Миссионерская православная газета. 2016 г. № 3. Март.
Миссионерская православная газета В Р Е М Я В Е Л И К О Г О П О С Т А №3, м арт 2016 5 Вот мы и дожили милостью Божией до Великого поста. Будем упражняться в воз держании от удовольствий и забав, задумываясь о смысле нашего временно го пребывания в уютном, лично созданном земном «рае». Стараться чаще по сещать храм Божий, учить ся молитвенному общению с Творцом планет и стихий. над которыми был постав лен господствовать венец Его творения. Совершать по силам добрые дела, ока зывая милость просящим и не просящим у нас. На протяжении святой Четыредесятницы перено сятся заупокойные поми новения (панихиды) 3-го и 9-го дня по смерти и про скомидии, поэтому Цер ковь выделила особые три Слова из погребальных стихир преподобного Ио анна Дамаскина: «Я плачу и рыдаю всякий раз, как помыслю о смерти и увижу лежащую во гробу создан ную по образу Божию кра соту нашу безобразной, бесславной, не имеющей вида», —невольно оживля ют памятование о страш ном дне Суда Божиего, о грядущем и неминуемом переходе в вечность каж дого живущего. Евангельские стихи апостола Луки: «Бог же не есть Бог мертвых, но жи вых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38), — вселяют и укрепляют нашу надежду. Потому что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. Безусловно, только Го- Молимся о приснопамятных рабах... дня, когда можно молит венно вспомнить усопших. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Или, как их еще называют, субботы ро дительские. Почему «родитель ские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, родствен ными узами с нами не свя занных? Название «родитель ская» произошло от тра диции называть покойных «родителями», то есть ото шедшими к отцам. А наш первоочередной христианский долг перед родителями, близкими, знакомыми, друзьями, не доброжелателями и всеми прочими людьми — долг молитвенный. Многие перед смертью не успели сподобиться Та инства покаяния и Святого Причащения, умерли вне запной или насильствен ной смертью, странствуя по морю или вдали от лю дей. Молитвы, возноси мые о них в Церкви, мило стыня и дела милосердия могут значительно облег чить их загробную участь. К тому же Создатель, видя проявление нашей люб- ви к ближнему, прощает и усопшему его согрешения. «Когда весь народ и свя щенный лик стоит с возде- янием рук, и когда предле жит Страшная Жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?» — спраши вает вселенский учитель Церкви Иоанн Златоуст. В повседневной жизни мы своим ближним раде ем о помощи, каким-ли бо материальным образом или обычным душевным сочувствием стремясь уго дить и доступными нам средствами их поддержать. С переходом в вечность родственная и дружеская связь с человеком не теря ется, а продолжается. Ведь к Церкви принадлежат не только живущие, но и ото шедшие в вечность. Мы же при утрате род ного человека начинаем предаваться печали, опла кивая горе, думаем исклю чительно о собственном комфорте, точнее о дис комфорте без усопшего. Скорбеть о прекращении земных отношений не возбраняется. Недозволи тельно, чтобы наша печаль переходила в уныние и без действие. Однако дискутировать о значимости молитвы за усопших можно лишь в том случае, если чело век уверен, что сотворен Творцом, и душа всех лю дей бессмертна. Если же близкий усопшего живет в уверенности, что с биоло гической смертью напрочь уничтожается человече ская личность, обсуждать поминовение можно ис ключительно на предмет но-бытовом или физиче ском уровне. Но тогда можно задать ряд вполне закономерных вопросов. Для чего мы го товы в ходе погребальных хлопот концентрировать внимание и заботы на внешнем изобилии и обу стройстве поминального стола? Ставить мемориаль ные изваяния на родные могилки, высотой до крыш домов, чтобы не хуже было, чем у других усопших? Тщательно выбирая обяза тельно «хорошую» оград ку, просиживать часами в интернете, выписывая на звания красок для изгоро ди, устойчивых к влажным метеоусловиям? Суетить ся, высаживая около хол мов могильных цветочные клумбы? С радостью встра иваться в стечение обстоя тельств, предоставляющих возможность воздвигнуть над родной могилой склеп с балюстрадой? Неужели все это делается для тру па? Или ради собственных опасений «быть как все, чтобы не стать объектом сарказма и колкостей»? Пройдет несколько лет после кончины близко го, и родня, обустроившая последнее земное приста нище любимому человеку, успокоится, ограничива ясь редкими выездами на кладбище и воспоминани ями об усопшем. Православные христи ане призваны ежедневно возносить молитвенные прошения Богу о живых и об усопших. «Непрестанно молитесь, —назидает апо стол Павел. —За все бла годарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Ии сусе» (1 Фес. 5:16—18). В молитве происходит наше единение с Богом. Рассуждая о преданности и любви, христианин не забывает и о том, что греш ны и преступны перед ли цом Создателя все жившие и живущие на земле люди. Не исключение и близкий, отошедший в вечность. Эти обстоятельства внуша ют не оставлять с годами, а усиливать молитву. Если провести даже беглое срав нение христианского пре дания земле усопших и по хорон гражданских, можно увидеть, насколько мудро и детально продуманно наша святая Церковь от носится к погребению своих членов. Не оставляя скорбящих родственников в безутешной грусти, в чи- нопоследовании панихиды напоминает о неизмери мой и неиссякаемой любви Творца ко всему роду чело веческому, о скоротечно сти жизни, ненадежности имущественных накопле ний, физического здоровья и богатырских сил; недол говечности человеческой напускной мощи главен ства и превосходства. Удо стаивает усопших честью последнего целования. Побуждает провожающих к молитве и двенадцати кратному коленопрекло нению в умилостивление Бога и Творца об участи усопшего христианина. сподь может определить за гробную участь человека, и неоспоримо, что участь эта напрямую зависит от обра за жизни человека здесь, на земле. Но это вовсе не оз начает, что Господь будет смотреть и выискивать, за что бы наказать свое со здание. Скорее наоборот. Наемник неключимый, оскверняя душу угождени ем своим злым привычкам, по духовной сути своей не сможет находиться рядом со своим Создателем, ря дом с Тем, на Которого не смеют чины ангельские взирать. Молиться за наших род ных и близких необходимо ижизненно важно идля жи вущих, выражая этим и на поминая о своих чувствах, и для отошедших. Ведь эта молитва для них является благотворной пищей, при чем чрезвычайно необхо димой. Просить Господа о прощении их грехов, не сомневаясь, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараем ся сами слушать Господа и жить по заповедям Его, т. к. между нашим духов ным нравственным состо янием и действенностью нашей молитвы существу ет прямая связь. Так, Сам Господь гово рит: «Все, чего ни попро сите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22). Подготовила Людмила КРЫМОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz