Миссионерская православная газета. 2016 г. № 4. Апрель.

ЛУГ Д У Х О В Н Ы Й Миссионерская православная газета №4, АПРЕЛЬ 2016 Как часто мы хотели бы молить­ ся — но молитвы нет; мы хотели бы любить — но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли — а мысли разбегаются, расплываются... Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: не­ ужели мне закрыт путь к Богу?.. Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото... Не так слу­ чилось с Марией Египетской: ее охва­ тил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением ... И нам тоже надо учиться этому; надо нам учиться такой тоской тосковать по Богу, так к Небу пробиваться, чтобы наконец сила Божия и милость Божия ответила на наш зов и наше отчаяние, полное непостижимой надежды. Но когда с нами это случается, мы толь­ ко радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем о том, что нам дано было то, чего никакими силами мы не мо­ жем добиться сами. Мария Египет­ ская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, —и прожила какую дивную жизнь!.. Диакон Сергий Гейзатулин Святая грешница В пятое воскресенье Великого поста Церковь предлагает нам обратить­ ся к житию, как это ни странно звучит, египетской блудницы, которая, наряду со св. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником, входит в святую троицу, являющую собой символ великопост­ ного «училища благоче­ стия». Разгульная жизнь де­ вушки по имени Мария, в двенадцать лет покинув­ шей родительский дом, продолжалась семнадцать лет. Однажды, шутки ради. она примкнула к палом­ никам, направлявшимся в Иерусалим. Разгуливая по святому городу и «охо­ тясь за душами юношей», как гласит житие, Мария увидела людей, шедших в храм Воскресения Хри­ стова. Здесь хранилась христианская святыня — Голгофский Крест. Мария вошла в притвор храма, но все ее попытки проникнуть дальше оказались тщетны, какая-то невидимая сила отбрасывала ее с порога обратно. «И тогда, —рассказыва­ ла она впоследствии, —мне открылась причина, по ко­ торой не дано мне было узреть животворящее дре­ во Креста... Мерзость дел моих закрывала мне доступ в храм. Я начала плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и из глубины души выпуская стоны. И тут увидела над собой икону Пресвятой Богородицы». Обратившись с молитвой к иконе, грешница смогла беспрепятственно войти в храм, а затем, выходя из него, услышала голос: «Пе­ рейди Иордан и обретешь блаженное успокоение». Мария причастилась, затем переправилась через Иордан и на долгие годы исчезла из мира. Она провела в пустыне сорок семь лет, прежде чем встретила первого живо­ го человека —иеромонаха Зосиму, промыслительно уединявшегося здесь во время Великого поста. Находясь многие годы в одиночестве, Мария про­ шла через страшные испы­ тания, искушения одоле­ вали ее первые семнадцать лет. Зосима упросил Ма­ рию поведать ему ее исто­ рию. Даже по истечении столь длительного срока добровольного заточения она по-прежнему называла себя великой грешницей и попросила его навестить ее через год. Во время их совместной молитвы жен­ щина на локоть отрывалась от земли. Их новая встреча прои­ зошла спустя год, в Страст­ ной Четверг. Стоявший на западном берегу старец увидел, как Мария осени­ ла Иордан крестным зна­ мением и «пошла по воде немокренно». Приняв из его рук принесенные Свя­ тые Тайны, «она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и воскричала: «Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко, с миром»». Мария попросила Зосиму и на следующий год прид­ ти сюда. Придя же через год в пу­ стыню, старец увидел «эту святую женщину, лежащую мертвой». На песке было написано: «Здесь схоро­ ни, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь Страстей Спасите­ ля, по принятии Святых Тайн». Это означало, что она скончалась год тому назад, через несколько ча­ сов после их второй встре­ чи. Могилу для ее погребе­ ния старцу помог вырыть огромный лев, охраняв­ ший тело. Жизнь Марии Египет­ ской —символ деятельного раскаяния, преображаю­ щего всё существо челове­ ка, и ответного Божия ми­ лосердия. Ее пример дает надежду на Божье спасение через упование на Господа и ис­ креннее покаяние тем, кто твердо решил покончить с жизнью греховной и следо- вать за Богом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собствен­ ного тела (Кор 6:18). То, за что всю жизнь рас­ плачивалась святая греш­ ница Мария Египетская, в современном обществе, к сожалению, очень часто и грехом-то не считается. Грех блуда, как и любой другой, исходит из сердца, но туда он тоже как-то по­ падает. А попадает он туда из самых разных источни­ ков. К примеру, блудная страсть напрямую связана с чревоугодием. Другой фактор, влияющий на буй­ ство плоти — нехранение зрения и других чувств. Этот грех начинается там, где ведутся непристойные разговоры, присутствует ненормативная лексика, где отношения между муж­ чиной и женщиной больше похожи на разврат, потому как в них отсутствует глав­ ное —любовь, порождаю­ щая нежность, трепетность и добро. К величайшему сожа­ лению, в наше время весь мир буквально заражен развратом, духом блуда; повсюду создается атмос­ фера, разжигающая люд­ скую похоть. Порнофиль­ мы, срамные фотографии и картины, бесовская му­ зыка, развращающие и растлевающие молодежь романы, Интернет — все это ловко расставленные сатаной сети, улавливаю­ щие молодых людей. Обре­ ченные на духовную поги­ бель, они не знают,а порой и не желают знать, как вы­ браться из них. Прелюбодеяние, или от­ ношения вне брака, Святое писание относит к наибо­ лее тяжким человеческим грехам. Плотское интим­ ное общение между мужчи­ ной и женщиной Церковью никогда не возбранялось лишь в одном случае, если это брачный союз, причем не только венчаный, но и заключенный по граждан­ ским законам. Но то, что благословенно в браке, яв­ ляется грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Распространенный в наше времятак называемый гражданский брак —это не что иное как прелюбодея­ ние. Беззаконная связь на­ носит глубокую рану душе и телу человека. Когда же человек захочет вступить в законный брак, ему тяжело будет жить под бременем прошлых грехов. Гражданский брак плох, но ещё хуже прелюбоде­ яние, то есть отношения вне брака, когда в половую связь вступают люди, име­ ющие законных супругов. Падение таковых есть вели­ кий и тяжкий грех, осквер­ няющий свое ложе и чужое, разрушающий брак. Можно ли уберечься от всей той скверны, которая преследует нас буквально на каждом шагу? Сложно, но можно. Следует пом­ нить, что Господь не дает испытание не по силам. И тот, кто хочет хранить свою душу и тело в чистоте, смо­ жет это сделать даже в Со­ доме подобно праведному Лоту. Первое, что нужно сде­ лать: сократить количество источников соблазна до минимума. Второе: не фик­ сировать своё внимание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблаз­ нительные картины, а на­ учиться скользить по ним, как бы не замечая их. И третье: не только не прояв­ лять интереса к соблазнам, равно как и к вещам, но и изменить своё отношение к ним —воспринимать их как нечто нейтральное. Грех разделяет человека с Богом, отлучает от Него, но глубочайшее раскаяние и смирение могут вернуть отрекшихся от Христа к Го­ споду... Живя вмиру, христиани­ ну необходимо постоянно помнить, что он призван к невидимой брани со гре­ хом, обступающим его со всех сторон, к борьбе за чи­ стоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя во­ ином Христа Бога нашего с грехом, воином, стяжаю­ щим радость Духа Святого уже здесь, на Земле. Да будут спутниками ва­ шей жизни труд, молитва и взаимная любовь. Лидия ХАРЛАМОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz