Миссионерская православная газета. 2016 г. № 4. Апрель.

С У Д Ь Б А Миссионерская православная газета №4, АПРЕЛЬ 2016 вот и сказали ей: первая кари­ катура, которую она должна нарисовать, будет на нее саму. И Люба так старалась, что сме­ ху —на всю школу! В ее детстве специальной бумаги для рисования не было, как, впрочем, и цветных каран­ дашей, а потому в большинстве своем девочка рисовала на сво­ бодных листах своих школьных тетрадей. Однажды на уроке истории учительница, объясняя новую тему, обнаружила, что одна из учениц занята не тем чем надо. Рассказывая эту историю, Любовь Николаевна смеется: «Очень интересная историчка была, с ярко выраженным ха­ рактерным профилем. И мне так захотелось этот профиль на­ рисовать, прямо руки чесались!» Учительница выставила ее за это из класса, но после урока, внимательно вглядевшись в ри­ сунок, наставительно заметила: «Тебе, Люба, обязательно нужно учиться рисовать, но только не на уроках истории». В 1968-м к подруге Любови приехал в гости брат из Мурман­ ска и позвал ее на Север с собой. Все родственники, конечно же, повторяли наперебой: «Куда, не смей, там медведи по улицам хо­ дят!» Но она решилась. В Мол­ давии вся зелень давно пожухла, опаленная солнцем, единствен­ но, что в это время еще цвело — георгины. Собрав большую охапку их, она в возрасте 27 лет в августе с маленькой дочерью впервые вступила на Мурман­ скую землю. Еще когда летела, была потрясена северными про­ сторами. В Молдавии каждый сантиметр земли пропитан по­ том садоводов и виноградарей, цена земли — баснословна, а здесь — безлюдье, девствен- ные, нетронутые леса, цвету­ щие сопки... Вышли с дочерью из самолета загорелые, в ярких платьях кимоно, босоножках, с пышными георгинами прямо в тот момент, когда на землю по­ валил пушистый снег. Она не могла налюбоваться, глядя, как он покрывает клумбы с редкими цветами, сочно-зеленую траву, тоненькие деревца... И, шагая по этому первому снегу, она, вся такая летняя, почти воздушная, влюбилась в эту землю раз и на­ всегда... В Мурманске Любовь Ни­ колаевна работала сначала ба- янистом-аккомпаниатором в клубе «Портовик», затем ху- дожником-оформителем в гар­ низонном Доме офицеров, в СМУ-3 треста «Спецстройме- ханизация», на судоремонтном заводе Мурманской судоверфи. Занималась наглядной агитаци­ ей, оформлением красных угол­ ков, служебных помещений. Параллельно с этим втайне от всех картины писала. И где бы ни работала, везде старалась быть неповторимой, придумать что-то особенное, удивить всех. Тогда повсеместно писались ло­ зунги из цитат Ленина. Ленин, Ленин, Ленин... Онаже выиски­ вала цитаты писателей-класси- ков, мыслителей на ту же тему, но со свежим звучанием слова. И всегда шла на работу, как на праздник. А тут перестройка, в кото­ рой наглядная агитация стала не нужна, и Любовь Буздуган вздохнула вольно, появилась масса свободного времени. За­ грунтовала все щиты с лозунга­ ми и принялась на них картины писать. Началась совершенно новая, творческая жизнь. Уже не лозунгами оформляла она заводские помещения, а карти­ нами. Представители заводских кабинетов вставали к ней в оче­ редь. Сам директор частенько заглядывал: то одну картину для иностранцев в подарок выберет, то другую. Так очень много ее картин за границу и ушли: во Францию, Италию, Норвегию, Швецию, Канаду, Финляндию... Первая персональная вы­ ставка Любови Николаевны со­ стоялась в клубе «Судоремонт­ ник». Положительные отзывы воодушевили ее на дальнейшее творчество. Она вдруг осозна­ ла, что работы ее востребованы, мурманчане приобретали их с радостью в свои частные коллек­ ции. Правда, работасо временем на заводе сталатяготить: лучшие картины, не успевали краски подсохнуть, руководством тут же забирались, года были уже не те, и, заработав пенсию, с завода ушла. Пристроилась возле дома художником в ЖЭУ, а с 1997 по 2001-й работала художником- оформителем в спортивной школе «Арктика». В это время сын окончил консерваторию, какое-то время работал в Ады­ гее, в Корее и, вернувшись в родной Мурманск, пошел петь в церковный хор, где и был ру­ коположен в сан священника. Любовь Николаевна счи­ тает себя счастливой матерью: вырастила и воспитала двух прекрасных детей, дочь —ин­ женер-химик, живет в Москве, сын —священник. Сегодня на ее счету более 4000 холстов, более 20 персо­ нальных выставок. Она посто­ янный участник областных вы­ ставок, на которых ее работы поощряются дипломами, гра­ мотами, призами зрительских симпатий. С писания украдкой она пе­ решла в состояние художни­ ка, творящего широко, много, ярко, точно хочет восполнить утраченное время за все годы «плакатности». Для отдыха оставляет себе только выходной да праздники, когда из худож­ ника превращается в шеф-пова­ ра и готовит вкуснейшие блюда. Одна ее запеченная в духовке сочная курица с золотистой ко­ рочкой чего стоит! Но от ее изысканных блюд вернемся все же к ее живопи­ си. Любовь Николаевна расска­ зывает, что пейзажи пишет по фотографиям, и это не удиви­ тельно: многие художники этим методом пользуются, а в усло­ виях нашего Севера написать пейзаж на пленэре то простудой чревато, то свет уйдет и так да­ лее. Светлана Стриженова в ста­ тье «Диалог с природой» спра­ шивает художницу, как так получается, что природа на ее картинах такая живая, реальная. И Любовь Николаевна отвечает, что не знает, как это объяснить: «Никакая фотография не может передать, как растет березка. Я вынуждена пользоваться фото­ аппаратом, хоть его объектив заменяет краски, делает их не­ естественными. Но когда при­ хожу в мастерскую, пишу не ту картину, которая на снимке, а ту, которую я помню живую. И добавляю свою фантазию. Без фантазии и дара художника ни­ чего с фотографией не сдела­ ешь». Мы сидим в ее небольшой комнатушке-мастерской и разговариваем уже более трех часов. Любовь Николаевна признается, что, когда пишет картину и что-то сразу не полу­ чается, откладывает ее, зная, что подсказка придет: «Кто-то меня обязательно поправит. Писала однажды портрет, и область гла­ за никак не получалась. Отло­ жила работу. А когда вновь взя­ лась за нее, с кисти капля упала, оказавшись тем самым нужным пятном, которое я никак не мог­ ла найти. А иногда мне даже ка­ жется, что по холсту не я пишу, а кто-то водит моей рукой. Всегда работу начинаю со слов «Госпо­ ди, благослови», по окончании — молитву благодарственную читаю, а иначе как?». Она воспитывалась в духе Православия. Родители были людьми верующими, да и сама ни разу в жизни в вере не усом­ нилась. И мечта ее —писать рус­ ские православные храмы. Они привлекают не только своей кра­ сотой, но некой загадочностью, глубиной, особым настроением и наполненностью чувств. Так у художника-самоучки Любови Николаевны Буздуган главным учителем стала ПРИ­ РОДА, в которой есть все, толь­ ко нужно увидеть, услышать ее голос, почувствовать сердцем — и она оживет. В этом году в праздник Сре­ тения на ежегодной Трифонов­ ской ярмарке в Паломническом центре Мурманской и Монче­ горской епархии «Под сенью Трифона» открылась очередная персональная выставка Любо­ ви Буздуган. И наполнился зал Центра светом и цветом красок художника. Приехали на вы­ ставку ее ученики, друзья, что­ бы доброе слово сказать, талан­ ту живописца порадоваться. После, дома у нее, у гостепри­ имной хозяйки, за богатым сто­ лом мы все вместе пели песни под звучание ее баяна, много пе­ сен того былого времени, когда песни петь за столом было есте­ ственной потребностью, пели с большим чувством и радостью. Удивительно светлый, до- брый, душевный человек —Лю­ бовь НиколаевнаБуздуган! Мно­ гая лета ей и храни ее Господь. 1 - Г / f & p n S d ' * ( л Священномученик Феодор родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки Рославльского уезда Смолен­ ской губернии в семье диакона Георгия Петрови­ ча Недосекина и его супруги Феодосии Петровны. Окончив учительскую семинарию, он в течение многих лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ. После революции 1917 года Федор Георгиевич в течение нескольких лет оставался учителем Но- воселковской школы. В 1921 году Федор Георгие­ вич был рукоположен в сан диакона, а в 1922 году епископ Гжатский, викарий Смоленской епархии Феофан (Березкин) рукоположил его во священ­ ника. Отец Феодор служил в Введенском храме в селе Семеновском Гжатского уезда. В конце двадцатых годов, когда усилились го­ нения на Русскую Православную Церковь, власти потребовали от отца Феодора уплаты большого на­ лога. Когда он уплатил, налог удвоили, и его уже отец Феодор не смог заплатить. За это он был в 1930 году арестован, приговорен к одному году заключе­ ния и отправлен на каторжные работы в Камскую исправительно-трудовую колонию № 2. После ареста отца Феодора все его имущество, включая дом, было отобрано; семья осталась без крова и поехала вслед за ним, чтобы поселиться близ лагеря. Местная администрация сжалилась над семьей священника, и их поселили в «красном уголке». Отец Феодор вскоре был оправдан судом, и вся семья вернулась в Семеновское, но дом их был занят, а храм закрыт. Отец Феодор переехал с семьей в Донбасс и вместе со старшим сыном стал работать шахтером на угольной шахте. В 1932 году он отправился в Москву в Патриархию, чтобы испросить место свя­ щенника в одном из храмов Московской епархии, и был направлен служить в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в село Иванисово Ногин­ ского района. Прихожане сразу полюбили священника за ревностное совершение богослужений, за пропо­ веди и нестяжательство. Куда бы и в какое время дня или ночи его ни позвали причастить больного, он никогда не отказывался, а сразу собирался и ехал, а чаще всего шел пешком. Его прихожанами были жители сел Иванисово, Афанасово, Бабеево, Степаново, Есино и только начинающегося стро­ иться города Электросталь, который возводился в основном силами заключенных. После ареста священника власти приказали сбросить колокола. Вокруг храма собрались при­ хожане, многие плакали, видя, как сбрасывают и разбивают колокола, столько лет призывавшие на молитву не только их, но и их отцов и дедов. На время следствия отец Феодор был заключен в тюрьму в городе Ногинске. Власти обвинили его в контрреволюционной и антисоветской деятель­ ности. 15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника Феодора Недосекина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отец Феодор был отправлен в лагерь неподалеку от станции Медвежья Гора и работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Работая на лесоповале, отец Феодор сломал ногу и был переведен на работу в бондарную ма­ стерскую. С началом Великой Отечественной войны условия содержания заключенных в лагере резко ухудшились. Из лагеря вблизи Медвежьей Горы отец Феодор был отправлен в Онежский лагерь в Архан­ гельской области. Невыносимо тяжелые условия заключения оказались для него непосильными. Священник Феодор Недосекин скончался 30 апре­ ля 1942 года и был погребен в безвестной могиле. НОВОМУЧЕНИКИ Сщмч.Феодор Недосекин День памяти 30 апреля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz