Миссионерская православная газета. 2017 г. № 7. Июль.
Миссионерская православная газета Б Е З Б О Г А Н Е Т Ж И З Н И №7 , и ю л ь 2017 7 Эту историю мне поведал один священник служащий в средней полосе России, не большого городка нашей мно гострадальной родины. Исто рия грустная и поучительная . Хорошо, конечно, что поучи тельная, — плохо, что груст ная... Я поехал с эф ф ектной ж енщ иной сред них лет освящ ать дом. Дом о к а зался просторны й, о сн о вательны й - о двух этаж ах, комнат так в д есять, по строенны й лет тридцать назад, но давно не под новляем ы й ... Словно он и остался там - в прошлом. На стенах вы цветш ие ф о тообои со в е тск и х времен; ш тукатурка, побелка по о б но си ли сь; рамы р а сс о х л и с ь ... П о-хорош ем у в этот дом «влож и ться» - и будет не дом, а к о н ф е т к а . да только вот некому вклады ваться. Ж енщ ина ж и вет в этом доме одна, и как-то странно, неую тно было в каж дой из комнат об н ару ж ивать мелкие приметы ее одинокого сущ ество вани я: где-то лак для ногтей, к о с м етичка, а где-то - пачка л е кар ств и то н о м е тр .- П о м олитесь, батю ш ка, - пр о си т она устало , - чтобы мне семью созд ать, р еб ен ка р о д и т ь . Плохо о д н о й . Дом построил отец. Лет тридцать назад они всей семьей перебрались из Н овоси б и р ска поближ е к те п лу, с о л н ц у . в « р ай ский», как казалось тогда, уголо к. Отец — крепкий мужик, каких сейчас и не сыскать. — решительно взялся за дело. Приобрел участок со ток в пятнадцать. построил сначала времянку. а потом и дом...Я ходил по этому большому. пустому теперь дому и думал о том. сколько труда, сил, терпения, веры вложено в этот дом. но вот беда —веры «земной», пло- тяной, ж итейской. веры. очевидно лишенной упова ния на Б о г а . И здесь мне в очередной раз подумалось о Сибири. В нашем пред ставлении сибиряк — это крепкий, здоровый духовно и нравственно человек. Но в реальности я столкнулся вот с чем: в Сибири, особен но в советское время, почти совсем не было храмов, и в суровых, трудных условиях люди привыкли полагаться только на себя, на свои силы, так что выработался опреде ленный и даже пугающий тип безбожника. Я говорю не по догадкам: я немало встре чал в своей жизни вот таких сибиряков, которые на все разговоры о Боге, о Церкви только посмеивались снис ходительно и говорили, что все, что они приобрели, чего добились в жизни, они до бились сами, своими силами или с помощью родственни ков. Это, кстати, еще одна черта сибиряков — с одной стороны, положительная, но с другой. Хорошо, когда люди живут дружно, боль шой семьей, но плохо, когда они полагаются только на себя и своих близких. Это, как ни страшно звучит, об реченное основание. Как в псалме Давидовом: «Не на дейтесь на князи, на сыны человеческие.» Ну, так я про отца продол ж у . Видно, он крепко лю бил семью, даже слишком крепко. Я понимаю, какая это больная, как обнажен ный нерв, тема. Спросят: «Что значит “любить семью слишком”?! Особенно в на- ше-то время, когда любовь к семье, такая вот самозабвен ная, “святая”, именно и ка жется каким-то идеалом не досягаемым. Образчиком.» А вот, как ни странно, не идеал это вовсе, а, вернее, была бы такая семья идеаль ной, если б ы . если бы вера в Бога! Вот именно без Него и недостает всему самому луч шему в нашей жизни пол ноты и содержания. Все без Него обречено на провал. Даже самые благие и краси вые начинания и проекты. Святые отцы говорят, что дух в человеке —это око души, ее руководитель, Бо жий дар —спасительный, но только в том случае, если сам человек от этого дара не от казывается. А если отказы вается... — Для отца богом была се мья, —рассказывала хозяйка дома. — И вот неожиданно умерла м ам а. и, знаете, папа сломался. Он начал пить уже через полгода. а раньше не пил практически. И все пошло кувырком, все пова лилось в тартарары. Он уже больше ничего не хотел де лать, а только пил, п и л . Через несколько лет умер, после третьего инсульта. Вот такая страшная в своей обы денной простоте история. История о том, что бывает с человеком, когда умирает его кумир, каким бы возвы шенным и прекрасным он ни казался... Заметьте, я не об отноше ниях между близкими сейчас говорю. Любовь, предан ность —все это действитель но высоко и прекрасно, но только если освящено, оза рено высшей правдой, выс шим, духовным смыслом. А высший смысл состоит в том, чтобы во всех обстоя тельствах оставаться с Богом и знать, что истинное значе ние всех наших страданий и потерь, их смысл и цель —откроются п о то м . после. Только нужно запастись тер пением. Но для этого надо в это «потом» верить и не отчаиваться, чтобы не по терять все. Как хорошо го ворит апостол Павел: «Вера есть осуществление ожидае мого», то есть основание бу дущей жизни мы закладыва ем уже здесь —своей верой, упованием, терпением. Страшно жить без Бога! Страшно и невозможно, по тому что никто в жизни не может избежать страданий и потерь, и без Бога эти потери приносят страшную пустоту, которую человеку заполнить попросту нечем и невозмож но. Ну нет у человека таких сил и ресурсов! И тогда по является безысходная боль и начинается медленное само убийство, в каких бы формах оно ни заключалось. Хоть тоска, хоть водка, а чаще —и то и другое. Я ходил по этому пустому дому со взрослой несчастной девочкой и понимал, что ей очень трудно будет выйти зам уж . Не партнера найти, а м уж а. потому что у нее был такой отец — настоящий отец, с которым она будет неизбежно сравнивать всех претендентов на ее руку. А где же таких найдешь?.. Схожих по душевным качествам, по характеру, по упорству. Если и остались такие мужики, так они «вхоло стую» не ходят. Но что-то еще сквозило во всей этой истории неу ловимое, что-то такое, от чего мне эту эффектную и добрую женщину было бес конечно ж а л ь . И причина этой жалости щемящей за ключалась в том, ч т о . все ведь могло быть по-другому! Ведь все же могло пойти не т а к . Не так провально и не л е п о . Если бы понял в ка кой-то момент, зацепился крепкий сибирский мужик за простую, но важную мысль: без Бога нельзя!.. И все оставалось бы таким же —да не таким,так же все шло бы —да и не т а к . Вот ведь в чем д ел о . В этом неуловимом при сутствии. в полноте. в ином, настоящем, а не при думанном смысле, который появляется у человека, ког да он живет с верой. И даже если все случается так же, все равно бывает не т а к . и Бог обязательно, пусть в по следний момент, неуловимо, необъяснимо и тонко выво дит, выпутывает нас из са мых безнадежных коллизий, просвещает и спасает, так что все равно в конце кон цов все оказывается хорошо, как в добрых сказках, с той только разницей, что это не сказка, а быль. И никто эту быль своими только силами сотворить не может. И даже если бы жена умерла у этого человека так же внезапно. а может и не внезапно, если бы вера б ы л а. но даже если бы и внезапно —знал бы мужик не умом только, но и сердцем, что разлука эта ненадолго и надо только перетерпеть ее достойно. И что может он о своей любимой заботиться, молясь о ее душе, продолжая делать добрые дела во славу имени Божиего и во спасение лю бимой душ и . И эта вера дала бы ему си л ы . Обязательно дала бы! И жил бы мужик, заботясь о де тях, о внуках. не только сво им трудом, но и духом, верой своей подавая прим ер. И дети другими были бы — это то ч н о . И их жизнь обязательно сложилась бы и н ач е . не говорю легче, но полнее, осмысленнее — это точно. И дом этот, доброт ный дом, свидетель многих трудов и забот, был бы на полнен теплом, голосами родных людей, детским сме хом и жизнью. Мне очень хочется,чтобы у всех тех, с кем мне прихо дится общаться «по требам», было доброе продолже ние их — большей частью печальных — историй, и я знаю, что это доброе про должение возможно! Толь ко нужно довериться Богу, пусть даже вопреки обстоя тельствам, привычке и мне нию безумного м и р а. И все тогда обязательно получится — все то, самое важное и большое, ради чего живет человек: радость. лю бовь. семейное счастье! Только нужно поверить, впу стить в свою жизнь Господа и не расставаться с Ним уже никогда! Потому что только Он и есть то самое главное, без чего все остальное теряет смысл. Димитрий ШИШКИН Пустой ДОМ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz