Миссионерская православная газета. 2016 г. № 3. Март.

Миссионерская православная газета ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИ Е ------- №3, МАРТ 2016 7 Духовно­ нравственное воспитание начинается с детских садов Начало на стр. 3. Как рассказала замести­ тель заведующего детского сада № 48 города Апатиты Ирина Бойчук, эта работа идет повседневно. И это не только занятия. Все фрагмен­ ты жизни ребенка в детском саду направлены на то, чтобы предоставлять ему возмож­ ность упражнения в нрав­ ственных делах, поступках, общении, играх. Например, наш партнер Ботанический сад приглашает к себе на экс­ курсию, где дети совместно высаживают растения, уха­ живают за ними, приезжают через месяц посмотреть, как они растут. Так мы воспиты­ ваем нравственное экологи­ ческое отношение к приро­ де. Еще мы проводим такие акции, в которых могут уча­ ствовать дети и родители со­ вместно. Они реально укре­ пляют семью. Судя по списку участни­ ков конференции, кроме Кольского района и Апати­ тов, духовно-нравственные ценности формируются у ма­ леньких жителей Кандалак­ ши, Кировска, Мурманска, Мончегорска, Оленегорска, Умбы, Заполярного. Понят­ но, что происходит это дале­ ко не во всех садах, а только там, где есть верующие вос­ питатели. Таких садов сейчас 7%, но количество здесь не главное. — Каждый алмаз должен быть огранен, чтобы стать бриллиантом. И это всегда индивидуальная работа. По­ этому мы собираем педаго­ гов, чтобы они посмотрели глаза в глаза друг другу, по­ знакомились, объединились и действовали уже сообща. Таким образом этот опыт распространяется. Каждый раз появляются новые имена, то есть система православно­ го воспитания в дошкольных заведениях уже работает. И ее нужно расширять, но есте­ ственным путем, — уверена Наталья Грацианова, ответ­ ственный секретарь митро­ полита Мурманского и Мон­ чегорского. Участники конференции непременно отмечали, что все проекты и образователь­ ные программы реализуются совместно со священниками епархии. Такое сотрудниче­ ство приносит полезные пло - ды, ведь дети в таком возрас­ те без всяких предрассудков и сомнений воспринимают слово Божие. — После того как был вве­ ден модуль ОПК в 4-х клас­ сах, меня стали узнавать дети на улице, здороваться и рас­ сказывать, что узнали на уро­ ке. На мои вопросы они отве­ чают без всяких запинок, что не каждый взрослый может сделать. Это говорит о том, что детям интересно и ра­ достно воспринимать то, что им в обычной семье не пре­ подносят и на что родители не могут ответить, —поясня­ ет настоятель православного прихода города Ковдора ие­ ромонах Архипп. В своих выступлениях воспитатели и священни­ ки говорили, что возрожде­ ние духовно-нравственного воспитания в детских садах позволит с самых малых лет воспитывать настоящих па­ триотов. А именно патрио­ тизм Владимир Путин не­ давно назвал единственной национальной идеей России. Павел КОНДРАТЬЕВ Все мы знаем, как важно для России почитание царственных мучеников и их приближенных, пострадавших 17 июля 1918 года. Наш Мурманск был основан царем-мучеником Николаем Вторым в 1916 году. В честь 300-летия Дома Романовых, которое отмечалось в 1913 году, царь дал новому городу имя Романов-на-Мурмане. 4 октября 1916 года на нынешней центральной площади прошли торжества по слу- чаю основания Романова-на- Мур- мане и молебен на освящение места под будущий храм. Тогда состоялась закладка храма, но он так и не был по­ строен из-за революции. Улицам го­ рода решено было дать имена членов Императорской фамилии. Николаев­ ский проспект (нынешний проспект Ленина) в честь Государя Николая Александровича, Алексеевская улица в честь Наследника Алексея Николае­ вича (улица Воровского), Ольгинская в честь Великой Княжны Ольги Ни­ колаевны (улица Ленинградская) и другие. Кровавая революция и брато­ убийственная гражданская война во многом исказили облик России, в том числе и нашего города. Имя его изме­ нилось, он стал называться Мурман­ ском. Временный храм был закрыт в 1924году, и с тех пор до конца Великой Отечественной в Мурманске не было храмов. В 1948 году здание бывшего барака на улице Котовского (Зеленой) ветеран войны священник Владимир Жохов переоборудовал под Николь­ ский храм. В 1986 году на месте этого маленького деревянного храма свя­ щенник Георгий Козак, мурманчане и бригада украинцев-строителей воз­ вели каменный Никольский собор. К столетию города предполагалось на­ чать строить Преображенский собор. В самом деле, нет лучшего способа отметить такой юбилей, как тем, что­ бы возвести главный кафедральный собор. В нем будетпридел во имя цар­ ственных мучеников. Скорее всего, в соборе на стене можно будет увидеть и небольшую икону новомученика Евгения Боткина. Врач Евгений Сергеевич Бот­ кин —сын знаменитого ученого-ме- дика Сергея Петровича Боткина. Как и отец, с юности Евгений Сергеевич всю свою жизнь посвятил медицине. Получив диплом военного врача, Ев­ гений начал свою врачебную деятель­ ность в Мариинской больнице для бедных, где уже тогда ярко раскрылся его талант, потом проходил стажиров­ ку в Германии, вернувшись, защитил диссертацию и стал приват-доцентом Военно-медицинской Академии. мУченик С началом русско-японской вой­ ны доктор Боткин уезжает на фронт, лечит раненых. «За отличия в делах против японцев» Боткина в 1905 году наградили орденом св. Владимира 4 и 5 степени с мечами. В 1908 году по желанию Государыни Александры Федоровны, Боткин, «тот, который был на войне», назначен лейб-меди­ ком Царской Семьи. Евгений Сергеевич был предан Государю всегда, но во время работы врачом при дворе его привязанность к Царю и Царской Семье усилилась: «... Это такая доброта, такая бесконечная доброта —наш Царь, что я и сказать не могу», —так отозвался он о Государе в одном из своих писем в 1910 году. Во время Первой Мировой войны доктор Боткин уже не только лечил Наследника, но и занимался органи­ зацией военных госпиталей. Старший сын Евгения Сергеевича, Дмитрий, хорунжий лейб-гвардии Казачьего полка был убит в первый год мировой войны. В отличие от большинства при­ дворных, и военных, и штатских, бе­ жавших от арестованного Государя из страха, врач Боткин остался ве­ рен Богу, царю и своему врачебному долгу. Он остался с Царской Семьей в заточении в Царском Селе, после­ довал с ними в Тобольск, а потом в Екатеринбург. Боткин в Тобольске вынужден был навсегда проститься со своими младшими детьми: Татья­ ной и Глебом, приехавшими к нему в Тобольск. Потом в Екатеринбурге в своих письмах он жалел о разлуке с детьми, но писал о необходимости исполнить свой долг. Чудом сохранилось письмо Ботки­ на другу 9 июля 1918 года: «Не думаю, что мне суждено когда-нибудь отку­ да-нибудь п и сать. Меня поддержи­ вает убеждение, что “претерпевший до конца, тот спасется”. Это оправды­ вает и последнее мое решение, когда я не поколебался покинуть своих детей, чтобы исполнить свой долг». На Архиерейском Соборе 3 фев­ раля этого года были причислены к лику святых несколько человек, и среди них —мученик Евгений Серге­ евич Боткин, придворный врач цар­ ской семьи, расстрелянный вместе с царственными мучениками 17 июля 1918 года. Александра ТИХОМИРОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz