Миссионерская православная газета. 2017 г. № 11. Ноябрь.
Миссионерская православная газета П Р О Ш Л О Е И Б У Д УЩ Е Е № 11, н о я б р ь 2017 5 ПЛЕНАРНОЕ заседание в Мончегорске завершило работу XIII Трифоновских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» — регионального этапа XXVI Международных Рожде ственских чтений. В период с 4 по 27 октября в каждом из шести благочиний епар хии была организована ра бота секций. Новый формат чтений расширил географию прове дения чтений и способство вал вовлечению в диалог большего количества участ ников. Так, в рамках чтений было представлено более 100 докладов на тему духов но-нравственного и граж д ан ск о -п атр и о ти ч еск о го воспитания подрастающего поколения. В рамках пленарного за седания было подписано Соглашение о сотрудниче стве между Министерством образования и науки Мур манской области и Мур манской и Мончегорской епархией и утвержден План совместных действий. Митрополит Симон вру чил епархиальные награ ды. Во внимание к трудам медалью прп. Трифона Пе- ченгского были отмечены: Карпенко Н.Н., Министр образования и науки Мур манской области; Архи пов А.И., начальник Управ ления образования адми нистрации г. Мончегорска; Шульгина В.Н., гл. специ алист «Центра ресурсного обеспеченияучреждений об разования г. Мончегорска»; Стрельская Н.И., проректор по научно-методической ра боте ГАУДПОМО «Институт развития образования»; Ар кадьева А.А., преподаватель ГАПОУ МО «Мурманский педагогический колледж»; Лукашова О.А., учитель на чальных классов СОШ № 1 г. Кандалакши. Трифоновские чтения ежегодно объединяют педа гогов — людей, чье земное служение исполнено глубо кого нравственного смысла. Во все времена необходимой составляющей отечествен ной педагогики была забота о том, чтобы подрастающее поколение утверждалось в добре и милосердии, любви и сострадании к ближнему. Участие в региональном форуме открывает возмож ность педагогам всех уров ней образования поделиться опытом с коллегами, расши рить свое представление о подлинных целях и задачах церковно-государственного общения в сфере образова ния. Это общение, легко мысленно прерванное в XX веке, сегодня ставит целью своей совместное решение вопросов общей ответствен ности Церкви и школы. Нравственные ценно сти и будущее человече ства: так сформулирована главная тема чтений. Сво евременная и актуальная, она определяет смысловой вектор всей дискуссии. Она призывает нас коллективно поразмышлять, честно и не предвзято оценить положе ние, в котором мы находим ся, задуматься над тем, куда мы стремительно движемся, какими ценностями живем? Поразмышлять о личной нравственной ответствен ности перед Богом и соз данным Им миром. Самое время задаться вопросом: не потерялся ли человек и до стоинство человека в этом шумном и прогрессивном мире, где единственной ценностью для многих яв ляются псевдоценности по требительского рая? Не стал ли человек хищником, рас хищающим все богатства, потребителем, не знающим меры? Куда мы устремля ем свою волю — к доброму ли, созидательному и воз вышающему или тем лишь увлекаемся, что обещает удовлетворить нашу челове ческую гордыню, самость и инстинкт? Ежегодно в рам ках форума мы выражаем много правильных и нужных мыслей, которые при долж ном отклике и приложении усилий могли бы принести плод. Мы все больше осозна ем, что живем в мире тра гическом. О бедственности современного положения свидетельствует окружаю щая нас действительность. Мы все чаще говорим о кри зисе семьи, об отсутствии ответственности у супругов за сохранение брака, мы по ражаемся статистике абор тов в стране, широко обсуж даем проблемы малолетней преступности, наркомании, алкоголизма, агрессии в мо лодежной среде, детских су ицидов. Боремся с группами смерти в социальных сетях, с сектантскими и прочими деструктивными образова ниями. Одним словом, эпо ха сплошных кризисов. А может быть речь идет только об одном кризисе — кризисе человеческой лич ности, потерявшей Бога, о кризисе общества, живуще го в условиях, когда мораль и нравственность относи тельна, когда нет абсолют ных критериев различения добра и зла, когда свобода человека возводится в не кий абсолют, а источником ценностей становится сам человек. Догмат о самодо статочности человека лег ко усваивается молодежью, которая живет по принципу «моя жизнь —мои правила». призывая уходить от стерео типов. А под стереотипами понимается жизнь в систе ме фундаментальных нрав ственных ценностей, жизнь в гармонии с самим собой, в согласии со своей совестью. Сегодня в стране при нят ряд важных докумен тов, анализ которых позво ляет сделать вывод о том, что государство, оставаясь религиозно нейтральным, в качестве национально го приоритета определяет воспитание личности, «раз деляющей российские тра диционные духовные цен ности». Духовные ценности и высокие идеалы русского народа передавались из по коления в поколение имен но в недрах православной культуры. Вспомним Ки рилла и Мефодия и появ ление славянской азбуки, князя Владимира, выбор которого определил разви тие Руси как христианского государства; об объедини тельной миссии прп. Сер гия Радонежского, о ратных подвигах благоверного кня зя Александра Невского, о доблести и героизме пра ведного Феодора Ушакова, о благоверных князе Петре и княгине Февронии, став шими для нас образцом семейной жизни и супру жеской верности. Если мы говорим о православных ценностях, то, прежде все го, понимаем, что ценности эти абсолютные и вневре менные, ибо их источником является сам Бог. Бог вкла дывает в природу человека нравственный закон. И этот нравственный закон, этот голос Божий в душе челове ка называется совестью. Эта совесть и есть основа обще человеческой нравственно сти. Сегодня наши дети мо гут знакомиться с право славной культурой в рамках курса ОРКСЭ. И здесь мне хотелось бы немного по размышлять... Понять для себя, почему в стране, где подавляющее большинство людей крещены в право славной вере, родители выбирают для своих детей модуль «Светская этика». Готовясь к конференции, я познакомился с содержани ем этого учебника. Уже на первых страни цах учебника говорится о том, что «человек сам может определить что такое добро, а что такое зло» (Основы светской этики: учебное пособие для общеобразова тельных учреждений. —М.: Просвещение, 2010. —С.7). Если отсутствует абсолют ный критерий, значит мы имеем дело с индивидуаль но понимаемой нравствен ностью, с нравственностью одного человека. Любой выбор человека, в том числе и греховный, можно оправ дать. Плоды такой светско сти очень горькие. Жаль, что мы не видим очевидное. В разделе учебника «до бро и зло» утверждается идея о том, что «в ходе историче ского развития менялись представления о добре и зле» (стр. 14). Автор приводит в пример существовавшие в истории жертвоприноше ния, рабство, крепостное право и говорит о том, что сегодня этого нет, и «люди становятся лучше» (стр.15). Согласно логике учебни ка, зла с течением времени становится меньше. Хочет ся спросить, а современ ные вызовы не являются ли бОльшим злом? Когда люди пол меняют и официально регистрируют однополые браки. Когда ученые умы ищут пути к тому, чтобы за беременел м уж чина. О ка ком, простите, меньшем зле мы говорим?.. Духовный мир, согласно определению учебника, — это «знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино. Вшколе ученик знако мится с этим миром, изучая математику, информатику, иностранные языки. ». Не ужели духовный мир огра ничивается только этой сфе рой? Светская этика — это не мировоззренчески ней тральный предмет. Это ре альное воспитание человека в автономии от каких-либо нравственных авторитетов, в полной покорности своему неограниченному выбору. В регионе обеспечен вы сокий уровень церковно-го сударственного взаимодей ствия в сфере образования. Мурманская Митрополия и Министерство образования и науки МО на протяжении многих лет совместно реа лизуют многие проекты. Одной из важных церков но-государственных иници атив является преподавание религиозных культур в шко ле, что в условиях дефицита адекватного знания о ре лигии в обществе является важной вехой на пути пре одоления религиозной без грамотности и невежества. Традиционными в ре гионе стали крупнейшие образовательные форумы — «Трифоновские чтения», «Православные ценности в образовании». Со следую щего года в план совмест ных действий министерства включена конференция «Духовность, нравствен ность, патриотизм», кото рая традиционно проходит в г. Апатиты. Немаловажную роль в приобщении подрастающе го поколения к православ ной культуре оказывают разнообразные конкурсы и олимпиады. Междуна родный конкурс детского творчества «Красота Божь его мира», «За нравствен ный подвиг учителя». Эти мероприятия ежегодно мо билизуют большое коли чество детей, молодежи и педагогического корпуса. Стоит отметить, что в этом году победителем межреги онального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Северо-Запад ному федеральному округу стала педагог из г. Апатиты. Церковь и школа, явля ясь соработниками, взаи модействуют ради одной цели — воспитания до стойного гражданина сво его Отечества, знающего свои культурные и духовные традиции, способного при менять полученные знания исключительно во имя бла городных целей! Господь да благословит ваши добрые труды на ниве отечествен ного просвещения! В единстве взглядов и целей будем трудиться для лучшего будущего нашей Отчизны и народа. Иерей Константин ЖДАНОВИЧ В Мончегорске подвели итоги регионального этапа Международных Рождественских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz