Миссионерская православная газета. 2017 г. № 8. Август.

М и с с и о н е р с к а я _ П ш о с л д к н д а т ’ г а з е т а Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года № 8 АВГУСТ2017 О ТОРЖЕСТВЕННОСТИ этого праздника свидетель­ ствует особая глава об Успе­ нии в Евергетидском Типи­ коне, где написано: «Успение должно у вас праздноваться светло, светло и торжествен­ но, ибо это праздников празд­ ник и торжество торжеств». Игумен А л е к сан д р (БОЛДО ВСКИЙ ), кан ди д ат богословия Удивительным образом в православии переплелись че­ ловеческая скорбь по почив­ шемучеловеку и праздничная форма богослужения. Вспо­ минаю недавнюю картину в храме: полумрак, посреди стоит гроб, в нем лежит моло­ дая девушка в белом венчаль­ ном платье, на голове кру­ жевная фата. Если отвлечься от реальности, то может пока­ заться, что молодая девушка спит обычным земным сном, ей снятся дивные картины будущего медового месяца: лазурное море, белый песок, на который накатывают ла­ сковые волны, экзотические пальмы с невиданными пти­ цами, а где-то рядом можно увидеть ее жениха, который пытается поймать ее взгляд для осуществления всех ееже­ ланий... Картина резко меня­ ет свой спокойный и полный надежд смысл, когда в храм начинают заходить люди. Эти люди пришли сюда явно лодую красавицу (ей всего 18 лет) в ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ... Начинать «последование мертвенное мирских тел». так называет православный устав богослужения отпе­ вание, всегда очень тяжело. Несмотря на двадцатилетний приял еси Господи!» это одни из первых строк службы. Возникает новое ощущение реальности от этих и дальней­ ших древних молитв. Дальше больше. «Святых лик обре- те источник жизни и дверь райскую...», «Упокой, Боже, Смерть обручается с жизнью слышим на богослужении при изнесении Плащаницы, это тоже слезы, слезы Мате­ ри Подателя Жизни Христа! Как все у нас переплетено в службе, так и в жизни. Ра­ дость сменяется горем, удо­ вольствия страданием. Так устроил Бог, значит нужно пройти, все испытать, услы­ шать голос надежды и дойти до границы, где произойдет встреча с Ним. Пресвятая Дева прошла через испытания, которые не все люди проходят, но есть те, которые проходят. Смерть родного ребенка —это неиз­ лечимая боль для матери до самой ее смерти. Никто ни­ когда не найдет подходящих слов для того, чтобы осушить Дом Девы Марии и Иоанна Богослова в Ефесе не для того, чтобы разбудить «невесту», не для того, чтобы со счастливыми улыбками на лицах поздравить ее и жениха с торжеством. Они пришли все в черных одеждах, многие плачут на грани истерики, доносится запах сердечных капель. Я пришел, чтобы со­ вершить отпевание усопшей. И в этом правда нашей зем­ ной жизни. Священник и родные провожают эту мо­ «стаж», в горле стоит ком, а в голове вопрос: почему? Ран­ ние попытки найти ответ на этот извечный вопрос, а так­ же слова утешения родным, так и не смогли разрешиться положительно. Наверное, это так и должно быть. Надо честно признаться, что мы не на все вопросы ответы знаем. Бог знает, мы нет. И вот на­ чинается заупокойная служ­ ба. «Блажени яже избрал и раба Твоего и учини его в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко све­ тила...» Сколько в этих молитвен­ ных словах веры, надежды и позитива. Оказывается, что первое впечатление о неко­ ем безмятежном сне, под­ тверждается словами погре­ бального богослужения. Ум начинает цепляться за эти слова и предложения, но­ вая реальность. Начинаешь всматриваться в окружающие лица скорбящих и . о чудо! Истерические всхлипывания исчезли, то ли от валерьянки, то ли от того же, что и у меня. От переосмысления происхо­ дящего. Да, потом эти люди еще не раз будут и причитать, и плакать, это нормально для человека, который не знает ответы на все вопросы. Да что там, Сам Христос плакал наддругомЛазарем! Плач Бо­ городицы над Телом ее Боже­ ственного Сына, который мы ее слезы. Христос на Кресте нашел такие слова, обращаясь к любимой Матери и к своему любимому ученику Иоанну Богослову: «Она Мама твоя, а он сын твой. позаботься о Ней». Божий Сын заповедал Деве Марии стать матерью своего ученика. Разве это не чудесное решение? Нет! Это Божественный Закон Любви был дан через них нам, тем, кто ищет утешения, кто поте­ рял близкого человека. Если такое горе коснулось, по­ плачь, а затем перенеси свою материнскую или сыновнюю любовь на другого ближнего человека. Это Божественная мудрость. Только это помо­ жет справиться. Любимый ученик Хри­ ста апостол Иоанн Богослов исполнил заповедь своего Божественного Учителя. Он после Воскресения Христова не оставлял Пречистую Деву Мариюдо самой Ее кончины. Он забрал Ее из того ада, ко­ торый начался в Иерусалиме после убийства иудеями Го­ спода, пришедшего их спа­ сти. Вскорепосле Вознесения город Иерусалим был разру­ шен римлянами в 70-м году по Р.Х., не осталось камня на камне. Нельзя было оставать­ ся там. Иудеи не оставили бы в покое Матерь Божию и апостола. Они переселились вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес (террито­ рия современной Турции). Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолгодо кончины Божия Матерь возвратилась в Иеру­ салим. Мы можем только во­ образить, как Она ожидала встречи со своим Сыном. Она находила утешение и радость в молитве к Нему, и Он уте­ шал.ВедьОн обещал «неоста­ вить их сиротами, а послать Утешителя, Духа Святого. » Божия Матерь, апостолы и первые христиане ожидали скорого Пришествия во сла­ ве Христа, каждый день они переживали как последний. «Гряди скорее», —обращается в книге Откровения ко Хри­ сту Иоанн Богослов. Возни­ кает вопрос, готовилась ли к смерти Пресвятая Богороди­ ца? Предание Церкви не даст нам ответа на этот вопрос, он даже не ставится никем из церковных писателей. За­ чем, ведь Она на земле как на Небе, Она Царица Преблагая. А давайте сами себя спросим готовимся ли мы к своей соб­ ственной кончине? Скорее всего нет. Многие пожилые люди, как монашествующие, хранят на полках своих пла­ тяных шкафов погребаль­ ную одежду. Благочестивая, кстати, традиция, говорящая о том, что человек думает о встрече с Богом. Но. как ни странно, в этих старинных шкафах помимо аскетиче­ ских платьев, костюмов и обуви «в гроб», все забито до отказа кучей уже давно не но­ шеной и не нужной одежды. Спрашивается, для кого это накоплено?! В ответ —молча­ ние. Парадокс нашей жизни, нашей веры. Мы готовимся к встрече с Богом, а копим пла­ тья. Предание говорит, что перед кончиной Богородица завещала Свое скудное иму­ щество прислуживавшим Ей вдовицам. Вот вам еще одно правило, как надо готовиться. Продолжение на стр. 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz