Миссионерская православная газета. 2016 г. № 11. Ноябрь.

Миссионерская православная газета №11, НОЯБРЬ 2016 У Р О К И И С Т О Р И И Осенью на родные приходы съезжается народ Божий, делясь впечатлениями на известную, еще со школьной скамьи тему: «Как я провел лето». Опуская с ад ово­ огородные рекорды, сопровождаемые впечатляющими результатами, хочется сразу перейти к нашему излюбленному, обсуждаемому предмету: посещению близлежащих к дачам, «фазендам» и прочим родовым гнездам обителей или пребывания в оных в качестве трудника. Монастырь — школа духовной жизни, находясь в которой, даже людям не воцерковленным, дается (дарится) ощущение осо­ бой атмосферы, не опреде­ ляемой обычной словесной конструкцией. Вероятно потому, что формулировка эта—тайнабудущего века — до времени скрыта от нас. Или наоборот — утеряна нашими прародителями, вследствие грехопадения. Иногда мы пытаемся как-то обозначить незримую среду монастырского жилища, но ничего, кроме слова «благо­ дать», выбрать не можем. И благодати самой объясне­ ние даем приблизительное, неточное — дар Божий че­ ловеку для спасения и ос­ вящения. Утишение чувств. Успокоение эмоций. Мир и тишина в душе. Блажен­ ство... Прилагательных и наречий, очевидно, не хва­ тит в нашем человеческом современном обиходе, что­ бы всецело выразить или подойти к сущности дан­ ного понятия. Что же нас тянет под монастырский покров? Чем особенно притягате­ лен, почему живителен и целебен для человека этот воздух? Почему в нашем современном обществе по­ являются люди, готовые уйти из мира —яркого, ос­ лепляющего, манящего фи­ нансовой обеспеченностью и роскошью изобилия? У наших современников не укладывается в голове, как нормальный человек, успевший насобирать во­ жделенное материальное благополучие, может бро­ сить прекрасное, хоть и временное торжество, за­ хватывающее и подчиня­ ющее ум, чувства и волю занятие, и затвориться в монастырских стенах. Толь­ ко обделенный злой неумо­ лимой судьбой: лишенный работы, не распознавший своего профессионально­ го призвания, потерявший сбережения или предмет сердечной привязанности, от отчаяния уходит в мона­ стырь. Для симпатизирую­ щих карьерным эскалато­ рам появилось даже такое выражение: «монашество как часть жизненного пла­ на». Среди подвижников в иноческом образе, про­ славленных и тех, которые еще не просияли в лике святых, мы встречаем не только лиц, происходив­ ших из малоимущих семей, но и высокообразованных деятелей науки, заслуги которых были отмечены светской властью, дворян, а также особ августейших. Христиане, по слову Го­ спода — это соль, закваска в окружающем мире. Те, кому недостаточно pane e circenses, кто ищет смысл своего пребывания на зем­ ле, кто слушает внутрен­ ний голос, доверяет ему и откликается на него. Многие новоначальные, проходя, каждый свой не­ обыкновенный, вдохнов­ ляющий период для подго­ товки встречи с Творцом, свидетельствуют о том, что первые их действия и шаги удавались и осуществля­ лись с необыкновенной легкостью. И когда закан­ чивается этот, практически беззаботный, детский от­ резок времени, наступает момент взрослости. Эпоха самостоятельных трудов и настоящих подвигов. Веру­ ющий учится жить по за­ поведям Божиим, слушать голос совести под руковод­ ством опытного духовника, чтобы не уйти в гордыню «собственных» достижений и не спутать обычное взро­ сление в вере с призванием на монашество. При нали­ чии желания монашеского пути необходимо приобре­ сти и твердую решимость следовать за Христом до конца. Это касается не только монашеского вы­ бора, но и смелости жить в миру соблюдая заповеди Божии, «претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13­ 13, Мф. 10-22). Вовсе не слепую веру требуется иметь в своем арсенале стремящемуся к монашеской стезе, но ос­ мысленную, осознанную. Молитвенный опыт встре­ чи с Господом будет высту­ пать как движущая сила по дороге, ведущей к духовно­ му возрастанию. Опыт лич­ ный должен основываться на уже достигнутых резуль­ татах святых подвижников, живших ранее. Без этого багажа можно погибнуть в западне индивидуального амбициозного высокоме­ рия, либо стать персона- жем очередного сериала, не пойми зачем заглядывая в чужой терновник и бес­ плодно усердствуя в его эк ­ зотических зарослях. Молитва за мир, благо­ даря которой собственно и вертится наш надутый «глобус», действительно является участью избран­ ных Божиих. Монастырский воздух наполнен славословиями своему Творцу, молитвами и слезами покаяния не толь­ ко монашествующих, но и паломников, трудников, мирян. Средствами духовного совершенства при постриге являются оставление своего «я» за монастырской огра­ дой, вверение себя в по­ корное послушание. Обеты нестяжания и целомудрия невесте Христовой служат в качестве поддержки для не­ сения своего креста ангель­ ского (как говорили на Руси наши предки). Вступление на монашеский путь явля­ ется делом сугубо добро­ вольным, а желающие про­ ходят длительный период послушания (на различных трудовых поприщах обите­ ли). Кто может вместить — вмещает. Не все — но кому дано. Монашеская упо­ рядоченная безмолвная жизнь провоцирует сверка­ ющую мертвящим холодом блеска модель имуществен­ ного достояния на ведение ответных конфронтаци­ онных действий, пытаясь подчинить светским по­ рядкам монастырские уста­ вы. Молитвенный плач за судьбы мира воспринима­ ется как признак слабости, бездействия, пассивности. Обет нестяжания и при­ вычка довольствоваться малым возводит подвиж­ ника в статус тунеядца с обязательным атрибутом попрошайничества. А меж­ ду тем далеко не все борцы за мнимую справедливость проинформированы об ав­ торе слов: «кто не хочет тру­ диться, тот и не ешь» (2 Фес. 3—10). Желание исправить себя самого, избавиться от своих грехов трактует­ ся как нежелание помочь ближнему —расчетливое своекорыстие. Покорность старшему ассоциируется с бесправностью узника. Ну, а обет безбрачия у мона­ шествующих лиц и любовь к целомудрию наплодили в светских публикациях тон­ ны макулатуры о содержа­ нии которой стыдно и гла- голати. Любовь русского челове­ ка к монастырям заложена в его генах и впитана с мо­ локом матери. Монашеское призвание было уделом немногих, потому что мо­ нашество — это печаль по Богу и любовь к молитве. Увы, не этим руковод­ ствуются герои художе­ ственных произведений. Не печалью по Богу и не любовью к молитве. В луч­ шем случае надуманные персонажи спасают чело­ вечество от поработителя, от бедности, имея священ­ ный сан, пылают любовной страстью и заканчивают все тем же pane e circenses. Но для избавления об­ щественного строя от зло­ деев вовсе необязательно радикально менять направ­ ление своей жизни и прини­ мать монашеский постриг. Миротворческими и соци­ альными преобразования­ ми можно заниматься бу­ дучи верующим, на любом другом светском поприще, имея семью, владея паро­ возами и пароходами. П и­ сатели, повествующие нам о мнимой настоящей люб­ ви, обязательно запретной, не утруждаясь знаниями основ христианского веро­ учения, влагают в уста глав­ ных героев сомнительные высказывания: «... должно быть семена нашей погибе­ ли посеяны еще до нашего рождения...». А о Зижди - теле Вселенной известный романист «бестселлера» повествует как о диктаторе и палаче, который только и ждет, когда Его творение оступится. Навеянные язычески­ ми традициями, витиева­ тые умозаключения лица, облеченного в священный сан и находящегося далеко не на последней ступеньке иерархической лестницы, вызывают у читателя за­ кономерное чувство неиз­ бежности рокового фатума: «хоть до смерти разбейся, ничего не изменишь». Н е­ искушенные, как правило, совсем юные читатели, гре­ зят добиваться запретных, но привлекательных пло­ дов доступными банальны­ ми средствами. Веротерпи­ мость путают с религиозной всеядностью, определяя все вероисповедания, включая оккультные практики, как идентичные. Создается ощущение об иноческом житии, как о некой разновидности в социуме, с обязательным отсутствием чувства соб­ ственного достоинства и равнодушия к борьбе за справедливость. В период гонений на Церковь в нашем обществе утратилась достоверная ин­ формация о жизни в наших обителях. Разрушены и пе­ рестроены были многие из монастырей под светские учреждения. Современные СМИ любят рассказывать о церковной жизни исклю­ чительно в рамках «систе­ матических» нарушений, характеризуя такие события как должные и обычные. Герои художественных литературных бестселле­ ров симметрично подтвер­ ждают скандальные факты, которые временами имеют место, но при этом всегда подчинены закону обрат­ ного воздействия. Кроме решимости и дет­ ской простоты последовате­ лям своего Божественного Учителя необходимо иметь и мудрость змеиную, чтобы эпизодически не впадать в искушение, подыгрывая миру: устраивая «достойные презентации» с привлече­ нием массового флэшмоба монастырского уклада жиз­ ни, предавая забвению кате­ горический антирекламный стиль иноческого образа ангельского. «Все нам по­ зволено, но не все полезно» (1 Кор. 6-12, 10-23). Монах — это воин Хри­ стов, а не стяжатель одо­ брительного общественного мнения. Временами падаю­ щий, но воздвигаемый ми­ лостью Обещавшего: «при­ ходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6-37). Л ю д м и л а КРЫМОВА, М у р м а н с к Зачем поющему в терновник Издательство Мурманской и Мончегорской епархии МосковскогоПатриархата.Учредитель—Религиозная организация «Мурманская и Мончегорская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». Издатель —Религиозная организация «Мурманская и Мончегорская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». Адрес издателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адрес редакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главныйредактор С. В. Гейзатулин. ГазетазарегистрированаУправлением Федеральной службыпо надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области Свидетельство орегистрации ПИ N ТУ51-00333 от25.04.2016г Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви№ 131 от05.09.2011 г Отпечатано в ООО «Север ГП», г Мурманск, улица Транспортная, 7А. Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25 мин. Времяподписанияв печатьпо графику 19ч. 30мин. Датавыпуска 25.11.2016. Цена свободная. Тираж 7.000экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz