Миссионерская православная газета. 2017 г. № 1. Январь.

В О П Р О СЫ В Е РЫ Миссионерская православная газета № 1, ЯНВАРЬ 2017 В Рождество Христово ангел прилетел...» Вот и наступили святки как продолжение Праздника Рождества Христова. Когда ра­ дость переполняет твое сердце, так хочется поделиться этим с окружающими, так хочет­ ся сделать всем что-то доброе, чтоб и в глазах других людей загорелся огонек счастья? Тяжело приходится пожилому православ­ ному человеку, который привык быть в храме Божием, а по немощи вынужден оставаться дома даже в праздничные дни! 10 января 2017 г. в гостях у пожилых при­ хожан Благовещенского храма г. Кола, не имеющих возможности посещать храм по состоянию здоровья, побывали дети из вос­ кресной школы, педагоги, прихожане и на­ стоятель прихода протоиерей Андрей Разин- ков. Христославы пели тропарь Праздника и Рождественские колядки. Поздравление растрогало наших милых бабушек до глуби­ ны души. Каждому пожилому человеку вру­ чили сладкие и фруктовые подарки! В М У Р М А Н С К Е З А К Р У Г ЛЫМ С Т О Л О М О Б С У Д И Л И В О П Р О С Ы П Р О Ф И Л А К Т И К И А Б О Р Т О В 15 декабря 2016 года в Мурманской об­ ластной научной библиотеке состоялся кру­ глый стол, основной темой которого стала профилактика абортов. Организаторами мероприятия выступили Социальный отдел Мурманской и Мончегорской епархии и не­ коммерческая организация «Центр защиты материнства ‘‘Колыбель’’». Среди приглашенных гостей круглого сто­ ла были ведущие специалисты-психологи, работающие с женщинами, представители Мурманской и Мончегорской епархии, со­ трудники учреждений здравоохранения и об­ разования города, а также волонтеры неком­ мерческих организаций Мурманска. Одним из первых обратился к присутствующим упол­ номоченный по правам ребенка Мурманской области Б. С. Коган, который подчеркнул, как важно каждой женщине понимать, что с пер­ вых дней беременности ребенок имеет право быть рожденным. На встрече обсудили ряд актуальнейших вопросов, связанных с организацией действий по профилактике абортов в Мурманской обла­ сти. В частности, говорили о взаимодействии госучреждений и некоммерческих организа­ ций при работе с кризисными ситуациями и создании алгоритмов совместной деятель­ ности, о проблемах женщин, столкнувшихся с непростым выбором, и способах оказания индивидуальной помощи им. П рот оиер ей В а ле рий КОМАРОВ Т А К И Е М А Т Е Р И А Л Ы П Р ИШ Л И НА П О Ч Т У Публикую письмо, пришедшее ко мне на по­ чту сегодня утром. В нем несомненно содер­ жится важная и актуальная информация. Подчеркну, что я не сторонник запретов на крещенские купания, а вот обладате­ лем огромного скепсиса по поводу пользы от того несомненно являюсь. Да не набьет оскомину у читающих эта тема, но не вы­ ложить письмо тоже считаю неправильным, ибо предложенные аргументы, советы весь­ ма устойчивы к разнокалиберной критике традиционалистов. Понимаю прекрасно, что чем более что-то у нас критикуется, тем больше сторонников приобретает, «плюрализм есть воля Божья», а партия консерваторов в народном восприятии поч­ ти всегда права. Зато крайне интересно то, как бытует в социуме дискуссия и как быту­ ют в процессе дискуссии оппоненты. Хотя понятие «дискуссия», видимо, мало приме­ нимо к ситуации, в которой мы родились, живём и находимся. Пунктуация оставлена мной такой, какой имелась в файле письма и не обязательно является авторской. Игумен Силуан, Кандалакша Епископ Домодедовский ЕВТИХИЙ (Курочкин), викарий Патриарха Московского и всея Руси Крещенские купания - дремучее суеверие, не имеющее отношения к Церкви Всякий раз, когда прибли­ жается праздник Крещения Господня, меня спрашивают. почему я против крещенских купаний, которые уже лет де­ сять или того больше широко практикуются по всей стране, в том числе и у нас в Ишиме? Тому есть несколько при­ чин. Во-первых: неизбежный риск для здоровья, совершае­ мый сознательно и доброволь­ но, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу, — тот предлагал пры­ гнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться, — отвечал так: «Написано: ‘‘не искушай Господа Бога твоего’’». Хочешь быть последова­ телем Христа —не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. Проти­ воречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освященной воды «не даст слу­ читься ничему плохому». Сле­ довать подобному утвержде­ нию равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет, что же в этом плохого?! Чтобы получить ответ вновь обратимся к Евангелию: «Тог­ да некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т.е. чудо —прим. ав­ тора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему..» Во-вторых: купание в ос­ вященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дорево­ люционной «Настольной кни­ ге для священно-церковных служителей» С. В. Булгакова сказано: «К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви вели­ кою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жи­ лищ, назначает пить ее тем, кои не могут быть допущены до свя­ того Причащения. Благочести­ вые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употре­ бления и хранить её при святых иконах». Эта вода употребля­ ется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства Крещения вода в купели освящается другим образом и с соответсвующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «прича­ щающихся (т.е. благоговейно пьющих), кропящихся и ма­ жущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой кате­ гории людей принимающих с той же целью ванны с шам­ п ан ски м . Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно уча­ ствует в крещенских купаниях, но их божество —собственное тело, а их религия — дрему­ чее суеверие, и на святыню им плевать. В-третьих: «крещенское» купание — это рассадник су­ еверия. Упомянутый уже С. В. Булгаков в своей книге пишет, что купаются в боль­ шинстве своем те, кто дни сво­ ей жизни проводит в грехов­ ных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от гре­ хов». Ему вторит и видный знаток народных обычаев 19­ го века, писатель Аполлон Ко­ ринфский, упоминая крещен­ ские купания в перечне прочих суеверий описанных им в кни­ ге «Русь народная». Приходи­ лось и мне слышать не редко такое мнение современных купальщиков, что они «слов­ но второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление гре­ хов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве Покая­ ния. Послушайте, почитайте, наконец, посмотрите в интер­ нете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить, и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповеднически­ ми материалами посвящен­ ными Богоявлению — общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудов- летворяются крещенским ку­ панием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, и более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спа­ сти, чтобы вырваться из власти греха. Наконец, в-четвертых: «кре­ щенские» купания для Русской Православной Церкви не тра- диционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на свято­ отеческом опыте, ни на свято­ отеческом наставлении. В мою бытность семинаристом Мо­ сковской Духовной Семина­ рии отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке Литургики рассказывал нам в качестве отрицательного примера об одном батюшке, который на­ рочно «выранивал» крест в про­ рубь, чтобы окунуться самому. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о купаниях в проруби в праздник Крещения! Описав суеверный обычай «крещенского» купа­ ния, С. В. Булгаков заключа­ ет: «Само собой разумеется, что подобные обычаи, как наруша­ ющие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и долж­ ны быть уничтожены».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz