Миссионерская православная газета. 2017 г. № 4. Апрель.
6 Миссионерская православная гдзетд №4, АПРЕЛЬ 2017 Б Л А Г О В Е Щ Е Н И Е С о в р е м е н н о е н а зв а н и е праздника — «Благове щение» — стало употре бляться не ранее VII века. Древняя церковь назы вала его по-разному: день приветствия, возвещение, Игумен А л е кса нд р БОЛДОВСКИЙ, настоятель Владимирской церкви п. Мурмаши день-праздник, «радуйся, благодатная» (Лк. 1:28)); по-латински: annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение Ан гела ко блаженной Деве Ма рии), Mariae salutatio (При ветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение святой Ма рии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение о Христе), conceptio Christi (Зачатие Христа), initium redemptionis (Начало иску пления), festum incarnationis (праздник Воплощения). Полное название празд ника Благовещения в Рус ской православной церкви определено в Минее: «Благо вещение Пресвятыя Влады чицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». Следу ет отметить, что в греческом и церковнославянском язы ках слово «Благовещение» требует после себя родитель ного падежа, при переводе же на русский язык возмож ны как родительный, так и дательный падежи, то есть — «Благовещение Пресвятой Владычице нашей Богоро дице и Приснодеве Марии». Обычно в современных из даниях используется первый вариант, очевидно, не без влияния церковнославян ского языка, однако извест но употребление и второго. В православии Благове щение принадлежит к числу двунадесятых праздников. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская пра вославные церкви, а также Украинская грекокатоли ческая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Благовещение 25 марта по юлианскому календарю (в XX—XXI веках 25 марта по юлианскому календарю со ответствует 7 апреля по гри горианскому). События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой ме сяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Гавриил был по слан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благосло венна Ты междужёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благо дать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и на речёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сы ном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:28-33). По мнению ряда богосло вов, слова архангела Гаврии ла —«Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» ве стью для человечества после его грехопадения. Феофи- лакт Болгарский в толкова нии на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: ‘‘В болезни бу дешь рождать детей’’ (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, гово ря: ‘‘радуйся, Благодатная!’’ Поскольку Ева была прокля та, Мария теперь слышит: ‘‘Благословенна Ты’’». Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийско- го, опасаясь нарушения её девства), Мария задала ан гелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессемен- ное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтвержде ние, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родствен ницы Елизаветы. Мария, увидев в словах ангела волю Божью, про износит весьма значимые слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твое му». Считается, что в момент произнесения Девой Мари ей этих слов и произошло непорочное зачатие ею Ии суса Христа. Николай Кава- сила так комментирует эти слова: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвя той Девы. Без согласия Не порочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществлённым так же, как и без действия Са мих трёх Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принима ет Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предостав ляет. Как Он воплотился до бровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле». Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Вели кого, Мария выразила своё исповедание веры. Он срав нивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяче ских да пишет и творит, что хощет». История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах. О нём рассказывается в сле дующих апокрифах II века: «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве Бла женнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие Псевдо-Мат фея»). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника. Согласно апо крифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалим ского Храма («Протоеванге лие Иакова» XI, 1; «Еванге лие Псевдо-Матфея: Книга о рождении Благодатной Ма рии и детстве Спасителя», VIII). Отправившись за во дой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуй ся, благодатная! Господь с То бою; благословенна Ты меж ду жёнами». Не увидев рядом никого, она, испугавшись, вернулась домой (этот сюжет иногда ещё называют «пред- благовещением» — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению). Сев за прялку, Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его» (прообразом сцены у колодца считается история ветхоза ветной Ревекки, напоившей Елиезера, посланного её бу дущим женихом Исааком). В апокрифах также под чёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии: «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?», ангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышне го осенит Тебя». После ухо да ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твоё, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле». Также церковное преда ние говорит, что Дева Мария в момент явления ей анге ла читала отрывок из книги пророка Исаии с его проро ческими словами: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына». По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария в западноевропей ской живописи обычно изо бражается с раскрытой кни гой. Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором по слушание Девы Марии урав новешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария стано вится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с ко торым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими сло вами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Ие роним вывел сжатую фор мулу: «смерть — через Еву, жизнь — через Марию». Августин писал: «через жен щину —смерть, и через жен щину — жизнь». Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира, таким об разом, человечеству был дан второй шанс. Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, отно сится к великой тайне благо честия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение —Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа. Жизнь через Марию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz