Миссионерская православная газета. 2016 г. № 12. Декабря.

Ж И З Н Ь З А В Е Р У Миссионерская православная газета №12 , ДЕКАБРЬ 2016 19 д е к а б р я П р а в о сл а в н а я Церковь воспом и н ает память святителя и ч удотворца Николая, а р х и е п и с к о п а Мир Ликийских Этот праздник в нашем народе празд­ нуется наравне с двунадесятыми празд­ никами. В каждом храме образ святителя Николая занимает особое место. Навер­ ное, не найдется такого дома, где не было бы иконы святителя. Его житие мало чем отличается от жития других угодников Божиих. Но, тем не менее, именно свя­ тителя Николая Церковь особо почитает. Почему? Потому что ни одно молитвен­ ное обращение к чудотворцу Николаю не остается без ответа. Он оставил нам пример богоугодной и праведной жизни, он самоотверженного служил людям, и старался своей жизнью исполнить слова Спасителя: «Будете святи, яко Свят есмь Аз» (Лев. 11:45). Святитель Николай был удивительным человеком, его жизнь можно описать сло­ вами апостола Павла: «для всех он был всем» (1 Кор. 9:22). Порой, не дожида­ ясь чьих-либо просьб о помощи, он сво­ евременно являл ее и избавлял людей от напастей. Святитель обрел невероятную силу духа и своей горячей любовью к Богу настолько приблизился к нему, что Бог даровал ему особую силу — силу со­ вершать чудеса. Практически каждый из нас знает как минимум о трех чудесах, которые совер­ шил святитель Николай. Помимо того, что святитель Николай был чудотворцем, он также был ревнителем, исповедни­ ком и пламенным поборником веры. Он принимал участие в Первом Вселенском Соборе, на котором отчаянно защищал догматы православной веры и горячо обличал ересь Ария, который приравни­ вал Сына Божия к твари. Как известно, Арий был осужден и, тем самым, Церковь была спасена от ереси, которая могла бы разрушить все христианство. Кротость — это та христианская до­ бродетель, которую сегодня мы чаще все­ го ошибочно воспринимаем как слабость. И, боясь показаться слабыми, начинаем показывать свою значимость, спорить, оправдываться и т. д. Однако кротость есть не что иное как внешнее проявле­ ние внутреннего смирения человека, и, как правило, оно выражается в том, что несмотря ни на что, человек остается не раздражительным, не гневливым и не озлобляется. Но вместо этого мы боимся поступить по-христиански и со смирени­ ем воспринять ту или иную жизненную ситуацию. И как раз святитель Николай в очередной раз нам об этом напоминает. Своей жизнью он дает нам пример «обра­ за кротости», обрести который он сумел благодаря тому, что был именно «прави­ лом веры». Таким образом, если человек будет стараться основывать свою жизнь на истиной вере,то внутреннее смирение и кротость станут вполне естественным проявлением этой веры. Своим примером святитель Николай показывает нам, что все мы без исклю­ чения призваны полагать веру в основу все нашей жизни. Невозможно оставать­ ся христианином, но при этом в одной ситуации поступать по-христиански, а в другой — иначе. Он напоминает нам, что все православные христиане, некогда принявшие святое крещение, призваны быть христианами не на словах, а дока­ зывать это всей своей жизнью. И ерей И горь З У ЕВ 14 ноября в Паломническом центре состоялась лекция протоиерея Василия Вольского, руководителя Комиссии по канонизации святых, о подвижниках XX века «За веру Христову пострадавшие» За веру Христову пострадавшие С В ЯЩ Е Н Н И К ИЛИ Я КУТУЗОВ Илия Кутузов родился в простой бедной семье, рано потерял отца. С детства он всей душой стремился к церковным службам и желал порабо­ тать Богу в духовном звании. Не при­ надлежа по рождению к духовному сословию, он все же поступил в семи­ нарию. Однако обучение пришлось на революционные годы. Семинария была закрыта. Кто-то из учащихся отошел от Церкви, стремился влиться в новый порядок. Тех семинаристов. которые остались верны призванию, в том числе и юного Илию, ожида­ ли гонения. Илия был арестован и заключен в советский концлагерь. Он был человеком сильной души, крепкой веры, неунывающим. За это испытание Илия благодарил Бога и говорил, что Промысел уберег его от ранней смерти. Дело в том, что заключенных разделили на 2 этапа. Одних отправили на Беломорканал («стройку века»), а других —на лесо­ повал вАрхангельскую область. Илья Кутузов попал во второй, а из первого этапа почти никто не выжил. Налесо­ повале бок о бок работали епископы, священники, монахи, семинаристы. Работа была очень тяжелая, а пайку давали очень скудную. Духовенство было распределено среди уголовни­ ков, которые отказывались выходить на работы, а пайку всегда отнимали у «политических». В таких суровых ус­ ловиях закалялась и крепла вера буду­ щего пастыря. Через некоторое время политза­ ключенных перевели на вольное по­ селение. Так как многие были хорошо образованы, то поставили на адми­ нистративные должности. Илию Ва­ сильевича поставили сначала бри­ гадиром, потом браковщиком. Как вспоминал впоследствии отец Илия, на лесозаводе у них бухгалтером был епископ, а кассиром —иеромонах. В 1937 г в возрасте 34-х лет Илья Васильевич Кутузов женился на ссыльной —Логиновой Юлии Яков­ левне. 17 октября 1939 г. в семье Ильи и Юлии Кутузовых в Архангельске ро­ дилась дочь Валентина (сейчас она живет в г. Очаков Николаевской об­ ласти на Украине). 1941 год —война. И. В. Кутузов работает в это время на лесозаводе рубщиком-браковщиком и, т. к. считался высококлассным специалистом, попал под категорию «брони». Но жизнь в военном Архан­ гельске была очень тяжелая: голод, а пайка «политическим» была меньше, чем остальным рабочим. Зимой 1942 г. от голода умирает жена Ильи Васи­ льевича Юлия, и он остается один с трехлетней дочкой на руках. Во время всеобщей эвакуации детей втыл была возможность отправить маленькую Валю на пароходе, но Илья Васи­ льевич наотрез отказался это делать. Как оказалось позже, белый паро­ ход с большими красными крестами с эвакуированными детьми на борту был атакован фашистскими бомбар­ дировщиками, и все дети погибли в Белом море. Илье Васильевичу приходилось брать маленькую дочь с собой на работу, а в ночные вахты оставлять одну дома. Питались очень скудно: Вале — что получше, а сам ел варе­ во из прокисшей ботвы и гнилую картошку. При любой возможности Илья Кутузов ходил в храм и даже был псаломщиком в Ильинском соборе г. Архангельска. В 1946 г. полностью сгорел лесо­ завод, где работал Илья Васильевич, и много людей осталось без работы. Именно в это время епископ Архан­ гельский и Холмогорский Леонтий (Смирнов) предложил Илье Василье­ вичу рукоположение в сан диакона, а через год, в 1947-м, рукополагает его во пресвитера и назначает настоя­ телем Свято-Никольской церкви с. Ковда Кандалакшского района. Этот старинный храм в течение 14 лет —после ареста в 1933 г. священ­ ника Александра Красильникова — стоял без службы. Взяв две буханки ржаного хлеба и узелок с детскими вещами, отец Илия с дочкой Валей переезжает на новое место службы. В Ковде люди, истосковавшиеся за столько лет без службы и без Таинств Исповеди и Причащения, приняли батюшку очень хорошо, были очень приветли­ вые, вера в них не угасла. Никольский храм — единственный в это время на всю округу; территория, которую окормлял отец Илия, огромная: Кан­ далакша, Княжая, Зеленоборский, Лесозаводский, Кереть, Белое Море и др. Отец Илия ездил крестить, ис­ поведовать, причащать, отпевать по разным населенным пунктам райо­ на. Если учесть, что железная дорога проходит в 12 км от Ковды, идти надо лесом, то можно представить, какой это труд. Проникал отец Илия даже на закрытые секретные объекты (тог­ да шло везде по рекам строительство ГЭС), чтобы по просьбам верующих окрестить детей. И однажды его один партийный босс чуть не посадил в тюрьму. До сих пор в воспоминанияхжите­ лей Ковды сохранилась память о том, как в большие праздники в 40-е—50-е годы отец Илия организовывал крест­ ные ходы по селу: заходили в дома к верующим, совершали краткий моле­ бен, кропили святой водой. Колхоз­ ники жили бедно и всегда приходили к батюшке занимать деньги. А когда их заставляли покупать облигации го­ сударственного займа, то отец Илия на церковные деньги все скупал, что­ бы из людей никто не пострадал. При закрытии церкви у прихода было изъ­ ято много таких билетов. В 1958 году государство усили­ ло атеистическую пропаганду, стали вновь закрываться храмы. Не оста­ лась в стороне и Никольская церковь. В эти годы молодежь уезжает из села от колхозного рабства, остаются в ос­ новном пенсионеры. Многие люди разъехались по большим городам. Как вспоминает дочь отца Илии, были службы, когда в церкви они были только вдвоем с отцом: он правил службу и сам же пел за хор. Жителей обработали поодиночке, запугали, но собрать подписи от ковдян не смог­ ли. Тогда собрали подписи жителей пос. Лесозаводский (там жило при­ шлое население), и в 1959 г. церковь в Ковде закрыли. Какое-то время отец Илия еще оставался в селе, а потом его перевели в Казанскую церковь г. Кировска, где его тоже очень полю­ били за его богобоязненность и силь­ ную веру. П од го т о ви л а Галина СИ РО ТИ Н СКАЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz