Миссионерская православная газета. 2017 г. № 7. Июль.
4 Миссионерская православная газета № 7 , и ю л ь 2 0 1 7 А К Т У А Л Ь Н О Е И Н Т Е Р В Ь Ю Выпускник С в ято-Ф ео до - ритовских курсо в, м аги с тр а н т С П б Д А Михаил П ро хо дцев п р и с л а л нам с во ю б е с е д у с к а н д и д а том ф и л о с о ф с к и х наук, ответственным р е д а к то ром научного ж ур нал а « Х р и с ти а н с к о е чтение» свящ енником Игорем Ивановым. — Вспоминается ситу ация, произошедшая со мной некоторое время на зад. Я ехал в плацкартном вагоне, и моей собеседни цей оказалась девушка-уче ный, которая наблюдает за морским миром на Белом море, имеет научную сте пень. Когда на ее вопрос о том, чем я занимаюсь, я от ветил, что являюсь студен том духовной академии, у нее возникла масса вопро сов. Она сказала: «Смотри те, есть биологи, есть хи мики, физики; я ихтиолог. занимаюсь наблюдением за водным миром, каким-то учетом, статистикой, пы таюсь решать возникаю щие вопросы. Я считаю, что я научный работник, но разве богословие, которое изучают в духовных акаде миях, богословских инсти тутах, на катехизаторских курсах —это наука? На мой взгляд, это что-то совсем отвлеченное, имеющее мало общего с той реальной жизнью, в которой мы ж и вем, и теми вопросами, что встают перед нами». Я ей определенным об разом ответил. Но как бы в данной ситуации ответили Вы человеку с подобным вопрошанием? —Я бы сначала спросил ее, читала ли она Аристо теля (например, 6-ю главу его книги «Метафизика») или 2-ю главу «Государ ства» Платона, где непо средственно говорится о термине «теология». И в контексте Аристотеля тео логия имеет такой же ста тус науки, как математика и физика, поскольку имеет дело с некими константами. Константами, которые, как бы сейчас сказали, имеют определенные свойства (до пустим, неизменяемости). Математические констан ты неизменяемы, физиче ские константы, насколько мы знаем по обозримому нами миру, тоже не особо меняются, мы лишь уточ няем свои знания о поведе нии тех или иных констант. Также Аристотель говорил о том, что если есть некая первопричина, то она долж на быть вечной и неизмен ной, так как она движет все, будучи сама неподвижна. Это его определение этого движителя. В таком контексте тео логия (богословие) впол не является естественной наукой, поскольку изучает вещи, связанные с приро дой. Одно дело природа как внешняя среда, другое — природа как первооснова. «Физис» в переводе с гре ческого — «источник», то, что произращивает из себя некую полноту бытия. С другой стороны, по смотрев на эту ситуацию, можно вспомнить слова песни советского време ни: «Этот мир придуман не нами. Этот мир придуман не мной». В этом незамыс ловатом песенном сюжете мы видим идею апофати- ческого богословия: не мы творцы этого мира, и это понятно любому человеку. И возникает вопрос: кто же этот некто, кто создал этот мир? Ведь эта идея прихо дит в голову любому челове ку, если он просто начинает размышлять. Дом, постро енный архитектором, не вы зывает сомнений в наличии архитектора, картина — в наличии художника. Кедры ливанские сами говорят о том, что посадил их не чело век, а Кто-то выше челове ка. Мир вообще может быть развернут как некое посла ние, некий свиток. Сейчас мы привыкли к различным пиктограм мам, иконкам на гаджетах, то есть воспринимаем мир визуально. И визуальные послания в виде определен ных явлений (будь то гора, небо, река; можно перечис лять любые явления при роды), созданных не нами, что-то сообщают нам, привносят какую-то идею, нужно только задуматься и это поименовать. Это чудо логосности, чудо словесно сти — то, что только один человек среди всех живых существ обладает этой спо собностью воспринимать те послания, коды, те идеи, которые скрываются за ф а садом видимых вещей. Это и есть основа для естествен ного богословия. Первая идея — познать, что есть Творец. Затем через рассматривание творения, как сказал апостол Павел, познать благость Творца, Его мудрость и могущество. Это вполне нормально и естественно для думающего человека. — Действительно, когда человек задумывается об этом, он уже начинает от крывать для себя эту верти- каль Божественного как то, о чем говорит богословие. —На самом деле мы ж и вем в среде богословия. Чего бы ни коснулись, мы вынуждены богословство- вать. Например, мы при нимаем пищу: как нечто, что я ем, может стать мной? Это некая идея сопричаст ности, приобщения иному. Здесь уже возникает во прос источника жизни: что дает мне жизнь? Сама пища дает мне жизнь? (А ведь так и есть: мы не можем суще ствовать без пищи.) Или же все-таки Тот, Кто эту пищу создал? Мы не можем гры зть камни, но можем есть только то, что съедобно. Уже сама пища приучает нас богословствовать. Не зря сдревнейших вре мен (да, наверное, всегда) человечество воспринима ло еду как жертву. В славян ском языке «жертва» —это пища, еда. Жрец посвящает эту пищу Тому, Кто ее со здал. В этом плане все абсо лютно просто, логично, на поверхности, просто нужно немножко задуматься. —Мысль о том, что нужно задуматься, чтобы слышать, очень важна, поскольку мне довелось услышать от одно го человека такое открове ние. Когда он шел по улице в суете большого города (это было в Санкт-Петербурге), то в его поле слуха, а потом и в поле зрения попала сна чала бабушка, играющая на балалайке, а потом собор Владимирской иконы Бо- жией Матери, благовестив ший к вечернему богослу жению. Он говорит, что его это поразило: «Я стоял на пороге вечности в суете вре мени». И с этого началось его богословие и интерес к церковной жизни. Он по шел послушать колоколь ный звон и потом подходил все ближе и ближе... Навер ное, богословие расходится такими кругами и мы к нему так и приобщаемся. —Действительно, у каж дого человека есть какая-то своя сфера, где его можно зацепить, и Господь, как ис кусный рыболов, уловляет нас, как маленьких рыбок, которые не знают, где же эта большая вода. Мы все пыта емся плыть на мелководье, где, как нам кажется, много еды, а глубины не чувству ем. —У всех разные ответы на этот вопрос, но есть та кая известная позиция, о которой, может быть, пре подаватели духовной ака демии слышат от некоторых абитуриентов: «А мне и так все ясно: Бог есть Троица, основные молитвы я знаю, исповедуюсь, причащаюсь Святых Христовых Таин. Для чего мне в таком случае изучать богословие?» Такой открытый вопрос на самом деле задают себе многие люди. Мы с Вами погово рили о пытливых умах, но к пытливости ума еще надо прийти путем каких-то во- прошаний к самому себе, остающихся без ответа, и тогда человек в поиске от вета обращается к богослов скому наследию, начинает молиться, чтобы ему что-то открылось. —Здесь получается свое го рода антиномия, потому что, с одной стороны, чело век, поступает в духовное учебное заведение, где надо элементарно освоить некую программу, а она предпола гает целый ряд дисциплин по богословскому аспекту. С другой стороны, святитель Феофан Затворник в своей книге «Что такое духовная жизнь и как на нее настро иться» пишет, что если ты взял в руки какую-то духов ную книгу и видишь, что не понимаешь ее (значит, в чем-то ты до нее еще не до рос), отложи ее, подожди; может быть, придет время, когда ты сможешь понять то, что в ней сказано. Здесь мы уже видим некую корре ляцию между способностью воспринять и тем уровнем, который для этого нужен. В учебных заведениях мы не можем ждать, пока тот или иной семинарист дой дет в своем душевном, ду ховном и интеллектуальном развитии до определенного уровня. С другой стороны, сам человек должен пони мать, что от него требуется. Тот же Иоанн Кронштадт ский молился о том, чтобы Господь дал ему возмож ность восприятия духов но-академической науки, и стал лучшим учеником. Это из ближайших к нам приме ров, а так можно вспомнить и преподобного Сергия Ра донежского, который был не способен к восприятию даже элементарной грамо ты, не то что каких-то бого словских вещей. Молитесь, и дано вам будет —все про сто. —Что мы можем в итоге сказать о богословии сегод ня, насколько оно важно для нас? —Как мы сегодня гово рили, богословие вокруг нас, оно с нами и в нас, потому что Бог есть Слово, словом мы живем. Соответ ственно, и внутри себя, и вовне мы находимся в сло весной среде, в той среде, которая дана нам и через наше происхождение: Го сподь, сотворив нас, даро вал нам эту логосность; с другой стороны, через Бла- говестие, которым мы осве щаемся; с третьей стороны, через молитву, которой мы ежедневно питаемся, че рез богослужение, совер шаемое с определенной регулярностью. На самом деле мы постоянно живем в этой плотной богословской среде, и каждый день дает нам какие-то свои оттенки, мысли, чувства, идеи. Вспомним Иоанна Крон штадтского, который вел свой дневник, где-то и ж и тейский, бытовой, и психо логический, и в то же время духовный как всеобъемлю щий: все, что с ним проис ходило, он рассматривал через призму богословия, не иначе. И черпал в этом своем внутреннем опыте силы и крепость помогать другим людям. Как может пастырь помочь кому-то словом, сделать его креп ким, если не будет посто янно находиться в соленом море богословия (у нас се годня постоянно проходит такая морская метафора)? Если соль потеряет свою силу, для чего она тогда еще нужна? Поэтому постоянно находиться в этом соленом море богословия —наша за дача. Как рыбки, которые задыхаются и просто не мо гут жить без морской воды. — Благодарю Вас, отец Игорь, за беседу. Надеюсь, мы сегодня смогли найти ответы хотя бы на некото рые вопросы, которые зада ют себе многие наши чита тели. Беседовал Михаил Проходцев , записала Ксения СОСНОВСКАЯ. Место богословия в нашей жизни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz