Миссионерская православная газета. 2017 г. № 1. Январь.
В О П Р О СЫ В Е РЫ Миссионерская православная газета № 1, ЯНВАРЬ 2017 В Рождество Христово ангел прилетел...» Вот и наступили святки как продолжение Праздника Рождества Христова. Когда ра дость переполняет твое сердце, так хочется поделиться этим с окружающими, так хочет ся сделать всем что-то доброе, чтоб и в глазах других людей загорелся огонек счастья? Тяжело приходится пожилому православ ному человеку, который привык быть в храме Божием, а по немощи вынужден оставаться дома даже в праздничные дни! 10 января 2017 г. в гостях у пожилых при хожан Благовещенского храма г. Кола, не имеющих возможности посещать храм по состоянию здоровья, побывали дети из вос кресной школы, педагоги, прихожане и на стоятель прихода протоиерей Андрей Разин- ков. Христославы пели тропарь Праздника и Рождественские колядки. Поздравление растрогало наших милых бабушек до глуби ны души. Каждому пожилому человеку вру чили сладкие и фруктовые подарки! В М У Р М А Н С К Е З А К Р У Г ЛЫМ С Т О Л О М О Б С У Д И Л И В О П Р О С Ы П Р О Ф И Л А К Т И К И А Б О Р Т О В 15 декабря 2016 года в Мурманской об ластной научной библиотеке состоялся кру глый стол, основной темой которого стала профилактика абортов. Организаторами мероприятия выступили Социальный отдел Мурманской и Мончегорской епархии и не коммерческая организация «Центр защиты материнства ‘‘Колыбель’’». Среди приглашенных гостей круглого сто ла были ведущие специалисты-психологи, работающие с женщинами, представители Мурманской и Мончегорской епархии, со трудники учреждений здравоохранения и об разования города, а также волонтеры неком мерческих организаций Мурманска. Одним из первых обратился к присутствующим упол номоченный по правам ребенка Мурманской области Б. С. Коган, который подчеркнул, как важно каждой женщине понимать, что с пер вых дней беременности ребенок имеет право быть рожденным. На встрече обсудили ряд актуальнейших вопросов, связанных с организацией действий по профилактике абортов в Мурманской обла сти. В частности, говорили о взаимодействии госучреждений и некоммерческих организа ций при работе с кризисными ситуациями и создании алгоритмов совместной деятель ности, о проблемах женщин, столкнувшихся с непростым выбором, и способах оказания индивидуальной помощи им. П рот оиер ей В а ле рий КОМАРОВ Т А К И Е М А Т Е Р И А Л Ы П Р ИШ Л И НА П О Ч Т У Публикую письмо, пришедшее ко мне на по чту сегодня утром. В нем несомненно содер жится важная и актуальная информация. Подчеркну, что я не сторонник запретов на крещенские купания, а вот обладате лем огромного скепсиса по поводу пользы от того несомненно являюсь. Да не набьет оскомину у читающих эта тема, но не вы ложить письмо тоже считаю неправильным, ибо предложенные аргументы, советы весь ма устойчивы к разнокалиберной критике традиционалистов. Понимаю прекрасно, что чем более что-то у нас критикуется, тем больше сторонников приобретает, «плюрализм есть воля Божья», а партия консерваторов в народном восприятии поч ти всегда права. Зато крайне интересно то, как бытует в социуме дискуссия и как быту ют в процессе дискуссии оппоненты. Хотя понятие «дискуссия», видимо, мало приме нимо к ситуации, в которой мы родились, живём и находимся. Пунктуация оставлена мной такой, какой имелась в файле письма и не обязательно является авторской. Игумен Силуан, Кандалакша Епископ Домодедовский ЕВТИХИЙ (Курочкин), викарий Патриарха Московского и всея Руси Крещенские купания - дремучее суеверие, не имеющее отношения к Церкви Всякий раз, когда прибли жается праздник Крещения Господня, меня спрашивают. почему я против крещенских купаний, которые уже лет де сять или того больше широко практикуются по всей стране, в том числе и у нас в Ишиме? Тому есть несколько при чин. Во-первых: неизбежный риск для здоровья, совершае мый сознательно и доброволь но, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу, — тот предлагал пры гнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться, — отвечал так: «Написано: ‘‘не искушай Господа Бога твоего’’». Хочешь быть последова телем Христа —не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. Проти воречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освященной воды «не даст слу читься ничему плохому». Сле довать подобному утвержде нию равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет, что же в этом плохого?! Чтобы получить ответ вновь обратимся к Евангелию: «Тог да некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т.е. чудо —прим. ав тора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему..» Во-вторых: купание в ос вященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дорево люционной «Настольной кни ге для священно-церковных служителей» С. В. Булгакова сказано: «К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви вели кою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жи лищ, назначает пить ее тем, кои не могут быть допущены до свя того Причащения. Благочести вые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употре бления и хранить её при святых иконах». Эта вода употребля ется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства Крещения вода в купели освящается другим образом и с соответсвующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «прича щающихся (т.е. благоговейно пьющих), кропящихся и ма жущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой кате гории людей принимающих с той же целью ванны с шам п ан ски м . Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно уча ствует в крещенских купаниях, но их божество —собственное тело, а их религия — дрему чее суеверие, и на святыню им плевать. В-третьих: «крещенское» купание — это рассадник су еверия. Упомянутый уже С. В. Булгаков в своей книге пишет, что купаются в боль шинстве своем те, кто дни сво ей жизни проводит в грехов ных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от гре хов». Ему вторит и видный знаток народных обычаев 19 го века, писатель Аполлон Ко ринфский, упоминая крещен ские купания в перечне прочих суеверий описанных им в кни ге «Русь народная». Приходи лось и мне слышать не редко такое мнение современных купальщиков, что они «слов но второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление гре хов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве Покая ния. Послушайте, почитайте, наконец, посмотрите в интер нете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить, и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповеднически ми материалами посвящен ными Богоявлению — общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудов- летворяются крещенским ку панием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, и более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спа сти, чтобы вырваться из власти греха. Наконец, в-четвертых: «кре щенские» купания для Русской Православной Церкви не тра- диционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на свято отеческом опыте, ни на свято отеческом наставлении. В мою бытность семинаристом Мо сковской Духовной Семина рии отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке Литургики рассказывал нам в качестве отрицательного примера об одном батюшке, который на рочно «выранивал» крест в про рубь, чтобы окунуться самому. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о купаниях в проруби в праздник Крещения! Описав суеверный обычай «крещенского» купа ния, С. В. Булгаков заключа ет: «Само собой разумеется, что подобные обычаи, как наруша ющие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и долж ны быть уничтожены».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz