Миссионерская православная газета. 2017 г. № 3. Март.
Миссионерская православная газета №3, МАРТ 2017 В О П Р О С Ы Ж И З Н И Богодарованный заступниче земли Кольския ... Начало на стр. 5 И вдруг, какая удача —один из пред ставителей монастыря — некто Ф ео дор Абросимов добровольно остался в России. Хочешь работать, трудиться для России во Славу Божию? Ну, нет. Будешь делать то, что мы тебе скажем! Не прошло и двух месяцев, как Феодор Абросимов был арестован... Сфабриковали «дело Абросимова». Соединили два в одно. Феодора пере вели в Мурманскую тюрьму. Аресто ванного допрашивали несколько раз в течении ию ня-ию ля 1940 года. По следний допрос проводился 25 июля. в конце помечено, что допрос прерван в 24 часа. Несмотря на ночные допро сы, Федор никого не оговорил и ви новным в шпионаже себя не признал. На Преображение Господне, 19 августа 1940 года, издевательски преобразили и Феодора —огласили приговор. При говор прозвучал как погребальный ко локол — 8 лет концлагерей. Направили на самый тяжелый уча сток — туда, где добывали и перера батывали радиевую воду, строили газопроводы и сажевые заводы. В се верную глухую Коми республику. Недолгим был последний мучени ческий венценосный путь Феодора. На Преображение огласили, на По кров Богородицы начал он свой крест ный путь на свою Голгофу, на пророка Илию закончил. Последние девять месяцев жизни. Что в них было? Что укрепляло? Что убивало? И что же, в конце концов, убило? И где покоится? Ничего этого мы, боюсь, никогда не узнаем. И даже предполагать не бу дем. Помолчим, поплачем и помолим ся. Такова воля Божия. Так в чем же причина святости. И как она рождается и формируется. Нет рецепта. Нет правила. Нет одного пути к святости. У Феодора все, кажется, не так. Удивительный факт — ничем особым, казалось, не отличался. И пришел молодым в обитель. И уходил неоднократно. Но он был скромным, верным, на дежным, бескорыстным. Трудолюби вым и человеколюбивым. Любил Ро дину. Не запятнал себя ничем. Не дал ни малейшего повода. Никому - ни врагам, ни друзьям. Он не имел поддержки родных. Никого не было рядом. Трое брать ев — Иван, Александр и Сергей еще в 1933 году перестали отвечать на письма Феодора, не хотели иметь от ношения с «божиим» человеком. От вернулись люди. Но не отвернулся Господь, именно Божия помощь по могла Феодору выстоять и остаться верным до конца выбранному пути. Тьма внешняя не стала тьмой вну тренней. Как в Евангелии: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Отче Феодоре, богодарованный за- ступниче земли Кольския, избави нас от бед молитвами твоими. да очи стимся от всякия скверны покаянием. Наталья КОРЖОВА НЕДАВНО в одной из пропове дей настоятель Кандалакшско го православного храма Иоанна Предтечи игумен Силуан назвал современных постящихся пра вославных христиан вегетари- анцами или просто соблюдаю щими диету. Прихожане сразу как-то приуныли, особенно те, кто честно сидит на картошке да каше, изнуряет свой организм, во очищение души и тела наме ренно лишая его мяса, колбасы и прочих гастрономических удо вольствий. Батюшка, насколько возможно это сделать за корот кую проповедь, постарался рас толковать свою мысль, но, судя по недоуменным лицам, не все его поняли, а потому мы решили встретиться с настоятелем после службы и подробнее обо всем его расспросить. О т р а с с в е т а д о з а к а т а — Батюшка, понятно, что пост — это не только отказ от скоромной пищи, что его духов ная составляющая в разы важ нее, но почему же нельзя назвать постящимися тех, кто честно ограничил себя в еде и при этом регулярно посещает богослуже ния? Если не их, то кого же тогда считать таковыми? — Пост — самая первая за поведь, которую дал Бог людям. Адаму и Еве было запрещено вку шать плоды от древа познания добра и зла, не есть определен ный сорт пищи. Как мы знаем, первая заповедь была нарушена, — отсюда пошли все последую щие беды. Это я для введения в проблематику. Пост — традиция всех авраамических религиий (ислама, иудаизма, христиан ства), и изначально пост подра зумевал абсолютное воздержа ние не только от любой пищи, но в том числе и от воды в течение всего дня —от рассвета до заката. Ветхозаветные люди выдержива ли такой пост до первой звезды и далее вкушали уже любую пищу в разумных количествах. Посты были может не столь длительны ми, как нынешние. Те посты, в отличие от наших календарных, объявлялись царями, первосвя щенниками, духовными лидера ми по случаю, например, какого- нибудь всенародного бедствия —будь то засуха, наводнение или нашествие врага. Смысл его был в купировании причины беды. Постящиеся пытались вызвать жалость Всевышнего: одевались во вретище, посыпали голову пе плом, изнуряли себя голодом в определённые часы. Библейские факты говорят о том, что это ра ботало —они часто получали же лаемое. Бог не Тимошка, видит немножко. Эта модель поста сохранилась до сего дня лишь у мусульман и религиозных евреев (у последних пост один день в году в праздник Йом Кипур, в т.н. Судный день). У нас, у христиан в процессе истории Церкви та модель поста трансформировалась, и теперь мы имеем разделение пищи на легкую (растительную), т.е. пост ную и скоромную, животную, не постную. Именно поэтому, упо требляя в пост только раститель ную пищу, христиане, по сути своей занимаются христианизи рованным вегетарианством, но не тем ритуальным действием, которое в Священном Писании Нового и Ветхого Заветов имену ется постом. В то же время про шу понять меня правильно, я не призываю «возвратиться к исто кам» и практиковать изначаль ные модели поста. «Всему своё время под солнцем», — однажды сказал премудрый царь Соломон. И г р а в п о с т — Батюшка, существует ли устав для мирян, где прописано, как им следует соблюдать пост? —К сожалению, такого устава нет, и это одна из исторических коллизий, которая по сей день не решена, и решена, полагаю, ни когда не будет. У нас все уставы монашеские. Устава для миря нина не существует в природе. Кстати, о рудиментах того само го поста, который исконный, и родом который из Междуречья и Ближнего Востока. Первые два дня Великого поста богослужеб ный Устав или Типикон не дозво ляет даже пить водудо вечера (су хоядение), нет в Уставе и понятия о завтраке. Всё это отголоски тех времён, когда пост был иным в принципе. Естественно, миря нам не под силу следование та кому уставу, а потому они имеют шансы на церковную икономию, снисхождение. Но то уже не пост, а очень часто игра в него. Хотя, есть и весьма успешные практи ки вегетарианства ради Христа. «Дух дышет, где хочет» (Ин. 3:8). — Но, может быть, есть ка кие-нибудь рецепты по проведе нию поста для мирян? — Рецептов как таковых нет, есть рамочный, но хороший со временный документ о посте, который был принят на Всепра- вославном соборе, проходившем в 2016 году в Греции на острове Крит. Он содержит общие поня тия о посте, а также конкретные рекомендации. При желании все это можно найти в сети Интернет. Призвал бы всех познакомиться с этим документом, подписи под которым поставили все Предсто ятели Поместных Православных Церквей кроме четырех, не при сутствовавших на Соборе. Одной из цитаций в этом документе яв ляются строчки раннехристиан ского письменного памятника Дидахи. Вот они: «Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути учения. Ибо, если можешь по нести все иго Господне, будешь совершен; если же не можешь, делай, что можешь. О пище же, что можешь, понеси». Н е д а в а т ь с в о б о д у я з ы к у — Батюшка, коль скоро отказ от скоромной пищи чаще всего не дает христианину с полным правом называться постящим ся, может, Вы расскажете о ду ховной составляющей поста и его целях? —Пост —всего лишь упраж нение, через которое можно обрести крайне важный опыт победы. Это как в спорте. Важ но за эти сорок семь дней хоть что-то преодолеть, в чем-то себя успешно ущемить, разбудить, ущипнув себя. Почувствовать что-то вроде боли преодоления закостенелости самого себя. Ч е рез это всё можно познать вкус победы. «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7) и «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). И все же не надо пытаться в одночасье искоренить все свои вредные привычки и победить все доку чающие страсти. Начинать надо чаще всего с малого — напри мер, во время поста попытать ся аккуратно что-то изменить в отношениях с людьми, вопреки желанию не дать свободу язы ку, в частности в сети Интернет. Уменьшить интенсивность ку рения табака или чего там еще. Отказаться от алкоголя. Для «новичков» вполне уместным будет даже широко практикуе мый ныне отказ от скоромной пищи. Не нужно взваливать на себя непосильную ношу, ведь, как известно, Бог — это Путь, Истина и Жизнь. Все придет с опытом, и путь может быть дол гим. Важно помнить, что любая жертва не останется незамечен ной Богом и награда непремен но будет. Постимся постом приятным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz