Миссионерская православная газета. 2017 г. № 6. Июнь.

Миссионерская православная газета №6, ИЮНЬ 2017 Троица относится к числу двуна­ десятых церковных христианских праздников в честь Творца мира, Бога —Единого по Существу и тро­ ичного в Лицах. Апостолы (всего около ста двад­ цати человек), вместе с Матерью Божией, после Вознесения своего Божественного Учителя, единодуш­ но пребывая в молитве, находились в сионской горнице, в ожидании обетованного Господом Утешителя: «Когда же придет Утешитель, Ко­ торого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). Произошло это событие на пяти­ десятый день после славного Вос­ кресения Господа нашего Иисуса Христа и, поэтому, называется еще и Пятидесятницей. Облечение апостолов силою свы­ ше, т.е. облечение Духом Святым, совпало с иудейским праздником Пятидесятницы — Шавуот, уста­ новленным в честь синайского зако­ нодательства (когда, при исходе из Египта, Господь, в лице Моисея, дал народу Своему десять заповедей). Около девяти часов утра с неба послышался шум, как от сильного ветра, и наполнился весь дом, где были ученики, этим шумом. Дух Святой в виде огненных языков пламени остановился на каждом из присутствующих. Получив дары Духа Святого, апостолы заговорили на незнакомых ранее языках и на­ речиях. И крестилось (в тот день), обратившись в веру Христову, около трех тысяч человек, пришедших в Иерусалим на праздник Пятидесят­ ницы. Следующий день после дня Свя­ той Троицы посвящен Святому Духу. Мы его так и называем — Духов день. Святой Дух является третьей Ипостасью Троицы — Святой Еди­ носущной и Нераздельной. Бог Дух Святой, как и Бог Отец и Бог Сын, — предвечен и существо­ вал всегда. Троица — вне времени. Само время является творением Святой Троицы. Каждое из Лиц Святой Троицы обладает всей полнотой Божествен­ ной Сущности и находится в нераз­ рывном единстве с Ней. Отличают­ ся же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойства­ ми. Святые Отцы называют Пятиде­ сятницу заключительным праздни­ ком, в воссоздании и обновлении человека в Домостроительстве Бо- жием (началом же является Благо­ вещение). В этот день, как и много лет назад в сионской горнице, во всех право­ славных храмах по молитве христиан Господь ниспосылает Духа Святого всем, просящим у Него (Лк. 11:13). И все мы, по слову апостольско­ му, становимся вместилищем Духа Святого для освящения, очищения, укрепления наших сил духовных и телесных, для возобновления нашей жизни в Духе Истины — становле­ нии людей членами Тела Христова. Собственно это и является смыслом нашей жизни. В околоцерковной среде приня­ то высказывать свое недовольство и возмущаться устаревшим традици­ онализмом православия. Никакой, мол, Дух Святой давно к людям не ходит. Это всего лишь дань краси­ вым воспоминаниям. Но мы —хри­ стиане —любим исследовать и оце­ нивать пути Господни за компанию с новоначальными, ищущими и, тем более, гонителями. Кто-то спотыка­ ется об этот догмат, цепляясь за него, как за обоснование своего неверия. Или как за личную подтверждаю­ щую причину, необходимую для оправдания своих греховных дей­ ствий и категорического нежелания избавляться от вредных наклонно­ стей и страстей, не понимая и того, что само слово «страсть» означает — страдание. Святой Дух принимал, как при­ нято говорить современным дело­ вым языком, самое активное участие в Предвечном Совете о создании и в сотворении мира видимого и неви­ димого: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Бо­ жий носился над водою» (Быт. 1:1-2). И главное: принимал участие в со­ творении того, ради кого завертел­ ся шар земной, и каждая планета и галактика стала на предназначенное ей место, принимал участие в сотво­ рении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жиз­ ни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). В. Лосский говорил, что учение о Троице: «...не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит войти в Боже­ ственную жизнь, в саму жизнь Пре­ святой Троицы». Подтверждений троичности (множественности) Божественных Лиц в Библии находим предоста­ точно. Все мы помним, например, из ветхозаветной книги Бытия гл. 1 стих 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по по­ добию Нашему». Господь говорит о Себе во множественном числе. После грехопадения Адама: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал, как один из Нас» (Быт. 3:22). Или чуть ниже в книге Бытия (гл. 18) описывается событие, ког­ да и как Авраам принимал у себя в дубраве Бога Троицу в виде Трех Странников. И даже, когда мы сами расска­ зываем кому-либо о создании мира Богом, то употребляем словесную конструкцию «сотворение» или «со­ здание». Приставка «со» обозначает совместное действие (т.е. делание вместе с кем-то, делание сообща). В книгах Нового завета мы так же вспоминаем, помимо вышеупомя­ нутого эпизода снисхождения Свя­ того Духа на апостолов, Евангелие от Матфея главу 3 стих 16, где опи­ сано явление всех трех лиц Святой Троицы. Перечислять можно еще много и долго. И если есть среди нас, или вокруг нас ищущие, сомневающие­ ся, критикующие, иронизирующие, ругающие и гонящие, то, несомнен­ но, от того, что зовет к себе их Дух Святой, не давая успокоиться греш­ ной душе, постигающей строки из евангельского чтения: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго прося­ щим у Него» (Лк. 11:13). Л. К. Сокровище благих и жизни Подателю. Сегодня весь мир знает имя Ника Вуйчича — проповедника, который родился без руки и без ног. Но мало кто знает, что в XIX веке на Руси жил известный иконописец Григорий Журавлев, который тоже родился без рук и без ног, но стал великолепным иконописцем! Вот рассказ о его удивительной жизни! Его имя стало широко из­ вестно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живопи­ си Здравко Кайманович, про­ водя учёт памятников культу­ ры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пу- рачин икону, на которой было написано по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уез­ да, Утевской волости того же села зубами крестьянина Гри­ гория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Госархив позднее подтвердил эти сведения. Родился Григорий Журав­ лёв в 1858 году калекой. «Бог призрел на раба Своего», —та­ кое суждение высказали жите­ ли Утевки. Но поначалу не так думали в семье Журавлёвых. По воспоминаниям, мать Гри­ гория плакала и хотела от ве­ ликого горя наложить на себя руки, вместе с собой умертвив и младенца, но дед —Пётр Ва­ сильевич Трайкин этому вос­ препятствовал, «доказав вред­ ность замысла своей дочери». Он сказал, что Гришу будет растить сам. Ребёнок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и по­ долгу рисовал на песке людей, дома, животных. Когда Гриша подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. После смер­ ти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с ум­ ным ребёнком на дому зани­ мался учитель земской школы. Как-то летом сельская ре­ бятня отправилась с маль- цом-калекой на речку. Все

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz