Миссионерская православная газета. 2017 г. № 6. Июнь.

Миссионерская православная газета №6 , ИЮНЬ 2017 5 пошли купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орёл, да необычный — двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла те­ ло-обрубок в небо. Прон­ зительный детский крик, видимо, испугал орла, — он выпустил добычу. «Ни­ как, Ангелы подстелили соломку», — рассудили в селе, когда подняли с зем­ ли Гришу невредимым. В 1885 году газета «Са- Хмелёв и Василий Попов. Григорий любил учить­ ся, много читал, благо в доме была большая библи­ отека. Уже взрослым он вместе с братом Афанаси­ ем экстерном с отличием закончил Самарскую муж­ скую гимназию. Самосто­ ятельно изучил черчение, анатомию. В 1884 году Жу­ равлёв обратился к Самар­ скому губернатору, всегда принимавшему участие в жизни калеки-живописца, дар. Потом открылось дви­ жение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию». Цесаревич икону ми­ лостиво принял. Вско­ ре Император Александр III пригласил Журавлёва во дворец. Здесь крестья­ нин-живописец написал портрет семьи Романовых. Бытует легенда, что на об­ ратном пути Григорий по­ мимо своей воли попал в бродячий цирк на колёсах. Безрукий и безногий русский иконописец Григорий Журавлев марские губернские ведо­ мости» писала: «Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками “на­ стоящие образа”». И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к про­ живающему здесь живо­ писцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково при­ нял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и позна­ комил с первыми приёма­ ми живописи. Этого для Журавлёва было достаточ­ но. Закупив в Самаре кра­ сок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с осо­ быми приспособлениями, принялся учиться живо­ писи. Через пять лет юный иконописец решил пода­ рить несколько икон вы­ сокопоставленным лицам Самары. На его «живые» иконы обратили внимание — стали поступать заказы. А вскоре Губернское зем­ ское собрание, приняв во внимание бедственное по­ ложение семьи Журавлёв­ ых, назначило ему ежегод­ ную пенсию в 60 рублей. В работе Григорию по­ могала вся семья. Брат Афанасий мастерил дере­ вянные заготовки для икон, готовил краски, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позднее у Журавлёва поя­ вились ученики — Михаил с просьбой представить на­ писанную икону святителя Николая Чудотворца Цеса­ ревичу Николаю, будуще­ му Императору. В личном архиве генерал-губернато­ ра А. Д. Свербеева сохрани­ лось письмо, адресованное Журавлёвым Цесаревичу: «... Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно. желаю подне­ сти Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причи­ не, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Напи­ сал сию икону по вразум­ лению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне Полгода возили его по Рос­ сии — показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину. Царь тогда же назначил ему пожизненную ежеме­ сячную пенсию в 25 золо­ тых рублей, а Самарскому губернатору велено было «выдать Журавлёву ино­ ходца с летним и зимним выездом». По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был ве­ сёлого нрава, любил шу­ тить. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пасту­ шеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушитель­ ным свистом. Утевская каменная цер­ ковь в честь Святой Трои­ цы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва. По его эски­ зам были написаны все фрески. — Для храма Журавлёв писал не только иконы, но и огромные фрески, —рас­ сказывает настоятель хра­ ма священник Анатолий Копач. — Когда он рас­ писывал церковь, особен­ но купол, кожаные ремни впивались в его тело, вы- щербливались зубы, опу­ хали губы. Это был под­ виг. На куполе изображены Святая Троица и семь Ар­ хангелов. На фресках — апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Петр и Алексий. Совсем недавно стал проявлять­ ся лик святого Симеона Верхотурского. Самарская епархия совместно с вла­ стями губернии многое делает для возрождения памяти об удивительном иконописце. В епархиаль­ ном церковно-историче­ ском музее и в Самарском областном историко-крае­ ведческом музее имени П. В. Алабина уже несколько лет экспонируются его не­ рукотворные образа... — Слава Богу, что в наше время восстанавливается историческая справедли­ вость и воздаётся должное таким талантам, как жи­ вописец Григорий Журав­ лёв, — сказал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. — Рождённый с недугом, но имея глубо­ кую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Его иконы несут Божественный свет, помо­ гают людям. Умер Григорий Журав­ лёв в 1916 году. По благо­ словению правящего ар­ хиерея его похоронили в ограде сельского храма. Это был XIX век... с не­ развитыми технологиями и несильно развитой ме­ дициной. И потому под­ виг Григория Журавлева еще более поражает умы и сердца! Истинны слова: СИЛА БОЖИЯ В НЕМО­ ЩИ СОВЕРШАЕТСЯ! П о д го т о в и л д и а к о н Сергий ГЕЙЗАТУЛИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz