Миссионерская православная газета. 2017 г. № 8. Август.
6 М и сс и о н е р ск а я п р д в о ш в н д А гд зе тд №8, АВГУСТ 2017 В Е Ч Н А Я П А М Я Т Ь Тишину урока нарушил резкий скрипучий голос Зои Васильевны: — Никольский! Что это? Ты в своем уме?! Мы все как один подня ли головы от своих тетра дей. Класс писал сочинение на тему «Мой любимый ге рой». Я уже набросал пер вые слова: «Мой любимый герой —замечательный раз ведчик Николай Кузнецов». И вдруг. — Никольский! Я тебя спрашиваю! Встань! Из-за первой парты перед разгневанным классным ру ководителем поднялся Але ша Никольский — малень кого роста, тщедушный, в очках с сильными линзами. Он был объектом насме шек всего класса, мальчи шек и девчонок, потому что никогда не участвовал в на ших проказах, был тихим, застенчивым, немного не уклюжим. После уроков он всегда спешил домой (гово рили, что у него была очень больная мама). Его тихий голос слышно было только у доски. В классе с ним никто не дружил, а напротив, ча сто обижали, дразнили «го лубком» и нередко прятали его вещи, пользуясь слабым зрением Алеши. Но он, к моему удивлению, никогда не злился, не огрызался, а только как-то беззащитно улыбался, как бы смеясь над собой. В такие минуты мне было очень жаль его, но из-за глупой солидарности с остальными я никогда не вставал на его защиту. И вот теперь Алеша, по нурив стриженую голову, стоял перед презрительным взором Зои Васильевны. Не смотря на недостаток вре мени, все с любопытством уставились на эту сцену, желая знать, что же вызвало такое возмущение классной. Но она сама ответила на наш немой вопрос: —Вы только посмотрите на него! Как вам нравится, о ком он пишет?! Его люби мый герой —Иисус Христос! Класс зашумел. Кто-то засмеялся, радуясь, что не счастный Никольский сде лал несусветную глупость. Кто-то присвистнул: «Во дает!» А кое-кто выразитель но покрутил пальцем у ви ска. Действительно, выбрать себе такого героя в наше за мечательное время! На дворе 1970 год, время прогресса, «эра светлых годов», а тут. Действительно, ненормаль ный этот Никольский! Классная между тем про должала свою обличитель ную речь: —Теперь мне все понят но: и почему ты до сих пор не пионер, и почему абсолютно не участвуешь в обществен ной жизни класса. Не стыд но — всегда ссылаешься на больную мать! Оказывается, вот в чем дело, вот у тебя ка кие герои! Какая уж тут об щественная жизнь! В ответ раздался еле слышный голос: — Зоя Васильевна, у меня правда сильно болеет м ам а. Классная спохватилась: сцена затянулась, а время урока неумолимо идет. Да еще почти все перестали пи сать и уставились на нее и на беднягу Никольского. Юр и й К О Б Я КОВ , г. М у р м а н с к — Так, все продолжаем писать, время идет! А ты, Алеша, —сменила она гнев на милость, — немедленно зачеркни эту. это, и пиши, как все ребята: о настоящем герое, настоящем, замеча тельном человеке! Сколько их, замечательных людей! Подумай и пиши. Она вернула Алеше те традку, и, посчитав инци дент исчерпанным, верну лась за учительский стол. Мы тоже вернулись к своим «опусам», торопясь навер стать упущенное время. Но Алеша почему-то продолжал стоять, все так же опустив голову. Не заме тить это классной было не возможно. — В чем дело, Николь ский? —тон ее был недоволь ным. —Тебе что-то неясно? Учти, мы теряем драгоцен ное время! И вновь я с трудом разо брал тихий ответ: — Извините, Зоя Васи льевна, я не м огу. о другом герое. —Что-о? Что такое? Зоя Васильевна подня лась со своего места, не успев утвердиться на нем, и всей своей величественной фигу рой надвинулась на Алешу. Он казался таким малень ким и невзрачным перед ней! Классная была раздражена непредвиденной заминкой, к тому же все мы опять под няли головы от сочинений, с удивлением глядя на строп тивого паренька. —Что значит «не могу»? У тебя нет другого любимого героя? —Н е т. другого нет. —Это не герой, а выдум ка невежественных, темных людей. В наше время смеш но даже говорить об этом. Но мы с тобой поговорим отдельно, а сейчас, будь добр, садись и пиши, как все ребята. Ясно? —Д а . ясно. Алеша сел и вроде бы стал что-то писать. Зоя Ва сильевна вернулась на свое место, несколько раз взгля нула на него с подозрением, но успокоилась. Все пошло своим чередом. Я легко на бросал красивые предложе ния о том, как хотел бы во всем быть похожим на ге- роя-разведчика, и закончил раньше всех. Оглушительно зазвенел звонок, заставив вздрогнуть отстающих. Но вот, все сда ли, наконец, свои тетради, и класс опустел. Но история с Никольским на этом не кон чилась. Я уже был в коридо ре, как вдруг услышал: — Никольский, а ну-ка, вернись! —тон классной был повышенным и не обещал ничего хорошего. Алеша вернулся в класс, и через полуоткрытую дверь я видел, как он встал у сто ла Зои Васильевны, так же понурив голову и ссутулив узкие плечи. До меня донес лось: — Значит, вот ты как! Назло учителю, назло всем! Все-таки написал об эт о м . о св о ем . Решил показать упрямство! Так, я спраши ваю? Казалось бы, мне не было никакого дела до несчаст ного. Пусть получит за свою глупость, за своего героя, или как его н азвать. Ребята уже разбежались (урок был последним), но мне что-то не давало уйти. Любопытство или какое-то иное чувство влекло меня к полуоткрытой двери. Сам не зная почему, я подошел и прислушался. —Нет, Зоя Васильевна, я не н азл о . —голос у Алеши был слабым и дрожащим. — Нет, именно назло! Именно! Тебе было сказано: писать, как все ребята, — о героях войны, пионерах-ге- роях, да о ком угодно! Мало ли у нас замечательных лю дей, на которых нужно рав няться, на которых старать ся быть похожими. А ты? Кто такой этот Иисус Хри стос? Это даже не сказочный герой! Ну ладно, я поняла бы, если бы ты написал об Илье-Муромце, о русских богатырях. А он кто? Да пой ми ты, что такого человека никогда не было! Это все поповские выдумки, в кото рые верят необразованные, серые люди! И ты, советский школьник, повторяешь бас ни неграмотных, обманутых старушек? Эх ты! А я считала тебя неглупым мальчиком. Стыдись! Зоя Васильевна прерва ла свой монолог, очевидно, чтобы набрать воздуха для продолжения. Но тут раз дался дрожащий голос Але ши: — Это неправда! Иисус Х ристос. Он жил, потом умер, Его р асп яли . Но Он о ж и л . То есть, воскрес. Он и сейчас живет. Все герои умерли, а Он живет! Наступила пауза. Я мог только представить лицо Зои Васильевны, но и сам был поражен. Так возражать классной, которая самим взглядом могла заставить «проглотить язык» любого! И кто —тихоня! Но вот Зоя Васильевна опомнилась, и голос ее за гремел в тишине пустого класса: — Ты соображаешь, что говоришь? Твое счастье, что тебя никто не слышит! Ты где живешь, Никольский? В ка кой стране? В какой школе учишься? В советской шко ле или в Киевской бурсе?.. Дыхание Зои Васильевны начало срываться, голос пе решел почти на визг. —«Онживет», —передраз нила она. —Да ты знаешь, что наши ученые давно до казали, что Бога нет?! Иисус Христос —просто вымысел, понимаешь? Вы-мы-сел! А сочинили это все хитрые люди, чтобы обмануть таких простаков, как ты. Чтобы ты, вместо того чтобы учиться и строить светлое будущее, бормотал всякие молитвы со старухами. Может, ты и в церковь ходишь? Вопрос требовал ответа. И он прозвучал, такой же тихий, но твердый: —Да, хожу.. С бабушкой. А Бог есть, и Иисус Христос — Божий Сын, и Он умер за наши грехи, и в третий д е н ь . —Хватит! Классная гром ко хлопнула чем-то по сто лу. —Не желаю слушать эти бредни! Не собираюсь тер петь в своем классе мрако бесия! Собирайся, идем к директору, пусть он решает, что с тобой делать. Хоть бы мать пожалел! Я решил, что они сейчас выйдут, и отпрянул от две ри, собираясь сбежать. Но к моему удивлению, никто не вышел, а из-за двери вдруг раздался совсем другой го лос учительницы —мягкий и какой-то вкрадчивый. —Алеша, послушай! Ради твоей мамы, давай решим это т. эту ситуацию по-дру гому. Здесь только ты и я, пусть все останется между нами. Ведь если все узна ют, твоей маме будет тяже ло, а ведь она так страдает, бед н ая. — Голос стал со всем мягким, задушевным. —Давай так: ты мне сейчас кое-что пообещаешь, и мы все забудем, хорошо? —Хорошо, —обрадовано ответил Алеша. —А что нуж но пообещать? — Скажи мне так: Зоя Васильевна, простите меня, пож алуйста. Это ты мо жешь? —Да, могу. Зоя Васильев на, простите меня, пожалуй ста. —Ну вот, молодец. И еще скажи: я очень ошибался, никакого Иисуса нет, и я даю Вам честное п и он ер. честное слово, что больше никогда не буду писать или произносить это имя. Вот и все, что я от тебя хочу услы шать. Договорились? Алеша молчал. Види мо, решив, что он сдается, классная прибавила: —Подумай. Здесь только ты и я, нас никто не слышит. Если ребята спросят, скажи, что я тебя как следует отру гала и простила. А с твоим сочинением . я что-нибудь придумаю. Только скажи мне эти слова, и пойдем, а то уже поздно. Я приготовился слушать Алешкино извинение. Сам я, честно говоря, легко отрекся бы от всего и сделал бы так, как хотела классная. Поду маешь, делов-то! Ведь никто не слышит, а это главное! Но услышал я совсем не извинения. — Нет, Зоя Васильевна, —голос Алеши неожиданно окреп и совсем не дрожал. — Нас здесь не двое! Здесь еще Он Сам, Иисус Христос! Он ж и в . и Он слышит все, и видит все. Он умер за меня, Зоя Васильевна! Как же я скажу, что Его нет? Я тогда буду предателем, как Иуда.А я не хочу быть предателем. и не буду. Простите м е н я . —и Алеша все-таки распла кался. У меня самого комок к горлу подкатил — жалко было тихоню, что же ему те перь будет? «Ну, Зоя теперь ему устроит», —думал я. И в то же время я сознавал, что сам бы никогда не осмелил ся на такое. Ну ладно, за себя борешься или за кого-то родного, а то —за какого-то Иисуса Христа, Которого, Мой любимый герой...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz