Миссионерская православная газета. 2016 г. № 3. Март.

Миссионерская православная газета В Р Е М Я В Е Л И К О Г О П О С Т А №3, м арт 2016 5 Вот мы и дожили милостью Божией до Великого поста. Будем упражняться в воз­ держании от удовольствий и забав, задумываясь о смысле нашего временно­ го пребывания в уютном, лично созданном земном «рае». Стараться чаще по­ сещать храм Божий, учить­ ся молитвенному общению с Творцом планет и стихий. над которыми был постав­ лен господствовать венец Его творения. Совершать по силам добрые дела, ока­ зывая милость просящим и не просящим у нас. На протяжении святой Четыредесятницы перено­ сятся заупокойные поми­ новения (панихиды) 3-го и 9-го дня по смерти и про­ скомидии, поэтому Цер­ ковь выделила особые три Слова из погребальных стихир преподобного Ио­ анна Дамаскина: «Я плачу и рыдаю всякий раз, как помыслю о смерти и увижу лежащую во гробу создан­ ную по образу Божию кра­ соту нашу безобразной, бесславной, не имеющей вида», —невольно оживля­ ют памятование о страш­ ном дне Суда Божиего, о грядущем и неминуемом переходе в вечность каж­ дого живущего. Евангельские стихи апостола Луки: «Бог же не есть Бог мертвых, но жи­ вых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38), — вселяют и укрепляют нашу надежду. Потому что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. Безусловно, только Го- Молимся о приснопамятных рабах... дня, когда можно молит­ венно вспомнить усопших. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Или, как их еще называют, субботы ро­ дительские. Почему «родитель­ ские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, родствен­ ными узами с нами не свя­ занных? Название «родитель­ ская» произошло от тра­ диции называть покойных «родителями», то есть ото­ шедшими к отцам. А наш первоочередной христианский долг перед родителями, близкими, знакомыми, друзьями, не­ доброжелателями и всеми прочими людьми — долг молитвенный. Многие перед смертью не успели сподобиться Та­ инства покаяния и Святого Причащения, умерли вне­ запной или насильствен­ ной смертью, странствуя по морю или вдали от лю­ дей. Молитвы, возноси­ мые о них в Церкви, мило­ стыня и дела милосердия могут значительно облег­ чить их загробную участь. К тому же Создатель, видя проявление нашей люб- ви к ближнему, прощает и усопшему его согрешения. «Когда весь народ и свя­ щенный лик стоит с возде- янием рук, и когда предле­ жит Страшная Жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?» — спраши­ вает вселенский учитель Церкви Иоанн Златоуст. В повседневной жизни мы своим ближним раде­ ем о помощи, каким-ли­ бо материальным образом или обычным душевным сочувствием стремясь уго­ дить и доступными нам средствами их поддержать. С переходом в вечность родственная и дружеская связь с человеком не теря­ ется, а продолжается. Ведь к Церкви принадлежат не только живущие, но и ото­ шедшие в вечность. Мы же при утрате род­ ного человека начинаем предаваться печали, опла­ кивая горе, думаем исклю­ чительно о собственном комфорте, точнее о дис­ комфорте без усопшего. Скорбеть о прекращении земных отношений не возбраняется. Недозволи­ тельно, чтобы наша печаль переходила в уныние и без­ действие. Однако дискутировать о значимости молитвы за усопших можно лишь в том случае, если чело­ век уверен, что сотворен Творцом, и душа всех лю­ дей бессмертна. Если же близкий усопшего живет в уверенности, что с биоло­ гической смертью напрочь уничтожается человече­ ская личность, обсуждать поминовение можно ис­ ключительно на предмет­ но-бытовом или физиче­ ском уровне. Но тогда можно задать ряд вполне закономерных вопросов. Для чего мы го­ товы в ходе погребальных хлопот концентрировать внимание и заботы на внешнем изобилии и обу­ стройстве поминального стола? Ставить мемориаль­ ные изваяния на родные могилки, высотой до крыш домов, чтобы не хуже было, чем у других усопших? Тщательно выбирая обяза­ тельно «хорошую» оград­ ку, просиживать часами в интернете, выписывая на­ звания красок для изгоро­ ди, устойчивых к влажным метеоусловиям? Суетить­ ся, высаживая около хол­ мов могильных цветочные клумбы? С радостью встра­ иваться в стечение обстоя­ тельств, предоставляющих возможность воздвигнуть над родной могилой склеп с балюстрадой? Неужели все это делается для тру­ па? Или ради собственных опасений «быть как все, чтобы не стать объектом сарказма и колкостей»? Пройдет несколько лет после кончины близко­ го, и родня, обустроившая последнее земное приста­ нище любимому человеку, успокоится, ограничива­ ясь редкими выездами на кладбище и воспоминани­ ями об усопшем. Православные христи­ ане призваны ежедневно возносить молитвенные прошения Богу о живых и об усопших. «Непрестанно молитесь, —назидает апо­ стол Павел. —За все бла­ годарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Ии­ сусе» (1 Фес. 5:16—18). В молитве происходит наше единение с Богом. Рассуждая о преданности и любви, христианин не забывает и о том, что греш­ ны и преступны перед ли­ цом Создателя все жившие и живущие на земле люди. Не исключение и близкий, отошедший в вечность. Эти обстоятельства внуша­ ют не оставлять с годами, а усиливать молитву. Если провести даже беглое срав­ нение христианского пре­ дания земле усопших и по­ хорон гражданских, можно увидеть, насколько мудро и детально продуманно наша святая Церковь от­ носится к погребению своих членов. Не оставляя скорбящих родственников в безутешной грусти, в чи- нопоследовании панихиды напоминает о неизмери­ мой и неиссякаемой любви Творца ко всему роду чело­ веческому, о скоротечно­ сти жизни, ненадежности имущественных накопле­ ний, физического здоровья и богатырских сил; недол­ говечности человеческой напускной мощи главен­ ства и превосходства. Удо­ стаивает усопших честью последнего целования. Побуждает провожающих к молитве и двенадцати­ кратному коленопрекло­ нению в умилостивление Бога и Творца об участи усопшего христианина. сподь может определить за­ гробную участь человека, и неоспоримо, что участь эта напрямую зависит от обра­ за жизни человека здесь, на земле. Но это вовсе не оз­ начает, что Господь будет смотреть и выискивать, за что бы наказать свое со­ здание. Скорее наоборот. Наемник неключимый, оскверняя душу угождени­ ем своим злым привычкам, по духовной сути своей не сможет находиться рядом со своим Создателем, ря­ дом с Тем, на Которого не смеют чины ангельские взирать. Молиться за наших род­ ных и близких необходимо ижизненно важно идля жи­ вущих, выражая этим и на­ поминая о своих чувствах, и для отошедших. Ведь эта молитва для них является благотворной пищей, при­ чем чрезвычайно необхо­ димой. Просить Господа о прощении их грехов, не сомневаясь, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараем­ ся сами слушать Господа и жить по заповедям Его, т. к. между нашим духов­ ным нравственным состо­ янием и действенностью нашей молитвы существу­ ет прямая связь. Так, Сам Господь гово­ рит: «Все, чего ни попро­ сите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22). Подготовила Людмила КРЫМОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz