Миссионерская православная газета. 2017 г. № 1. Январь.
Б О Л Ь Н О Й В О П Р О С Миссионерская православная газета № 1, ЯНВАРЬ 2017 террорист —бич нашего вре мени и общества. Я как-то раз общалась с человеком, который НИ КОГДА не выключает те лефон во время полетов на самолете. Почему? —спро сила я. Подумаешь, ерун да какая! Зачем? —ответил взрослый человек. Я не на шлась что ответить, не пото му что нечего, а потому, что, это же элементарно —твоя безопасность полета. И не только твоя! Разве этот человек — не телефонный террорист? шение виновного человека к ситуации. Другая сторо на — отношение священ ника к ситуации. Стоят друг против друга две «культуры» —народа и священника. Кто правее? Я бы никогда не дерзнула анализировать эту сложную проблему, если бы не стала однажды очевидцем жутко го ее проявления... Вот уже второй год я живу в Москве. Здесь всего много, в том числе, «духов ности» — храмы, монасты ри, чудотворные иконы, с ним. Прочитала недавно: «Есть такие люди, даже если в их тень встанешь, все рав но просветишься и обраду ешься душой». Но так дума ют не все. Батюшка служит Богу горячо и активно. Он назы вает вещи своими именами. А это не всем нравится. Его ругают и травят. За грубость, за резкость. За нелицепри ятность. За правду! Те, кто его знает либо так же горячо и активно его любят, либо столь же горячо и активно ненавидят. А кто ненави- буквально в лицо его тычет, записывает, головушкой ки вает, внимает. Ну, думаю, умница ка кая! Прошло минут пять бла женства. И вдруг как пу леметная очередь! Телефон зазвонил. Откуда? Оказа лось, из сумочки этой бла говидной матушки. Она его спокойно достала, а выключить не может — не научилась еще. И стоит в 20 сантиметрах от пастыря. Батюшка прервался, ждет. Скажите, ну вот как можно У меня зазвонил телефон... Интересно, может ли случиться авиакатастро фа, если на борту окажется столько бытовых телефон ных террористов, сколько пассажиров? Ну вот, по ро ковой случайности каждый решил: подумаешь, ерунда какая! И никто не выключил телефон. Ни один человек. Что дальше? Остановим здесь полет фантазии, дабы не преры вать истинный полет! Пусть все полеты в небо будут успешны! Мы же вернемся на землю. Увы, бытовой телефон ный терроризм — это про блема любого массового мероприятия. В том числе и Богослужения. Ведь служба в храме по всем критериям подпадает под понятие — массовое мероприятие. Есть тема, любимая до брожелателями Церкви — «Попы и Мерседесы». Ее с упоением обсуждают и в широких, и в узких кругах. Хотя она скорее надума на. Но есть, на мой взгляд. гораздо более актуальная тема — «Попы и телефон». Ее почему-то замалчивают. Хотя она очень жизненна. Проявляется часто и в абсо лютно разных вариантах. Вот, в одном храме, во время проповеди священ ника, у кого-то громко за звонил телефон. Батюшка прервался. И далее 15 минут весь приход занимался раз боркой полетов. Проповедь была забыта. А вот совсем другая ситу ация. Священник во время ВЕЛИКОГО входа услышал долгую и жесткую телефон ную трель. Но он и бровью не повел. Кажется, православные люди должны быть особен но чуткими. Всегда и везде. И в повседневной жизни. А уж в храме Божием — осо бенно. И друг к другу. И к пастырю, в первую очередь. Не мешать. В таких ситуациях всегда есть две стороны, две куль ту ры . Одна сторона — отно святыни. А какие пастыри! Одни только имена приво дят в трепет. Но как в этом океане святости найти свой островок? Нужна опора. Без нее утонешь! Слава Тебе, Господи! По слал Ты мне мой островок. Совершенно случайно я забрела в этот храм в центре Москвы. Приехала поздно вато — везде служба начи нается в 17 часов, и лишь здесь —в 1 8 . Успела на самый конец. Услышала слово пастыря и поняла: это —мое! Старинный храм 17 века Воскресения Словущего на Успенском Вражке! Я стараюсь регулярно ходить на богослужения. Сказать, что я радуюсь, зна чит —ничего не сказать. Я не могу подобрать нужного слова. Пусть будет — раду юсь. Но еще и удивляюсь. Удивляюсь только одному: Почему в центре Москвы на службе равноапостольного батюшки не так много пра вославных людей как долж но было бы быть? Но всегда стоят с камерами, телефо нами, диктофонами — пи шут слово пастыря. Я и сама тихонько записываю на те лефон-диктофон. Это сча стье слушать его и молиться дит, старается ударить. Кто батюшку только не бил. И свои, и чужие. И нагло —в грудь, и исподтишка — в спину. Для некоторых — дело чести «пробежаться» по батюшке. «Ах, Моська, знать она сильна.» Впрочем, все по Еванге лию. Меня гнали —вас будут гнать! «Момент истины» —так бы я назвала день, о котором хочу рассказать. Заканчива лась служба, батюшка вы шел на амвон сказать слово о святителе Иоасафе Бел городском. Батюшка часто, говоря о человеке, жившем давно, плавно переходит на нашу жизнь, жизнь совре менников. И ненавязчиво и мудро наставляет нас. Так, что иначе и не скажешь. Вот и в житии святителя Иоасафа батюшка отметил, что тот был тайным подвиж ником. Ночью, переодев шись в монашескую одежду, шел к бедным людям, чтобы хоть немного облегчить их существование. И тут же — прямо обра щается к прихожанам: «Как хорошо, чтобы у каждого из вас было бы такое тайное добро для Бога!» И стоит одна благовид ная матушка с телефоном, прервать полет в воздухе? Или симфонию Бетховена поставить «на паузу», когда «судьба стучится в дверь»? Вот она «стучится», потом пауза, потом с того же са мого места «стучится» даль ш е . Абсурд! Оказывается все м ож н о. и полет прервать, и судьбу — «на паузу». Батюшка вздохнул, заку сил губу, подождал и тихонь ко: «Ну, тушите, тушите!» Подождал еще: «Ну, мамоч ка, передайте кому-нибудь, пусть отключат!» Когда мо лодой человек, стоящий ря дом все же вернул тишину, батюшка не сдержался: «Ну, зачем так много телефонов? Может, Вы в разведке рабо таете? Стоите тут, записыва ете. Может начальник зво нит?» На лице матушки ни капли смущения и неловко сти. Батюшка вновь поднял ся в воздух. Но недолго ле тал. Телефон не переносил конкуренции. Сегодня был его день! Батюшка вступил с телефоном в диалог: «Мы будем вынуждены Вас слу шать весь вечер!» Предпри нял последнюю попытку мирного урегулирования: «Вы держите уж тогда теле фон в руке!» И попытался продолжить. Н о . судьба пошла стучаться в другую дверь! Батюшка это понял, как-то стуш евался. Только и сказал: «Да, лад но! Будет. Все-все-все. Что успели —рассказали! Нехо рошо. Видимо, хватит! Спа си, Господи! С миром —по домам!» Продолжение было как в реальном анекдоте. Тер рористка не собиралась за канчивать общение, задала вопрос: «А беседы какие-то будут?» «А вот и беседы у нас!» — заключил батюшка. Из уст блистательного пастыря вышло только одно слово в адрес этой благовид ной усердной молитвенни- цы - НЕХОРОШО! Простите нас, батюш ка. Сколько его ругают - за грубость, за резкость. За что-то там е щ е . Но где же в этой ситу ации грубость? Хотя надо б ы . слегка осадить. Нет, не будет. Жизнью повторяет вслед за Спаси телем: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен серд цем - и найдете покой ду шам вашим». Живое Евангелие. Вот срез нашего обще ства. Мы любим себя. А ближнего мы не только не любим. Мы не пытаемся даже уважать. Элементар но - уважать! Тетенька же не хотела. Она не со з л а . Она пришла конкретно к батюшке Ан дрею. На какие-то беседы . Она просто не подумала, не подумала о том за чьим сло вом пришла. Она не хотела. Все мы такие - мы не умеем и не хотим думать о тех, кто не я. То, что не сказал батюш ка, дополнил народ (уж он- то не безмолвствовал). В гневе праведном народ был силен: «Достала со своим телефоном! Ведь прекрас но знает - надо в церкви телефон выключать!» Лишь несколько разумных голо сов прозвучало: «Давайте не будем роптать! Батюшка же смирился - надо и нам! Помолимся же за нашего батюшку! Укрепи его, Го споди!» Вот такая и стори я.Н е в нашу пользу. Послесловие. Поймала себя на мысли, что, говоря везде: «мы», «нам», «нашу», уж себя-то я в это «мы» не включаю. Уж я-то «белая и пушистая», дисциплиниро ванная, аж до неприличия. Ан, нет. «Мы»- это и «я» в прямом смысле понима ния проблемы . Вспомнила, как не так давно, хорошо, что не на Бо жественной литургии, но во время службы - у меня за звонил телефон! Наталья КОРЖОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz