Миссионерская православная газета. 2016 г. № 3. Март.
М и с с и о н е р с к а я Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года _ Пшослдкнда ^ г а з е т а № 3 М А Р Т 2 0 1 6 Прошло веселье мясопуста, Гулянье в миг оборвалось, Пришли деньки сорокоуста. Их сердце все же дождалось! Томилось сердце в ожиданье, Томилось сердце почти год, И вновь пошло на покаянье, Оставив груз мирских забот. А мир бурлит, как не бывало, Бурлит он суетой сует, Танцует, пляшет, поет рьяно, Живет, как будто поста нет. А в девятнадцатом столетье, Постились все: и стар и мал, И мир, как будто в лихолетье, Скорбил, вздыхал, не танцевал. Но Русь, Россия, христианство - Теперь раздельные слова. Так будем мы молиться свято, Чтоб Бог слова сии сковал. Ивновь чтоб было все как раньше, Чтоб вся затихла жизнь в посту, Чтоб люд российский был постящий, Чтоб подражал постом Христу! Се рг е й Си ня ви н пищи и даже не задумыва ются о его духовной состав ляющей. К сожалению, и среди верующих встречают ся такие. Несмотря на уве щевания священников, они полагают, что отказ от куска мяса непременно вменится им в подвиг, укрепит веру в Бога. Не раз приходилось слы шать, как постящиеся обме ниваются рецептами пост- Затворник назвал пост «кур сом спасительного врачева ния душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Если в силу своей физи ческой немощи человек не может поститься, то нужно в это время хотя бы не рос кошествовать. Постящемуся же негоже осуждать тех, кто ещё не го тов к подвигу поста, —всему блюсти себя духовно, устре мив свой взор к Богу. А по тому духовный пост сродни подвигу. И если неисполне нию поста телесного можно найти какое-то оправда ние — к примеру, болезнь. то нежеланию пребывать в богообщении и укрощать свой эгоизм оправдания нет. Как нет его и душе, не желающей работать над воздержанием от злых по- Л у ч ш е с о в с е м н е п о с т и т ь с я , ч е м п о с т и т ь с я б е з у м а Великий пост —весна для души Несмотря на то, что на ули це продолжает властвовать зима, наше морозное сердце начинает оттаивать под сол нечными лучами покаяния! За повседневными забо тами, большую часть из ко торых иначе как суетой не назовешь, мы очень часто выпускаем из виду самое главное: ежедневно находить время для богообщения, до- броделания и самоанализа. Живем «как получается», не замечая, что наши грехи, наслаиваясь друг на дру га, со временем превраща ются в неподъемный груз, отягощающий душу... Как следствие — всевозможные телесные болезни, кото рые всегда легче списать на плохую наследственность или экологию, чем признать плодом нашей неправедной жизни и отсутствием любви к Богу и ближнему. Будь кроток , д о б р и н е з л о п амя т е н Пост —время, которое да ется человеку для того, что бы он мог взглянуть на себя со стороны, признать свои грехи, примириться с Богом через молитву и покаяние, забыть о себе, любимом, нау читьсяжертвовать собой ради других, проявлять терпение и смирение. «Кто ограничивает пост одним лишь воздержанием, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Ио анн Златоуст. —Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постится и око, и слух, и руки, и всё наше тело... На корми голодных, напои ж а ждущих, посети больных... Будь милосерден, кроток, добр, незлопамятен». Толь ко такой наш пост можно назвать жертвенным, он уго ден Богу и послужит нам ко спасению. Начался Великий пост, который готовит право славных христиан к Страст ной Седмице, к радостной встрече с Господом в день Светлого Христова Воскре сения. Насколько готов к нему каждый из нас, зави сит от духовной зрелости и искреннего желания сле довать за Господом нашим Иисусом Христом и во всем подражать Ему. Особенно труден пост на чинающему, когда каждый неверный шаг кажется ката строфой, но зато как сладок плод первого поста, с какой легкостью парит его душа, освободившаяся от бреме ни греха, сколько неожи данных Божьих откровений получает человек, ещё долго оставаясь под благодатью после «близкого» общения с Господом. Благотворное влияние поста на организм челове ка давно признали светские доктора и повсеместно ре комендуют его в качестве диеты. Невоцерковленные люди видят смысл поста только в воздержании от скоромной ной кухни, советуют друг другу приготовить пусть и мудреное блюдо, но без мяса и масла, к тому же по вкусу не уступающее скоромным изыскам. В этом случае под виг поста не имеет места быть, потому как человек по-прежнему идет на пово ду у своей плоти, проводя огромное количество дра гоценного времени за при готовлением пищи, забыв о том, что она должна быть предельно проста, сэконом ленное же на ее приготов лении время должно быть употреблено на общение с Богом: молитву, покаяние, честный самоанализ, чте ние Библии, устремление к добру в любом его проявле нии и, конечно же, посеще ние церковных богослуже ний. Ведь смысл поста вовсе не в том, чтобы оздоровить свой организм, изрядно по дуставший за долгую зиму, хотя и заботу о нем, реко мендованную Господом, никто не отменял, а в том, чтобы смирить свой над менный дух, раскаяться в своей греховности, навсег да отказаться от пагубных привычек. Святитель Ио анн Златоуст назвал пост лекарством, напомнив при этом, что даже самое полез ное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употре блять. А Святитель Феофан свое время. Не следует так же поститься напоказ, — в конце концов это наши су губо личные взаимоотноше ния с Богом. Христианину в любом случае, и особенно во время поста, надлежит оставаться кротким, сми ренным, делающим любое дело с желанием и любовью, презирающим славу земной жизни. Главное - не е с т ь д р у г д р у г а Духовный пост и теле сный — это части единого целого, а потому неразде лимы и являются мощным оружием против дьявола. Телесный пост, предпо лагающий воздержание от гастрономических и прочих удовольствий, безуслов но, труден для человека и к тому же весьма важен, по тому как закаляет его волю, через физическое воздер жание ведет к победе духа над плотью. Здесь главное —не переусердствовать, а то ведь, воздерживаясь от удо вольствий, можно получить обратный результат: раз дражительность, озлоблен ность на всех и вся. Несмотря на то, что те лесный пост — своего рода жертва, всё-таки это наибо лее легкая сторона истин ного поста. Гораздо труднее мыслов и стяжанием до бродетели. Какая польза человеку, не вкушающему скоромной пищи, но при этом «поедающему» ближ него из зависти или будучи разгневанным, равнодушно взирающему на проблемы нищих и скорбящих, не ж е лающему прощать обиды другим и обижающему не мощного? Душа постящегося по добна птице. Очищенный постом человек смирен духом, целомудрен, скро мен, легок и здоров телом, не отягощен греховными помыслами, готов к при нятию Божьей благодати и наслаждению ею. Пост соединяет его с Господом, и в светлый праздник Пас хи человек может с чистым сердцем приступить к Таин ству Причастия, радуясь ма ленькой, но честной победе над своими страстями. Нередко по выходе из поста люди продолжают пребывать в благочестии и смирении, не желают воз вращаться к прежним по рокам и наслаждениям, жаждут совершать добрые дела, отрекаются от злосло вия и скверномыслия. И в этом тоже огромная польза поста, который таким обра зом укрепляет веру, умно жает любовь христианина к Богу и людям. Лидия ХАРЛАМОВА, г. Кандалакш а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz