Миссионерская православная газета. 2017 г. № 8. Август.
М и с с и о н е р с к а я _ П ш о с л д к н д а т ’ г а з е т а Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года № 8 АВГУСТ2017 О ТОРЖЕСТВЕННОСТИ этого праздника свидетель ствует особая глава об Успе нии в Евергетидском Типи коне, где написано: «Успение должно у вас праздноваться светло, светло и торжествен но, ибо это праздников празд ник и торжество торжеств». Игумен А л е к сан д р (БОЛДО ВСКИЙ ), кан ди д ат богословия Удивительным образом в православии переплелись че ловеческая скорбь по почив шемучеловеку и праздничная форма богослужения. Вспо минаю недавнюю картину в храме: полумрак, посреди стоит гроб, в нем лежит моло дая девушка в белом венчаль ном платье, на голове кру жевная фата. Если отвлечься от реальности, то может пока заться, что молодая девушка спит обычным земным сном, ей снятся дивные картины будущего медового месяца: лазурное море, белый песок, на который накатывают ла сковые волны, экзотические пальмы с невиданными пти цами, а где-то рядом можно увидеть ее жениха, который пытается поймать ее взгляд для осуществления всех ееже ланий... Картина резко меня ет свой спокойный и полный надежд смысл, когда в храм начинают заходить люди. Эти люди пришли сюда явно лодую красавицу (ей всего 18 лет) в ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ... Начинать «последование мертвенное мирских тел». так называет православный устав богослужения отпе вание, всегда очень тяжело. Несмотря на двадцатилетний приял еси Господи!» это одни из первых строк службы. Возникает новое ощущение реальности от этих и дальней ших древних молитв. Дальше больше. «Святых лик обре- те источник жизни и дверь райскую...», «Упокой, Боже, Смерть обручается с жизнью слышим на богослужении при изнесении Плащаницы, это тоже слезы, слезы Мате ри Подателя Жизни Христа! Как все у нас переплетено в службе, так и в жизни. Ра дость сменяется горем, удо вольствия страданием. Так устроил Бог, значит нужно пройти, все испытать, услы шать голос надежды и дойти до границы, где произойдет встреча с Ним. Пресвятая Дева прошла через испытания, которые не все люди проходят, но есть те, которые проходят. Смерть родного ребенка —это неиз лечимая боль для матери до самой ее смерти. Никто ни когда не найдет подходящих слов для того, чтобы осушить Дом Девы Марии и Иоанна Богослова в Ефесе не для того, чтобы разбудить «невесту», не для того, чтобы со счастливыми улыбками на лицах поздравить ее и жениха с торжеством. Они пришли все в черных одеждах, многие плачут на грани истерики, доносится запах сердечных капель. Я пришел, чтобы со вершить отпевание усопшей. И в этом правда нашей зем ной жизни. Священник и родные провожают эту мо «стаж», в горле стоит ком, а в голове вопрос: почему? Ран ние попытки найти ответ на этот извечный вопрос, а так же слова утешения родным, так и не смогли разрешиться положительно. Наверное, это так и должно быть. Надо честно признаться, что мы не на все вопросы ответы знаем. Бог знает, мы нет. И вот на чинается заупокойная служ ба. «Блажени яже избрал и раба Твоего и учини его в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко све тила...» Сколько в этих молитвен ных словах веры, надежды и позитива. Оказывается, что первое впечатление о неко ем безмятежном сне, под тверждается словами погре бального богослужения. Ум начинает цепляться за эти слова и предложения, но вая реальность. Начинаешь всматриваться в окружающие лица скорбящих и . о чудо! Истерические всхлипывания исчезли, то ли от валерьянки, то ли от того же, что и у меня. От переосмысления происхо дящего. Да, потом эти люди еще не раз будут и причитать, и плакать, это нормально для человека, который не знает ответы на все вопросы. Да что там, Сам Христос плакал наддругомЛазарем! Плач Бо городицы над Телом ее Боже ственного Сына, который мы ее слезы. Христос на Кресте нашел такие слова, обращаясь к любимой Матери и к своему любимому ученику Иоанну Богослову: «Она Мама твоя, а он сын твой. позаботься о Ней». Божий Сын заповедал Деве Марии стать матерью своего ученика. Разве это не чудесное решение? Нет! Это Божественный Закон Любви был дан через них нам, тем, кто ищет утешения, кто поте рял близкого человека. Если такое горе коснулось, по плачь, а затем перенеси свою материнскую или сыновнюю любовь на другого ближнего человека. Это Божественная мудрость. Только это помо жет справиться. Любимый ученик Хри ста апостол Иоанн Богослов исполнил заповедь своего Божественного Учителя. Он после Воскресения Христова не оставлял Пречистую Деву Мариюдо самой Ее кончины. Он забрал Ее из того ада, ко торый начался в Иерусалиме после убийства иудеями Го спода, пришедшего их спа сти. Вскорепосле Вознесения город Иерусалим был разру шен римлянами в 70-м году по Р.Х., не осталось камня на камне. Нельзя было оставать ся там. Иудеи не оставили бы в покое Матерь Божию и апостола. Они переселились вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес (террито рия современной Турции). Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолгодо кончины Божия Матерь возвратилась в Иеру салим. Мы можем только во образить, как Она ожидала встречи со своим Сыном. Она находила утешение и радость в молитве к Нему, и Он уте шал.ВедьОн обещал «неоста вить их сиротами, а послать Утешителя, Духа Святого. » Божия Матерь, апостолы и первые христиане ожидали скорого Пришествия во сла ве Христа, каждый день они переживали как последний. «Гряди скорее», —обращается в книге Откровения ко Хри сту Иоанн Богослов. Возни кает вопрос, готовилась ли к смерти Пресвятая Богороди ца? Предание Церкви не даст нам ответа на этот вопрос, он даже не ставится никем из церковных писателей. За чем, ведь Она на земле как на Небе, Она Царица Преблагая. А давайте сами себя спросим готовимся ли мы к своей соб ственной кончине? Скорее всего нет. Многие пожилые люди, как монашествующие, хранят на полках своих пла тяных шкафов погребаль ную одежду. Благочестивая, кстати, традиция, говорящая о том, что человек думает о встрече с Богом. Но. как ни странно, в этих старинных шкафах помимо аскетиче ских платьев, костюмов и обуви «в гроб», все забито до отказа кучей уже давно не но шеной и не нужной одежды. Спрашивается, для кого это накоплено?! В ответ —молча ние. Парадокс нашей жизни, нашей веры. Мы готовимся к встрече с Богом, а копим пла тья. Предание говорит, что перед кончиной Богородица завещала Свое скудное иму щество прислуживавшим Ей вдовицам. Вот вам еще одно правило, как надо готовиться. Продолжение на стр. 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz