Миссионерская православная газета. 2016 г. № 7. Июль.

Миссионерская православная газета Ц Е Р К О В Ь И О БЩЕ С Т В О №7, и ю л ь 2016 7 В мире природы, все без­ укоризненно связано и взаимоподчинено друг другу — говорят ученые. В человеческом орга­ низме все премудро со­ г л а с о в а н о — п р и зн аю т врачи. Человек наделен Л ю д м и л а К Р Ы М С К А Я совершенным образом и подобием Божиим — под­ тверждает Священное Пи­ сание (Быт. 1:26). Никуда не деться бедно­ му человечку от безупреч­ ности и ее постулатов! А как хочется индивидуаль­ ности и независимости от чужих мнений и установок! Везде, куда не приди, где не находись —надо выпол­ нять кем-то выдуманные и утвержденные правила. На­ звать собственное дитя - и тут горемычному невольни­ ку приходится выслушивать противовес аргументов от непонятливых, главное - несовременных церковных служащих. Не желает родитель на­ рекать наследника своего именем святого князя или равноапостольной царицы. Как и во времена строи­ телей коммунизма, когда популярны были имена: Трактор, Октябрина, Влад­ лен, нашим современникам прикипела к сердцу такая новация как: Принц, Ко­ роль, Солнышко, Услада. Патриция и Ричард из 90-х выглядят теперь, как обра­ зец. Господь создал человека свободным, хотя венец Его творения иногда и пута­ ет право свободы выбора и свободу творчества со все­ дозволенностью, руковод­ ствуясь при этом собствен­ ными умозаключениями. В подобных ситуациях, не бу­ дет лишним проанализиро­ вать мотивы или поучиться на былых ошибках. Ведь наш праотец Адам, называя всю живность земную, разумел сущность каждого сотво­ ренного вида (Быт. 2:19). А родители, принося ре­ бенку в дар экзотическое имя, желают выделить про­ должателя рода, поставить если не выше других детей (впоследствии взрослых), то акцентировать его пребыва­ ние в социуме. Но сможет ли наследник понести вес такого имени? Не сломается ли его воля? Не озлобится ли его душа? Маленькая лич­ ность растет, познает окру­ жающий мир. Учится. Об­ щается среди сверстников. Входит в самостоятельную жизнь. Какими словесными формами друзья Короля. Принца или Услады будут к ним обращаться? На уроках можно представить себе до­ вольно распространенные эпизоды школьной жизни, окрашенные курьезными пассажами нашей темы: «Король, ты опять котам на перемене хвосты выкручи­ вал в обратную сторону?» Или: «Спрячь пирожки, Услада, перемена закончи­ лась, идет урок». В армии: «Рядовой Борисов Принц! Постель —заправить! В тум­ бочке —прибрать! И два на­ ряда вне очереди!» В студо- тряде: «Петров Солнышко в бригаде за старшего. Ваша задача — копать траншею». «У кого получать инвентарь, Трактор Иванович?» —спра­ шивает бригадир Петров Солнышко... Наши завихрения в го­ ловах прекрасно врачуются Господом. Нам бы только употреблять Его лекар­ ственные средства, или хотя бы научиться видеть или слышать их. Когда встает вопрос о крещении младенца с при­ чудливым именем священ­ ник, пытается донести до восприемников и родите­ лей, важность наречения православного имени чаду, так как речь идет не о мод­ ных скоросменяющихся традициях или востребо­ ванного архаичного на­ следия, а о выборе святого покровителя на всю жизнь. К тому же, изучив церков­ ный календарь, нельзя не увидеть, сколько святых в Церкви Торжествующей с возвышенными красивы­ ми именами: Василий — (с греч.) царственный. Евге­ ний - (греч.) благородный. Кирилл — (перс.) солнце. София — (греч.) прему­ дрость и проч... Кто-то справедливо вспомнит о том, что и рань­ ше, в стародавние времена, младенцам при рождении присваивали имена с ана­ логичной целью —вызвать зависть или заострить вни­ мание среди родственни­ ков и соотечественников, устрашить иноземцев и т.п. В принципе эта традиция мало чем отличается от со­ временной, т.к. несет в себе персонализирующие или потребительски бытовые составляющие. Народ Божий, «род из­ бранный, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2-9), к цере­ монии имянаречения отно­ сились ответственно. Как читаем в толковании блж. Феофилакта (Болгарского) на евангелие от Луки , 1:59: «В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его Захариею». На вопрос, почему имя давалось по­ сле посвящения младенца Богу, толковник изъясняет, потому, что «прежде нужно получить печать от Бога, а потом уже и человеческое имя». В бытность ветхозавет­ ную, в отношении канона данного торжественного обряда и руководствовался богоизбранный народ. Когда родители выби­ рают ребенку имя по свят­ цам — они ищут прежде всего молитвенника и за­ щитника своему чаду. При крещении младенец рожда­ ется в воинство Христово, для приобретения соответ­ ствующих качеств характе­ ра чуждого однодневным хаотически чередующимся физиологическим потреб­ ностям, но освящающего Светом Истины мысли, по­ ступки и слова нового под­ вижника. В воспитании молодой личности пример святого покровителя играет нема­ ловажную роль, т.к. служит ярким примером того, как обычный человек, рожден­ ный от жены, в состоянии, в силах духовных, физиче­ ских и психических побеж­ дать свои дурные наклонно­ сти, руководить желаниями собственного темперамен­ та. Отпечаток святости оста­ ется и на его имени. Радует, что именование наследников у современных родителей носит исключи­ тельно деловой, конструк­ тивный подход. «Ну не называть же ребенка Валя- маша?! Или того хуже —Ма­ трона! Это если по вашим святцам .» — возмущается бабушка, проговаривая по­ следнее имя с нескрываемой брезгливостью. «Надо же? — с интонацией потомствен­ ного разведчика удивляется свечница, — а у нас очень часто спрашивают иконы Божией Матери и блажен­ ной Матроны для вынаши­ вающих и готовящихся к ро­ дам сестер. И кстати, имена Валентина переводятся на русский язык как сильная, Мария —госпожа, а Матро­ на —знатная». После крат­ кого удивленного смятения, вызванного такой новостью, бабушка ребенка с покаян­ ным чувством признается, что во время беременности невестки, покупала иконы и молилась Матери Божией и святой блаженной Матроне о благополучном ношении во чреве и последующем разрешении от бремени. «Но одно дело молиться и просить о помощи, другое — называть этими именами детей .», — здесь молодая бабуся, услышав себя саму, удивленно осознала, что по­ пала в ловушку собственно­ го невежества. Ведь нередко люди, попавшие в сложные житейские ситуации, впо­ следствии называют своих детей именами в честь по­ кровительствующих, спаса­ ющих и оказывающих под­ держку. Однако очень часто свя­ щенник без труда убеждает родителей в необходимости сменить оригинальное (не православное) имя крещае- мому, но у родителей опять возникает очередное не­ предвиденное препятствие: крестильное имя забывает­ ся. В связи с этим возникают трудности в оформлении за­ писок на различные требы. Прихожанин, потерявший на просторах своей памяти имя святого покровителя, вслух фантазирует над вари­ антами, как бы вписать свет­ ское не церковное имя в за­ писку. Непритворно кается. Прощения просит у свечни- цы, у батюшки, у всех и вся, клятвенно присягает, наме­ реваясь помнить имя свято­ го молитвенника вовеки ве­ ков (как, впрочем, и должно быть). День памяти свято­ го покровителя — является днем наших именин. Когда мы празднуем этот день, мы почитаем память своего свя­ того и просим у него молит­ венно помощи для наших дел духовных и житейских. В духовной жизни —осмыс­ ления своего бытия. В море житейском — не утонуть в благах. Мы причащаемся в этот день Святых Таин, сое­ диняясь с Господом и нашим святым покровителем. Забвение имени своего святого —незначительная, с точки зрения светского обы­ вателя мелочь, повествую­ щая о нашем внутреннем глобальном неверии. Для чего мы приходим крестить ребенка, не зная азов своей веры? Крестясь, не облека­ емся во Христа, а регистри­ руемся у Него, что бы по­ лучить набор религиозных услуг? Можно многократно до­ казывать себе «присутствие Бога в душе», но отправляя имя святого покровителя на мемориальные задворки — означает отсутствие личного интереса к данному предме­ ту. Для исцеления от подоб­ ного рода амнезий существу­ ет эффективное лекарство со стопроцентной гаранти­ ей выздоровления. Необхо­ димо потратить пять минут на ознакомление с житием (биографией) своего свято­ го заступника. Забыть и в дальнейшем славное жизне­ описание любого из наших святых закономерно, не­ предвиденно или каким либо другим форс-мажорным пу­ тем —невозможно. Подтверждать эту аксио­ му в действии доводилось не единожды. Люди, открыв­ шие для себя полторы-две странички, а то и пять-шесть строчек из жизни святого предстателя пред Господом получали встряску, в каче­ стве предпосылки к серьез­ ным размышлениям. Перефразировав слова, первоверховного апостола отметим: никакие обстоя­ тельства не позволят нам забыть имя своего святого, если мы однажды познако­ мились с его земной жизнью. Услада для короля или король для услады?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz