Миссионерская православная газета. 2016 г. № 2. Февраль.

ВОПРОС ЖИ З НИ Миссионерская православная газета №2, ФЕВРАЛЬ 2016 Ежедневно в православных храмах святая Церковь возносит молитвен­ ные прошения Господу о насущных и необходимых потребностях по­ вседневной жизни человека. О бо- гохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, об изобилии плодов земных, о путешествующих и по морю плавающих и, обязательно, о кончине жизни каждого из нас. Да не какой-нибудь или как в извест­ ной песне поется «если смерти - то мгновенной». Но просим: «Христи­ анской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом ...» Даже те из нас, которые счи­ тают себя воцерковленными, далеко не всегда задумываются о том, как будут проводить свои последние дни земной жизни: неся бремя обычных повседнев­ ных забот или по промыслу Бо- жиему —лежа на одре. В дохристианские времена оказаться в роли больного счи­ талось чуть ли не проклятием, и гневом Божиим. Вспомним еван­ гелие от Иоанна стихи 9.2 и 9.3: «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или ро­ дители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.» Мы православные христиане исповедуем, что наш Бог —есть Любовь всеобъемлющая, и ни ­ чего в окружающем нас мире не происходит без Его Святой воли, но все имеет для нас пользу и ценность, хотя не всегда сразу это удается понять и вместить. Господь, скорбью или болез­ нью отвлекает свое создание от земных привязанностей, побу­ ждает нас задумываться о смыс­ ле стремительно проносящейся жизни. В семьях, где привычки сфор­ мировались по графику: «Родил­ ся, выучился, сделал карьеру..», внезапная потеря здоровья у род­ ного человека воспринимается как горе или катастрофа. Близкие больного вынужде­ ны срочно корректировать весь уклад каждодневного устояв­ шегося быта, перестраиваться под болезнь любимого человека, оказавшегося прикованным к постели. Стремятся обеспечить уход, акцентируя заботы исклю­ чительно на устройстве уюта и комфорта физиологической жизнедеятельности организма. Полагая, что важнейшим ито­ гом, в данном случае, является оптимистический настрой и уве­ ренность больного в благополуч­ ном избавлении от недуга. Наступающий новый день вносит свою не всегда положи­ тельную корректировку. Страда­ лец уже не может даже присесть самостоятельно для принятия пищи, или для помощи в прове­ дении ему гигиенических проце- Л ю д м и л а К Р Ы М С К А Я Помни дур, не в состоянии оттолкнуться или упереться, и весь телесный вес, а также обилие запахов, уха­ живающему приходится прини­ мать на себя. Близкие начинают интере­ соваться многочисленными ме­ дицинскими советами о про­ филактике, борьбе и лечении пролежней, появляющихся у ле­ жачих больных. О технических приспособлениях, массажных устройствах, необходимых, в свя­ зи с утратой двигательных функ­ ций тела. О современных мето­ диках и специальном бытовом оборудовании. О возможностях найма профессиональных сиде­ лок. Обмениваются мнениями на форумах, изливая друг другу печаль свою в полной уверенно­ сти, что их постигла Божья кара. Паникуют, видя, как испаряется уйма денег, а улучшений состоя­ ния больного не видно. Вышеперечисленные быто­ вые мероприятия серьезны и су­ щественны, но без правильного психологического восприятия текущей ситуации, опека не­ мощного и сам недуг могут ока­ заться непосильной ношей для обеих сторон. Часто близкие больного и сам страдалец, видя вокруг (как им кажется) вполне здравствующих и физически сильных, угнета­ ются своими помышлениями. Завидуют ведущим «активный» образ жизни коллегам, друзьям, со сед ям . Рассуждая общепри­ нятыми, одобренными норма­ ми светской жизни, «сильных, красивых и успешных... » Не ви­ дят, что в наступившей болезни им открывается благоприятная возможность упражняться в тер­ пении, возрастая в любви, за ко­ торые при переходе в вечность будем нелицемерно отчитывать­ ся Богу. Прикованный к одру, незави­ симо от возраста, не хочет сми­ ряться с недугом, видя вокруг себя яркие фонтанирующие образы из телесериалов, журна­ лов и газет. Рассуждая о том, что ВСЁ происходящее и с ним и в мире подобно бессмысленной лотерее, погружает свою душу в мучительный хаос помышлений. На фоне блистающего и м а­ нящего фейерверка романтич­ ного материального благополу­ чия вместить в себя волю Божию на болезнь конкретному челове­ ку невообразимо дико и жутко. Опекающая сторона в свою очередь, памятуя о недавнем па­ радном шествии болящего по ка­ рьерной восходящей вертикали, лезности страданий и нелепости грядущих похоронных перспек­ тив. Враг, устрашая незащищен­ ную душу, понуждает ее к тревоге и ощущению безысходности. Вкусите и видите, яко благ Го­ сподь. А в перспективах стоит веч­ ность. Та самая, которую желали и жаждали все наши православ­ ные святые и наши благочести­ вые предки, начиная с апостолов и первомучеников. В первые века христианства последователи своего Боже­ ственного Учителя горели верой и радовались, оказавшись на арене цирка, под гул призыва: «Христиан ко львам!» Читая жизнеописания наших православных святых, которые не страшились добровольно от­ дать себя на пытки, приобретая те самые, формулируя совре­ менным языком, ограниченные физические возможности. Об обычных людях, уверовавших и безбоязненно исповедовавших перед языческим обществом И с­ тину, мы в своем неофитском по­ рыве возгораемся: «И я бы также твердо стоял в вере!» Но куда нам, современным изнеженным и оранжерейным ко львам на арену цирка? По­ зволять отсекать от себя части телес. Мы даже маленькую гре­ ховную привычку отсечь от себя не можем. Пронести недомога­ ние, как подвиг, считаем не на­ столько значимым в сравнении с публичным признанием Распя­ того Мессией. Батюшка преподобный Се­ рафим Саровский от рождения наделен был богатырской физи­ ческой силой, но когда на него напали в лесу разбойники, он не оказал им никакого сопротив­ ления. Его жестоко искалечи­ ли, проломив череп и повредив позвоночник. Имея и особую силу духа, он видел, что напав­ шие разбойники научаемы были противоборствующей стороной, категорически не заинтересо­ ванной в спасении человека. В мучительные минуты физиче­ ской боли не оставлял упова­ ния своего на Бога и удостоил­ ся посещения Пресвятой Девы. Оставшись на всю жизнь сгор­ бленным, молился за своих оби­ дчиков и те по молитвам старца покаялись. Врач-хирург, новомученик и исповедник Российский, Архи­ епископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясеп- нецкий),вкусив лагерной жизни, твоя... повредил физическое здоровье, а в конце своего земного пути лишился и зрения. Светские ви­ зитеры, представители власти с удивлением обращали внимание на то, что при посещении «попа» они видели не дряхлого, восьми­ десятилетнего старика, а слепо­ го человека, говорившего с ними твердой уверенной интонаци­ ей, без намека вызвать к себе какую-то бы ни было жалость или сочувствие. Казалось бы, чего лучшего желать для себя в конце земного странствия? Трудился, утешал­ ся, веселился, а в конце жизни, лежа на одре, слушай чтение святого Слова и кайся в грехах, принимая Святые Тайны, гото­ вясь предстать для отчета перед Творцом. И хлопочущий присматрива­ ющий родственник не унывает и не смущается тем, что ему прихо­ дится проводить гигиенические процедуры родителю противопо­ ложного пола. Но радуется пре­ доставленным обстоятельствам возблагодарить в полной мере за отеческие любовь и заботу чело­ века, подарившего жизнь. Проговорить друг другу те слова любви, которые мы не успевали произнести из-за по­ стоянной спешки, собственного нерадения, прикрываясь педа­ гогическими инструкциями или субъективными сомнительными канонами. Однажды в наш храм зашла женщина и, подойдя к свечно­ му ящику, задала обычный во­ прос: какому святому поставить свечку для излечения ее больной тети, которая вырастила и вос­ питала ее вместо умершей мате­ ри. Свечница в ответ доходчиво и доступно произнесла мини­ лекцию с последующим толко­ ванием. Выходя из храма женщина го­ рестно заметила: «Хорошо вам, христианам. У вас все и всегда имеет смысл! У вас есть Ваш Бог! А я вся в приметах и суевериях! Если что-то сделаю не так, меня же люди засмеют! Как же я жить- то буду?!.» Как тут не вспомнить еванге­ лие от Матфея: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть...» последняя угнетается раздумьями о беспо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz