Миссионерская православная газета. 2017 г. № 5. Май.

М и ссионер ская православная газе та №5, МАЙ 2017 С Л У Ч А Й И З Один знакомый мне свя­ щенникрассказал эту анекдо­ тичную историю. Приходит к нему женщина и говорит: — Батюшка, у меня кран течет, помолитесь. Он отвечает: —А чего тут молиться, тут нужно... Муж есть? —Я —вдова. — Нужно сантехника вы­ звать, мы вам можем помочь деньгами. Ну какая молитва тут над краном? Нужно, что­ бы пришел сантехник и ис­ правил, отремонтировал этот кран! Анекдот, да и только. Но на самом деле не такой уж анекдот. Это, знаете ли, такое типичное явление — попыт­ ки решать одни вопросы с помощью влияния из другой сферы. Вот об этом я и хотел сказать несколько слов. Человек — многоликое существо. У него есть невиди­ мое и видимое, нетленное и тленное, вечное и временное. Есть в нем и скотоподобное, и богоподобное. Вот такая жут­ кая смесь рождает ту стран­ ность, с которой мы смотрим сами на себя и друг на друга. Если глубже вникать, то мы найдем вчеловеке три части, а именно дух, душу и тело. Апо­ стол Павел говорит: ваш дух, и душа, и тело во всей цело­ сти да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:23). Ну, телесное — это понятно. А душевное и духовное? Как их разделить? Духовное — это то, что рвет нас к Небу, то, что застав­ ляет нас прощать, терпеть, смиряться, молиться, любить и преодолевать себя. А вот душевное — это то, что не заставляет нас преодолевать себя, оно призвано больше ублажать себя. Это —попеть. почитать, поплясать, одеть­ ся, покушать, разнообразить свой быт, эстетически офор­ мить интерьер своего дома. Это душевное. Это не живот­ ное, это не телесное, адушев­ ное, но не духовное. Ошибаются те, кто на­ зывает духовными проявле­ ниями человека, например, посещение театра, любовь к оперному пению. Это не духовные вещи, они к Небу Ж И З Н И С В Я нас не тянут и лучше нас не делают. Они утончаютдушев­ ное восприятие, помогают задуматься иногда о чем-то, дают пищу для размышле­ ний, где-то подталкивают че­ ловека к чему-то, к решению каких-то вопросов, но отве­ ты на эти вопросы находятся как раз в сфере духовного, а не душевного. Так вот мы, люди, будучи троякими (ду- ховно-душевно-телесными), постоянно путаем, какие бо­ лезни чем лечить. Вот пример из психиа­ трии, когда всех людей, ко­ торые имели какие-то психи­ ческие отклонения, лечили таблетками, электрошоком, различными зондами и т. д. Это теперь мы знаем, что есть проблемы психосомати­ ческие, то есть телесные бо­ лезни, отразившиеся на пси­ хике, а есть вещи абсолютно телесного измерения. Рань­ ше этого не понимали, а еще раньше не понимали другого и всех психически больных считали бесноватыми: раз он ненормальный, значит, в нем бес. Надо надеть ему на шею цепь и привязать к стенке, за­ тем читать по нему Псалтирь. Это вторая крайность. Вот сегодня мы немнож­ ко поумнели и понимаем, что это разные вещи. А вот лечить несвойственным ле­ карством болезнь из другой сферы — это очень опасно, неприятно, глупо и досадно. Если вернуться к примеру, когда женщина хотела, чтобы батюшка молился над еетеку- Щ Е Н Н И К А ... щим краном, то мы тоже так часто поступаем. Вы знаете, человеку нужно свою часть работы сделать, а потом ждать милости от Бога, но не раньше. Свое сделай, а потом жди милости. Если ты свое не сделал, а милости уже ждешь, тодаром ты ееждешь, Бог к лентяям не приходит. Суворов, например, мо­ лился перед боем, перед ка- кой-либо важной битвой, такой, что у него там сил было раз в пять меньше, чем у противника. При этом он не ранее на молитву становился, нежели все войска осмотрит. Сначала всем даст конкрет­ ную задачу, всех научит, всех подбодрит, все, что нужно, спросит, проверит сух ли по­ рох, наточен лиштык, хорошо ли укреплены флеши. Только после этого за пятнадцать ми­ нут до боя он уходил в свою палаточную церковь, стано­ вился на колени и усердно молился Богу —Дарователю побед —о ниспослании побе­ ды, но не прежде того. Тоестьты своесделай, апо­ том уже жди милости от Бога. Мы же поступаем иначе, мы пренебрегаем душевным и сразу рвемся в духовное. Мы и телесным пренебрегаем, а сразу рвемся в духовное. Взять, к примеру, воспи­ тание детей. Мы молимся. Сколько наших бедных мамо­ чек стоят на коленках перед Богом и дома, и в церкви мо­ лятся. А ведь воспитание — это же не только духовный процесс, это процесс духов­ но-телесно-душевный. Нуж­ но общаться с детьми, раз­ говаривать с ними. Нужно, чтобы они выговаривали свое сердечноетебе, атыдавала им с высоты своего житейского опыта мудрые, тихие и крот­ кие советы. Это касается и супруже­ ской жизни. Что толку, на­ пример, жене молиться о муже или мужу о жене, если рвутся отношения, и рвут­ ся серьезно, так страшно рвутся, раскалываются?! Что толку молиться тогда, ког­ да многие вещи до этого не сделаны? Получается, люди долгое время не общались, у него свои интересы, у нее свои, у нее свои мухи в кот­ летах, у него свои. Они как-то охладели, разошлись далеко, а когда разрыв вдруг обозна­ чился, стало страшно, тогда стали молиться. А нужно еще до того как молиться многие вещи сделать. Потому что Бог вместо нас эти вещиделать не будет, бра­ тья и сестры, это очень важно понять. Поэтому мы должны с вами краны ремонтировать сами, дороги мостить сами, бордюры красить сами и мно­ гоедругоеделать сами, и в от­ ношениях между людьми мы должны делать сами многое. Лишь когда мы сами сде­ лали все, что могли, только потом можем сказать: «Все, Господи, дальше я уже не могу, дальше уже Твое дело, потому что это уже не в моей власти!» — вот тогда молись Богу, и Бог добавит тебе, по­ кроет крышей построенный дом, закончит то, что ты на­ чал. И это будет правильно. В нашем народе есть пре­ красная мудрая пословица: «Береженого Бог бережет». Это не значит, что надо лезть напропалую, очертя голову, перекрестившись, куда по­ пало, нет. Есть много других подобных пословиц, скажем: «На Бога надейся и сам не плошай». То есть ты делай, а Господь поможет. Мне кажется это очень важным, потому что мы де­ лимся на два лагеря, проти­ воположных друг другу. Есть одни очень активные люди, которые никогда не молят­ ся. Они думают: «Это мои мозги, мои деньги, мои связи сделали это». Как царь Наву­ ходоносор ходил по палатам своего дворца и говорил: «Я сделал это!» Господь наказал его за гордость: он упал на коленки и ел солому, как вол, и три года не разговаривал. Я бы поостерег людей, которые думают: «Я это сделал!» Вот такие слишком активные, не молящиеся Богу люди — это первая крайность: «Это мое, это я сделал. » Это очень страшное, опасное состоя­ ние. Существует и другая край­ ность. Есть такие богомоль­ цы, считающие: «Япомолюсь, и яичница сама изжарится. Я буду молиться, значит, бу­ дет то-то, то-то и то-то». Это обидная вторая крайность, тем более опасная, что тако­ му богомольцу можно еще и веру потерять: если вдруг его планы с Божиими плана­ ми не совпадут, то он начнет обижаться на Господа. «Я так молился, а Господь недал мне того, что я просил!» Начнет такой человек обижаться и от веры отпадет. Такие случаи бывают во множестве. Рассказывал мне один благочестивый человек про женщину, которая в советские годы пела в хоре, на старости лет заболела раком и обиде­ лась на Бога. Мол, как это так? Я всю жизнь молилась. Она прямо так и говорила: «Я всю жизнь была такая хо­ рошая, только мужа своего знала, в церкви работала. Это за что мне рак теперь?» И вы знаете, умерла она без молит­ вы, без сознательного ухода в вечность на встречу с вос­ кресшим Господом Иисусом. Какая-то гордость в ней, как гниль, затаилась и потом про­ билась, прорвала ее на старо­ сти лет, невинного, святого человека, казалось бы. Так что, дорогие христиа­ не, надо разбираться в нашей жизни, знаете ли. Надо де­ лать, как говорила черепаха Тортилла. Помните: «Драться нужно? Так дерись. Строить надо? Строй! Болеешь? Так лечись! Терпеть надо? Терпи!» Потому что все, что во­ круг нас, Бог нам подарил под нашу ответственность, и если что-нибудь ломается, течет, гниет, валится, хлюпает, чав­ кает, не едет, это мы виноваты, и нужно закатать рукава, а по­ том уже молиться. А мы этого часто не понимаем и поэтому страдаем. Надо это понять и исправляться, вразумлять­ ся. И дай нам Бог, чтобы мы пожили еще хоть немножко, чтобы хоть чему-то доброму научиться! Александр ИЛЬИН Дело свое делай и не думай, что Бог за тебя все сделает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz