Миссионерская православная газета. 2017 г. № 11. Ноябрь.
6 Миссионерская православная газета № 11, н о я б р ь 2017 Р А З Г О В О Р О Г Л А В Н О М « М и с с и о н е р с к а я п р а в о с л а в н а я газета» откры вает п о сто я н н у ю р у б р и к у «Разговор о главном». Мы ч а с т о сл ы ш им п о ж е л а н и е — «главное — здоровья!», но ведь это с о в с е м не главное... И с а м о е в е с к о е том у д о к а з а т е л ь ст в о с о д е р ж и т с я в С в я щ е н н о м П и сан ии : сл ов о «здоровье» у п о тр е б л я е тс я з д е с ь только один раз. Мы ж е б у д е м р а зго в а р и в а ть д ей ств и тель но о главном — о том, как че л о в е к ищет с п а с е н и я с в о е й душ и. С о б е с е д н и к а м и газеты стан ут наши земляки, с л о в о которы х о б е щ а е т быть важным и поучительным. О ткры в ает р у б р и к у б е с е д а с п р е д с е д а т е л е м П р е зи д и у м а К ол ь ского научного ц е н тр а РАН, ч л е н -к о р р е с п о н д е н т о м РАН, д и а к о н о м Р у с с к о й П р а в о с л а в н о й Церкви отцом С е р г и е м КРИВОВИЧЕВЫМ Жизнь без Пер я не мыслю Времена нынче непред сказуемые: с одной стороны, «пощечину» православному народу «Матильда» дает, с другой — во главе Кольско го научного центра во время глобальных реформ встал видный ученый, имеющий священный сан. Пожалуй, для постсоветской России случай уникальный (чего не скажешь, увы, об очередных святотатственных «плодах творчества»). О вере и науке, о пути к вере и христианской жизни в секулярном мире мы и поговорим сегодня с пред седателем КНЦ РАН, чле- ном-корреспондентом РАН, диаконом Сергием Влади мировичем Кривовичевым. - Отец Сергий, Вы приеха ли к нам из Санкт-Петербур га, но раз Вы геолог, значит, в любом случае Апатиты для Вас место значимое и в ка кой-то мере знакомое? — Конечно, ведь Хиби ны — уникальный горный массив, и с профессио нальной точки зрения он исключительно интересен. Сотрудничать с коллегами из Геологического института КНЦ РАН всегда было моим горячим желанием, и в 2000 году оно исполнилось: я тог да работал в Америке и по просьбе апатитских коллег провел анализ образцов ми нералов из новых коллекций на современной аппаратуре. В последние несколько лет я работал на полставки веду щим научным сотрудником в Центре наноматериалове дения КНЦ РАН, возглав ляет который членкор РАН Анатолий Иванович Нико лаев. Скажу больше: Кольский полуостров был для меня притягательным местом с самого детства. Мой отец был геологом-минералогом, и его друзья, соответствен но, тоже были геологами. Двое из них, Алексей Вла димирович Барабанов и Ни колай Леонидович Балабо- нин, уехали работать сюда, на Кольский полуостров, и, когда Николай Леонидо вич приезжал в Ленинград и приходил к нам в гости, это всегда был праздник, в том числе и потому, что он при возил мне богатые подарки, заработки-то на Крайнем Севере были хорошими. И, помню, я спрашивал отца: «А Кольский полуостров так называется потому, что дядя Коля там работает?»... Шут ки шутками, но интерес к этому краю у меня с детства. И когда в ноябре про шлого года от здешних ав торитетных ученых впервые прозвучало предложение принять участие в этом кон курсе, когда меня поддержа ли члены РАН, работающие здесь, это было для меня важно, и я согласился. - Отец Сергий, насколько я знаю, Вы перевезли в Апа титы семью, и, несмотря на большую занятость, находи те время исполнять диакон- ское служение... Значит, при любых обстоятельствах семья и Церковь — всегда в Вашей жизни? — А как иначе? Правда, семья у нас большая, и пя теро старших детей остались в Питере: старший сын уже живет самостоятельно, трое —студенты, пятому предсто ит окончить одиннадцатый класс в специализирован ной математической школе. Сюда приехала моя жена с двумя младшими детьми, один из которых школьник. И да, к счастью, митро полит Симон благословил мое служение здесь, я по лучил отпускную грамо ту в Санкт-Петербургской епархии. Здесь я уже служил вместе с владыкой и отцом Алексием Шипитка в ки ровском храме Спаса Не- рукотворенного образа, и с отцом Константином Куз нецовым в апатитском Свя то-Успенском храме. Насчет дальнейшего — я написал прошение о приеме меня в клир епархии. У меня, ко нечно, есть свои пожелания, но решение остается за пра вящим архиеерем. Так устро ена Церковь. - Каким был Ваш путь к вере? — Через русскую литера туру, русскую религиозную философию. У нас была за мечательная учительница русского языка Ирина Ге оргиевна Полубояринова, она открыла нам многое из русской классики и вообще из русского православного взгляда на мир. Достоевский большое влияние оказал на меня. И даже не «Братья Ка рамазовы», хотя, безусловно, там содержится мощный по сыл. Но моя любимая книга Достоевского еще со школь ных лет — «Преступление и наказание», я время от вре мени перечитываю ее. И счи таю, что и здесь, как, впро чем, в любой книге великого писателя, есть ответы на все вопросы о душе человека. И Солженицына я очень лю блю, часто перечитываю, особенно «Красное колесо». А крестился я в 19 лет, в 1991 году. В Иоанновском монастыре на Карповке было оглашение, а потом уе хали в Озерки и там крестили полным погружением. Мы с другом крестились. Потом был, как водится, период горячего неофитства, потом жизнь вошла в более спокой ное русло, ножизнь без веры, без Церкви я не мыслю. - А диаконскую хирото нию давно приняли? — В 2006 году, в день па мяти преподобного Вар- лаама Хутынского. Меня рукополагал владыка Вла димир (Котляров). Служил я в церкви великомученика Пантелеимона в Удельной при психиатрической боль нице имени Скворцова-Сте панова. - Отец Сергий Влади мирович, вы несколько лет жили и работали за грани цей. Удавалось ли там хотя бы посещать церковь, не говорю уж служить? Была такая возможность? — Я выезжал за границу на долгие сроки еще до того, как был рукоположен. Как правило, возможность посе щать церковь была. В Аме рике, где мы жили полтора года, в небольшом город ке было две православных церкви — сербская и грече ская, а не так далеко — при мерно минутах в сорока езды на машине — был приход Русской Зарубежной церк ви, где в основном старыми прихожанами были «ди-пи» (displaced persons, или пере мещенные лица), которые покинули СССР по разным причинам после второй ми ровой войны. Кого угнали на работу в Германию, кто-то служил в Русской освободи тельной армии генерала Вла сова, а были и дети казаков, которые уходили с Кубани вместе с немцами, чтобы не попасть под репрессии боль шевиков. Были две дочери священника, который при нял священство в 1928 году и почти сразу попал в лагеря, знал это заранее и сознатель но шел на исповедничество. Семья осталась одна, бед ствовала, потом они попали в оккупацию, мать и дочерей угнали в Германию, и они там каким-то чудом воссоедини лись с отцом в Мюнхене. Переезд в США был для них спасением, хотя и там им пришлось нелегко. Общение с такими людьми заставило нас по-другому посмотреть на русскую историю 20-го века. В Австрии мы ходили в сербскую церковь, там очень радушно к нам относились. Все-таки сербы — это един ственный народ в мире, о котором мы можем сказать, что мы братья. Они очень любят русских, и мы тоже прониклись к ним горячим чувством, которое еще боль ше укрепилось после того, как мы с женой побывали в Белграде на кристаллогра фической конференции пару лет назад. - Задам очень личный вопрос, но он всегда значим для верующих семей. Всех ли детей удалось привести к вере? — Старшие мальчики в позднем подростковом воз расте, увы, отошли от Церк ви. Старшие дочери оста лись. Сын-старшеклассник прислуживает в церкви, с малышами, как водит ся, проще, вместе ходим в храм. Но есть надежда, что детские воспоминания при ведут повзрослевших детей рано или поздно обратно, душа-то помнит все. Нужна человеку в жизни опора. Не представляю, как можно су ществовать без веры, у меня так не получается. Только так человеческая жизнь об ретает ценность и смысл. - Вы не скрываете свою веру, даже, можно сказать, миссионерствуете, выпу стили книгу «Наука веру ющих или вера ученых». Она доступна для чтения в электронном виде, я сама ее так прочла, но для тех, кто не имеет такой возможно сти, может быть, попробу ете кратко рассказать о ее содержании? — Я постарался на при мере верующих ученых 20-го века показать, что между нау кой и религией нет серьезных противоречий. Доказывают это примеры из биографий ученых с мировыми имена ми и обширнейшие цитаты из их трудов. Основополож ник квантовой физики Макс Планк, астрофизик Жорж Леметр, российский физик Николай Боголюбов, ака демик Вернадский, лауреат Нобелевской премии Чарльз Таунс (кстати, обратили вни мание на преобладание фи зиков в нашем списке?!), геолог-кристаллограф ака демик Николай Белов, ма тематик и программист Дональд Кнут. В списке преобладают западные уче ные, поскольку на Западе эта проблема обсуждалась всег да гораздо более открыто, чем у нас, существуют целые научные общества, объеди няющие верующих ученых, в том числе ученых, имеющих священный сан. Я предпринял попыт ку классифицировать, если можно так выразиться, вза имоотношения веры и науки вжизни ученых. Так, с точки зрения ученых протестант ского исповедания религия призвана дополнить науку новым знанием, по сути на учным, но таким, которое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz