Миссионерская православная газета. 2017 г. № 3. Март.

М иссионерская православная газета Н О В ОМУ Ч Е Н И К И ------- №3 м а рт 2017 5 С В Я Т О Й « БРАТ» Т Р И Ф О Н О В С К О Й О Б И Т Е Л И - НО В О МУ Ч Е Н И К Ф Е О Д О Р А Б Р О С И М О В Богодарованный заступниче земли Кольския... Для нас, православных людей Кольской земли день, 2 августа, связан ниточками памяти, с именем. Преподобномучени- ка Феодора Абросимова (Феодор Пе- ченгский). Он — местночтимый святой. И его Русская Православная Церковь помнит и прославляет. Итак, Абросимов Феодор Семенович... Родился 20 февраля 1897 года в семье бедного рыбака в селе Чаваньга. Окон­ чил три класса сельской ш к о л ы . 1913 год — Пришел в монастырь Пре­ подобного Трифона. 1915 год — призван в царскую ар­ мию, воевал три года. 1918 год — демобилизовался, прие­ хал в Архангельск. 1919 год — внезапно заболел и вер­ нулся в монастырь. 1920-1939 гг. — жизнь в Печенгском монастыре. Н о . за границей. Советская Россия «уступила» территорию Печенги Финляндии. Феодор вместе с остальной братией вынужден был принять Финское подданство. Декабрь 1939 года — начало Фин­ ской войны. Территория монастыря оказалась в эпицентре боевых действий. 11 февраля 1940 года Феодор вместе с братией монастыря насильственно был вывезен в Советский Союз. Май 1940 года — братия вернулась в монастырь, а Феодор единственный ДО­ БРОВОЛЬНО остался в Советском Союзе. 2 июня 1940 года был арестован, якобы как шпион и пособник аресто­ ванного ранее настоятеля монастыря иеромонаха Паисия (Рябова). 16 июня 1940 года предъявлено об­ винение по статье 58-6-10 УК РСФСР «Ш пионаж и антисоветская агитация». 19 августа 1940 года приговорен к 8 годам концлагерей. 14 октября 1940 года прибыл к ме­ сту каторги — Ухто-Ижемский исправи­ тельный трудовой лагерь (Коми АССР). 2 августа 1941 года — скончался в Центральном Сангородке. 13 апреля 1989 года реабилитирован (посмертно) Прокуратурой Мурманской области. 8 июля 2003 года на 62 заседании Синодальной Комиссии по канонизации святы х Московского Патриархата Фео­ дор Абросимов включен в Собор Ново- мучеников и Исповедников Российских. 30 июля 2003 года Определением Священного Синода причислен к Лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских. День памяти — день кончи­ ны: 2 а в г у с т а . В этих датах и фактах точно отражен жизненный путь человека. Святого. Путь святости размером в одну страницу. Но это для официальных источников, и для официальных лиц. Тех, кто живет в иных краях. Ну, невозможно знать всех святых. Пусть хоть имя запомнят - и, Сла­ ва Богу! Феодор Печенгский - тут ж ил. И мы тут живем. Ходим по одной земле, видим один и тот же горизонт, дышим одним и тем же воздухом. И солнышко встает для нас из-за той же самой сопки, что вста­ вало для него. Но сейчас - он уже Там, а мы еще тут. Оттуда на нас смотрит и по­ могает. И какое счастье, что он у нас есть. Ох, как нам важно это помнить и знать. Забудем про цифры, посмотрим живым взором на жизнь, тяжелую , трудную, но прекрасную. СОВСЕМ юным пришел Феодор в монастырь Пре­ подобного Трифона. В 16 лет. Из поморского села. Отец — бедный рыбак. Три класса сельской школы окончил. Что дальше? По­ чему пришел в монастырь, неведомо. Может быть, уже тогда стремился посвятить свою жизнь служению Го­ споду. А может все проще. Учиться дома дальше негде. Чтоб учиться на чужбине. нужны деньги. Денег в се­ мье не было. А детей. кроме Феодора, еще трое. Всех — обуть. одеть. накормить. И уж очень тяжелой была жизнь мальчика в бедном поморском селе. Монастырь же Преподобного Трифо­ на процветал. Слава о нем гремела далеко за Печен- гой-рекой. Там было все — и дух высокий, и похлебка густая, и труд радостный. И молитва Богу. А Феодор ра­ боты не боялся, готов был и молиться и трудиться. Вот и пришел... Успел застать обитель Преподобного Трифона в высшей степени своего рас­ цвета. И духовного и просве­ тительского и хозяйствен­ ного. Показательно, что в начале 1917 года обители Трифона Печенгского был присвоен высший мона­ стырский статус —«Ставро- пигиальный». Успел Феодор застать в живых и настоятеля, Архи­ мандрита Ионафана. Место отца Ионафана в истории монастыря Преподобного Трифона Печенгского труд­ но переоценить. Истори­ ческий настоятель — так однозначно определено это место в некрологе Священ­ ного Синода на его кончину. Может быть, Господь неслу­ чайно свел их в эти годы? Повстречавшись с будущим единственным святым из монастырской братии, вы­ сокодуховный пастырь как бы передал тому духовную эстафету Преподобного Трифона. Ведь без воли Бо- жией и волос с головы не упадет, не то, что знаковая встреча не произойдет. Как они встречались, о чем они говорили, что унаследо­ вал Феодор? Можно только предполагать. Кратким был срок общения настоятеля и юного послушника, но то Евангельское горчичное зерно, которое было заложе­ но в молодом человеке в те годы, произросло четверть века спустя в древо мучени­ ческого подвига. В 1919 году Феодор при­ нял решение вернуться в обитель Трифона. Помо­ тался по свету; насмотрелся нравов свободного россий­ ского государства; не при­ бился ни к красным, ни к белым; свою половинку не нашел, а здоровье — поте­ рял. Что ж, печальный итог Никому он не нужен, только Богу. Вернулся 22-хлетний Феодор в монастырь, чтобы там жить и Богу служить. В 1919 году монастырь еще находился на русской земле, но уже через год Рос­ сия передала территорию Печенги Финляндии. Чтобы сохранить свое имущество, вся братия монастыря, в т.ч. и Феодор, приняла финское подданство. Русские монахи стали иностранцами. Период от возвращения Феодора в родную обитель и до последнего его выхода в мир длился 20 лет. Чем же заполнены были эти годы жизни? Молитва и труд. Феодор Абросимов нес свое послушание на мона­ стырской электростанции. Будущий святой занимался светом, освещал монастырь! Евангельская истина: что­ бы научиться служить Богу, нужно научиться служить человеку. Монастырь на краю земли. Суровой се­ верной земли... Здесь две­ надцать месяцев зима, а остальное —лето. И не про­ сто холодная и долгая зима. А еще и темная зима. Поляр­ ная ночь опускается в самый разгар холодов и студеных ветров. И источником света были руки человека, руки будущего святого. Феодор и делал это простое нужное дело. Каждодневно, тихо. Итак, то, что делал Фе­ одор руками — понятно. А дух? Как укреплялся дух че­ ловека? Как преобразовы­ вался он в Дух Божий? Как созидался в простом челове­ ке образ будущей святости? Святыми же не в одночасье становятся. Бывают, конеч­ но, разные пути. Кого-то Го­ сподь раз — и с самого низа на самый верх мгновенно поднимает. Но это редко. Чаще потихонечку... День за днем, шаг за ш аго м . 20 ЛЕТ — ЗА ГРА Н И Ц ЕЙ .., Финляндия была пред­ почтительней России. И в плане быта. И в плане безо­ пасности. Что было в Совет­ ской России — слыш али. Вскоре и уви дели . Декабрь 1939 го д а . Финская во й н а. Непонятная в о й н а . Мона­ стырь оказался прямо в эпи­ центре боевых действий. Но боевые действия — это пол­ беды. Кованные военные сапоги проходили не только по земле монастыря, но и по сердцам монахов и послуш­ ников. Как разобраться? По обе стороны фронта —свои. Обе «родины». И нынеш­ няя — Финляндия. И исто­ рическая — Россия. На чьей стороне ты, русский чело­ век, подданный Финского государства? Раб Божий? Этот вопрос каждый задавал сам себе. И не мог на него ответить. Да ответ никого и не ин­ тересовал. Права выбора — не было. Перед оконча­ нием войны все насельни­ ки Трифонов Печенгского монастыря были насильно вывезены в Россию. (Кро­ ме настоятеля, иеромонаха Паисия (Рябова). Война кончилась. Рус­ скую Печенгу вновь вернули финнам. Значит, и граждан Финляндии надо возвра­ щать на Родину. В Ф ин­ ляндию. Русских монахов убеждали остаться на исто­ рической родине — в Рос­ сии. Совестили. Обещали. Проклинали. Уговаривали. Не уговорили. Никого. Поч­ ти никого. Только Феодора. Почему остался Феодор? Нет точных ответов, увы! Но все таки, я уверена, остался Феодор не корысти ради. Хотел трудиться для Рос- сии-матушки. Не ожидал, конечно, что мачехой обер­ нется. Хотел быть полез­ н ы м . И очень скоро, очень по­ лезным оказался. Но совсем иначе, чем хотел. У Советского Союза была важная международная мис­ сия — оправдать свою агрес- сию в ноябре 1939 года и доказать вину Финляндии в развязывании войны. Вспомнили про Право­ славный Русский монастырь на территории Финляндии. Решили утопить Печенгских монахов. Вот кто виновник военных конфликтов на гра­ нице! Монахи — шпионы. Монахи — диверсанты. Все было шито белыми нитками. Но это неважно. Главное — выявить виновных, аресто­ вать, открыть дело и доказать их вину. А, если не дока­ жем — допишем. Не впер­ вой, не привыкать. И первый подозреваемый уже был — настоятель Печенгского мо­ настыря — иеромонах Паи- сий (Рябов). Как только его арестовали в декабре 1939 года и вывезли из монастыря сразу же сфа­ бриковали международное «дело Рябова». Денно и нощно допра­ шивали настоятеля о свя­ зях, отношениях, встречах на границе. Но не хватало улик, свидетелей, очевидцев, соучастников. Все насель­ ники монастыря оставались иностранными гражданами. Примени против них хоть какие-нибудь санкции, меж­ дународный скандал разго­ релся бы до неба. Продолжение на стр. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz