Миссионерская православная газета. 2016 г. № 9. Сентябрь.
ЛУГ Д У Х О В НЫЙ Миссионерская православная газета №9, СЕНТЯБРЬ 2016 2 7 С Е Н Т Я Б Р Я ПРАЗДНИК воздвижения крестл господня Ч то такое три столетия? С чем их сравнить? Это время, протекшее от Петра Первого до наших дней. От Полтавской битвы до оче редных выборов в Государственную Думу или в Верховную Раду. Велик ли этот исторический период? Очень велик. Он огромен не только по годам, часам и минутам, но, главное, по вну тренней насыщенности событиями! И эту про тяженность, событийную загруженность нуж но себе представить, потому что именно такой период отделяет утрату Креста Христова от его обретения, а значит, и Воздвижения. Возьмите иные триста лет с небольшим хвостиком или без оного. Всюду это будет одна эпоха или несколько. От открытия Америки до Французской революции примерно столько лет. От Лютеровой реформации до Наполеона примерно столь ко же. Но в христианском мире за триста с небольшим лет проходит невообрази мое для обычного сознания количество событий. Таков период времени от Воскре сения Христова до обрете ния Его Креста. Это три столетия, в кото рые Иерусалим был разру шен до состояния отсутствия камня, лежащего на камне, как и пророчествовалось. Потом город был отстроен, но с другим именем и без восстановления Соломоно ва Храма, а также без памя ти о Христовых страданиях и воскресении. Все самое важное, связанное с горо дом Давида и Христа —сына Давидова, покрылось слоем забвения и нарочитого пре небрежения. И именно в эти столетия Церковь пережива ла период интенсивного ро ста. Она, словно дерево, пу скала корни в направлении всех сторон света. Она росла тайно, скрыто от посторон них глаз, в катакомбах, но она проникала всюду: и в царские палаты, и в лачуги простолюдинов. Она росла без всякой государственной поддержки, напротив — в условиях жесткого государ ственного неприятия, пери одически проявляющегося в гонениях. «Но слово Божие не вяжется», и со временем втайне молящаяся Церковь, стала такой, которую нельзя не заметить. Наконец настало время явиться во всей красе. Гоне ния утихли, храмы выросли, императоры склонились пе ред Крестом. Только тогда возникла мысль об обрете нии Креста Господня. Пусть это будет первым и одним из главных уро ков праздника. Внутренний рост Церкви, ее подлинное развитие возможны в усло виях попрания или утраты ее самых важных святынь или невозможности открыто эти святыни почитать. Церковь и впоследствии не раз теряла свои святыни, теряла с такой болью и таким позором, что дальнейшая жизнь казалась невозможной. Но Церковь продолжала жить, что-то утрачивая снаружи и чем-то богатея внутри. Затем происходил оче редной исторический сдвиг, и ситуация менялась. Нахо дилось потерянное, вспо миналось забытое, сияло вновь то, что казалось на веки потускневшим. Чтобы место Страданий Христовых увенчалось храмом, а крест Искупления был найден в земле, Бог нашел добрую в женах —царицу Елену. Богу всегда нужен какой-то один человек, который не захо чет спать посреди общей спячки, и не будет стра дать беспамятством посре ди всеобщего безразличия. Таков закон возрождения, поскольку сразу все возро ждаться не способны. Елена предприняла пу тешествие в Иерусалим. Она нашла место страданий Христа, на месте которых в это время находился... храм Венеры. Храм «покро вительницы блудных удо вольствий», оказывается, с бесовской прозорливостью был воздвигнут на Голгофе. «Бесовской прозорливо стью» здесь назван тот ум ный и злой опыт, согласно которому ничто так не по гашает жизнь духа, как раз врат. Блуд мешает людям ве рить, молиться и не отчаи ваться. Он и ныне входит, как лакомство, во внутрен ности чрева и растлевает человека, лишая его силы и радости. Храм Венеры на Голгофе возник не случай но. Не случайно он был и разрушен. И велика та, ко торая приказала сравнять его с землей! Уже само воспоминание об этом историческом со бытии должно подсказать нам, что если где-то Крест Христов забыт, или не заме чен, или пренебрежен, там с неотвратимостью будет построено, а может строит ся уже, капище для прине сения жертв ложным богам. Какие интересные уроки! Голгофа попрана врагами Креста, а вера растет и ши рится, не боясь ничего. Над Голгофой стоит храм том ной «богини», зажигающей огонь в крови «обычного» человека. Но по воли Божи- ей приходит святой человек, разрушающий грех и возве личивающий веру в Господа. Таков наш праздник. Воздвижение Креста Го сподня роднит нас с галата- ми, о которых апостол Павел в послании к ним говорит, что Христос словно был распят у них перед глаза ми. Такова была их вера при первом слышании благове- стия. Словно пред очами их висел на Кресте Невинный Сын Божий! Так и перед нашими глазами должно произойти Голгофское Та инство в сей праздник. Мы увидим в храме, как Крест возносится и опускается, как он осеняет поочередно все стороны света. Мы со проводим его освящающее движение многократным «Господи помилуй!». И сло ва еще одной молитвы в это время пусть зазвучат в душах верных: «Крест восходит — и падают духов воздушных чины! Крест нисходит — и нечестивые все ужасаются, яко молнию видяще крест ную силу!» П одгот овил диакон Сергий ГЕЙЗАТУЛИН Поклонный крест на городском кладбище в Коле Город Кола в 2016 году победил в меж дународном грантовом конкурсе«Пра вославная инициатива 2015—2016» с проектом «Кольский некрополь». Вы полнена большая работа по сохране нию и обустройству старых надгро бий XIX —начала XX вв. На Руси кресты сооружались на па мятных местах в благодарность Богу о каком-нибудь знаменательном собы тии. Наш памятный крест установ лен на месте православной Троицкой церкви в Коле на о. Монастырский (Кладбищенский, Каменный). Коляне считали, что первона чально церковь на острове поставил преподобный Трифон Печенгский (по другому преданию, преподобный Феодорит Кольский). О существо вании ее свидетельствует надпись Светлана ЧУКАРЕВА, руководитель проекта «КОЛЬСКИЙ НЕКРОПОЛЬ» на потире (литургическом сосуде), пожертвованном в 1683 стольником Василием Эверлаковым «в вечное по миновение рода своего». Сведения о новой одноименной церкви относят ся к 1727 году: деревянная, холодная, о пяти главах, две придельные церкви (Успенская и Петропавловская). От дельно стояла колокольня с 7 коло колами. В 1757 году монахи Кольско-Пе- ченгского Троицкого монастыря об новили главную церковь, пристроили к ней трапезу и возвели над папертью «колокольню рубленую, шатровую». В храме появилась икона, изобража ющая «преподобного Трифона в мо лении святой Троице». После упразднения Кольско-Пе- ченгского монастыря в 1764 году цер ковь обращена в кладбищенскую. До уничтожения в 1854 году Воскресен ского собора англичанами богослуже ния происходили в этой церкви. Городской голова Григорий Харчев в одном из писем указывал, что цер ковь эта особая: она «по Провидению Божию уцелела при сожжении города Колы в 1854 году». В 1856 обветшав шее здание церкви обновлено силами кольских прихожан. До возобновле ния Кольской Благовещенской церк ви Троицкая церковь была приходской (до 1880, когда богослужение было прекращено из-за ветхости здания), в ней находилась чудотворная икона Божией Матери Иверской. Поклонный крест на нашем Коль ском городском кладбище —это сим вол веры, вечной жизни и оружие спа сения православных христиан.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz