Миссионерская православная газета. 2016 г. № 7. Июль.
Миссионерская православная газета Ц Е Р К О В Ь И О БЩЕ С Т В О №7, и ю л ь 2016 7 В мире природы, все без укоризненно связано и взаимоподчинено друг другу — говорят ученые. В человеческом орга низме все премудро со г л а с о в а н о — п р и зн аю т врачи. Человек наделен Л ю д м и л а К Р Ы М С К А Я совершенным образом и подобием Божиим — под тверждает Священное Пи сание (Быт. 1:26). Никуда не деться бедно му человечку от безупреч ности и ее постулатов! А как хочется индивидуаль ности и независимости от чужих мнений и установок! Везде, куда не приди, где не находись —надо выпол нять кем-то выдуманные и утвержденные правила. На звать собственное дитя - и тут горемычному невольни ку приходится выслушивать противовес аргументов от непонятливых, главное - несовременных церковных служащих. Не желает родитель на рекать наследника своего именем святого князя или равноапостольной царицы. Как и во времена строи телей коммунизма, когда популярны были имена: Трактор, Октябрина, Влад лен, нашим современникам прикипела к сердцу такая новация как: Принц, Ко роль, Солнышко, Услада. Патриция и Ричард из 90-х выглядят теперь, как обра зец. Господь создал человека свободным, хотя венец Его творения иногда и пута ет право свободы выбора и свободу творчества со все дозволенностью, руковод ствуясь при этом собствен ными умозаключениями. В подобных ситуациях, не бу дет лишним проанализиро вать мотивы или поучиться на былых ошибках. Ведь наш праотец Адам, называя всю живность земную, разумел сущность каждого сотво ренного вида (Быт. 2:19). А родители, принося ре бенку в дар экзотическое имя, желают выделить про должателя рода, поставить если не выше других детей (впоследствии взрослых), то акцентировать его пребыва ние в социуме. Но сможет ли наследник понести вес такого имени? Не сломается ли его воля? Не озлобится ли его душа? Маленькая лич ность растет, познает окру жающий мир. Учится. Об щается среди сверстников. Входит в самостоятельную жизнь. Какими словесными формами друзья Короля. Принца или Услады будут к ним обращаться? На уроках можно представить себе до вольно распространенные эпизоды школьной жизни, окрашенные курьезными пассажами нашей темы: «Король, ты опять котам на перемене хвосты выкручи вал в обратную сторону?» Или: «Спрячь пирожки, Услада, перемена закончи лась, идет урок». В армии: «Рядовой Борисов Принц! Постель —заправить! В тум бочке —прибрать! И два на ряда вне очереди!» В студо- тряде: «Петров Солнышко в бригаде за старшего. Ваша задача — копать траншею». «У кого получать инвентарь, Трактор Иванович?» —спра шивает бригадир Петров Солнышко... Наши завихрения в го ловах прекрасно врачуются Господом. Нам бы только употреблять Его лекар ственные средства, или хотя бы научиться видеть или слышать их. Когда встает вопрос о крещении младенца с при чудливым именем священ ник, пытается донести до восприемников и родите лей, важность наречения православного имени чаду, так как речь идет не о мод ных скоросменяющихся традициях или востребо ванного архаичного на следия, а о выборе святого покровителя на всю жизнь. К тому же, изучив церков ный календарь, нельзя не увидеть, сколько святых в Церкви Торжествующей с возвышенными красивы ми именами: Василий — (с греч.) царственный. Евге ний - (греч.) благородный. Кирилл — (перс.) солнце. София — (греч.) прему дрость и проч... Кто-то справедливо вспомнит о том, что и рань ше, в стародавние времена, младенцам при рождении присваивали имена с ана логичной целью —вызвать зависть или заострить вни мание среди родственни ков и соотечественников, устрашить иноземцев и т.п. В принципе эта традиция мало чем отличается от со временной, т.к. несет в себе персонализирующие или потребительски бытовые составляющие. Народ Божий, «род из бранный, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2-9), к цере монии имянаречения отно сились ответственно. Как читаем в толковании блж. Феофилакта (Болгарского) на евангелие от Луки , 1:59: «В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его Захариею». На вопрос, почему имя давалось по сле посвящения младенца Богу, толковник изъясняет, потому, что «прежде нужно получить печать от Бога, а потом уже и человеческое имя». В бытность ветхозавет ную, в отношении канона данного торжественного обряда и руководствовался богоизбранный народ. Когда родители выби рают ребенку имя по свят цам — они ищут прежде всего молитвенника и за щитника своему чаду. При крещении младенец рожда ется в воинство Христово, для приобретения соответ ствующих качеств характе ра чуждого однодневным хаотически чередующимся физиологическим потреб ностям, но освящающего Светом Истины мысли, по ступки и слова нового под вижника. В воспитании молодой личности пример святого покровителя играет нема ловажную роль, т.к. служит ярким примером того, как обычный человек, рожден ный от жены, в состоянии, в силах духовных, физиче ских и психических побеж дать свои дурные наклонно сти, руководить желаниями собственного темперамен та. Отпечаток святости оста ется и на его имени. Радует, что именование наследников у современных родителей носит исключи тельно деловой, конструк тивный подход. «Ну не называть же ребенка Валя- маша?! Или того хуже —Ма трона! Это если по вашим святцам .» — возмущается бабушка, проговаривая по следнее имя с нескрываемой брезгливостью. «Надо же? — с интонацией потомствен ного разведчика удивляется свечница, — а у нас очень часто спрашивают иконы Божией Матери и блажен ной Матроны для вынаши вающих и готовящихся к ро дам сестер. И кстати, имена Валентина переводятся на русский язык как сильная, Мария —госпожа, а Матро на —знатная». После крат кого удивленного смятения, вызванного такой новостью, бабушка ребенка с покаян ным чувством признается, что во время беременности невестки, покупала иконы и молилась Матери Божией и святой блаженной Матроне о благополучном ношении во чреве и последующем разрешении от бремени. «Но одно дело молиться и просить о помощи, другое — называть этими именами детей .», — здесь молодая бабуся, услышав себя саму, удивленно осознала, что по пала в ловушку собственно го невежества. Ведь нередко люди, попавшие в сложные житейские ситуации, впо следствии называют своих детей именами в честь по кровительствующих, спаса ющих и оказывающих под держку. Однако очень часто свя щенник без труда убеждает родителей в необходимости сменить оригинальное (не православное) имя крещае- мому, но у родителей опять возникает очередное не предвиденное препятствие: крестильное имя забывает ся. В связи с этим возникают трудности в оформлении за писок на различные требы. Прихожанин, потерявший на просторах своей памяти имя святого покровителя, вслух фантазирует над вари антами, как бы вписать свет ское не церковное имя в за писку. Непритворно кается. Прощения просит у свечни- цы, у батюшки, у всех и вся, клятвенно присягает, наме реваясь помнить имя свято го молитвенника вовеки ве ков (как, впрочем, и должно быть). День памяти свято го покровителя — является днем наших именин. Когда мы празднуем этот день, мы почитаем память своего свя того и просим у него молит венно помощи для наших дел духовных и житейских. В духовной жизни —осмыс ления своего бытия. В море житейском — не утонуть в благах. Мы причащаемся в этот день Святых Таин, сое диняясь с Господом и нашим святым покровителем. Забвение имени своего святого —незначительная, с точки зрения светского обы вателя мелочь, повествую щая о нашем внутреннем глобальном неверии. Для чего мы приходим крестить ребенка, не зная азов своей веры? Крестясь, не облека емся во Христа, а регистри руемся у Него, что бы по лучить набор религиозных услуг? Можно многократно до казывать себе «присутствие Бога в душе», но отправляя имя святого покровителя на мемориальные задворки — означает отсутствие личного интереса к данному предме ту. Для исцеления от подоб ного рода амнезий существу ет эффективное лекарство со стопроцентной гаранти ей выздоровления. Необхо димо потратить пять минут на ознакомление с житием (биографией) своего свято го заступника. Забыть и в дальнейшем славное жизне описание любого из наших святых закономерно, не предвиденно или каким либо другим форс-мажорным пу тем —невозможно. Подтверждать эту аксио му в действии доводилось не единожды. Люди, открыв шие для себя полторы-две странички, а то и пять-шесть строчек из жизни святого предстателя пред Господом получали встряску, в каче стве предпосылки к серьез ным размышлениям. Перефразировав слова, первоверховного апостола отметим: никакие обстоя тельства не позволят нам забыть имя своего святого, если мы однажды познако мились с его земной жизнью. Услада для короля или король для услады?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz