Миссионерская православная газета. 2016 г. № 4. Апрель.
4 Миссионерская православная газета №4, АПРЕЛЬ 2016 С У Д Ь Б А Ее картины живые, дышащие светом и цветом наполненные Они удивительно красиво пели: мать и сын! Любовь Николаевна и протоиерей Геннадий Буздуган. Это было такое единение родственных душ, такая любовь, выражен ная через лиризм молдав ской песни, что хотелось их слушать и слушать. «Ачто ты хочешь, —мелькнула мысль, — отец Геннадий музыкант, окончил консерваторию по классу тромбона, регент епархиального хора...» Тогда я еще не знала о всехталантах самой Любови Николаевны. Сначала на 39 выстав- ке любительского изобра зительного и декоратив но-прикладного искусства в Областном краеведческом музеея увидела ее картины. О том, что мать у отца Геннадия художник, слышала давно, но видеть картины не при ходилось, и вот записываю в дневник свои первые впе чатления: «Живопись Любо ви Николаевны Буздуган не назовешь легкой, полетной, как нельзя назвать легким кувшин, наполненный род никовой водой. Вних каждая деталь прорисована до фото графической точности, и все же, глядя на них, не скажешь, что ее пейзажи, натюрмор ты застыли во временном миге. Нет. Они удивительно живые, дышащие светом и цветом наполненные! В ее картинах много воздуха, сол нечных бликов, воды, снега, душевного спокойствия. Они похожи на пейзажи класси ков, художников-передвиж- ников XIX века: Шишкина. Поленова, Васильева, Сав расова, Левитана. Природа на полотнах находится в гар монии с душой мастера, на писавшего их. Стоит только посмотреть, и приходит по нимание, что душа Любови Николаевны созвучна своим картинам, миру, людям, вере в Бога, в своем понимании и мироощущении земли, Вселенной, Космоса... Се верные пейзажи узнаваемы сразу в порожистости рек, цветении иван-чая, разно- цветии снега. Потрясающе хороша игра света и теней. Такие длинные тени на сне гу можно увидеть только при уже появляющемся и еще быстро заходящем солнце в феврале-марте, когда весной не пахнет, но зима ощущает ся радостно-светлой, звеня щей. Пейзажи на некоторых картинах Любови Буздуган по своему звучанию напо минают картины Поленова и Куинджи —особой напол ненностью тишиной и уми ротворенностью. У меня с юношеских лет, с 10 класса, висит дома лито графия картины Шишкина «Лесная даль», подаренная на день рождения одно классниками, и всегда, глядя на нее, я испытываю потря сающее спокойствие, такое же, когда смотрю на картины Любови Николаевны. И хоть Н а д е ж д а Б О Л Ь Ш А К О В А я не люблю в доме картин типографского изготовле ния, эту храню и дорожу ею, потому что с ней моя жизнь стала такойже наполненной, как полотна великого живо писца. Вот и картины Любови Николаевны воздействуют на души смотрящих, гар монизируя и окрыляя их. В них преобладание разных оттенков зелени, желтизны, голубизны, я бы назвала их тональность летне-осенней. И очень рада, что открыла для себя великолепного со временного художника-ре- алиста. Во мне точно про снулись ностальгические чувства к живописи именно такого плана. И еще я заме тила одну особенность кар тин Любови Буздуган —они написаны как бы в объеме. Если хорошо всмотреться, то картина начинает оживать прямо у вас на глазах, точно при просмотре фильмов 3D. Вдруг хочется дотронуться до иван-чая, почувствовать его запах, помчаться по ос вещенной солнцем тропин ке, зачерпнуть рукой пенную воду порожистой реки или постоять в задумчивости над тихой заводью озера. Хоро шо! Очень хорошо! А когда ты знакомишься с талантливым человеком, так сказать, тет-а-тет, то еще и еще раз убеждаешься, что истоки его таланта уходят в детство. Любовь Николаевна ро дилась 12 апреля 1938 года и всю свою трудовую дея тельность посвятила работе художника-оформителя в разных организациях Мур манска, а картины писала для души. Отец ее, Николай Дми триевич Будяну, вернувшись с войны инвалидом, мечтал, чтобы дочь его выучилась на врача. Понятное дело: во многих деревнях тогда и простеньких фельдшерских пунктов-то не было. Только Люба себя врачом не пред ставляла совсем, но чтобы не разочаровывать отца, по сле десятого класса поехала поступать в Бельцкое меди цинское училище, н о . не прошла по конкурсу. Види мо, ее предназначение было в другом, и она, вернувшись в деревню, идет работать сначала в библиотеку, а за тем в клуб, видимо, потому, что в шестом классе еще выу чилась на гармошке играть. Произошло это так. Стар ший брат Любы —Констан тин, замечательно играв ший на гармошке, — ушел служить в армию на долгих три года, оставив матери Ольге Ивановне беречь гар мошку до его возвращения. И мама Любы, когда очень скучала по сыну, доставала ее, держала, прижав к груди, и убирала, строго-настрого наказав младшим детям до инструмента сына не дотра гиваться. Люба от искуше ния научиться играть так же здорово, как брат, не устояла, и когда оставаласьдома одна, доставала гармошку Кости и начинала на слух подбирать то одну, то другую мелодии всеми любимых в те годы пе сен. К тринадцати годам она уже играла уверенно, но тай ну свою не раскрывала нико му. Однажды Ольга Иванов на собрала подружек, чтобы отметить какой-то праздник, в минуту тоски вновь доста ла гармонь, прижала к себе и прослезилась. Увидев это, Люба попросила ее разреше ние попробовать сыграть на ней. — Ни в коем случае, —от ветиламать, —еще сломаешь, что мне тогда Костя скажет, вернувшись из армии? Ноженщины заступились за Любу, и Ольга Ивановна сдалась, бережно передав гармонь врукидочери. Люба, уверенно растянув меха, за играла мелодию песни «Дан приказ ему на Запад». Мать была потрясена, она не могла поверить тому, что ее дочь не хуже сына научилась играть, но только когда? Кто ее этому обучил? Девушке пришлось признаться, и ее секрет был раскрыт. Теперь уже Ольга Ивановна сама, когда очень скучала по сыну, просила Любу достать гармошку и сыграть ей что-нибудь. А когда Любовь замуж вышла да с мужем уехала жить в Калараш, небольшой городок Молдовы, родила дочь Лилю, окончила еще и бельцкую музыкальную школу, вернее, годовые кур сы баянистов и курсы руко водителей художественной самодеятельности. И взяли ее на работу инспектором от дела культуры. Днем разные лекции читала, разъезжая с выступлениями агитбригад по району, писала лозунги, молнии, стенгазеты выпу скала, а вечером садилась шить, этому ее обучила мать. Да шила так умело, мастер ски, с фантазией, что многие женщины к ней шли со сво ими заказами. Мне интересно, а когда же к ней пришло желание рисовать? Оказалось, как ни банально звучит, все из того же детства. Неважно —что, главное — рисовать! Вкус к жизни, цве ту, свету воспитывался в ней с раннего детства. Молдав ская деревенька, в которой Люба жила с родителями, находилась от школы в пят надцати километрах, кото рые они с подружкой прео долевали каждые выходные, чтобы попасть домой. Прео долевали легко и с радостью. И частенько, когда не было попутной подводы, чтобы хоть как-то сократить путь, шли напрямую по полям. И идти пешком никогда не на доедало, потому что и первое цветение было их, и первые фрукты... Подолгу она за сматривалась то на ручеек, преграждающий путь, весе ло устремляющий свои воды вдаль, то на ветки деревьев с их первыми листочками, то на полевой цветок. А потому и в школе все стенгазеты были ее. Однаж ды, возвращаясь из деревни, опоздала на урок и получила необычное наказание. Как раз в это время решили в школе выпуск сатирической газеты «Крокодил» начать,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz