Миссионерская православная газета. 2017 г. № 3. Март.

Миссионерская православная газета №3, МАРТ 2017 В О П Р О С Ы Ж И З Н И Богодарованный заступниче земли Кольския ... Начало на стр. 5 И вдруг, какая удача —один из пред­ ставителей монастыря — некто Ф ео­ дор Абросимов добровольно остался в России. Хочешь работать, трудиться для России во Славу Божию? Ну, нет. Будешь делать то, что мы тебе скажем! Не прошло и двух месяцев, как Феодор Абросимов был арестован... Сфабриковали «дело Абросимова». Соединили два в одно. Феодора пере­ вели в Мурманскую тюрьму. Аресто­ ванного допрашивали несколько раз в течении ию ня-ию ля 1940 года. По­ следний допрос проводился 25 июля. в конце помечено, что допрос прерван в 24 часа. Несмотря на ночные допро­ сы, Федор никого не оговорил и ви­ новным в шпионаже себя не признал. На Преображение Господне, 19 августа 1940 года, издевательски преобразили и Феодора —огласили приговор. При­ говор прозвучал как погребальный ко­ локол — 8 лет концлагерей. Направили на самый тяжелый уча­ сток — туда, где добывали и перера­ батывали радиевую воду, строили газопроводы и сажевые заводы. В се­ верную глухую Коми республику. Недолгим был последний мучени­ ческий венценосный путь Феодора. На Преображение огласили, на По­ кров Богородицы начал он свой крест­ ный путь на свою Голгофу, на пророка Илию закончил. Последние девять месяцев жизни. Что в них было? Что укрепляло? Что убивало? И что же, в конце концов, убило? И где покоится? Ничего этого мы, боюсь, никогда не узнаем. И даже предполагать не бу­ дем. Помолчим, поплачем и помолим­ ся. Такова воля Божия. Так в чем же причина святости. И как она рождается и формируется. Нет рецепта. Нет правила. Нет одного пути к святости. У Феодора все, кажется, не так. Удивительный факт — ничем особым, казалось, не отличался. И пришел молодым в обитель. И уходил неоднократно. Но он был скромным, верным, на­ дежным, бескорыстным. Трудолюби­ вым и человеколюбивым. Любил Ро­ дину. Не запятнал себя ничем. Не дал ни малейшего повода. Никому - ни врагам, ни друзьям. Он не имел поддержки родных. Никого не было рядом. Трое брать­ ев — Иван, Александр и Сергей еще в 1933 году перестали отвечать на письма Феодора, не хотели иметь от­ ношения с «божиим» человеком. От­ вернулись люди. Но не отвернулся Господь, именно Божия помощь по­ могла Феодору выстоять и остаться верным до конца выбранному пути. Тьма внешняя не стала тьмой вну­ тренней. Как в Евангелии: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Отче Феодоре, богодарованный за- ступниче земли Кольския, избави нас от бед молитвами твоими. да очи­ стимся от всякия скверны покаянием. Наталья КОРЖОВА НЕДАВНО в одной из пропове­ дей настоятель Кандалакшско­ го православного храма Иоанна Предтечи игумен Силуан назвал современных постящихся пра­ вославных христиан вегетари- анцами или просто соблюдаю­ щими диету. Прихожане сразу как-то приуныли, особенно те, кто честно сидит на картошке да каше, изнуряет свой организм, во очищение души и тела наме­ ренно лишая его мяса, колбасы и прочих гастрономических удо­ вольствий. Батюшка, насколько возможно это сделать за корот­ кую проповедь, постарался рас­ толковать свою мысль, но, судя по недоуменным лицам, не все его поняли, а потому мы решили встретиться с настоятелем после службы и подробнее обо всем его расспросить. О т р а с с в е т а д о з а к а т а — Батюшка, понятно, что пост — это не только отказ от скоромной пищи, что его духов­ ная составляющая в разы важ­ нее, но почему же нельзя назвать постящимися тех, кто честно ограничил себя в еде и при этом регулярно посещает богослуже­ ния? Если не их, то кого же тогда считать таковыми? — Пост — самая первая за­ поведь, которую дал Бог людям. Адаму и Еве было запрещено вку­ шать плоды от древа познания добра и зла, не есть определен­ ный сорт пищи. Как мы знаем, первая заповедь была нарушена, — отсюда пошли все последую­ щие беды. Это я для введения в проблематику. Пост — традиция всех авраамических религиий (ислама, иудаизма, христиан­ ства), и изначально пост подра­ зумевал абсолютное воздержа­ ние не только от любой пищи, но в том числе и от воды в течение всего дня —от рассвета до заката. Ветхозаветные люди выдержива­ ли такой пост до первой звезды и далее вкушали уже любую пищу в разумных количествах. Посты были может не столь длительны­ ми, как нынешние. Те посты, в отличие от наших календарных, объявлялись царями, первосвя­ щенниками, духовными лидера­ ми по случаю, например, какого- нибудь всенародного бедствия —будь то засуха, наводнение или нашествие врага. Смысл его был в купировании причины беды. Постящиеся пытались вызвать жалость Всевышнего: одевались во вретище, посыпали голову пе­ плом, изнуряли себя голодом в определённые часы. Библейские факты говорят о том, что это ра­ ботало —они часто получали же­ лаемое. Бог не Тимошка, видит немножко. Эта модель поста сохранилась до сего дня лишь у мусульман и религиозных евреев (у последних пост один день в году в праздник Йом Кипур, в т.н. Судный день). У нас, у христиан в процессе истории Церкви та модель поста трансформировалась, и теперь мы имеем разделение пищи на легкую (растительную), т.е. пост­ ную и скоромную, животную, не постную. Именно поэтому, упо­ требляя в пост только раститель­ ную пищу, христиане, по сути своей занимаются христианизи­ рованным вегетарианством, но не тем ритуальным действием, которое в Священном Писании Нового и Ветхого Заветов имену­ ется постом. В то же время про­ шу понять меня правильно, я не призываю «возвратиться к исто­ кам» и практиковать изначаль­ ные модели поста. «Всему своё время под солнцем», — однажды сказал премудрый царь Соломон. И г р а в п о с т — Батюшка, существует ли устав для мирян, где прописано, как им следует соблюдать пост? —К сожалению, такого устава нет, и это одна из исторических коллизий, которая по сей день не решена, и решена, полагаю, ни­ когда не будет. У нас все уставы монашеские. Устава для миря­ нина не существует в природе. Кстати, о рудиментах того само­ го поста, который исконный, и родом который из Междуречья и Ближнего Востока. Первые два дня Великого поста богослужеб­ ный Устав или Типикон не дозво­ ляет даже пить водудо вечера (су­ хоядение), нет в Уставе и понятия о завтраке. Всё это отголоски тех времён, когда пост был иным в принципе. Естественно, миря­ нам не под силу следование та­ кому уставу, а потому они имеют шансы на церковную икономию, снисхождение. Но то уже не пост, а очень часто игра в него. Хотя, есть и весьма успешные практи­ ки вегетарианства ради Христа. «Дух дышет, где хочет» (Ин. 3:8). — Но, может быть, есть ка­ кие-нибудь рецепты по проведе­ нию поста для мирян? — Рецептов как таковых нет, есть рамочный, но хороший со­ временный документ о посте, который был принят на Всепра- вославном соборе, проходившем в 2016 году в Греции на острове Крит. Он содержит общие поня­ тия о посте, а также конкретные рекомендации. При желании все это можно найти в сети Интернет. Призвал бы всех познакомиться с этим документом, подписи под которым поставили все Предсто­ ятели Поместных Православных Церквей кроме четырех, не при­ сутствовавших на Соборе. Одной из цитаций в этом документе яв­ ляются строчки раннехристиан­ ского письменного памятника Дидахи. Вот они: «Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути учения. Ибо, если можешь по­ нести все иго Господне, будешь совершен; если же не можешь, делай, что можешь. О пище же, что можешь, понеси». Н е д а в а т ь с в о б о д у я з ы к у — Батюшка, коль скоро отказ от скоромной пищи чаще всего не дает христианину с полным правом называться постящим­ ся, может, Вы расскажете о ду­ ховной составляющей поста и его целях? —Пост —всего лишь упраж­ нение, через которое можно обрести крайне важный опыт победы. Это как в спорте. Важ­ но за эти сорок семь дней хоть что-то преодолеть, в чем-то себя успешно ущемить, разбудить, ущипнув себя. Почувствовать что-то вроде боли преодоления закостенелости самого себя. Ч е­ рез это всё можно познать вкус победы. «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7) и «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). И все же не надо пытаться в одночасье искоренить все свои вредные привычки и победить все доку­ чающие страсти. Начинать надо чаще всего с малого — напри­ мер, во время поста попытать­ ся аккуратно что-то изменить в отношениях с людьми, вопреки желанию не дать свободу язы­ ку, в частности в сети Интернет. Уменьшить интенсивность ку­ рения табака или чего там еще. Отказаться от алкоголя. Для «новичков» вполне уместным будет даже широко практикуе­ мый ныне отказ от скоромной пищи. Не нужно взваливать на себя непосильную ношу, ведь, как известно, Бог — это Путь, Истина и Жизнь. Все придет с опытом, и путь может быть дол­ гим. Важно помнить, что любая жертва не останется незамечен­ ной Богом и награда непремен­ но будет. Постимся постом приятным

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz