Миссионерская православная газета. 2017 г. № 5. Май.
М и ссионер ская православная газе та №5, МАЙ 2017 С Л У Ч А Й И З Один знакомый мне свя щенникрассказал эту анекдо тичную историю. Приходит к нему женщина и говорит: — Батюшка, у меня кран течет, помолитесь. Он отвечает: —А чего тут молиться, тут нужно... Муж есть? —Я —вдова. — Нужно сантехника вы звать, мы вам можем помочь деньгами. Ну какая молитва тут над краном? Нужно, что бы пришел сантехник и ис правил, отремонтировал этот кран! Анекдот, да и только. Но на самом деле не такой уж анекдот. Это, знаете ли, такое типичное явление — попыт ки решать одни вопросы с помощью влияния из другой сферы. Вот об этом я и хотел сказать несколько слов. Человек — многоликое существо. У него есть невиди мое и видимое, нетленное и тленное, вечное и временное. Есть в нем и скотоподобное, и богоподобное. Вот такая жут кая смесь рождает ту стран ность, с которой мы смотрим сами на себя и друг на друга. Если глубже вникать, то мы найдем вчеловеке три части, а именно дух, душу и тело. Апо стол Павел говорит: ваш дух, и душа, и тело во всей цело сти да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:23). Ну, телесное — это понятно. А душевное и духовное? Как их разделить? Духовное — это то, что рвет нас к Небу, то, что застав ляет нас прощать, терпеть, смиряться, молиться, любить и преодолевать себя. А вот душевное — это то, что не заставляет нас преодолевать себя, оно призвано больше ублажать себя. Это —попеть. почитать, поплясать, одеть ся, покушать, разнообразить свой быт, эстетически офор мить интерьер своего дома. Это душевное. Это не живот ное, это не телесное, адушев ное, но не духовное. Ошибаются те, кто на зывает духовными проявле ниями человека, например, посещение театра, любовь к оперному пению. Это не духовные вещи, они к Небу Ж И З Н И С В Я нас не тянут и лучше нас не делают. Они утончаютдушев ное восприятие, помогают задуматься иногда о чем-то, дают пищу для размышле ний, где-то подталкивают че ловека к чему-то, к решению каких-то вопросов, но отве ты на эти вопросы находятся как раз в сфере духовного, а не душевного. Так вот мы, люди, будучи троякими (ду- ховно-душевно-телесными), постоянно путаем, какие бо лезни чем лечить. Вот пример из психиа трии, когда всех людей, ко торые имели какие-то психи ческие отклонения, лечили таблетками, электрошоком, различными зондами и т. д. Это теперь мы знаем, что есть проблемы психосомати ческие, то есть телесные бо лезни, отразившиеся на пси хике, а есть вещи абсолютно телесного измерения. Рань ше этого не понимали, а еще раньше не понимали другого и всех психически больных считали бесноватыми: раз он ненормальный, значит, в нем бес. Надо надеть ему на шею цепь и привязать к стенке, за тем читать по нему Псалтирь. Это вторая крайность. Вот сегодня мы немнож ко поумнели и понимаем, что это разные вещи. А вот лечить несвойственным ле карством болезнь из другой сферы — это очень опасно, неприятно, глупо и досадно. Если вернуться к примеру, когда женщина хотела, чтобы батюшка молился над еетеку- Щ Е Н Н И К А ... щим краном, то мы тоже так часто поступаем. Вы знаете, человеку нужно свою часть работы сделать, а потом ждать милости от Бога, но не раньше. Свое сделай, а потом жди милости. Если ты свое не сделал, а милости уже ждешь, тодаром ты ееждешь, Бог к лентяям не приходит. Суворов, например, мо лился перед боем, перед ка- кой-либо важной битвой, такой, что у него там сил было раз в пять меньше, чем у противника. При этом он не ранее на молитву становился, нежели все войска осмотрит. Сначала всем даст конкрет ную задачу, всех научит, всех подбодрит, все, что нужно, спросит, проверит сух ли по рох, наточен лиштык, хорошо ли укреплены флеши. Только после этого за пятнадцать ми нут до боя он уходил в свою палаточную церковь, стано вился на колени и усердно молился Богу —Дарователю побед —о ниспослании побе ды, но не прежде того. Тоестьты своесделай, апо том уже жди милости от Бога. Мы же поступаем иначе, мы пренебрегаем душевным и сразу рвемся в духовное. Мы и телесным пренебрегаем, а сразу рвемся в духовное. Взять, к примеру, воспи тание детей. Мы молимся. Сколько наших бедных мамо чек стоят на коленках перед Богом и дома, и в церкви мо лятся. А ведь воспитание — это же не только духовный процесс, это процесс духов но-телесно-душевный. Нуж но общаться с детьми, раз говаривать с ними. Нужно, чтобы они выговаривали свое сердечноетебе, атыдавала им с высоты своего житейского опыта мудрые, тихие и крот кие советы. Это касается и супруже ской жизни. Что толку, на пример, жене молиться о муже или мужу о жене, если рвутся отношения, и рвут ся серьезно, так страшно рвутся, раскалываются?! Что толку молиться тогда, ког да многие вещи до этого не сделаны? Получается, люди долгое время не общались, у него свои интересы, у нее свои, у нее свои мухи в кот летах, у него свои. Они как-то охладели, разошлись далеко, а когда разрыв вдруг обозна чился, стало страшно, тогда стали молиться. А нужно еще до того как молиться многие вещи сделать. Потому что Бог вместо нас эти вещиделать не будет, бра тья и сестры, это очень важно понять. Поэтому мы должны с вами краны ремонтировать сами, дороги мостить сами, бордюры красить сами и мно гоедругоеделать сами, и в от ношениях между людьми мы должны делать сами многое. Лишь когда мы сами сде лали все, что могли, только потом можем сказать: «Все, Господи, дальше я уже не могу, дальше уже Твое дело, потому что это уже не в моей власти!» — вот тогда молись Богу, и Бог добавит тебе, по кроет крышей построенный дом, закончит то, что ты на чал. И это будет правильно. В нашем народе есть пре красная мудрая пословица: «Береженого Бог бережет». Это не значит, что надо лезть напропалую, очертя голову, перекрестившись, куда по пало, нет. Есть много других подобных пословиц, скажем: «На Бога надейся и сам не плошай». То есть ты делай, а Господь поможет. Мне кажется это очень важным, потому что мы де лимся на два лагеря, проти воположных друг другу. Есть одни очень активные люди, которые никогда не молят ся. Они думают: «Это мои мозги, мои деньги, мои связи сделали это». Как царь Наву ходоносор ходил по палатам своего дворца и говорил: «Я сделал это!» Господь наказал его за гордость: он упал на коленки и ел солому, как вол, и три года не разговаривал. Я бы поостерег людей, которые думают: «Я это сделал!» Вот такие слишком активные, не молящиеся Богу люди — это первая крайность: «Это мое, это я сделал. » Это очень страшное, опасное состоя ние. Существует и другая край ность. Есть такие богомоль цы, считающие: «Япомолюсь, и яичница сама изжарится. Я буду молиться, значит, бу дет то-то, то-то и то-то». Это обидная вторая крайность, тем более опасная, что тако му богомольцу можно еще и веру потерять: если вдруг его планы с Божиими плана ми не совпадут, то он начнет обижаться на Господа. «Я так молился, а Господь недал мне того, что я просил!» Начнет такой человек обижаться и от веры отпадет. Такие случаи бывают во множестве. Рассказывал мне один благочестивый человек про женщину, которая в советские годы пела в хоре, на старости лет заболела раком и обиде лась на Бога. Мол, как это так? Я всю жизнь молилась. Она прямо так и говорила: «Я всю жизнь была такая хо рошая, только мужа своего знала, в церкви работала. Это за что мне рак теперь?» И вы знаете, умерла она без молит вы, без сознательного ухода в вечность на встречу с вос кресшим Господом Иисусом. Какая-то гордость в ней, как гниль, затаилась и потом про билась, прорвала ее на старо сти лет, невинного, святого человека, казалось бы. Так что, дорогие христиа не, надо разбираться в нашей жизни, знаете ли. Надо де лать, как говорила черепаха Тортилла. Помните: «Драться нужно? Так дерись. Строить надо? Строй! Болеешь? Так лечись! Терпеть надо? Терпи!» Потому что все, что во круг нас, Бог нам подарил под нашу ответственность, и если что-нибудь ломается, течет, гниет, валится, хлюпает, чав кает, не едет, это мы виноваты, и нужно закатать рукава, а по том уже молиться. А мы этого часто не понимаем и поэтому страдаем. Надо это понять и исправляться, вразумлять ся. И дай нам Бог, чтобы мы пожили еще хоть немножко, чтобы хоть чему-то доброму научиться! Александр ИЛЬИН Дело свое делай и не думай, что Бог за тебя все сделает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz