Миссионерская православная газета. 2016 г. № 2. Февраль.
Миссионерская православная газета У Р О К И И С Т О Р И И №2, ФЕВРАЛЬ 2016 5 Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, душе же повредить не могущих...» Н а п а д е н и е ры ц а р е й . Год 1589 ...Кнут снял с голо - вы рогатый громоздкий шлем и огляделся. Отец часто говорил ему: «Вели ки у руссов земли, богаты. Отвоевать их —наш долг перед верой и королём». Ну, вот он и здесь. Длин ные жидкие пряди волос развевает ветер, узкие серые глаза хищно при щурены, снежинки тают на длинном, безбородом лице с крючковатым н о сом. Но где же эти уваль ни, финские наемники? И где проводник? — Господин Осфильд! Финский отряд уже сое динился с нашим. Звучно раздался голос стройного рыцаря лет 28 с привлекательным ли цом. Кнут с раздражением обернулся. Надо же было королю Юхану послать с ним этого сынка знат ной фамилии, Эдварда. Этот дурачок начитал ся Библии. Кнут тоже ее читает, как все лютеране, евангелисты. Но Библия одно, а жизнь —другое. А что выходит? Ни оленей у лопарей не отобрать, ни пугнуть их для забавы. На шёлся заступник за дика рей! Ох уж это чтение Би блии! Иногда Кнут жалел, что не остался как его дед добрым католиком, воин ственным и совершенно не грамотным. — Знаю, Эдвард Рам- борг, без тебя давно знаю. Скоро будет и проводник. Он обещал, что через день пути мы достигнем бо гатого местечка, которое охраняют лишь два мо наха. А через неделю мы ворвёмся в Нижний мона стырь, там уж, верно, пол но сокровищ! Да и работы будет побольше: монахов больше сотни. К счастью, они безоружны, мы про сто уничтожим их всех. Но помни: половина всех богатств —мне, четверть золота и другой добычи — нашим парням, четверть тебе! Мне половина, мне! — Как скажете, госпо дин, — безразлично от ветил Эдвард. —Нет, Бог создал меня вовсе не для грабежа, —подумал он. Пятьдес ят пр от ив двоих . Зимний закат в по следний раз озарил купол и крест Успенской церк ви, заискрились парчой снега вокруг Верхнего монастыря. Высокий, ши рокоплечий синеглазый монах-священник произ нес: «Иисусе, помилуй мя, грешного» и постучал три раза в дверь крохотной ке льи-избушки. «Аминь», — протяжно раздалось в ответ. —Спаси Бог тебя, отец Иона, что мне старику снова дровишек нарубил и принёс. Благослови меня, отче! — сутулый худоща вый старичок в рясе с за платками открыл дверь. — Бог да благословит тебя, брат Герман. А дро вишки —не о чем и гово рить. Мне —35, а ты лет на 30 старше, да и немощен. Завтра принесу тебе сушё ных грибов и сготовлю тебе похлёбку, а после поста уж разговеемся и творогом, и молоком из Нижнего мо настыря. Сейчас трав це лебных заварю, чтобы твоя простуда прошла. Потом канон тебе почитаю, по молимся. —Как ты все успеваешь, отец Иона? Снова ни свет, ни заря на могиле батюш ки Трифона после обедни в храме панихиду отслу жил, в лес сходил, дров нарубил, церковь вымыл и вычистил, снег убрал возле храма, обо мне, убогом, за ботишься? —Да я привычный, брат Герман. Вырос в Коле, у отца по дому всякую рабо туисполнял, и на реке один рыбачил, и в море с отцом ходил, часто за младшими братишками присматри вал, их у меня шестеро. В миру меня Иваном звали. Больше всего любил я в храме священнику помо гать, да читать. На служ бе —Апостол и Псалтырь, дома —Евангелие и жития. Хорошую Бог дал юность. Одно вот. Рассказывал уже тебе. Повенчался я со своей Марией, дочка у нас родилась. Вскоре стал диаконом, потом священ ником. И тут. Бог посетил меня. Дочка маленькая умерла, а вскоре и жена. Не роптал я на Бога, но сколько слез пролил. Бог все делает к лучшему. Не потерял бы семью — не быть бы мне во ангельском чине, в монашестве. А де ланию иноческому учился я у нашего отца Трифона, ты знаешь. Вечная ему память. Угождал он Богу всю свою жизнь. —Ты был любимым его учеником, отче. — И его все любили. Молится братия за упокой его души. И он там за нас молится. —Отец Иона, тревожно мне. Помнишь, как собра лись мы у постели старца накануне его смерти, а он и предсказал нам разгром всего монастыря, нашу смерть от врагов! И когда эта беда придет, Бог от крыл ему. —Да, брат. Может, и сбу дется предсказания старца по грехам нашим. Христос терпел, и нам велел. Ты да вай-ка не тужи. Помолим ся. Ты поспишь, я в своей келье четки еще повяжу, охранять буду храм и тебя. Дай Бог тебе здоровья. — Бог в помощь тебе, отче. Благослови меня. —Бог благословит. Отец Иона вышел из кельи. В задумчивости он стоял на морозе, глядя на звёздное небо. Тихо и мир но было на душе. Прошло минут пять. Вдруг... Шум раздался со стороны леса. Запылали факелы, озаряя чёрные фигурки бегущих людей, раздались крики. Рать двигалась на малень кую Успенскую церковь и отца Иону. «Господи, прости меня и прими мою душу», —проговорил он и перекрестился, потом рас пахнул дверь и разбудил задремавшего Германа: «Вставай, брат. Враги! Мо лись, благословляю тебя оставаться здесь и умереть здесь. И прости меня, если что». «Бог простит, и ты меня прости, отче». Отец Иона захлопнул дверь. И привалился к ней, вдыхая морозный воздух. Слы шал, как в келье Герман бьет поклоны перед ико нами. Самый первый из ратников, увязая в снегу, бросился на Иону с мечом. Иона был на две головы выше его и шире в плечах, сильным ударом он выбил меч из руки врага и обру шил свой пудовый кулак прямо ему на голову. Тот упал, оглушенный ударом. Второй был ростом вели кан, с Иону. Он ударил свя щенника плашмя мечом по голове. Иона покач нулся, но устоял. Сам рез ко двинул грабителя под дых. Тот согнулся, меч вы скользнул прямо к ногам Ионы. Иона схватил меч, хотел прикончить напа давшего. Н о . Занесенная рука замерла, меч выпал. Иона вспомнил иноческие обеты. Обещал он Богу не проливать крови не толь ко людей, но и животных. Вспомнил и предсказание Трифона. Первый из напа давших, коренастый финн очнулся, меч его отлетел далеко, и он выхватил нож. Второй поднял меч, брошенный Ионой. К ним приближались еще четве ро. «Господи, прости мои грехи, прими дух мой», — прошептал священник и упал от удара меча, залив кровью белое полотнище снега. Враги ворвались в келью. Герман стоял к ним спиной, молясь на образа. Наёмник хладнокровно вонзил ему нож в спину. Ищите их золото, а потом сожгите все! Болванам, ко торые их прикончили, от рубить головы. Надо было сначала пытать их и му чить, узнать, где богатства, а потом уж прикончить! Нижний м о н а с тыр ь : Пр и к о н ч им ш в е д о в или... В Нижнем монастыре готовились к Рождеству Христову. В бедных дере вянных церквушках и ке льях-избах всё вычищено и выскоблено. Мягко те плятся лампадки удревних образов. Вот один из ино ков ударил в било —пора на трапезу. 5 января —не обед, а одно название. Не много ржаного хлебушка, квас. Сотворив молитву. братия уселась за длинный стол на лавки. Пора уже и жития читать за трапезой. Игумен Гурий, бледный от воздержания, какой-то весь истончившийся за эти суровые на Мурмане месяцы полярной ночи, неспешно открыл огром ную старинную книгу (на вес золота, из Москвы принес еще старец Три фон, как дар самого царя Всея Руси). Склонился над страницей, и вдруг. по шатнулся и упал. Братия подбежали, слышались возгласы: «Воды бы свя той. Стар уж отец Гурий, не по силам ему строго держать Рождественский пост, ослаб». Совсем моло дой инокАникита, первый заглянув в книгу, с ужасом вскрикнул: «Кровь!» Иеро диакон Прохор почти вы рвал ее у него из рук и стал водить глазами по стра нице, почему-то называя имена братии: «Игумен Гурий, Пахомий. Братья, это же наши имена просту пили на листе. Но писаны они будто кровью .» Все замерли. Игумен, выпив чашу воды, пришел в себя: «Брат Аникита, взгляни в окно, что за шум?» «Ратни ки, много их, отче. Чужа ки!» —вскрикнул Аникита, отбегая от окна. Игумен перекрестил ся: «Что ж, воля Божия». Монахи тоже крестились, шептали молитвы. Инок Пахомий, богатырь лет тридцати, двухметрово го роста, косая сажень в плечах, посмотрев испод лобья своими серо-голу быми глазами навыкате, решительно прогудел гу стым басом: —Отче, нас более сот ни. Есть и ломы, и топо ры, и ножи. Разбойники все здесь полягут —только благослови нас. Игумен окинул взгля дом братию. Почти все из поморов — высоченные, русоволосые, бородатые, крепкие и отважные и на море, и в бою. Такие одо леют врага за один день, раздай только ломы да топоры. Но это земное, а если стремится к Небу. —Дети мои, вспомни те обеты иноческие, не должны мы проливать кровь, даже кровь врагов. Битвы — это дело пра вославных воинов, но не иноков. Отец наш Трифон, Царствие ему Небесное, предсказывал разорение монастыря. Говорил он нам, когда мы собрались у него, прощаясь: «Многие из здесь стоящих падут от острия меча. Но не осла бевайте, братия, упова нием на Бога. Силен Он восстановить обитель», — негромко, но решительно ответил игумен. —Так что же —смерть? — совсем тихо дрожащим голосом спросил Аникита. — Если все помрем, в Царствии Небесном встретимся и со Христом и с батюшкой Трифоном. Продолжение в следующем номере.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz