Миссионерская православная газета. 2018 г. № 1. Январь.
Миссионерская православная газета МО Я С У Д Ь Б А №1, я н в а р ь 2018 7 Сегодня гостем новой рубрики стал директор Полярно альпийского ботанического сада-института, член-корреспондент РАН Владимир Константинович ЖИРОВ Зоолог по высшему образованию, физиолог и биохимик растений по кандидатской и доктор ской диссертациям, де сять лет назад он получил богословское образование в Свято-Тихоновском пра вославном гуманитарном университете. Мы погово рим с Владимиром Кон стантиновичем о его пути к вере, и вообще о путях верующего ученого в на уке. Как говорится, уса живайтесь поудобнее, вас ждет много интересного! — Владимир Константи нович, вы пришли к вере еще в советские времена. Расскажите, как это было? —До 25 лет к вопросам веры я относился с пиете том, но без всякого инте реса. Но после окончания МГУ, когда уже работал в Полярно-альпийском бо таническом саду, я увлекся восточной эзотерикой и стал исповедовать буддизм, а через пять лет в результа те одной судьбоносной для меня московской встречи, я крестился и перешел в православную веру. — Какие препятствия Вам встречались на этом пути? —Первые два года моей церковной жизни проле тели как на крыльях: это был некоторый «аванс» благодати. Однако на христианском пути нель зя обойтись без несения личного креста, так что искушения не заставили себя долго ждать. В 1982 году, когда внешнеполи тическая обстановка все более накалялась, вместе с ней росли идеологические требования. Религиоз ность сотрудников Акаде мии наук считалась тогда симптомом политической неблагонадежности. Лич но мне это грозило отказом в разрешении защищать диссертацию (для защиты требовалась особая харак теристика), что реально означало перспективу до пенсии оставаться в стар ших, в лучшем случае, ла борантах. Выходом могло быть только покаяние, причем уже слабеющая советская власть вполне удовлетворилась бы тогда его письменной, без пу бличного посыпания го ловы пеплом, формой. Но отступничество в любой его форме все равно оста ется отступничеством, и поэтому я сделал выбор, который, наверно, стал главным в моей жизни. Проведя не слишком спо койную ночь накануне рокового заседания како- го-там бюро, и будучи мо рально готовым открыто поведать его членам свои убеждения, перед выходом из дома я наугад открыл Новый Завет и попал на такую нужную в тот мо- Нельзя измерить свет Фавора мент строку 11 из 12 главы Евангелия от Луки: «Егда же приведут вы на собори- ща и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете, или что рече- те: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи». В этот день заседа ние неожиданно отмени ли, и свою характеристику я получил без каких-либо расспросов. Только мно го лет спустя я узнал, что благополучным исходом этой истории я обязан старому школьному другу, Н. Е. Козлову, в то время — первому секретарю парт кома Кольского филиала АН СССР. Я всегда помню об этом. — Да, действительно, пути Господни неиспове димы... Но несмотря на то, что Ваша светская ка рьера сложилась вполне удачно, очевидно, что путь этот не был легким. До сих пор в нашем обществе су ществует традиционное противопоставление науки и религии. Не было у вас искушения все бросить, я имею в виду не Церковь, а науку? — Такое искушение было как раз в 1982—83 го дах в связи с проблемами, о которых мы только что говорили. По этому пово ду я встречался с владыкой Исидором, возглавляв шим в то время Архангель скую кафедру. Я всерьез начал думать тогда о вы боре духовного пути. Од нако владыка в деликат ной форме дал мне понять, что не следует уходить из науки под впечатлением сложившей ся ситуации; нужно руководствоваться только таким внутренним чувством, которое просто не оставит тебе другого выбора. Время показало, что он был прав — вско ре действительно многое изменилось, и моя при надлежность Церкви пе рестала расцениваться как неблагонадежность. В другой раз идея уйти из Академии наук в Цер ковь возникла у меня в 2003 году после того, как я был избран членом-кор- респондентом РАН. В том же году я поступил на Миссионерский факуль тет Свято-Тихоновского православного гуманитар ного университета, кото рый закончил в 2007 году, но так и не ушел из Акаде мии, к тому времени я уже 10 лет руководил Поляр но-альпийским ботаниче ским садом, и не нашлось подходящего преемника, способного реализовать мои планы. Очевидно, священнослужение — не мой путь. — Начались новые времена, как Вы заме тили, и начались новые искушения для интелли генции: стало все можно, все духовные практики на выбор. И исследования разные начались: то кри сталлизацию освященной воды изучают, то реги стрируют электроэнцефа лограммы у священника во время евхаристического канона. Читала о таких ис следованиях. Вы таким не увлекались? Биология как наука к этому располагает, наверное. — Я считаю подобно го рода исследования, по меньшей мере, методоло гически некорректными, а вообще-то — неблагоче стивыми. Думаю, не стоит поощрять бессмысленные занятия тех, кто хочет с помощью средств этого физического мира иссле довать Нетварные Энер гии. Представьте себе фи зика, который попытается провести спектральный анализ Фаворского света. «Не гораздо разумен тот математик, который алге брой Гармонию хочет по верить», как сказал в свое время великий предста витель соседней с нашей епархией М. В. Ломоно сов. Возможности науки ограничены, так же как и возможности человече ского разума. — Тем не менее уровень обсуждения «космонавты в космос летали, Бога не видали» не перестает быть актуальным. —Для тех, кто не вы шел ни культурой, ни интеллектом. Когда-то святитель Лука (Войно-Я- сенецкий), который стал великим хирургом еще до начала своего архиерей ского пути, высказался так: «Бога я не видел... Но оперировал на мозге и ни когда не видел там также и ума». Если всерьез зани маться фундаментальной наукой, то очень быстро понимаешь, как ограниче ны возможности челове ческого познания. Я счи таю, что для настоящего ученого постоянное недо вольство собой нормаль ное (и душеспасительное) состояние, т.к. оно пре пятствует самодовольству и гордыне. Альтернатива — когда узкий специалист мнит себя пупом Земли. — За долгие годы в на уке и в православии вы, наверное, как-то вывели для себя формулу взаимо отношений между религи озным и научным путями познания? — Такая формула есть, но не я ее вывел: наука, как и искусство, вторичны по отношению к религии, если угодно, являются продуктами ее секуляри зации, т.е. омирщения. Я ее полностью принимаю. — Владимир Констан тинович, каково Ваше вос приятие мира на этом жиз ненном этапе? «Я знаю, что ничего не знаю»? Или «ни что не ново под Луной»? — Начиная разговор о сегодняшней жизни, так или иначе приходишь к мыслям о том, что ждет впереди наших детей, вну ков, правнуков... Извест ные афоризмы Сократа и Шекспира, на которые Вы ссылаетесь, — это умо заключения великих ин теллектуалов, общий пес симистический настрой которых оправдывается реалистичностью воспри ятия условий их жизни, хотя они, думаю, были че ловечнее, чем наши сегод ня. Признание реально сти духовной деградации современного общества, проявляющейся в разру шении института семьи, политизации содомии, по пытках регулировать раз ными способами числен ность народонаселения, является принципиальным условием душеспасения в наши дни. В свою очередь, для этого необходимо по нимание ограниченности человеческого разума и возможностей порожден ного им научного познания мира, которое не должно подменять собой религию. Зоя КАБЫШ, фото автора
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz