Миссионерская православная газета. 2016 г. № 4. Апрель.
ЛУГ Д У Х О В Н Ы Й Миссионерская православная газета №4, АПРЕЛЬ 2016 Как часто мы хотели бы молить ся — но молитвы нет; мы хотели бы любить — но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли — а мысли разбегаются, расплываются... Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: не ужели мне закрыт путь к Богу?.. Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото... Не так слу чилось с Марией Египетской: ее охва тил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением ... И нам тоже надо учиться этому; надо нам учиться такой тоской тосковать по Богу, так к Небу пробиваться, чтобы наконец сила Божия и милость Божия ответила на наш зов и наше отчаяние, полное непостижимой надежды. Но когда с нами это случается, мы толь ко радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем о том, что нам дано было то, чего никакими силами мы не мо жем добиться сами. Мария Египет ская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, —и прожила какую дивную жизнь!.. Диакон Сергий Гейзатулин Святая грешница В пятое воскресенье Великого поста Церковь предлагает нам обратить ся к житию, как это ни странно звучит, египетской блудницы, которая, наряду со св. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником, входит в святую троицу, являющую собой символ великопост ного «училища благоче стия». Разгульная жизнь де вушки по имени Мария, в двенадцать лет покинув шей родительский дом, продолжалась семнадцать лет. Однажды, шутки ради. она примкнула к палом никам, направлявшимся в Иерусалим. Разгуливая по святому городу и «охо тясь за душами юношей», как гласит житие, Мария увидела людей, шедших в храм Воскресения Хри стова. Здесь хранилась христианская святыня — Голгофский Крест. Мария вошла в притвор храма, но все ее попытки проникнуть дальше оказались тщетны, какая-то невидимая сила отбрасывала ее с порога обратно. «И тогда, —рассказыва ла она впоследствии, —мне открылась причина, по ко торой не дано мне было узреть животворящее дре во Креста... Мерзость дел моих закрывала мне доступ в храм. Я начала плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и из глубины души выпуская стоны. И тут увидела над собой икону Пресвятой Богородицы». Обратившись с молитвой к иконе, грешница смогла беспрепятственно войти в храм, а затем, выходя из него, услышала голос: «Пе рейди Иордан и обретешь блаженное успокоение». Мария причастилась, затем переправилась через Иордан и на долгие годы исчезла из мира. Она провела в пустыне сорок семь лет, прежде чем встретила первого живо го человека —иеромонаха Зосиму, промыслительно уединявшегося здесь во время Великого поста. Находясь многие годы в одиночестве, Мария про шла через страшные испы тания, искушения одоле вали ее первые семнадцать лет. Зосима упросил Ма рию поведать ему ее исто рию. Даже по истечении столь длительного срока добровольного заточения она по-прежнему называла себя великой грешницей и попросила его навестить ее через год. Во время их совместной молитвы жен щина на локоть отрывалась от земли. Их новая встреча прои зошла спустя год, в Страст ной Четверг. Стоявший на западном берегу старец увидел, как Мария осени ла Иордан крестным зна мением и «пошла по воде немокренно». Приняв из его рук принесенные Свя тые Тайны, «она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и воскричала: «Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко, с миром»». Мария попросила Зосиму и на следующий год прид ти сюда. Придя же через год в пу стыню, старец увидел «эту святую женщину, лежащую мертвой». На песке было написано: «Здесь схоро ни, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь Страстей Спасите ля, по принятии Святых Тайн». Это означало, что она скончалась год тому назад, через несколько ча сов после их второй встре чи. Могилу для ее погребе ния старцу помог вырыть огромный лев, охраняв ший тело. Жизнь Марии Египет ской —символ деятельного раскаяния, преображаю щего всё существо челове ка, и ответного Божия ми лосердия. Ее пример дает надежду на Божье спасение через упование на Господа и ис креннее покаяние тем, кто твердо решил покончить с жизнью греховной и следо- вать за Богом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собствен ного тела (Кор 6:18). То, за что всю жизнь рас плачивалась святая греш ница Мария Египетская, в современном обществе, к сожалению, очень часто и грехом-то не считается. Грех блуда, как и любой другой, исходит из сердца, но туда он тоже как-то по падает. А попадает он туда из самых разных источни ков. К примеру, блудная страсть напрямую связана с чревоугодием. Другой фактор, влияющий на буй ство плоти — нехранение зрения и других чувств. Этот грех начинается там, где ведутся непристойные разговоры, присутствует ненормативная лексика, где отношения между муж чиной и женщиной больше похожи на разврат, потому как в них отсутствует глав ное —любовь, порождаю щая нежность, трепетность и добро. К величайшему сожа лению, в наше время весь мир буквально заражен развратом, духом блуда; повсюду создается атмос фера, разжигающая люд скую похоть. Порнофиль мы, срамные фотографии и картины, бесовская му зыка, развращающие и растлевающие молодежь романы, Интернет — все это ловко расставленные сатаной сети, улавливаю щие молодых людей. Обре ченные на духовную поги бель, они не знают,а порой и не желают знать, как вы браться из них. Прелюбодеяние, или от ношения вне брака, Святое писание относит к наибо лее тяжким человеческим грехам. Плотское интим ное общение между мужчи ной и женщиной Церковью никогда не возбранялось лишь в одном случае, если это брачный союз, причем не только венчаный, но и заключенный по граждан ским законам. Но то, что благословенно в браке, яв ляется грехом, нарушением заповеди, если совершается вне брака. Распространенный в наше времятак называемый гражданский брак —это не что иное как прелюбодея ние. Беззаконная связь на носит глубокую рану душе и телу человека. Когда же человек захочет вступить в законный брак, ему тяжело будет жить под бременем прошлых грехов. Гражданский брак плох, но ещё хуже прелюбоде яние, то есть отношения вне брака, когда в половую связь вступают люди, име ющие законных супругов. Падение таковых есть вели кий и тяжкий грех, осквер няющий свое ложе и чужое, разрушающий брак. Можно ли уберечься от всей той скверны, которая преследует нас буквально на каждом шагу? Сложно, но можно. Следует пом нить, что Господь не дает испытание не по силам. И тот, кто хочет хранить свою душу и тело в чистоте, смо жет это сделать даже в Со доме подобно праведному Лоту. Первое, что нужно сде лать: сократить количество источников соблазна до минимума. Второе: не фик сировать своё внимание на раздражающих объектах, не прилепляться к ним. Не пожирать глазами соблаз нительные картины, а на учиться скользить по ним, как бы не замечая их. И третье: не только не прояв лять интереса к соблазнам, равно как и к вещам, но и изменить своё отношение к ним —воспринимать их как нечто нейтральное. Грех разделяет человека с Богом, отлучает от Него, но глубочайшее раскаяние и смирение могут вернуть отрекшихся от Христа к Го споду... Живя вмиру, христиани ну необходимо постоянно помнить, что он призван к невидимой брани со гре хом, обступающим его со всех сторон, к борьбе за чи стоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя во ином Христа Бога нашего с грехом, воином, стяжаю щим радость Духа Святого уже здесь, на Земле. Да будут спутниками ва шей жизни труд, молитва и взаимная любовь. Лидия ХАРЛАМОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz