Миссионерская православная газета. 2016 г. № 12. Декабря.
Ж И З Н Ь З А В Е Р У Миссионерская православная газета №12 , ДЕКАБРЬ 2016 19 д е к а б р я П р а в о сл а в н а я Церковь воспом и н ает память святителя и ч удотворца Николая, а р х и е п и с к о п а Мир Ликийских Этот праздник в нашем народе празд нуется наравне с двунадесятыми празд никами. В каждом храме образ святителя Николая занимает особое место. Навер ное, не найдется такого дома, где не было бы иконы святителя. Его житие мало чем отличается от жития других угодников Божиих. Но, тем не менее, именно свя тителя Николая Церковь особо почитает. Почему? Потому что ни одно молитвен ное обращение к чудотворцу Николаю не остается без ответа. Он оставил нам пример богоугодной и праведной жизни, он самоотверженного служил людям, и старался своей жизнью исполнить слова Спасителя: «Будете святи, яко Свят есмь Аз» (Лев. 11:45). Святитель Николай был удивительным человеком, его жизнь можно описать сло вами апостола Павла: «для всех он был всем» (1 Кор. 9:22). Порой, не дожида ясь чьих-либо просьб о помощи, он сво евременно являл ее и избавлял людей от напастей. Святитель обрел невероятную силу духа и своей горячей любовью к Богу настолько приблизился к нему, что Бог даровал ему особую силу — силу со вершать чудеса. Практически каждый из нас знает как минимум о трех чудесах, которые совер шил святитель Николай. Помимо того, что святитель Николай был чудотворцем, он также был ревнителем, исповедни ком и пламенным поборником веры. Он принимал участие в Первом Вселенском Соборе, на котором отчаянно защищал догматы православной веры и горячо обличал ересь Ария, который приравни вал Сына Божия к твари. Как известно, Арий был осужден и, тем самым, Церковь была спасена от ереси, которая могла бы разрушить все христианство. Кротость — это та христианская до бродетель, которую сегодня мы чаще все го ошибочно воспринимаем как слабость. И, боясь показаться слабыми, начинаем показывать свою значимость, спорить, оправдываться и т. д. Однако кротость есть не что иное как внешнее проявле ние внутреннего смирения человека, и, как правило, оно выражается в том, что несмотря ни на что, человек остается не раздражительным, не гневливым и не озлобляется. Но вместо этого мы боимся поступить по-христиански и со смирени ем воспринять ту или иную жизненную ситуацию. И как раз святитель Николай в очередной раз нам об этом напоминает. Своей жизнью он дает нам пример «обра за кротости», обрести который он сумел благодаря тому, что был именно «прави лом веры». Таким образом, если человек будет стараться основывать свою жизнь на истиной вере,то внутреннее смирение и кротость станут вполне естественным проявлением этой веры. Своим примером святитель Николай показывает нам, что все мы без исклю чения призваны полагать веру в основу все нашей жизни. Невозможно оставать ся христианином, но при этом в одной ситуации поступать по-христиански, а в другой — иначе. Он напоминает нам, что все православные христиане, некогда принявшие святое крещение, призваны быть христианами не на словах, а дока зывать это всей своей жизнью. И ерей И горь З У ЕВ 14 ноября в Паломническом центре состоялась лекция протоиерея Василия Вольского, руководителя Комиссии по канонизации святых, о подвижниках XX века «За веру Христову пострадавшие» За веру Христову пострадавшие С В ЯЩ Е Н Н И К ИЛИ Я КУТУЗОВ Илия Кутузов родился в простой бедной семье, рано потерял отца. С детства он всей душой стремился к церковным службам и желал порабо тать Богу в духовном звании. Не при надлежа по рождению к духовному сословию, он все же поступил в семи нарию. Однако обучение пришлось на революционные годы. Семинария была закрыта. Кто-то из учащихся отошел от Церкви, стремился влиться в новый порядок. Тех семинаристов. которые остались верны призванию, в том числе и юного Илию, ожида ли гонения. Илия был арестован и заключен в советский концлагерь. Он был человеком сильной души, крепкой веры, неунывающим. За это испытание Илия благодарил Бога и говорил, что Промысел уберег его от ранней смерти. Дело в том, что заключенных разделили на 2 этапа. Одних отправили на Беломорканал («стройку века»), а других —на лесо повал вАрхангельскую область. Илья Кутузов попал во второй, а из первого этапа почти никто не выжил. Налесо повале бок о бок работали епископы, священники, монахи, семинаристы. Работа была очень тяжелая, а пайку давали очень скудную. Духовенство было распределено среди уголовни ков, которые отказывались выходить на работы, а пайку всегда отнимали у «политических». В таких суровых ус ловиях закалялась и крепла вера буду щего пастыря. Через некоторое время политза ключенных перевели на вольное по селение. Так как многие были хорошо образованы, то поставили на адми нистративные должности. Илию Ва сильевича поставили сначала бри гадиром, потом браковщиком. Как вспоминал впоследствии отец Илия, на лесозаводе у них бухгалтером был епископ, а кассиром —иеромонах. В 1937 г в возрасте 34-х лет Илья Васильевич Кутузов женился на ссыльной —Логиновой Юлии Яков левне. 17 октября 1939 г. в семье Ильи и Юлии Кутузовых в Архангельске ро дилась дочь Валентина (сейчас она живет в г. Очаков Николаевской об ласти на Украине). 1941 год —война. И. В. Кутузов работает в это время на лесозаводе рубщиком-браковщиком и, т. к. считался высококлассным специалистом, попал под категорию «брони». Но жизнь в военном Архан гельске была очень тяжелая: голод, а пайка «политическим» была меньше, чем остальным рабочим. Зимой 1942 г. от голода умирает жена Ильи Васи льевича Юлия, и он остается один с трехлетней дочкой на руках. Во время всеобщей эвакуации детей втыл была возможность отправить маленькую Валю на пароходе, но Илья Васи льевич наотрез отказался это делать. Как оказалось позже, белый паро ход с большими красными крестами с эвакуированными детьми на борту был атакован фашистскими бомбар дировщиками, и все дети погибли в Белом море. Илье Васильевичу приходилось брать маленькую дочь с собой на работу, а в ночные вахты оставлять одну дома. Питались очень скудно: Вале — что получше, а сам ел варе во из прокисшей ботвы и гнилую картошку. При любой возможности Илья Кутузов ходил в храм и даже был псаломщиком в Ильинском соборе г. Архангельска. В 1946 г. полностью сгорел лесо завод, где работал Илья Васильевич, и много людей осталось без работы. Именно в это время епископ Архан гельский и Холмогорский Леонтий (Смирнов) предложил Илье Василье вичу рукоположение в сан диакона, а через год, в 1947-м, рукополагает его во пресвитера и назначает настоя телем Свято-Никольской церкви с. Ковда Кандалакшского района. Этот старинный храм в течение 14 лет —после ареста в 1933 г. священ ника Александра Красильникова — стоял без службы. Взяв две буханки ржаного хлеба и узелок с детскими вещами, отец Илия с дочкой Валей переезжает на новое место службы. В Ковде люди, истосковавшиеся за столько лет без службы и без Таинств Исповеди и Причащения, приняли батюшку очень хорошо, были очень приветли вые, вера в них не угасла. Никольский храм — единственный в это время на всю округу; территория, которую окормлял отец Илия, огромная: Кан далакша, Княжая, Зеленоборский, Лесозаводский, Кереть, Белое Море и др. Отец Илия ездил крестить, ис поведовать, причащать, отпевать по разным населенным пунктам райо на. Если учесть, что железная дорога проходит в 12 км от Ковды, идти надо лесом, то можно представить, какой это труд. Проникал отец Илия даже на закрытые секретные объекты (тог да шло везде по рекам строительство ГЭС), чтобы по просьбам верующих окрестить детей. И однажды его один партийный босс чуть не посадил в тюрьму. До сих пор в воспоминанияхжите лей Ковды сохранилась память о том, как в большие праздники в 40-е—50-е годы отец Илия организовывал крест ные ходы по селу: заходили в дома к верующим, совершали краткий моле бен, кропили святой водой. Колхоз ники жили бедно и всегда приходили к батюшке занимать деньги. А когда их заставляли покупать облигации го сударственного займа, то отец Илия на церковные деньги все скупал, что бы из людей никто не пострадал. При закрытии церкви у прихода было изъ ято много таких билетов. В 1958 году государство усили ло атеистическую пропаганду, стали вновь закрываться храмы. Не оста лась в стороне и Никольская церковь. В эти годы молодежь уезжает из села от колхозного рабства, остаются в ос новном пенсионеры. Многие люди разъехались по большим городам. Как вспоминает дочь отца Илии, были службы, когда в церкви они были только вдвоем с отцом: он правил службу и сам же пел за хор. Жителей обработали поодиночке, запугали, но собрать подписи от ковдян не смог ли. Тогда собрали подписи жителей пос. Лесозаводский (там жило при шлое население), и в 1959 г. церковь в Ковде закрыли. Какое-то время отец Илия еще оставался в селе, а потом его перевели в Казанскую церковь г. Кировска, где его тоже очень полю били за его богобоязненность и силь ную веру. П од го т о ви л а Галина СИ РО ТИ Н СКАЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz