Миссионерская православная газета. 2016 г. № 2. Февраль.
ВОПРОС ЖИ З НИ Миссионерская православная газета №2, ФЕВРАЛЬ 2016 Ежедневно в православных храмах святая Церковь возносит молитвен ные прошения Господу о насущных и необходимых потребностях по вседневной жизни человека. О бо- гохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, об изобилии плодов земных, о путешествующих и по морю плавающих и, обязательно, о кончине жизни каждого из нас. Да не какой-нибудь или как в извест ной песне поется «если смерти - то мгновенной». Но просим: «Христи анской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом ...» Даже те из нас, которые счи тают себя воцерковленными, далеко не всегда задумываются о том, как будут проводить свои последние дни земной жизни: неся бремя обычных повседнев ных забот или по промыслу Бо- жиему —лежа на одре. В дохристианские времена оказаться в роли больного счи талось чуть ли не проклятием, и гневом Божиим. Вспомним еван гелие от Иоанна стихи 9.2 и 9.3: «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или ро дители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.» Мы православные христиане исповедуем, что наш Бог —есть Любовь всеобъемлющая, и ни чего в окружающем нас мире не происходит без Его Святой воли, но все имеет для нас пользу и ценность, хотя не всегда сразу это удается понять и вместить. Господь, скорбью или болез нью отвлекает свое создание от земных привязанностей, побу ждает нас задумываться о смыс ле стремительно проносящейся жизни. В семьях, где привычки сфор мировались по графику: «Родил ся, выучился, сделал карьеру..», внезапная потеря здоровья у род ного человека воспринимается как горе или катастрофа. Близкие больного вынужде ны срочно корректировать весь уклад каждодневного устояв шегося быта, перестраиваться под болезнь любимого человека, оказавшегося прикованным к постели. Стремятся обеспечить уход, акцентируя заботы исклю чительно на устройстве уюта и комфорта физиологической жизнедеятельности организма. Полагая, что важнейшим ито гом, в данном случае, является оптимистический настрой и уве ренность больного в благополуч ном избавлении от недуга. Наступающий новый день вносит свою не всегда положи тельную корректировку. Страда лец уже не может даже присесть самостоятельно для принятия пищи, или для помощи в прове дении ему гигиенических проце- Л ю д м и л а К Р Ы М С К А Я Помни дур, не в состоянии оттолкнуться или упереться, и весь телесный вес, а также обилие запахов, уха живающему приходится прини мать на себя. Близкие начинают интере соваться многочисленными ме дицинскими советами о про филактике, борьбе и лечении пролежней, появляющихся у ле жачих больных. О технических приспособлениях, массажных устройствах, необходимых, в свя зи с утратой двигательных функ ций тела. О современных мето диках и специальном бытовом оборудовании. О возможностях найма профессиональных сиде лок. Обмениваются мнениями на форумах, изливая друг другу печаль свою в полной уверенно сти, что их постигла Божья кара. Паникуют, видя, как испаряется уйма денег, а улучшений состоя ния больного не видно. Вышеперечисленные быто вые мероприятия серьезны и су щественны, но без правильного психологического восприятия текущей ситуации, опека не мощного и сам недуг могут ока заться непосильной ношей для обеих сторон. Часто близкие больного и сам страдалец, видя вокруг (как им кажется) вполне здравствующих и физически сильных, угнета ются своими помышлениями. Завидуют ведущим «активный» образ жизни коллегам, друзьям, со сед ям . Рассуждая общепри нятыми, одобренными норма ми светской жизни, «сильных, красивых и успешных... » Не ви дят, что в наступившей болезни им открывается благоприятная возможность упражняться в тер пении, возрастая в любви, за ко торые при переходе в вечность будем нелицемерно отчитывать ся Богу. Прикованный к одру, незави симо от возраста, не хочет сми ряться с недугом, видя вокруг себя яркие фонтанирующие образы из телесериалов, журна лов и газет. Рассуждая о том, что ВСЁ происходящее и с ним и в мире подобно бессмысленной лотерее, погружает свою душу в мучительный хаос помышлений. На фоне блистающего и м а нящего фейерверка романтич ного материального благополу чия вместить в себя волю Божию на болезнь конкретному челове ку невообразимо дико и жутко. Опекающая сторона в свою очередь, памятуя о недавнем па радном шествии болящего по ка рьерной восходящей вертикали, лезности страданий и нелепости грядущих похоронных перспек тив. Враг, устрашая незащищен ную душу, понуждает ее к тревоге и ощущению безысходности. Вкусите и видите, яко благ Го сподь. А в перспективах стоит веч ность. Та самая, которую желали и жаждали все наши православ ные святые и наши благочести вые предки, начиная с апостолов и первомучеников. В первые века христианства последователи своего Боже ственного Учителя горели верой и радовались, оказавшись на арене цирка, под гул призыва: «Христиан ко львам!» Читая жизнеописания наших православных святых, которые не страшились добровольно от дать себя на пытки, приобретая те самые, формулируя совре менным языком, ограниченные физические возможности. Об обычных людях, уверовавших и безбоязненно исповедовавших перед языческим обществом И с тину, мы в своем неофитском по рыве возгораемся: «И я бы также твердо стоял в вере!» Но куда нам, современным изнеженным и оранжерейным ко львам на арену цирка? По зволять отсекать от себя части телес. Мы даже маленькую гре ховную привычку отсечь от себя не можем. Пронести недомога ние, как подвиг, считаем не на столько значимым в сравнении с публичным признанием Распя того Мессией. Батюшка преподобный Се рафим Саровский от рождения наделен был богатырской физи ческой силой, но когда на него напали в лесу разбойники, он не оказал им никакого сопротив ления. Его жестоко искалечи ли, проломив череп и повредив позвоночник. Имея и особую силу духа, он видел, что напав шие разбойники научаемы были противоборствующей стороной, категорически не заинтересо ванной в спасении человека. В мучительные минуты физиче ской боли не оставлял упова ния своего на Бога и удостоил ся посещения Пресвятой Девы. Оставшись на всю жизнь сгор бленным, молился за своих оби дчиков и те по молитвам старца покаялись. Врач-хирург, новомученик и исповедник Российский, Архи епископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясеп- нецкий),вкусив лагерной жизни, твоя... повредил физическое здоровье, а в конце своего земного пути лишился и зрения. Светские ви зитеры, представители власти с удивлением обращали внимание на то, что при посещении «попа» они видели не дряхлого, восьми десятилетнего старика, а слепо го человека, говорившего с ними твердой уверенной интонаци ей, без намека вызвать к себе какую-то бы ни было жалость или сочувствие. Казалось бы, чего лучшего желать для себя в конце земного странствия? Трудился, утешал ся, веселился, а в конце жизни, лежа на одре, слушай чтение святого Слова и кайся в грехах, принимая Святые Тайны, гото вясь предстать для отчета перед Творцом. И хлопочущий присматрива ющий родственник не унывает и не смущается тем, что ему прихо дится проводить гигиенические процедуры родителю противопо ложного пола. Но радуется пре доставленным обстоятельствам возблагодарить в полной мере за отеческие любовь и заботу чело века, подарившего жизнь. Проговорить друг другу те слова любви, которые мы не успевали произнести из-за по стоянной спешки, собственного нерадения, прикрываясь педа гогическими инструкциями или субъективными сомнительными канонами. Однажды в наш храм зашла женщина и, подойдя к свечно му ящику, задала обычный во прос: какому святому поставить свечку для излечения ее больной тети, которая вырастила и вос питала ее вместо умершей мате ри. Свечница в ответ доходчиво и доступно произнесла мини лекцию с последующим толко ванием. Выходя из храма женщина го рестно заметила: «Хорошо вам, христианам. У вас все и всегда имеет смысл! У вас есть Ваш Бог! А я вся в приметах и суевериях! Если что-то сделаю не так, меня же люди засмеют! Как же я жить- то буду?!.» Как тут не вспомнить еванге лие от Матфея: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть...» последняя угнетается раздумьями о беспо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz