Миссионерская православная газета. 2017 г. № 11. Ноябрь.

6 Миссионерская православная газета № 11, н о я б р ь 2017 Р А З Г О В О Р О Г Л А В Н О М « М и с с и о н е р с к а я п р а в о с л а в н а я газета» откры вает п о сто я н н у ю р у б р и к у «Разговор о главном». Мы ч а с т о сл ы ш им п о ж е л а н и е — «главное — здоровья!», но ведь это с о в с е м не главное... И с а м о е в е с к о е том у д о к а з а т е л ь ст в о с о д е р ж и т с я в С в я щ е н н о м П и сан ии : сл ов о «здоровье» у п о тр е б л я е тс я з д е с ь только один раз. Мы ж е б у д е м р а зго в а р и в а ть д ей ств и тель но о главном — о том, как че л о в е к ищет с п а с е н и я с в о е й душ и. С о б е с е д н и к а м и газеты стан ут наши земляки, с л о в о которы х о б е щ а е т быть важным и поучительным. О ткры в ает р у б р и к у б е с е д а с п р е д с е д а т е л е м П р е зи д и у м а К ол ь ского научного ц е н тр а РАН, ч л е н -к о р р е с п о н д е н т о м РАН, д и а к о н о м Р у с с к о й П р а в о с л а в н о й Церкви отцом С е р г и е м КРИВОВИЧЕВЫМ Жизнь без Пер я не мыслю Времена нынче непред­ сказуемые: с одной стороны, «пощечину» православному народу «Матильда» дает, с другой — во главе Кольско­ го научного центра во время глобальных реформ встал видный ученый, имеющий священный сан. Пожалуй, для постсоветской России случай уникальный (чего не скажешь, увы, об очередных святотатственных «плодах творчества»). О вере и науке, о пути к вере и христианской жизни в секулярном мире мы и поговорим сегодня с пред­ седателем КНЦ РАН, чле- ном-корреспондентом РАН, диаконом Сергием Влади­ мировичем Кривовичевым. - Отец Сергий, Вы приеха­ ли к нам из Санкт-Петербур­ га, но раз Вы геолог, значит, в любом случае Апатиты для Вас место значимое и в ка­ кой-то мере знакомое? — Конечно, ведь Хиби­ ны — уникальный горный массив, и с профессио­ нальной точки зрения он исключительно интересен. Сотрудничать с коллегами из Геологического института КНЦ РАН всегда было моим горячим желанием, и в 2000 году оно исполнилось: я тог­ да работал в Америке и по просьбе апатитских коллег провел анализ образцов ми­ нералов из новых коллекций на современной аппаратуре. В последние несколько лет я работал на полставки веду­ щим научным сотрудником в Центре наноматериалове­ дения КНЦ РАН, возглав­ ляет который членкор РАН Анатолий Иванович Нико­ лаев. Скажу больше: Кольский полуостров был для меня притягательным местом с самого детства. Мой отец был геологом-минералогом, и его друзья, соответствен­ но, тоже были геологами. Двое из них, Алексей Вла­ димирович Барабанов и Ни­ колай Леонидович Балабо- нин, уехали работать сюда, на Кольский полуостров, и, когда Николай Леонидо­ вич приезжал в Ленинград и приходил к нам в гости, это всегда был праздник, в том числе и потому, что он при­ возил мне богатые подарки, заработки-то на Крайнем Севере были хорошими. И, помню, я спрашивал отца: «А Кольский полуостров так называется потому, что дядя Коля там работает?»... Шут­ ки шутками, но интерес к этому краю у меня с детства. И когда в ноябре про­ шлого года от здешних ав­ торитетных ученых впервые прозвучало предложение принять участие в этом кон­ курсе, когда меня поддержа­ ли члены РАН, работающие здесь, это было для меня важно, и я согласился. - Отец Сергий, насколько я знаю, Вы перевезли в Апа­ титы семью, и, несмотря на большую занятость, находи­ те время исполнять диакон- ское служение... Значит, при любых обстоятельствах семья и Церковь — всегда в Вашей жизни? — А как иначе? Правда, семья у нас большая, и пя­ теро старших детей остались в Питере: старший сын уже живет самостоятельно, трое —студенты, пятому предсто­ ит окончить одиннадцатый класс в специализирован­ ной математической школе. Сюда приехала моя жена с двумя младшими детьми, один из которых школьник. И да, к счастью, митро­ полит Симон благословил мое служение здесь, я по­ лучил отпускную грамо­ ту в Санкт-Петербургской епархии. Здесь я уже служил вместе с владыкой и отцом Алексием Шипитка в ки­ ровском храме Спаса Не- рукотворенного образа, и с отцом Константином Куз­ нецовым в апатитском Свя­ то-Успенском храме. Насчет дальнейшего — я написал прошение о приеме меня в клир епархии. У меня, ко­ нечно, есть свои пожелания, но решение остается за пра­ вящим архиеерем. Так устро­ ена Церковь. - Каким был Ваш путь к вере? — Через русскую литера­ туру, русскую религиозную философию. У нас была за­ мечательная учительница русского языка Ирина Ге­ оргиевна Полубояринова, она открыла нам многое из русской классики и вообще из русского православного взгляда на мир. Достоевский большое влияние оказал на меня. И даже не «Братья Ка­ рамазовы», хотя, безусловно, там содержится мощный по­ сыл. Но моя любимая книга Достоевского еще со школь­ ных лет — «Преступление и наказание», я время от вре­ мени перечитываю ее. И счи­ таю, что и здесь, как, впро­ чем, в любой книге великого писателя, есть ответы на все вопросы о душе человека. И Солженицына я очень лю­ блю, часто перечитываю, особенно «Красное колесо». А крестился я в 19 лет, в 1991 году. В Иоанновском монастыре на Карповке было оглашение, а потом уе­ хали в Озерки и там крестили полным погружением. Мы с другом крестились. Потом был, как водится, период горячего неофитства, потом жизнь вошла в более спокой­ ное русло, ножизнь без веры, без Церкви я не мыслю. - А диаконскую хирото­ нию давно приняли? — В 2006 году, в день па­ мяти преподобного Вар- лаама Хутынского. Меня рукополагал владыка Вла­ димир (Котляров). Служил я в церкви великомученика Пантелеимона в Удельной при психиатрической боль­ нице имени Скворцова-Сте­ панова. - Отец Сергий Влади­ мирович, вы несколько лет жили и работали за грани­ цей. Удавалось ли там хотя бы посещать церковь, не говорю уж служить? Была такая возможность? — Я выезжал за границу на долгие сроки еще до того, как был рукоположен. Как правило, возможность посе­ щать церковь была. В Аме­ рике, где мы жили полтора года, в небольшом город­ ке было две православных церкви — сербская и грече­ ская, а не так далеко — при­ мерно минутах в сорока езды на машине — был приход Русской Зарубежной церк­ ви, где в основном старыми прихожанами были «ди-пи» (displaced persons, или пере­ мещенные лица), которые покинули СССР по разным причинам после второй ми­ ровой войны. Кого угнали на работу в Германию, кто-то служил в Русской освободи­ тельной армии генерала Вла­ сова, а были и дети казаков, которые уходили с Кубани вместе с немцами, чтобы не попасть под репрессии боль­ шевиков. Были две дочери священника, который при­ нял священство в 1928 году и почти сразу попал в лагеря, знал это заранее и сознатель­ но шел на исповедничество. Семья осталась одна, бед­ ствовала, потом они попали в оккупацию, мать и дочерей угнали в Германию, и они там каким-то чудом воссоедини­ лись с отцом в Мюнхене. Переезд в США был для них спасением, хотя и там им пришлось нелегко. Общение с такими людьми заставило нас по-другому посмотреть на русскую историю 20-го века. В Австрии мы ходили в сербскую церковь, там очень радушно к нам относились. Все-таки сербы — это един­ ственный народ в мире, о котором мы можем сказать, что мы братья. Они очень любят русских, и мы тоже прониклись к ним горячим чувством, которое еще боль­ ше укрепилось после того, как мы с женой побывали в Белграде на кристаллогра­ фической конференции пару лет назад. - Задам очень личный вопрос, но он всегда значим для верующих семей. Всех ли детей удалось привести к вере? — Старшие мальчики в позднем подростковом воз­ расте, увы, отошли от Церк­ ви. Старшие дочери оста­ лись. Сын-старшеклассник прислуживает в церкви, с малышами, как водит­ ся, проще, вместе ходим в храм. Но есть надежда, что детские воспоминания при­ ведут повзрослевших детей рано или поздно обратно, душа-то помнит все. Нужна человеку в жизни опора. Не представляю, как можно су­ ществовать без веры, у меня так не получается. Только так человеческая жизнь об­ ретает ценность и смысл. - Вы не скрываете свою веру, даже, можно сказать, миссионерствуете, выпу­ стили книгу «Наука веру­ ющих или вера ученых». Она доступна для чтения в электронном виде, я сама ее так прочла, но для тех, кто не имеет такой возможно­ сти, может быть, попробу­ ете кратко рассказать о ее содержании? — Я постарался на при­ мере верующих ученых 20-го века показать, что между нау­ кой и религией нет серьезных противоречий. Доказывают это примеры из биографий ученых с мировыми имена­ ми и обширнейшие цитаты из их трудов. Основополож­ ник квантовой физики Макс Планк, астрофизик Жорж Леметр, российский физик Николай Боголюбов, ака­ демик Вернадский, лауреат Нобелевской премии Чарльз Таунс (кстати, обратили вни­ мание на преобладание фи­ зиков в нашем списке?!), геолог-кристаллограф ака­ демик Николай Белов, ма­ тематик и программист Дональд Кнут. В списке преобладают западные уче­ ные, поскольку на Западе эта проблема обсуждалась всег­ да гораздо более открыто, чем у нас, существуют целые научные общества, объеди­ няющие верующих ученых, в том числе ученых, имеющих священный сан. Я предпринял попыт­ ку классифицировать, если можно так выразиться, вза­ имоотношения веры и науки вжизни ученых. Так, с точки зрения ученых протестант­ ского исповедания религия призвана дополнить науку новым знанием, по сути на­ учным, но таким, которое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz