Миссионерская православная газета. 2017 г. № 5. Май.
М и с с и о н е I с к а я авославная Периодическое издание М урм анской и М ончегорской епархии М осковского патриархата, издается с 1998 года газета № 5 МАЙ 2017 ПОДЛИННО великое, чудное и изумительное дело — эта наша плоть сидит на небесах и удоста ивается поклонения от ангелов, архангелов, серафимов и херу вимов. Представляя себе это, я часто удивляюсь и предаю сь высоким мыслям о роде челове ческом, потому что вижу великие и светлые начатки и многое попе чение Божие о естестве нашем. СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ Праздник Вознесения Господня, известный Церкви с апостольских времен, совершается на сороковой день по Пасхе —вдень, в который Го сподь вознесся на небо (Деян. 1:1-12; Мк. 16:9-20; Лк. 24:36-53). Воскрес нув силою Божества, через Вознесе ние Он удостоил наше «обоженное и одухотворенное» человеческое есте ство величайшей чести —«милостив- но вознес» его. Боговдохновенный песнотворец Иоанн Дамаскин, автор канона на праздник Вознесения, в своем творении говорит, что Христос вознесся на небо, как «Первенец из мертвых, умиротворив всяческая», «избавив от осуждения человече ство»,«разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею». Блаженный Августин называ ет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсе местным». Впервыевекахристианства Вознесение Господне и Пятидесятни ца праздновались в один день — на пятидесятый день после Пасхи. Лишь к концу IV века Вознесение оформи лось в обособленный праздник, о чем прямо говорится в «Апостольских по становлениях» (ок. 380 г.). Пропове ди на этот праздник имеются у Гри гория Нисского и Иоанна Златоуста. Событие Вознесения Господня, имеющее в себе безмерную спаси тельную силу, являет собой есте ственное завершение земной жизни Спасителя. По мысли преподобного Феодора Студита, «вознесение есть завершение домостроительства спа сения. Ибо, совершив всё, Он, по воле Отца, “вознесся во славе” (1 Тим. 3:16), воскресив нас с Собою и “поса див на небесах” (Еф. 2:6) через Свою святую плоть». В продолжение сорока дней, предваряющих Вознесение, Хри стос является апостолам, «говоря им о Царствии Божием» (Деян. 1:3). Он повелевает ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать исполнения обетования о ниспослании Духа Свя того — той преображающей и укре пляющей силы, которой апостолы будут свидетельствовать о Христе «в Иерусалиме и во всей Иудее и Сама рии и дажедо края земли» (Деян. 1:8). Как впоследствии скажет апостол Па вел: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Ученики все еще жили надеждой Свои, благословил их. И, когда бла гословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклони лись Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24:50-52). О чем эта великая радость, кото рая продолжается вот уже более двух тысячелетий? Ведь, казалось бы, кон чилось земное, ежедневное и столь буду, и вы будете» (Ин. 14:2-3). Бого человек Христос возносится воспри нятой человеческой плотью на небо для того, чтобы уготовать каждому из нас место в вечности! Теперь мы яв ляемся званными к небесной жизни. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова. Глава — на небе, во славе, там будут в конце «И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20) И е р е й К о н стан ти н Ж Д А Н О В И Ч на то, что Иисус станет земным вла стителем, царем Израильским, кото рый восстановит утраченное былое могущество еврейского народа. «Не в это ли время, Господи, восстановля- ешь ты Царство Израилю», — спра шивают они Своего Учителя (Деян. 1:6). И только в последней беседе пе ред Вознесением, по свидетельству евангелиста Луки, Господь «отверз им ум к разумению писаний» (Лк. 24:45). Апостолы поняли, что речь идет не о восстановлении земного царства, а о том, что Господь призывает их и всех нас в Свое Небесное Царство. Уразу мели они, что задача их отныне состо ит в том, чтобы идти и проповедовать Его смерть и Воскресение, благове- ствовать «всем народам» и указывать тот путь, который открыл перед ними Господь Спаситель. Священное Писание так описыва ет само событие Вознесения. На со роковой день по Своем Воскресении Господь Иисус вывел Своих учеников «из городадо Вифании и, подняв руки необходимое общение со Христом, покров Его силы, Его Божества? По чему мы утверждаем, что не грустно нам от разлуки? Потому, что Хри стос не оставил землю Своим при сутствием — Он с нами «во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). И наша радость от Его незримого, но столь ощутимого присутствия в на шей жизни, о том, что мы «не остав лены сиротами» (Ин. 14:18). Разве не можем мы об этом ликовать? Господь восходит от земли на небо для того, чтобы устроить нам полез нейшее — ниспослать равного Себе Утешителя — Духа Святого. Как в предвечных тайнах Боговоплоще- ния и Воскресения, так и в Вознесе нии усматриваем мы неизреченную любовь Божию к человеку. «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, то Утешитель не придет к вам», — свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин. 16:7). В этих словах — бездна мило сердия Божьего. В нихже —причина нашей радости! «Иду уготовать место вам; и если пойду и уготовлю место вам, снова приду и возьму вас к Себе: да где Я времен с Ним и все верующие в Него. Как отмечал святитель Григорий Па- лама, «вознесение принадлежит всем людям — все воскреснут в день Его второго пришествия, однако возне сены — “восхищены на облаках” (1 Фес. 4:16-17) будут только те, кто “распяли плоть со страстями и по хотями” (Гал. 5: 24)». Человечество наше теперь покоится в недрах Го сподних! Не об этом ли наше лико вание?! «Что стоите и смотрите на небо?» — обращаются небожители к апостолам в момент Вознесения (Деян. 1:11). Митрополит Москов ский Филарет считает, что это обра щение имеет целью «прекратить без действенное изумление апостолов и побудить их скорее обратиться к делу, им заповеданному —делу великому, святому и несказанно благотворному для всего рода человеческого». Здесь, безусловно, речь идет о проповеди Евангелия. Теперь апостолам пред стоит особая миссия — продолжать дело Спасителя, «проповедовать по каяние и отпущение грехов во всех языцех» (Лк. 24:47). Это побуждение обращено и ко всем нам —последо вателям Христа. Ведь мы призваны свидетельствовать миру о Христе Воскресшем, быть солью земли и светом миру (Мф. 5:13-14). В событии вознесения во всей полноте раскрыт и осуществлён Бо жественный замысел о человеке. Че ловек призван к Вечности! По мысли святителя Иоанна Златоуста, «пото му-то Господь мой и сошел с Неба на землю, чтобы я мог взойти с земли на Небо». На небо возносится вос принятая Богом человеческая плоть, указывая нам путь Божественного восхождения, устраняя последнюю преграду между небом и землей! В празднике Вознесения открывается человеку подлинный смысл, цель и радость всей жизни!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz