Миссионерская православная газета. 2017 г. № 5. Май.

М и с с и о н е I с к а я авославная Периодическое издание М урм анской и М ончегорской епархии М осковского патриархата, издается с 1998 года газета № 5 МАЙ 2017 ПОДЛИННО великое, чудное и изумительное дело — эта наша плоть сидит на небесах и удоста­ ивается поклонения от ангелов, архангелов, серафимов и херу­ вимов. Представляя себе это, я часто удивляюсь и предаю сь высоким мыслям о роде челове­ ческом, потому что вижу великие и светлые начатки и многое попе­ чение Божие о естестве нашем. СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ Праздник Вознесения Господня, известный Церкви с апостольских времен, совершается на сороковой день по Пасхе —вдень, в который Го­ сподь вознесся на небо (Деян. 1:1-12; Мк. 16:9-20; Лк. 24:36-53). Воскрес­ нув силою Божества, через Вознесе­ ние Он удостоил наше «обоженное и одухотворенное» человеческое есте­ ство величайшей чести —«милостив- но вознес» его. Боговдохновенный песнотворец Иоанн Дамаскин, автор канона на праздник Вознесения, в своем творении говорит, что Христос вознесся на небо, как «Первенец из мертвых, умиротворив всяческая», «избавив от осуждения человече­ ство»,«разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею». Блаженный Августин называ­ ет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсе­ местным». Впервыевекахристианства Вознесение Господне и Пятидесятни­ ца праздновались в один день — на пятидесятый день после Пасхи. Лишь к концу IV века Вознесение оформи­ лось в обособленный праздник, о чем прямо говорится в «Апостольских по­ становлениях» (ок. 380 г.). Пропове­ ди на этот праздник имеются у Гри­ гория Нисского и Иоанна Златоуста. Событие Вознесения Господня, имеющее в себе безмерную спаси­ тельную силу, являет собой есте­ ственное завершение земной жизни Спасителя. По мысли преподобного Феодора Студита, «вознесение есть завершение домостроительства спа­ сения. Ибо, совершив всё, Он, по воле Отца, “вознесся во славе” (1 Тим. 3:16), воскресив нас с Собою и “поса­ див на небесах” (Еф. 2:6) через Свою святую плоть». В продолжение сорока дней, предваряющих Вознесение, Хри­ стос является апостолам, «говоря им о Царствии Божием» (Деян. 1:3). Он повелевает ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать исполнения обетования о ниспослании Духа Свя­ того — той преображающей и укре­ пляющей силы, которой апостолы будут свидетельствовать о Христе «в Иерусалиме и во всей Иудее и Сама­ рии и дажедо края земли» (Деян. 1:8). Как впоследствии скажет апостол Па­ вел: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Ученики все еще жили надеждой Свои, благословил их. И, когда бла­ гословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклони­ лись Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24:50-52). О чем эта великая радость, кото­ рая продолжается вот уже более двух тысячелетий? Ведь, казалось бы, кон­ чилось земное, ежедневное и столь буду, и вы будете» (Ин. 14:2-3). Бого­ человек Христос возносится воспри­ нятой человеческой плотью на небо для того, чтобы уготовать каждому из нас место в вечности! Теперь мы яв­ ляемся званными к небесной жизни. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова. Глава — на небе, во славе, там будут в конце «И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20) И е р е й К о н стан ти н Ж Д А Н О В И Ч на то, что Иисус станет земным вла­ стителем, царем Израильским, кото­ рый восстановит утраченное былое могущество еврейского народа. «Не в это ли время, Господи, восстановля- ешь ты Царство Израилю», — спра­ шивают они Своего Учителя (Деян. 1:6). И только в последней беседе пе­ ред Вознесением, по свидетельству евангелиста Луки, Господь «отверз им ум к разумению писаний» (Лк. 24:45). Апостолы поняли, что речь идет не о восстановлении земного царства, а о том, что Господь призывает их и всех нас в Свое Небесное Царство. Уразу­ мели они, что задача их отныне состо­ ит в том, чтобы идти и проповедовать Его смерть и Воскресение, благове- ствовать «всем народам» и указывать тот путь, который открыл перед ними Господь Спаситель. Священное Писание так описыва­ ет само событие Вознесения. На со­ роковой день по Своем Воскресении Господь Иисус вывел Своих учеников «из городадо Вифании и, подняв руки необходимое общение со Христом, покров Его силы, Его Божества? По­ чему мы утверждаем, что не грустно нам от разлуки? Потому, что Хри­ стос не оставил землю Своим при­ сутствием — Он с нами «во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). И наша радость от Его незримого, но столь ощутимого присутствия в на­ шей жизни, о том, что мы «не остав­ лены сиротами» (Ин. 14:18). Разве не можем мы об этом ликовать? Господь восходит от земли на небо для того, чтобы устроить нам полез­ нейшее — ниспослать равного Себе Утешителя — Духа Святого. Как в предвечных тайнах Боговоплоще- ния и Воскресения, так и в Вознесе­ нии усматриваем мы неизреченную любовь Божию к человеку. «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, то Утешитель не придет к вам», — свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин. 16:7). В этих словах — бездна мило­ сердия Божьего. В нихже —причина нашей радости! «Иду уготовать место вам; и если пойду и уготовлю место вам, снова приду и возьму вас к Себе: да где Я времен с Ним и все верующие в Него. Как отмечал святитель Григорий Па- лама, «вознесение принадлежит всем людям — все воскреснут в день Его второго пришествия, однако возне­ сены — “восхищены на облаках” (1 Фес. 4:16-17) будут только те, кто “распяли плоть со страстями и по­ хотями” (Гал. 5: 24)». Человечество наше теперь покоится в недрах Го­ сподних! Не об этом ли наше лико­ вание?! «Что стоите и смотрите на небо?» — обращаются небожители к апостолам в момент Вознесения (Деян. 1:11). Митрополит Москов­ ский Филарет считает, что это обра­ щение имеет целью «прекратить без­ действенное изумление апостолов и побудить их скорее обратиться к делу, им заповеданному —делу великому, святому и несказанно благотворному для всего рода человеческого». Здесь, безусловно, речь идет о проповеди Евангелия. Теперь апостолам пред­ стоит особая миссия — продолжать дело Спасителя, «проповедовать по­ каяние и отпущение грехов во всех языцех» (Лк. 24:47). Это побуждение обращено и ко всем нам —последо­ вателям Христа. Ведь мы призваны свидетельствовать миру о Христе Воскресшем, быть солью земли и светом миру (Мф. 5:13-14). В событии вознесения во всей полноте раскрыт и осуществлён Бо­ жественный замысел о человеке. Че­ ловек призван к Вечности! По мысли святителя Иоанна Златоуста, «пото­ му-то Господь мой и сошел с Неба на землю, чтобы я мог взойти с земли на Небо». На небо возносится вос­ принятая Богом человеческая плоть, указывая нам путь Божественного восхождения, устраняя последнюю преграду между небом и землей! В празднике Вознесения открывается человеку подлинный смысл, цель и радость всей жизни!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz