Миссионерская православная газета. 2017 г. № 8. Август.

4 Миссионерская православная газета №8, АВГУСТ 2017 И Н Т Е Р В Ь Ю И Н Т Е Р В Ь Ю С Н А С Т О Я Т Е Л Е М Х Р А М А В С Е Х С В Я Т Ы Х И Г У М Е Н О М М И Х А И Л О М ( К И С Е Л Е В Ы М ) Путь длиною в 20 В ЭТОМ ГОДУ настоятель храма Всех Святых г. Мур­ манска игумен Михаил (Ки­ селев) отмечает 20-летие со дня монашеского пострига и хиротонии во диакона. Мы не могли пройти мимо тако­ го значимого события в жиз­ ни батюшки и попросили о встрече. Отец Михаил не сра­ зу согласился, но всеже наша беседа состоялась: - Отец Михаил, каждый че­ ловек приходит к вере своим путем. Кто-то вырос в семье глу­ боко верующих людей, кто-то пришел к вере сам. Расскажите, пожалуйста, каков Ваш путь? —Я не могу сказать, что вырос в воцерковленной се­ мье, но и назвать моих роди­ телей неверующими нельзя. Отец мой принял крещение в позднем возрасте, и это был осознанный выбор. В пар­ тию он никогда не вступал. Я думаю, что его глубокому воцерковлению в советское время мешал страх, связан­ ный с опасностью для карье­ ры, как офицера. Может, это причина того, что бесед о вере у нас в доме не было. Несмотря на это, у меня всегда было ощущение бли­ зости к Богу, чувство еди­ нения с Ним. Планомерно и обдуманно я шел к вере с детства и Святое Крещение, как и мой отец, принял в со­ знательном возрасте перед поступлением в университет. - По окончании универси­ тета Вы получили образование по специальности переводчик. Почему Вы решили отказаться от светской карьеры и стать священником? — Я не отказывался от светской карьеры. Так сло­ жилось. Когда я вернулся из Украины в Россию домой. то уже здесь, в Мурманске, работая преподавателем, познакомился с отцом Ди­ одором. В то время он был священником Благовещен­ ской церкви г. Колы. Там я встречал Пасху 1997 года. Он незадолго до нашей встречи приехал из Санкт-Петербур­ га. На следующий день после Пасхи отец Диодор пригла­ сил меня на службу вновь, а потом уже я начал ходить в этот храм регулярно. Посте­ пенно я стал помогать ему в алтаре. А затем летом, когда о. Диодора перевели в Свя- то-Никольский кафедраль­ ный собор, я познакомился с владыкой Симоном, который позже благословил меня быть иподиаконом. - Именно эта встреча по­ влияла на Ваше решение стать монахом? — Да, она стала опре­ деляющей. 18 ноября 1997 года был монашеский постриг, а уже 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась хиротония во ди­ акона. 15 марта 1998 года я был рукоположен в священ­ нический сан. - Отче, став священником, Вы около восьми лет служи­ ли в Благовещенской церкви г. Колы, а затем были назна­ чены настоятелем храма Всех Святых г. Мурманска. С какими трудностями Вы столкнулись при формировании создавае­ мой Вами общины? — Община, в первую оче­ редь —это не храм, который мы построили, это люди. И главная сложность —их не­ хватка на первом этапе ее соз­ дания. Недоставало тех, кто готов был пожертвовать часть своей жизни, своего времени на храм, на то, чтобы вместе обустраивать приходскую жизнь. В первое время моего служения в качестве настоя­ теля условия для проведения служб были сложные. Они проходили в маленьком де­ ревянном храме-часовне, где не было отопления. Обогре­ вался он газовой горелкой, которая включалась только на службу. Службы проходи­ ли в тесноте. Вместо лавки церковной был вагончик с печкой-буржуйкой. Кто-то не выдерживал и уходил. Постепенно, по молитвам владыки, доверившего мне столь сложное дело, Господь начал посылать людей. Они появлялись внезапно. Со­ вершенно новые, интерес­ ные, готовые «встроиться», как кирпичики, в тело вновь создаваемой церковной об­ щины. Большую помощь на первом этапе оказали люди, пришедшие со мной из Бла­ говещенского прихода. Они тоже «встраивались» в этот коллектив, хотя очень скуча­ ли по прежнему храму. Плюс ко всему, помогали родные люди и друзья, которые под­ держивали морально и фи­ нансово. - Помимо создания общи­ ны Вам пришлось возводить новый каменный храм. В таком деле всегда нужны люди, на которых можно было бы опе­ реться. Кто эти люди и что Вы можете рассказать о них? — Новый большой кир­ пичный храм — абсолютное чудо Божие. Внезапно по­ явившиеся люди помогли построить сначала алтарную часть, потом церковную лав­ ку с маленькой кельей. Затем такжевнезапно поя­ вились другие люди, которые на месте освящения площад­ ки под будущий храм предло­ жили сделать фундамент, что вскоре осуществилось. Потом все затихло. Спустя время, когда уменя уже было отчаяние, произошел уди­ вительный случай близкого знакомства с бывшим гене­ ральным директором Мур­ манского морского торгового порта Морозовым Виктором Васильевичем. Раньше он хо­ дил в Кольский Благовещен­ ский храм, и я видел его, но лично знакомы мы не были. Он приехал к нам со своим другом и сам предложил фи­ нансовую помощь. Увидев, что компания, которую мы наняли для строительства, с работой не справляется, пре­ доставил помощь рабочей силой. - Батюшка, но ведь Вы не обошлись только этим строи­ тельством. На территории хра­ ма возведена часовня в честь благоверных святых Петра и Февронии. Почему она назва­ на в честь этих святых, а не ка­ кого-то другого святого? —Главная причина —бла­ гословение владыки. Святые Петр и Феврония являются Небесными по­ кровителями семьи. На се­ годняшний момент пробле­ ма сохранения семьи важна не только у нас в России, но и во всем мире. Семейный институт разрушается повсе­ местно. Трансгуманистиче­ ские и псевдочеловеческие идеи, несущие в себе мысль о том, что семья изжила себя как ячейка общества, нано­ сят удар по нравственному и духовному воспитанию человека. В православии, по определению апостола Павла (Рим. 16:4), семья на­ зывается малой церковью. Только здесь возрастает пол- ноценная личность. А унич­ тожь ее —получится человек «перекати-поле», без корней, без родства. Воспитанный внешним миром, улицей, он лишается дара сострадания, понимания, взаимопомощи, стремится к выживанию лю­ бой ценой. Сейчас, когда в западном обществе превали­ руют понятия искаженной нравственности, где черное называют белым, а белое черным, где грех стал воспе­ ваемой нормой, сохранение семьи является главнейшей задачей. Не менее важно и то, что население Мурманской об­ ласти сейчас уменьшается за счет оттока молодежи. У нас микрорайон молодой, а значит контингент нашего прихода такой же. Все они нуждаются в создании своей семьи, и им тоже нужна мо­ литвенная поддержка. - Действительно, батюш­ ка, Ваше внимание к жителям микрорайона, особенно к мо­ лодым семьям, чувствуется сразу, как только попадаешь на территорию храма. Для де­ тей здесь оборудована детская площадка с качелями, песоч­ ницей, горками. Благоустро­ ена площадка для отдыха со скамейками и столами. Здесь может находиться каждый желающий отдохнуть в благо­ датной тишине. Есть ли еще какие-то планы на будущее? — Да, есть. Нам нужно сейчас завершить оформле­ ние документов на часовню и приходской дом, а затем документально объединить все сооружения, находящи­ еся на территории, в храмо­ вый комплекс. Надеюсь, что он станет домом молитвы не только для прихожан общи- лет ны, но и для всех жителей микрорайона. - Отец Михаил, являясь на­ стоятелем храма Всех Святых, Вы также назначены руково­ дителем миссионерского от­ дела Мурманской и Мончегор­ ской епархии. Ограничивается ли Ваша деятельность только рамками Кольского полуостро­ ва или она направлена еще и на сотрудничество с пригра­ ничными странами? —Любая церковная мис­ сия делится на два направле­ ния: внутреннее и внешнее. Ранее приоритетной вну­ тренней миссией считалась антисектантская деятель­ ность, что и сегодня является актуальным. Жертвами сект в основном становятся люди, ранее крещеные в православ­ ной вере, но не воцерковлен- ные. Следовательно, наша работа в настоящее время должна быть направлена, прежде всего, на просвеще­ ние, на знакомство невоцер- ковленных людей с верой и приобщение их к Церкви. Важное место занимает миссия среди военнослужа­ щих, среди заключенных. Но самое главное направление миссии в современной ситу­ ации —молодежное. Оно сто­ ит во главе угла. - А как тогда выглядит внешняя церковная миссия? —В нашем Баренцрегионе она заключается в участии нашей епархии в Совете по Сотрудничеству Христиан­ ских Церквей Баренцрегио- на, основанном в 1996 году. Вот уже 20 лет мы вместе. У нас нет своих приходов на территории стран Скандина­ вии, кроме одного, находя­ щегося на территории Кир- кенеса. Это приход церкви преподобного Трифона Пе- ченгского, окормляемый священником церкви Спаса на водах, иереем Борисом Абдуллаевым. В Баренцсо- вете мы свидетельтсвуем о своей вере и сотрудничаем в вопросах социального слу­ жения, экологии и т.д. - Отец Михаил, и послед­ нее. Для того чтобы руково­ дить отделом епархии, быть настоятелем прихода, необ­ ходимо иметь определенные богословские знания, подкре­ пленные дипломом. Что Вы заканчивали и планируете ли повышать дальше свой обра­ зовательный уровень? —В 2006 году я закончил Свято-Тихоновский Право­ славный гуманитарный уни­ верситет, а сейчас являюсь аспирантом Санкт-Петер­ бургской Духовной Акаде­ мии. - Божией помощи Вам в Вашем служении и успешного завершения обучения в аспи­ рантуре. Спасибо огромное за беседу. Храни Вас Господь! Нат алья МЕЛЬНИЧИХИНА Фото из архива прихода

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz