Миссионерская православная газета. 2016 г. № 1. Январь.
М и с с и о н е р с к а я Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года Православная ' г а з е т а № 1 ЯНВАРЬ 2016 19 Я Н В А Р Я С В Я Т А Я Ц Е Р К О В Ь П Р А З Д Н У Е Т К Р Е Щ Е Н И Е Г О С П О Д А Н А Ш Е Г О И И С У С А Х Р И С Т А . Э Т О О Д И Н ИЗ Д В У Н А Д Е С Я Т Ы Х П Р А З Д Н И К О В , К О Т О Р Ы Й П Р А З Д Н У Е Т С Я НЕ М Е Н Е Е Т О Р Ж Е С Т В Е Н Н О , ЧЕМ Р О Ж Д Е С Т В О Х Р И С Т О В О Во Иордане крещающуся Тебе, Господи У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли чаемый всеми Избави тель, Утешение Израилево? Кре ститель же в ответ говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Ко торого я недостоин, наклонив шись, развязать ремень обуви Его; Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между со бой святками, составляют единое торжество — праздник Богояв ления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифле емском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк. 3, 22), и был слы шен голос Бога Отца, «глаголю щий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). О событии же самого Креще ния Господня можно рассказать следующее. Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, на ходящемся в Галилее. С Пресвя той Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцати летия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником. Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иу дейскому никому не позволялось учительствовать и принимать сан священника, наступило время яв ления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явить ся Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: «глас вопиющего в пустыне: при готовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу наше му» (Ис. 40, 3). Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пу стыни был глагол Божий к Иоанну, Святитель Иоанн Златоуст: «Не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился». сыну Захарии (Лк. 3, 2), сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ве дал, кроме Его Пречистой Мате ри, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 7). Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение для проще ния грехов (Лк. 3, 3).Послушать его проповедь выходили жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, испо ведуя свои прегрешения (Мк. 1, 5). я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8). И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иор дана иудеям, он узнал среди людей Того, пред Кем тридцать лет назад взыграл во чреве матери своей. Иисус пришел из Галилеи на Иор дан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослуша ния, перешедшим отАдама на весь род человеческий. Но Иисус ска зал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить вся кую правду (Мф. 3, 15). Он не имел нужды в этом крещении, как без грешный и непорочный, рожден ный от Пречистой Девы Марии, и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и свя тыни. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой во дное естество, чтобы и нам даро вать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: «На Кого уви- диттть Духа, сходящего и пребыва ющего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33). Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Кото рого начал свое течение. Как пове ствует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом «тотчас» цер ковное Предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждо го крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедо вал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды от верзлось небо, и Дух Святой нис- шел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаго лющий: Ты Сын Мой Возлюблен ный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21-22). Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица сим вол любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира. Святая Церковь еще с апо стольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя: «да будет у вас в великом уваже нии день, в который Господь явил нам Божество». В воспоминание Крещения, в котором Иисус Хри стос погружался в водах Иордан ских, Православная Церковь из древле совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Праздничное освящение воды ведет свое начало от тради ции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершени ем водоосвящения. Издревле и в Церкви Русской, подражая тради ции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Бла гочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, благо дать великого праздника. П одгот овил диакон Сергий ГЕЙЗАТУЛИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz