Миссионерская православная газета. 2016 г. № 9. Сентябрь.
М и с с и о н е р с к а я _ П шослдкнда т ’ г а з е т а Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года № 9 СбНТЯБРЬ 2016 21 сентября Церковь празднует событие, которое «радость возвестило всей вселенной». При каких обстоятельствах оно совершилось, и как возникла традиция отмечать первый из череды двунадесятых праздников в церковном году? нения, а также гимнографическое богослужебное наследие. Одними из первоначальных таких (вне- библейских) источников являются раннехристи анские апокрифы: «История И акова о рождении Марии» (иначе — «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол. —кон. II в., Египет), «Евангелиедетства» (ина че —«Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богоро дицы» (IV—V вв.). Церковь не признает апокрифы как источник вероучения, однако признает досто- I Начало нашего спасения И г у м е н А л е к с а н д р Б О Л Д О В С К И Й Рождество Пресвятой Владычицы наш ей Богоро дицы и Приснодевы М арии —первый двунадеся тый праздник. Первый и по хронологии событий С вящ енной истории, которые вспоминаются во время праздников, и по дню празднования в цер ковном году, начинающемся 1 (14) сентября. Согласно учению Церкви, Рождество Пресвя той Богородицы —событие н е случайное. Ей была отведена важнейшая роль в реализации замысла спасения человечества. Существует ряд ветхоза ветных пророчеств и прообразов, которые тради ционно считаются указаниями н а рождение Девы Марии, как, например, «Семя ж ены сотрет главу змия» (Быт. 3:15). Или сон Иакова, в котором, по изъяснению Церкви, Матерь Божия символиче ски образует лестницу, простертую до небес, по которой снидет Господь. Это также притча Соло монова, начинающ аяся словами: «Премудрость созда Себе дом». Дом, созданный Премудростью — это Матерь Божия, ставшая жилищ ем ипоста- сной Премудрости, Бога Слова. В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божиим, Божиим Жилищем. Матерь Божия остается чи стейшим и соверш еннейшим образом Церкви. Пророку Моисею в видении купины, горевшей в огне, но н е сгорающей (Исх. 8:1-5), было указано на Рождество Пресвятой Богородицы: «яко же бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси» (догматик 5-го гласа). Суще ствуют и другие указания в Ветхом Завете, которые являются, по мнению ряда богословов, указани ем н а грядущее событие Рождества Богородицы. Однако сведения о земной ж изни Богородицы, содержащиеся в Свящ енном Писании Нового За вета, не являются достаточно подробными. И з н о возаветного повествования мы не узнаем ничего н и об обстоятельствах ее Рождества, н и о дальней ш ей ее жизни. Все эти подробности жития Приснодевы М а рии доносит до нас Ц ерковное Предание, то есть древние сказания, церковно-исторические сочи верность целого ряда сюжетов, которые связаны с земной жизнью Богородицы. Эти апокрифиче ские рассказы подвергались значительной редак туре и были очищ ены от «гностического элемен та», будучи согласованными с каноническими свидетельствами о Богородице, которые содер жатся в Четвероевангелии. Работа по корректуре апокрифических материалов велась не один век. В результате сформировалось единое и внутрен не непротиворечивое Предание о земной жизни Богородицы, а главные события Ее ж изни были внесены в богослужебный годичный круг непод вижных праздников. Церковное предание свидетельствует нам о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделен ных рождением Христа, в городе Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные И оаким и Анна. Всю свою жизнь они молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка, посвящ ая себя при этом исполнению Божией воли и служе нию ближним. И оаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то ж изнь этого ребенка будет посвящ ена служению Богу. По про ш ествии пятидесяти лет их супружества молитва престарелых праведниковбыла услышана. Дочь они назвали М арией (в переводе с евр. — «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесш ая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. На крепком основании СТР. 2 Калейдоскоп фестиваля «Всему миру мы поем мир» СТР. 4-5 Конкурс «100 творческих работ к 100-летию Мурманска» СТР. 5 Митрополит СИМОН: «Мы в долгу перед небом» СТР. 6 Улицы Романова- на-Мурмане СТР. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz