Миссионерская православная газета. 2017 г. № 6. Июнь.
Миссионерская православная газета №6 , ИЮНЬ 2017 5 пошли купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орёл, да необычный — двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла те ло-обрубок в небо. Прон зительный детский крик, видимо, испугал орла, — он выпустил добычу. «Ни как, Ангелы подстелили соломку», — рассудили в селе, когда подняли с зем ли Гришу невредимым. В 1885 году газета «Са- Хмелёв и Василий Попов. Григорий любил учить ся, много читал, благо в доме была большая библи отека. Уже взрослым он вместе с братом Афанаси ем экстерном с отличием закончил Самарскую муж скую гимназию. Самосто ятельно изучил черчение, анатомию. В 1884 году Жу равлёв обратился к Самар скому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни калеки-живописца, дар. Потом открылось дви жение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию». Цесаревич икону ми лостиво принял. Вско ре Император Александр III пригласил Журавлёва во дворец. Здесь крестья нин-живописец написал портрет семьи Романовых. Бытует легенда, что на об ратном пути Григорий по мимо своей воли попал в бродячий цирк на колёсах. Безрукий и безногий русский иконописец Григорий Журавлев марские губернские ведо мости» писала: «Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками “на стоящие образа”». И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к про живающему здесь живо писцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково при нял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и позна комил с первыми приёма ми живописи. Этого для Журавлёва было достаточ но. Закупив в Самаре кра сок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с осо быми приспособлениями, принялся учиться живо писи. Через пять лет юный иконописец решил пода рить несколько икон вы сокопоставленным лицам Самары. На его «живые» иконы обратили внимание — стали поступать заказы. А вскоре Губернское зем ское собрание, приняв во внимание бедственное по ложение семьи Журавлёв ых, назначило ему ежегод ную пенсию в 60 рублей. В работе Григорию по могала вся семья. Брат Афанасий мастерил дере вянные заготовки для икон, готовил краски, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позднее у Журавлёва поя вились ученики — Михаил с просьбой представить на писанную икону святителя Николая Чудотворца Цеса ревичу Николаю, будуще му Императору. В личном архиве генерал-губернато ра А. Д. Свербеева сохрани лось письмо, адресованное Журавлёвым Цесаревичу: «... Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно. желаю подне сти Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причи не, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Напи сал сию икону по вразум лению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне Полгода возили его по Рос сии — показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину. Царь тогда же назначил ему пожизненную ежеме сячную пенсию в 25 золо тых рублей, а Самарскому губернатору велено было «выдать Журавлёву ино ходца с летним и зимним выездом». По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был ве сёлого нрава, любил шу тить. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пасту шеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушитель ным свистом. Утевская каменная цер ковь в честь Святой Трои цы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эски зам были написаны все фрески. — Для храма Журавлёв писал не только иконы, но и огромные фрески, —рас сказывает настоятель хра ма священник Анатолий Копач. — Когда он рас писывал церковь, особен но купол, кожаные ремни впивались в его тело, вы- щербливались зубы, опу хали губы. Это был под виг. На куполе изображены Святая Троица и семь Ар хангелов. На фресках — апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. Совсем недавно стал проявлять ся лик святого Симеона Верхотурского. Самарская епархия совместно с вла стями губернии многое делает для возрождения памяти об удивительном иконописце. В епархиаль ном церковно-историче ском музее и в Самарском областном историко-крае ведческом музее имени П. В. Алабина уже несколько лет экспонируются его не рукотворные образа... — Слава Богу, что в наше время восстанавливается историческая справедли вость и воздаётся должное таким талантам, как жи вописец Григорий Журав лёв, — сказал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. — Рождённый с недугом, но имея глубо кую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Его иконы несут Божественный свет, помо гают людям. Умер Григорий Журав лёв в 1916 году. По благо словению правящего ар хиерея его похоронили в ограде сельского храма. Это был XIX век... с не развитыми технологиями и несильно развитой ме дициной. И потому под виг Григория Журавлева еще более поражает умы и сердца! Истинны слова: СИЛА БОЖИЯ В НЕМО ЩИ СОВЕРШАЕТСЯ! П о д го т о в и л д и а к о н Сергий ГЕЙЗАТУЛИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz