Миссионерская православная газета. 2016 г. № 3. Март.

Миссионерская православная газета №3, МАРТ 2016 Ц Е Р К О В Ь И О БЩЕ С Т ВО П Р И Х О Ж А Н Е В В Е Д Е Н С К О Г О Х Р А М А М У Р М А Н С К А О Б Р А Т И Л И С Ь К МИ Т Р О П О Л И Т У С И М О Н У С П Р О С Ь Б О Й Б Л А Г О С Л О В И Т Ь У С Т А Н О В К У П Р А В О С Л А В Н О Г О К Р Е С Т А НА В Ъ Е З Д Е В М У Р М А Н С К . В Л А Д Ы К А Б Л А Г О С Л О В И Л , Т Е П Е Р Ь Н Е О Б Х О Д И М О Р А З Р Е Ш Е Н И Е А Д М И Н И С Т Р А Ц И И О Б Л А С Т И . ЛЮД И Н А Д Е Ю Т С Я , ЧТО М У Р М А Н С К Б У Д ЕТ О С Е Н Я Т Ь К Р Е С Т . золотые кресты венчали и венчают сегодня купола храмов, соборов и мона­ стырей, вызывая радость и укрепляя веру в сердцах. и приносили вести о по­ гибших, вдовы и сироты горько оплакивали своих кормильцев. И мысли людей не- Будет ли православный крест на въезде в Мурманск? В этом году отмечается юбилей нашего города. 100 лет тому назад в 1916 году по указу царя-мученика Николая Второго был ос­ нован Романов-на-Мур- мане. 4 октября 1916 года в день Отдания праздника Крестовоздвижения в цен­ тре нового города архие­ пископом Архангельским Нафанаилом был отслу­ жен молебен на закладку храма святителя Николая возле установленного по­ клонного креста. Тогда храм так и не был построен из-за трагиче­ ских событий революции. И сам основатель города, Государь Николай Алек­ сандрович, был расстрелян коммунистами вместе со своей семьей. Царь —наш кроткий и очень набожный правитель, защитник вдов и сирот, строитель храмов и железных дорог (в том чис­ ле и нашей Мурманской). создатель подводного фло­ та и авиации России. Кольский полуостров испокон веков был рус­ ским и православным. Еще в XII—XIV веках стали се­ литься на Терском берегу выходцы из Великого Нов­ города, предки поморов. Позже Соловецкий мона­ стырь развивал на Терском берегу свои промыслы, строил храмы и часовни, при которых трудились монахи. Многие богатые поморские села были тогда монастырскими. В 1533 году преподоб­ ный Трифон Печенгский основал обитель Святой Троицы и крестил лопарей в реке Печенга, а препо­ добный Феодорит Коль­ ский возвел на реке Кола храм Благовещения, где В Коле поклонный древний крест X V II века стоял долгие годы на въезде в город, затем его как святыню перенесли в Благовещенский храм. На другом конце Колы на выезде из города по направлению к Туломе стоит большой деревянный крест, установленный писателем и моряком Виталием Масловым в память святого Феодорита Кольского. позже был создан острог (крепость) и селение Кола. Прошли столетия, и уже в 1947 году ветеран Ве­ ликой Отечественной вой­ ны, уроженец Архангель­ ской области священник Владимир Жохов построил маленькую церковь святи­ теля Николая в Мурман­ ске, но долгое время она была единственной в го­ роде. А в 1986 году освяти­ ли каменный Никольский собор, созданный трудами священника Георгия Коза­ ка. На въезде в Мурманск поклонного креста пока что нет. Тут надо заметить, что обетные и поклонные кресты —это древняя тра­ диция русских поморов. В Коле и на Терском бере­ гу до революции поморы добывали в суровых водах Баренцева и Белого морей треску, палтус, сельдь, про­ мышляли китов. Это была и есть опасная и тяжелая работа, многие погибали в шторма. «Кто в море не хо­ дил, тот Богу не маливал- ся», — говорили поморы. Они молились в трудных ситуациях на море и, по­ лучая помощь Божию, ста­ вили в благодарность Спа­ сителю кресты по обету. И дай Бог сегодня возродить традиции наших предков. Русские издавна по - читали крест как символ Православия. Крест имеет значение победы над вся­ кой неправдой, над злом. Крестик заботливые отец и мать надевают на свое­ го крещеного малыша, и эта русская традиция тоже идет из глубины веков. Ба­ бушка или мать стараются перекрестить сына и вну­ ка перед уходом в море, долгим путешествием или началом военной службы. Веками русские в опасно­ сти крестились со словами: «С нами крестная сила!» Кресты всегда ставили у могил на русских кладби­ щах, как знак упования и веры усопшего христиа­ нина, как знак победы над смертью. Главный празд­ ник на Руси — Светлое Воскресение Христово, Пасха, но не может быть Воскресения без Креста. Христос, пострадав на Кресте, умертвил смерть. Церковь на праздник Кре- стовоздвижения воспева­ ет: «Крест —хранитель всея вселенныя» («Крест охра­ няет весь мир»). Сияющие И сегодня, когда в отпуске едешь по селам южного региона России, видишь поклонные деревянные кресты у каждой деревни, а возле Воронежа —огром­ ный каменный крест с вы­ битой на нем краткой мо­ литвой. Думаю, нам надо вос­ кресить прекрасные тра­ диции кольских поморов, их обетных крестов, Мур­ манску лучше всего брать пример с древней Колы. Русским людям жиз­ ненно важно вернуться к своим истокам, обрести святыню. И мурманские дети должны видеть Мур­ манск не просто нарядным и залитым огнями, а при­ коснуться к сокровищу нашей православной куль­ туры: видеть и заходить в прекрасные златогла­ вые храмы, видеть крест и читать на нем краткие сведения об основании Романова-на-Мурмане, а хорошо бы поместить там на подножии и молитву «Господи, спаси и сохрани град сей». В пустынных местах молитвенные кресты за­ меняли промышленникам часовню. В 1833 году штур­ ман П. К. Пахтусов видел на юго-восточном побере­ жье Новой Земли листвен­ ничный крест 1742 года, на котором сохранилась над­ пись: «Поставлен сей жи­ вотворящий крест на по­ клонение православным християнам. Зимовщики 12 человек. Кормщик Сав­ ва Фофанов». Рыбаки Севера ставили кресты на тонях, веря в их защитную силу. Тогда хо­ рошо понимали, что крест охраняет от происков дья­ вола и всяких наваждений. Но океан все-таки был всегда опасен для челове­ ка. Ежегодно он брал дань —поглощал в свои пучины новые жертвы. По осени, когда промышленники возвращались в селения вольно обращались к Богу и святым: Николе, Варлаа- му, Трифону. Уходя в море, поморы клали поклоны кресту, стоявшему у при­ стани. Ни у кого не было уверенности в благополуч­ ном исходе промысла. И, чтобы не произошло не­ счастья, творили молитву, просили Божией милости. Современному челове­ ку, далекому от религии, нелегко понять внутрен­ ний мир своих предков, их веру в помощь святых. Многим может показать­ ся, что незачем хранить старинный придорожный крест. Рассуждать так — значит не уважать исто­ рию, не любить Родину. «Кольский крест — уди­ вительный, единственный в своем роде памятник. Он наглядно свидетель­ ствует о тяжелой и полной опасностей жизни русских людей на Кольской зем­ ле. Это памятник нашим предкам, безвестным тру­ женикам, в течение веков осваивавшим суровые се­ верные моря, памятник многим поколениям рыба­ ков, ходившим на мурман­ ские промыслы. Кольский крест —вещественное сви­ детельство далекого про­ шлого». Вот такие факты излагает Ушаков, один из самых известных истори­ ков Кольского полуостро­ ва. Прихожане Введенско­ го храма и другие мурман­ чане надеются и верят, что Поклонный Крест по бла­ гословению митрополи­ та Мурманского Симона к 100-летию города будет установлен на въезде. Мы знаем, что дерево зеленеет и дает плоды только если у него мощные, крепкие корни. Также и русский народ станет по-прежнему могучим и процветающим, если сохранит свои духов­ ные корни. А корни эти — Православие. Галина СИРОТИНСКАЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz