Миссионерская православная газета. 2016 г. № 1. Январь.

М и с с и о н е р с к а я Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года Православная ' г а з е т а № 1 ЯНВАРЬ 2016 19 Я Н В А Р Я С В Я Т А Я Ц Е Р К О В Ь П Р А З Д Н У Е Т К Р Е Щ Е Н И Е Г О С П О Д А Н А Ш Е Г О И И С У С А Х Р И С Т А . Э Т О О Д И Н ИЗ Д В У Н А Д Е С Я Т Ы Х П Р А З Д Н И К О В , К О Т О Р Ы Й П Р А З Д Н У Е Т С Я НЕ М Е Н Е Е Т О Р Ж Е С Т В Е Н Н О , ЧЕМ Р О Ж Д Е С Т В О Х Р И С Т О В О Во Иордане крещающуся Тебе, Господи У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли чаемый всеми Избави­ тель, Утешение Израилево? Кре­ ститель же в ответ говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Ко­ торого я недостоин, наклонив­ шись, развязать ремень обуви Его; Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между со­ бой святками, составляют единое торжество — праздник Богояв­ ления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифле­ емском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк. 3, 22), и был слы­ шен голос Бога Отца, «глаголю­ щий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). О событии же самого Креще­ ния Господня можно рассказать следующее. Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, на­ ходящемся в Галилее. С Пресвя­ той Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцати­ летия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником. Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иу­ дейскому никому не позволялось учительствовать и принимать сан священника, наступило время яв­ ления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явить­ ся Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: «глас вопиющего в пустыне: при­ готовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу наше­ му» (Ис. 40, 3). Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пу­ стыни был глагол Божий к Иоанну, Святитель Иоанн Златоуст: «Не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился». сыну Захарии (Лк. 3, 2), сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ве­ дал, кроме Его Пречистой Мате­ ри, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 7). Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение для проще­ ния грехов (Лк. 3, 3).Послушать его проповедь выходили жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, испо­ ведуя свои прегрешения (Мк. 1, 5). я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8). И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иор­ дана иудеям, он узнал среди людей Того, пред Кем тридцать лет назад взыграл во чреве матери своей. Иисус пришел из Галилеи на Иор­ дан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослуша­ ния, перешедшим отАдама на весь род человеческий. Но Иисус ска­ зал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить вся­ кую правду (Мф. 3, 15). Он не имел нужды в этом крещении, как без­ грешный и непорочный, рожден­ ный от Пречистой Девы Марии, и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и свя­ тыни. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой во­ дное естество, чтобы и нам даро­ вать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: «На Кого уви- диттть Духа, сходящего и пребыва­ ющего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33). Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Кото­ рого начал свое течение. Как пове­ ствует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом «тотчас» цер­ ковное Предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждо­ го крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедо­ вал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды от­ верзлось небо, и Дух Святой нис- шел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаго­ лющий: Ты Сын Мой Возлюблен­ ный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21-22). Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица сим­ вол любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира. Святая Церковь еще с апо­ стольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя: «да будет у вас в великом уваже­ нии день, в который Господь явил нам Божество». В воспоминание Крещения, в котором Иисус Хри­ стос погружался в водах Иордан­ ских, Православная Церковь из­ древле совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Праздничное освящение воды ведет свое начало от тради­ ции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершени­ ем водоосвящения. Издревле и в Церкви Русской, подражая тради­ ции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Бла­ гочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, благо­ дать великого праздника. П одгот овил диакон Сергий ГЕЙЗАТУЛИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz