Миссионерская православная газета. 2017 г. № 8. Август.
М иссионерская православная газета П Р О Ш Л О Е И Б У Д У Щ Е Е №8, а в г у с т 2017 5 Святое место Мурманской земли в лицах, датах и фактах... БЛАГОДАРЯ ПОМОЩИ замеча тельного человека — Сорокиной Марины Алексеевны, главного би блиотекаря Отдела краеведческой и редкой литературы Центральной библиотеки Печенгского района (п. Никель), мы можем прочесть об этом времени в уникальном документе. Перед нами —первоисточник. За писки очевидца. Священник Георгий Терентиев пишет в Архангельский Епархиальный Вестник в 1901 году статью о Трифоновском храме. В ней очень редкая, точная и под робная информация. Предлагаем ее вниманию читателей. Не меняя стиль и орфографию. Из Печенги О перенесении и освящении Три фоновской церкви в Печенгском пр. Свя щ ен н и к Геор ги й Т ер ен ти ев , А р х а н ге л ь с к и й Е п а р х и а л ь н ы й В е стн и к , 1 90 1 го д , №1 Трифоновская церковь в Пе- ченгском приходе была построена в 1883 году колонистами, заселивши ми прежде бывшее место Печенгска- го Троицкаго монастыря, созданнаго преподобным Трифоном, просвети телем лопарей, и по смерти его разо- реннаго шведами в 1590 г. С оживлением колонизации мур- манскаго берега воскресла в народе память об обители преп. Трифона и, с истечением трехсотлетия со дня бла женной кончины его (15 дек. 1583 г.). возникла мысль о возстановлении обители на прежнем месте: составил ся комитет для сбора средств; затем горячо взялся за это дело Соловецкий монастырь и принял на себя хлопо ты. С разрешения Св. синода, в июне 1886 г. монастырь выслал в Печенгу строителя иеромонаха Никандра с братиею, который устроил скит при сретенской церкви в пустыньке, при речке Манне, над мощами преподоб- наго. Так как обительразрешено Св. си нодом возстановить на ея прежнем месте, которое, между тем, с 1870 года было занято колонистами, то при но вом строителе игумене Ионафане возник вопрос об очищении этого места от построек. После сношений с подлежащими властями и перего воров с колонистами, дело решилось обоюдным согласием: колонисты согласились сойти со святого места, а строитель с братиею взяли на себя переноску их домов, числом 26, в те чении 10 лет, на новое место в коло нию Гагарку. При неослабном рвении и энергии строителя дело это было закончено в 1899 г.; На месте оставались лишь Три фоновская церковь и старый домик священника, переноска которых на новое место — на обширную пло щадь, пониже колонии Баркино, при Печенгской губе, была отложена до 1900 года. В этом году и на 2-й день Пасхи игумен Ионафан прибыл в Печенгу, совершил вТрифоновской церкви по- ленном собрании молящихся. На утро 22 ч. богослужение нача лось с 8 ч. у.; народ заранее спешил к церкви. Чин совящения и литургию, с следовавшим молебном преподоб ному Трифону, совершал о. игумен Ионафан с 3 иеромонахами и при ходским священником о. Г. Теренти- евым, который во время причастна 160 лет назад в 1857 году Свящ енны й Синод принял реш ение об утверж д ен ии сам остоятельного П еченгского Прихода. С 1883 года п риходской ц ерковью бы ла «Триф оновская» в П еченге. Судьба этого храм а трагична. Каким -то чудом он сумел переж ить все лихолетья - и воен ны е годы , и годы б езбож ны х со ветских врем ен. Стоял как воин Христов. Словно ж дал своего часа. У вы , не дож дался. Уж е в 21 веке был уничтож ен. Распилен на д рова. Горько! Но бы ли в истории Триф оновского храма (иное название - Старая Ры бацкая ц ерковь) и светлы е странички. следнюю литургию и торжественно, с крестным ходом и трезвоном, перенес принадлежности жертвенника и пре стола в часовню, стоящую на могиле убиенных, также и принадлежности храма и приступил к разборке и пе ревозке церкви на отведенное место. С наступление лета, заложив ос нование церкви на каменном фунда менте, собрал церковь, подновил вет хое новым материалом, стены внутри обложил холстом и обоями, снаружи окрасил, крышу покрыл толем; вну- тренее убранство и расположение храмовых принадлежностей сохра нилось в прежнем виде. Покончив устройство церкви игумен занялся постановкою перевезеннаго домика священника и, с прибавкою новаго материала, устроил его с таким удоб ством, что в него поместился весь причт, в ожидании от прихожан нова- го дома (за приискание на то средств горячо взялся чиновник по крест. де лам А Е. Таратин). Всентябре последовал указАрханг. духовной консистории об освящении Трифоновской церкви. В виду необ ходимых приготовлений освящение возможно было совершить в кон це октября. За прекращением путей сообщения с Колою, благочинный А Шилов не мог прибыть на освяще ние, которое и совершено игуменом Ионафаном 22 октября. Накануне о. игумен прислал из обители в Трифоновскую церковь но- выя одежды на престол и жертвенник и все необходимыя для освящения вещи, а также ризницу для всех участ ников освящения. Всенощное бдение служил иеромонах Авдий; на литию и величание выходил о. игумен с про чими сослужащими. Богослужение продолжалось три часа при внятном чтении, приятном хоровом пении мо настырских певчих и при многочис произнес поучение. В конце молебна, пред отпустом о. игумен обратился к молящимся с краткою речью по пово ду совершеннаго освящения церкви во имя преп. Трифона Печенгскаго. По окончании богослужения, пригласив духовенство и почетных гостей на Баркинское подворье на чай и трапезу, о. игумен вместе с о. Терентиевым отправил телеграмму Его Преосвященству с донесением, что храм в Печенгском прих. осве щен и что причт помещением благоу строен. В ответ на это на другой день была получена от Архипастыря при ветственная телеграмма: «радуюсь с вами устройству церкви и дома. Епи скоп Иоанникий». Печенгский приход был открыт в 1857 г. для 4 лопарских погостов: Пе- чангскаго, Мотовскаго, Пазрецкаго и Нявдемскаго, в количестве 296 душ обоего пола, при Сретенской церк ви, построенной в 1708 году над мо щами препод. Трифона в пустыньке при речке Манне, впадающей в реку Печенгу в 16 в. от Печенгской губы. При церкви находилось несколько келлий, в коих жили старушки-бо- гомольщицы, и было 2-3 лопарских тупы для съезжавшихся сюда ежегод но на день памяти препод. Трифона, 1 февраля, со всей Лапландии лопарей. Жизнь причта и насельниц была подвижная, переходная: одну по ловину года жили при Сретенской церкви, другую —на месте прежде бывшаго Печенгскаго Троицкаго мо настыря, при устье р. Печенги. Здесь, при могиле убиенных шведами в 1590 г. иноков бывшаго монастыря нахо дилась Троицкая часовня, построен ная Кольским купцом Ром. Шабу- ниным в 1808 г. При ней находилось несколько келлий для старушек-бо- гомольщиц и немало туп печенгских лопарей, в коих проживали они во время лова семги. С выездом лопарей из зимних погостов в апреле на мур манский берег на рыбные промыслы, отъезжали от Сретенской ц. на летние месяцы и причт к Троицкой часовне. С возвратом с мурманскаго берега в осенния места на разныя озера, и причт с насельницами возвращался на зиму к Сретенской церкви. Кочевая жизнь причта продол жалась до 1886 года, когда, с возста- новлением Печенгскаго монастыря в пустыньке при сретенской церкви причт удалился на постоянное место жительство в Печенгскую волонию, где к тому времени вышеупомянутая Троицкая часовня была перестроена в церковь во имя препод. Трифона. Хотя в 1874 г., при открытии на границе с Норвегиею Пазрецкаго прихода, отчислены были от Пе- ченгскаго прихода погосты Пазрец- кий и Нявдемский, но взамен их в черту последняго к 80-м годам успело поселиться колонистов до 300 душ и образовать 5 колоний. Колонисты, подальности приходской Сретенской церкви, для духовных своих нужд ис просили дозволение у епархиальн. начальства пристроить к Троицкой часовне паперть и трапезу и образо вать из нея церковь, каковая и была в 1883 г. освящена во имя препод. Трифона, просветителя лопарей. При этой церкви и стал жить постоянно причт Печенгскаго пр. с 1886 г. и до последняго времени, когда, как опи сано выше, вместе с церковию пере селился и он на новое место. С расширение черты Печенгскаго прихода постепенно менялся и состав прихожан его. В начале прихожанами были одни туземцы-лопари, народ смирный, покорный, послушный, добрый, твердый в вере, но при своем пристрастии к спиртным напиткам нуждающийся в попечительной ох ране и заботе о нем. Затем поселилась часть поморцев, —люди гордые, отважные, тщеслав ные, с грубоватыми привычками. На конец, немало кореляков, вышедших из лесных трущоб, упрямых, грубых, с дикими привычками и обычаями, ленивых посещать церковь Божию и нерадивых к исполнению христиан- скаго долга. Уже 30 лет минуло, как они вышли из своих лесов, но в них мало замет но перемены к лучшему. Много еще предстоит труда тяжелаго для пасты ря, чтоб сблизиться с ними, изучить их обычаи и суеверия и повлиять бла готворно на их нравственный быт. Святая обитель препод. Трифона содержит на свои средства церков но-приходскую школу для образова ния детей кореляков, не отказывает в нужде помощию, добрыми советами и наставлениями во время посещения ими обители в праздничные дни ея. Подготовила Наталья КОРЖОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz