Миссионерская православная газета. 2017 г. № 11. Ноябрь.

Миссионерская православная газета П Р О Ш Л О Е И Б У Д УЩ Е Е № 11, н о я б р ь 2017 5 ПЛЕНАРНОЕ заседание в Мончегорске завершило работу XIII Трифоновских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» — регионального этапа XXVI Международных Рожде­ ственских чтений. В период с 4 по 27 октября в каждом из шести благочиний епар­ хии была организована ра­ бота секций. Новый формат чтений расширил географию прове­ дения чтений и способство­ вал вовлечению в диалог большего количества участ­ ников. Так, в рамках чтений было представлено более 100 докладов на тему духов­ но-нравственного и граж­ д ан ск о -п атр и о ти ч еск о го воспитания подрастающего поколения. В рамках пленарного за­ седания было подписано Соглашение о сотрудниче­ стве между Министерством образования и науки Мур­ манской области и Мур­ манской и Мончегорской епархией и утвержден План совместных действий. Митрополит Симон вру­ чил епархиальные награ­ ды. Во внимание к трудам медалью прп. Трифона Пе- ченгского были отмечены: Карпенко Н.Н., Министр образования и науки Мур­ манской области; Архи­ пов А.И., начальник Управ­ ления образования адми­ нистрации г. Мончегорска; Шульгина В.Н., гл. специ­ алист «Центра ресурсного обеспеченияучреждений об­ разования г. Мончегорска»; Стрельская Н.И., проректор по научно-методической ра­ боте ГАУДПОМО «Институт развития образования»; Ар­ кадьева А.А., преподаватель ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж»; Лукашова О.А., учитель на­ чальных классов СОШ № 1 г. Кандалакши. Трифоновские чтения ежегодно объединяют педа­ гогов — людей, чье земное служение исполнено глубо­ кого нравственного смысла. Во все времена необходимой составляющей отечествен­ ной педагогики была забота о том, чтобы подрастающее поколение утверждалось в добре и милосердии, любви и сострадании к ближнему. Участие в региональном форуме открывает возмож­ ность педагогам всех уров­ ней образования поделиться опытом с коллегами, расши­ рить свое представление о подлинных целях и задачах церковно-государственного общения в сфере образова­ ния. Это общение, легко­ мысленно прерванное в XX веке, сегодня ставит целью своей совместное решение вопросов общей ответствен­ ности Церкви и школы. Нравственные ценно­ сти и будущее человече­ ства: так сформулирована главная тема чтений. Сво­ евременная и актуальная, она определяет смысловой вектор всей дискуссии. Она призывает нас коллективно поразмышлять, честно и не­ предвзято оценить положе­ ние, в котором мы находим­ ся, задуматься над тем, куда мы стремительно движемся, какими ценностями живем? Поразмышлять о личной нравственной ответствен­ ности перед Богом и соз­ данным Им миром. Самое время задаться вопросом: не потерялся ли человек и до­ стоинство человека в этом шумном и прогрессивном мире, где единственной ценностью для многих яв­ ляются псевдоценности по­ требительского рая? Не стал ли человек хищником, рас­ хищающим все богатства, потребителем, не знающим меры? Куда мы устремля­ ем свою волю — к доброму ли, созидательному и воз­ вышающему или тем лишь увлекаемся, что обещает удовлетворить нашу челове­ ческую гордыню, самость и инстинкт? Ежегодно в рам­ ках форума мы выражаем много правильных и нужных мыслей, которые при долж­ ном отклике и приложении усилий могли бы принести плод. Мы все больше осозна­ ем, что живем в мире тра­ гическом. О бедственности современного положения свидетельствует окружаю­ щая нас действительность. Мы все чаще говорим о кри­ зисе семьи, об отсутствии ответственности у супругов за сохранение брака, мы по­ ражаемся статистике абор­ тов в стране, широко обсуж­ даем проблемы малолетней преступности, наркомании, алкоголизма, агрессии в мо­ лодежной среде, детских су­ ицидов. Боремся с группами смерти в социальных сетях, с сектантскими и прочими деструктивными образова­ ниями. Одним словом, эпо­ ха сплошных кризисов. А может быть речь идет только об одном кризисе — кризисе человеческой лич­ ности, потерявшей Бога, о кризисе общества, живуще­ го в условиях, когда мораль и нравственность относи­ тельна, когда нет абсолют­ ных критериев различения добра и зла, когда свобода человека возводится в не­ кий абсолют, а источником ценностей становится сам человек. Догмат о самодо­ статочности человека лег­ ко усваивается молодежью, которая живет по принципу «моя жизнь —мои правила». призывая уходить от стерео­ типов. А под стереотипами понимается жизнь в систе­ ме фундаментальных нрав­ ственных ценностей, жизнь в гармонии с самим собой, в согласии со своей совестью. Сегодня в стране при­ нят ряд важных докумен­ тов, анализ которых позво­ ляет сделать вывод о том, что государство, оставаясь религиозно нейтральным, в качестве национально­ го приоритета определяет воспитание личности, «раз­ деляющей российские тра­ диционные духовные цен­ ности». Духовные ценности и высокие идеалы русского народа передавались из по­ коления в поколение имен­ но в недрах православной культуры. Вспомним Ки­ рилла и Мефодия и появ­ ление славянской азбуки, князя Владимира, выбор которого определил разви­ тие Руси как христианского государства; об объедини­ тельной миссии прп. Сер­ гия Радонежского, о ратных подвигах благоверного кня­ зя Александра Невского, о доблести и героизме пра­ ведного Феодора Ушакова, о благоверных князе Петре и княгине Февронии, став­ шими для нас образцом семейной жизни и супру­ жеской верности. Если мы говорим о православных ценностях, то, прежде все­ го, понимаем, что ценности эти абсолютные и вневре­ менные, ибо их источником является сам Бог. Бог вкла­ дывает в природу человека нравственный закон. И этот нравственный закон, этот голос Божий в душе челове­ ка называется совестью. Эта совесть и есть основа обще­ человеческой нравственно­ сти. Сегодня наши дети мо­ гут знакомиться с право­ славной культурой в рамках курса ОРКСЭ. И здесь мне хотелось бы немного по­ размышлять... Понять для себя, почему в стране, где подавляющее большинство людей крещены в право­ славной вере, родители выбирают для своих детей модуль «Светская этика». Готовясь к конференции, я познакомился с содержани­ ем этого учебника. Уже на первых страни­ цах учебника говорится о том, что «человек сам может определить что такое добро, а что такое зло» (Основы светской этики: учебное пособие для общеобразова­ тельных учреждений. —М.: Просвещение, 2010. —С.7). Если отсутствует абсолют­ ный критерий, значит мы имеем дело с индивидуаль­ но понимаемой нравствен­ ностью, с нравственностью одного человека. Любой выбор человека, в том числе и греховный, можно оправ­ дать. Плоды такой светско­ сти очень горькие. Жаль, что мы не видим очевидное. В разделе учебника «до­ бро и зло» утверждается идея о том, что «в ходе историче­ ского развития менялись представления о добре и зле» (стр. 14). Автор приводит в пример существовавшие в истории жертвоприноше­ ния, рабство, крепостное право и говорит о том, что сегодня этого нет, и «люди становятся лучше» (стр.15). Согласно логике учебни­ ка, зла с течением времени становится меньше. Хочет­ ся спросить, а современ­ ные вызовы не являются ли бОльшим злом? Когда люди пол меняют и официально регистрируют однополые браки. Когда ученые умы ищут пути к тому, чтобы за­ беременел м уж чина. О ка­ ком, простите, меньшем зле мы говорим?.. Духовный мир, согласно определению учебника, — это «знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино. Вшколе ученик знако­ мится с этим миром, изучая математику, информатику, иностранные языки. ». Не­ ужели духовный мир огра­ ничивается только этой сфе­ рой? Светская этика — это не мировоззренчески ней­ тральный предмет. Это ре­ альное воспитание человека в автономии от каких-либо нравственных авторитетов, в полной покорности своему неограниченному выбору. В регионе обеспечен вы­ сокий уровень церковно-го­ сударственного взаимодей­ ствия в сфере образования. Мурманская Митрополия и Министерство образования и науки МО на протяжении многих лет совместно реа­ лизуют многие проекты. Одной из важных церков­ но-государственных иници­ атив является преподавание религиозных культур в шко­ ле, что в условиях дефицита адекватного знания о ре­ лигии в обществе является важной вехой на пути пре­ одоления религиозной без­ грамотности и невежества. Традиционными в ре­ гионе стали крупнейшие образовательные форумы — «Трифоновские чтения», «Православные ценности в образовании». Со следую­ щего года в план совмест­ ных действий министерства включена конференция «Духовность, нравствен­ ность, патриотизм», кото­ рая традиционно проходит в г. Апатиты. Немаловажную роль в приобщении подрастающе­ го поколения к православ­ ной культуре оказывают разнообразные конкурсы и олимпиады. Междуна­ родный конкурс детского творчества «Красота Божь­ его мира», «За нравствен­ ный подвиг учителя». Эти мероприятия ежегодно мо­ билизуют большое коли­ чество детей, молодежи и педагогического корпуса. Стоит отметить, что в этом году победителем межреги­ онального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Северо-Запад­ ному федеральному округу стала педагог из г. Апатиты. Церковь и школа, явля­ ясь соработниками, взаи­ модействуют ради одной цели — воспитания до­ стойного гражданина сво­ его Отечества, знающего свои культурные и духовные традиции, способного при­ менять полученные знания исключительно во имя бла­ городных целей! Господь да благословит ваши добрые труды на ниве отечествен­ ного просвещения! В единстве взглядов и целей будем трудиться для лучшего будущего нашей Отчизны и народа. Иерей Константин ЖДАНОВИЧ В Мончегорске подвели итоги регионального этапа Международных Рождественских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz