Миссионерская православная газета. 2016 г. № 3. Март.
Миссионерская православная газета №3, МАРТ 2016 Ц Е Р К О В Ь И О БЩЕ С Т ВО П Р И Х О Ж А Н Е В В Е Д Е Н С К О Г О Х Р А М А М У Р М А Н С К А О Б Р А Т И Л И С Ь К МИ Т Р О П О Л И Т У С И М О Н У С П Р О С Ь Б О Й Б Л А Г О С Л О В И Т Ь У С Т А Н О В К У П Р А В О С Л А В Н О Г О К Р Е С Т А НА В Ъ Е З Д Е В М У Р М А Н С К . В Л А Д Ы К А Б Л А Г О С Л О В И Л , Т Е П Е Р Ь Н Е О Б Х О Д И М О Р А З Р Е Ш Е Н И Е А Д М И Н И С Т Р А Ц И И О Б Л А С Т И . ЛЮД И Н А Д Е Ю Т С Я , ЧТО М У Р М А Н С К Б У Д ЕТ О С Е Н Я Т Ь К Р Е С Т . золотые кресты венчали и венчают сегодня купола храмов, соборов и мона стырей, вызывая радость и укрепляя веру в сердцах. и приносили вести о по гибших, вдовы и сироты горько оплакивали своих кормильцев. И мысли людей не- Будет ли православный крест на въезде в Мурманск? В этом году отмечается юбилей нашего города. 100 лет тому назад в 1916 году по указу царя-мученика Николая Второго был ос нован Романов-на-Мур- мане. 4 октября 1916 года в день Отдания праздника Крестовоздвижения в цен тре нового города архие пископом Архангельским Нафанаилом был отслу жен молебен на закладку храма святителя Николая возле установленного по клонного креста. Тогда храм так и не был построен из-за трагиче ских событий революции. И сам основатель города, Государь Николай Алек сандрович, был расстрелян коммунистами вместе со своей семьей. Царь —наш кроткий и очень набожный правитель, защитник вдов и сирот, строитель храмов и железных дорог (в том чис ле и нашей Мурманской). создатель подводного фло та и авиации России. Кольский полуостров испокон веков был рус ским и православным. Еще в XII—XIV веках стали се литься на Терском берегу выходцы из Великого Нов города, предки поморов. Позже Соловецкий мона стырь развивал на Терском берегу свои промыслы, строил храмы и часовни, при которых трудились монахи. Многие богатые поморские села были тогда монастырскими. В 1533 году преподоб ный Трифон Печенгский основал обитель Святой Троицы и крестил лопарей в реке Печенга, а препо добный Феодорит Коль ский возвел на реке Кола храм Благовещения, где В Коле поклонный древний крест X V II века стоял долгие годы на въезде в город, затем его как святыню перенесли в Благовещенский храм. На другом конце Колы на выезде из города по направлению к Туломе стоит большой деревянный крест, установленный писателем и моряком Виталием Масловым в память святого Феодорита Кольского. позже был создан острог (крепость) и селение Кола. Прошли столетия, и уже в 1947 году ветеран Ве ликой Отечественной вой ны, уроженец Архангель ской области священник Владимир Жохов построил маленькую церковь святи теля Николая в Мурман ске, но долгое время она была единственной в го роде. А в 1986 году освяти ли каменный Никольский собор, созданный трудами священника Георгия Коза ка. На въезде в Мурманск поклонного креста пока что нет. Тут надо заметить, что обетные и поклонные кресты —это древняя тра диция русских поморов. В Коле и на Терском бере гу до революции поморы добывали в суровых водах Баренцева и Белого морей треску, палтус, сельдь, про мышляли китов. Это была и есть опасная и тяжелая работа, многие погибали в шторма. «Кто в море не хо дил, тот Богу не маливал- ся», — говорили поморы. Они молились в трудных ситуациях на море и, по лучая помощь Божию, ста вили в благодарность Спа сителю кресты по обету. И дай Бог сегодня возродить традиции наших предков. Русские издавна по - читали крест как символ Православия. Крест имеет значение победы над вся кой неправдой, над злом. Крестик заботливые отец и мать надевают на свое го крещеного малыша, и эта русская традиция тоже идет из глубины веков. Ба бушка или мать стараются перекрестить сына и вну ка перед уходом в море, долгим путешествием или началом военной службы. Веками русские в опасно сти крестились со словами: «С нами крестная сила!» Кресты всегда ставили у могил на русских кладби щах, как знак упования и веры усопшего христиа нина, как знак победы над смертью. Главный празд ник на Руси — Светлое Воскресение Христово, Пасха, но не может быть Воскресения без Креста. Христос, пострадав на Кресте, умертвил смерть. Церковь на праздник Кре- стовоздвижения воспева ет: «Крест —хранитель всея вселенныя» («Крест охра няет весь мир»). Сияющие И сегодня, когда в отпуске едешь по селам южного региона России, видишь поклонные деревянные кресты у каждой деревни, а возле Воронежа —огром ный каменный крест с вы битой на нем краткой мо литвой. Думаю, нам надо вос кресить прекрасные тра диции кольских поморов, их обетных крестов, Мур манску лучше всего брать пример с древней Колы. Русским людям жиз ненно важно вернуться к своим истокам, обрести святыню. И мурманские дети должны видеть Мур манск не просто нарядным и залитым огнями, а при коснуться к сокровищу нашей православной куль туры: видеть и заходить в прекрасные златогла вые храмы, видеть крест и читать на нем краткие сведения об основании Романова-на-Мурмане, а хорошо бы поместить там на подножии и молитву «Господи, спаси и сохрани град сей». В пустынных местах молитвенные кресты за меняли промышленникам часовню. В 1833 году штур ман П. К. Пахтусов видел на юго-восточном побере жье Новой Земли листвен ничный крест 1742 года, на котором сохранилась над пись: «Поставлен сей жи вотворящий крест на по клонение православным християнам. Зимовщики 12 человек. Кормщик Сав ва Фофанов». Рыбаки Севера ставили кресты на тонях, веря в их защитную силу. Тогда хо рошо понимали, что крест охраняет от происков дья вола и всяких наваждений. Но океан все-таки был всегда опасен для челове ка. Ежегодно он брал дань —поглощал в свои пучины новые жертвы. По осени, когда промышленники возвращались в селения вольно обращались к Богу и святым: Николе, Варлаа- му, Трифону. Уходя в море, поморы клали поклоны кресту, стоявшему у при стани. Ни у кого не было уверенности в благополуч ном исходе промысла. И, чтобы не произошло не счастья, творили молитву, просили Божией милости. Современному челове ку, далекому от религии, нелегко понять внутрен ний мир своих предков, их веру в помощь святых. Многим может показать ся, что незачем хранить старинный придорожный крест. Рассуждать так — значит не уважать исто рию, не любить Родину. «Кольский крест — уди вительный, единственный в своем роде памятник. Он наглядно свидетель ствует о тяжелой и полной опасностей жизни русских людей на Кольской зем ле. Это памятник нашим предкам, безвестным тру женикам, в течение веков осваивавшим суровые се верные моря, памятник многим поколениям рыба ков, ходившим на мурман ские промыслы. Кольский крест —вещественное сви детельство далекого про шлого». Вот такие факты излагает Ушаков, один из самых известных истори ков Кольского полуостро ва. Прихожане Введенско го храма и другие мурман чане надеются и верят, что Поклонный Крест по бла гословению митрополи та Мурманского Симона к 100-летию города будет установлен на въезде. Мы знаем, что дерево зеленеет и дает плоды только если у него мощные, крепкие корни. Также и русский народ станет по-прежнему могучим и процветающим, если сохранит свои духов ные корни. А корни эти — Православие. Галина СИРОТИНСКАЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz