Миссионерская православная газета. 2016 г. № 9. Сентябрь.

ЛУГ Д У Х О В НЫЙ Миссионерская православная газета №9, СЕНТЯБРЬ 2016 2 7 С Е Н Т Я Б Р Я ПРАЗДНИК воздвижения крестл господня Ч то такое три столетия? С чем их сравнить? Это время, протекшее от Петра Первого до наших дней. От Полтавской битвы до оче­ редных выборов в Государственную Думу или в Верховную Раду. Велик ли этот исторический период? Очень велик. Он огромен не только по годам, часам и минутам, но, главное, по вну­ тренней насыщенности событиями! И эту про­ тяженность, событийную загруженность нуж­ но себе представить, потому что именно такой период отделяет утрату Креста Христова от его обретения, а значит, и Воздвижения. Возьмите иные триста лет с небольшим хвостиком или без оного. Всюду это будет одна эпоха или несколько. От открытия Америки до Французской революции примерно столько лет. От Лютеровой реформации до Наполеона примерно столь­ ко же. Но в христианском мире за триста с небольшим лет проходит невообрази­ мое для обычного сознания количество событий. Таков период времени от Воскре­ сения Христова до обрете­ ния Его Креста. Это три столетия, в кото­ рые Иерусалим был разру­ шен до состояния отсутствия камня, лежащего на камне, как и пророчествовалось. Потом город был отстроен, но с другим именем и без восстановления Соломоно­ ва Храма, а также без памя­ ти о Христовых страданиях и воскресении. Все самое важное, связанное с горо­ дом Давида и Христа —сына Давидова, покрылось слоем забвения и нарочитого пре­ небрежения. И именно в эти столетия Церковь пережива­ ла период интенсивного ро­ ста. Она, словно дерево, пу­ скала корни в направлении всех сторон света. Она росла тайно, скрыто от посторон­ них глаз, в катакомбах, но она проникала всюду: и в царские палаты, и в лачуги простолюдинов. Она росла без всякой государственной поддержки, напротив — в условиях жесткого государ­ ственного неприятия, пери­ одически проявляющегося в гонениях. «Но слово Божие не вяжется», и со временем втайне молящаяся Церковь, стала такой, которую нельзя не заметить. Наконец настало время явиться во всей красе. Гоне­ ния утихли, храмы выросли, императоры склонились пе­ ред Крестом. Только тогда возникла мысль об обрете­ нии Креста Господня. Пусть это будет первым и одним из главных уро­ ков праздника. Внутренний рост Церкви, ее подлинное развитие возможны в усло­ виях попрания или утраты ее самых важных святынь или невозможности открыто эти святыни почитать. Церковь и впоследствии не раз теряла свои святыни, теряла с такой болью и таким позором, что дальнейшая жизнь казалась невозможной. Но Церковь продолжала жить, что-то утрачивая снаружи и чем-то богатея внутри. Затем происходил оче­ редной исторический сдвиг, и ситуация менялась. Нахо­ дилось потерянное, вспо­ миналось забытое, сияло вновь то, что казалось на­ веки потускневшим. Чтобы место Страданий Христовых увенчалось храмом, а крест Искупления был найден в земле, Бог нашел добрую в женах —царицу Елену. Богу всегда нужен какой-то один человек, который не захо­ чет спать посреди общей спячки, и не будет стра­ дать беспамятством посре­ ди всеобщего безразличия. Таков закон возрождения, поскольку сразу все возро­ ждаться не способны. Елена предприняла пу­ тешествие в Иерусалим. Она нашла место страданий Христа, на месте которых в это время находился... храм Венеры. Храм «покро­ вительницы блудных удо­ вольствий», оказывается, с бесовской прозорливостью был воздвигнут на Голгофе. «Бесовской прозорливо­ стью» здесь назван тот ум­ ный и злой опыт, согласно которому ничто так не по­ гашает жизнь духа, как раз­ врат. Блуд мешает людям ве­ рить, молиться и не отчаи­ ваться. Он и ныне входит, как лакомство, во внутрен­ ности чрева и растлевает человека, лишая его силы и радости. Храм Венеры на Голгофе возник не случай­ но. Не случайно он был и разрушен. И велика та, ко­ торая приказала сравнять его с землей! Уже само воспоминание об этом историческом со­ бытии должно подсказать нам, что если где-то Крест Христов забыт, или не заме­ чен, или пренебрежен, там с неотвратимостью будет построено, а может строит­ ся уже, капище для прине­ сения жертв ложным богам. Какие интересные уроки! Голгофа попрана врагами Креста, а вера растет и ши­ рится, не боясь ничего. Над Голгофой стоит храм том­ ной «богини», зажигающей огонь в крови «обычного» человека. Но по воли Божи- ей приходит святой человек, разрушающий грех и возве­ личивающий веру в Господа. Таков наш праздник. Воздвижение Креста Го­ сподня роднит нас с галата- ми, о которых апостол Павел в послании к ним говорит, что Христос словно был распят у них перед глаза­ ми. Такова была их вера при первом слышании благове- стия. Словно пред очами их висел на Кресте Невинный Сын Божий! Так и перед нашими глазами должно произойти Голгофское Та­ инство в сей праздник. Мы увидим в храме, как Крест возносится и опускается, как он осеняет поочередно все стороны света. Мы со­ проводим его освящающее движение многократным «Господи помилуй!». И сло­ ва еще одной молитвы в это время пусть зазвучат в душах верных: «Крест восходит — и падают духов воздушных чины! Крест нисходит — и нечестивые все ужасаются, яко молнию видяще крест­ ную силу!» П одгот овил диакон Сергий ГЕЙЗАТУЛИН Поклонный крест на городском кладбище в Коле Город Кола в 2016 году победил в меж­ дународном грантовом конкурсе«Пра­ вославная инициатива 2015—2016» с проектом «Кольский некрополь». Вы­ полнена большая работа по сохране­ нию и обустройству старых надгро­ бий XIX —начала XX вв. На Руси кресты сооружались на па­ мятных местах в благодарность Богу о каком-нибудь знаменательном собы­ тии. Наш памятный крест установ­ лен на месте православной Троицкой церкви в Коле на о. Монастырский (Кладбищенский, Каменный). Коляне считали, что первона­ чально церковь на острове поставил преподобный Трифон Печенгский (по другому преданию, преподобный Феодорит Кольский). О существо­ вании ее свидетельствует надпись Светлана ЧУКАРЕВА, руководитель проекта «КОЛЬСКИЙ НЕКРОПОЛЬ» на потире (литургическом сосуде), пожертвованном в 1683 стольником Василием Эверлаковым «в вечное по­ миновение рода своего». Сведения о новой одноименной церкви относят­ ся к 1727 году: деревянная, холодная, о пяти главах, две придельные церкви (Успенская и Петропавловская). От­ дельно стояла колокольня с 7 коло­ колами. В 1757 году монахи Кольско-Пе- ченгского Троицкого монастыря об­ новили главную церковь, пристроили к ней трапезу и возвели над папертью «колокольню рубленую, шатровую». В храме появилась икона, изобража­ ющая «преподобного Трифона в мо­ лении святой Троице». После упразднения Кольско-Пе- ченгского монастыря в 1764 году цер­ ковь обращена в кладбищенскую. До уничтожения в 1854 году Воскресен­ ского собора англичанами богослуже­ ния происходили в этой церкви. Городской голова Григорий Харчев в одном из писем указывал, что цер­ ковь эта особая: она «по Провидению Божию уцелела при сожжении города Колы в 1854 году». В 1856 обветшав­ шее здание церкви обновлено силами кольских прихожан. До возобновле­ ния Кольской Благовещенской церк­ ви Троицкая церковь была приходской (до 1880, когда богослужение было прекращено из-за ветхости здания), в ней находилась чудотворная икона Божией Матери Иверской. Поклонный крест на нашем Коль­ ском городском кладбище —это сим­ вол веры, вечной жизни и оружие спа­ сения православных христиан.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz