночь накануне рокового заседания како- го-там бюро, и будучи мо­ рально готовым открыто поведать его членам свои убеждения, перед выходом из дома я наугад открыл Новый Завет и попал на такую нужную в тот мо- Нельзя измерить свет Фавора мент строку 11 из 12 главы Евангелия от Луки: «Егда же приведут вы на собори- ща и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете, или что рече- те: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи». В этот день заседа­ ние неожиданно отмени­ ли, и свою характеристику я получил без каких-либо расспросов. Только мно­ го лет спустя я узнал, что благополучным исходом этой истории я обязан старому школьному другу, Н. Е. Козлову, в то время — первому секретарю парт­ кома Кольского филиала АН СССР. Я всегда помню об этом. — Да, действительно, пути Господни неиспове­ димы... Но несмотря на то, что Ваша светская ка­ рьера сложилась вполне удачно, очевидно, что путь этот не был легким. До сих пор в нашем обществе су­ ществует традиционное противопоставление науки и религии. Не было у вас искушения все бросить, я имею в виду не Церковь, а науку? — Такое искушение было как раз в 1982—83 го­ дах в связи с проблемами, о которых мы только что говорили. По этому пово­ ду я встречался с владыкой Исидором, возглавляв­ шим в то время Архангель­ скую кафедру. Я всерьез начал думать тогда о вы­ боре духовного пути. Од­ нако владыка в деликат­ ной форме дал мне понять, что не следует уходить из науки под впечатлением сложившей ся ситуации; нужно руководствоваться только таким внутренним чувством, которое просто не оставит тебе другого выбора. Время показало, что он был прав — вско­ ре действительно многое изменилось, и моя при­ надлежность Церкви пе­ рестала расцениваться как неблагонадежность. В другой раз идея уйти из Академии наук в Цер­ ковь возникла у меня в 2003 году после того, как я был избран членом-кор- респондентом РАН. В том же году я поступил на Миссионерский факуль­ тет Свято-Тихоновского православного гуманитар­ ного университета, кото­ рый закончил в 2007 году, но так и не ушел из Акаде­ мии, к тому времени я уже 10 лет руководил Поляр­ но-альпийским ботаниче­ ским садом, и не нашлось подходящего преемника, способного реализовать мои планы. Очевидно, священнослужение — не мой путь. — Начались новые времена, как Вы заме­ тили, и начались новые искушения для интелли­ генции: стало все можно, все духовные практики на выбор. И исследования разные начались: то кри­ сталлизацию освященной воды изучают, то реги­ стрируют электроэнцефа­ лограммы у священника во время евхаристического канона. Читала о таких ис­ следованиях. Вы таким не увлекались? Биология как наука к этому располагает, наверное. — Я считаю подобно­ го рода исследования, по меньшей мере, методоло­ гически некорректными, а вообще-то — неблагоче­ стивыми. Думаю, не стоит поощрять бессмысленные занятия тех, кто хочет с помощью средств этого физического мира иссле­ довать Нетварные Энер­ гии. Представьте себе фи­ зика, который попытается провести спектральный анализ Фаворского света. «Не гораздо разумен тот математик, который алге­ брой Гармонию хочет по­ верить», как сказал в свое время великий предста­ витель соседней с нашей епархией М. В. Ломоно­ сов. Возможности науки ограничены, так же как и возможности человече­ ского разума. — Тем не менее уровень обсуждения «космонавты в космос летали, Бога не видали» не перестает быть актуальным. —Для тех, кто не вы­ шел ни культурой, ни интеллектом. Когда-то святитель Лука (Войно-Я- сенецкий), который стал великим хирургом еще до начала своего архиерей­ ского пути, высказался так: «Бога я не видел... Но оперировал на мозге и ни­ когда не видел там также и ума». Если всерьез зани­ маться фундаментальной наукой, то очень быстро понимаешь, как ограниче­ ны возможности челове­ ческого познания. Я счи­ таю, что для настоящего ученого постоянное недо­ вольство собой нормаль­ ное (и душеспасительное) состояние, т.к. оно пре­ пятствует самодовольству и гордыне. Альтернатива — когда узкий специалист мнит себя пупом Земли. — За долгие годы в на­ уке и в православии вы, наверное, как-то вывели для себя формулу взаимо­ отношений между религи­ озным и научным путями познания? — Такая формула есть, но не я ее вывел: наука, как и искусство, вторичны по отношению к религии, если угодно, являются продуктами ее секуляри­ зации, т.е. омирщения. Я ее полностью принимаю. — Владимир Констан­ тинович, каково Ваше вос­ приятие мира на этом жиз­ ненном этапе? «Я знаю, что ничего не знаю»? Или «ни­ что не ново под Луной»? — Начиная разговор о сегодняшней жизни, так или иначе приходишь к мыслям о том, что ждет впереди наших детей, вну­ ков, правнуков... Извест­ ные афоризмы Сократа и Шекспира, на которые Вы ссылаетесь, — это умо­ заключения великих ин­ теллектуалов, общий пес­ симистический настрой которых оправдывается реалистичностью воспри­ ятия условий их жизни, хотя они, думаю, были че­ ловечнее, чем наши сегод­ ня. Признание реально­ сти духовной деградации современного общества, проявляющейся в разру­ шении института семьи, политизации содомии, по­ пытках регулировать раз­ ными способами числен­ ность народонаселения, является принципиальным условием душеспасения в наши дни. В свою очередь, для этого необходимо по­ нимание ограниченности человеческого разума и возможностей порожден­ ного им научного познания мира, которое не должно подменять собой религию. Зоя КАБЫШ, фото автора

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz