Миссионерская православная газета. 2016 г. № 11. Ноябрь.
Миссионерская православная газета №11, НОЯБРЬ 2016 У Р О К И И С Т О Р И И Осенью на родные приходы съезжается народ Божий, делясь впечатлениями на известную, еще со школьной скамьи тему: «Как я провел лето». Опуская с ад ово огородные рекорды, сопровождаемые впечатляющими результатами, хочется сразу перейти к нашему излюбленному, обсуждаемому предмету: посещению близлежащих к дачам, «фазендам» и прочим родовым гнездам обителей или пребывания в оных в качестве трудника. Монастырь — школа духовной жизни, находясь в которой, даже людям не воцерковленным, дается (дарится) ощущение осо бой атмосферы, не опреде ляемой обычной словесной конструкцией. Вероятно потому, что формулировка эта—тайнабудущего века — до времени скрыта от нас. Или наоборот — утеряна нашими прародителями, вследствие грехопадения. Иногда мы пытаемся как-то обозначить незримую среду монастырского жилища, но ничего, кроме слова «благо дать», выбрать не можем. И благодати самой объясне ние даем приблизительное, неточное — дар Божий че ловеку для спасения и ос вящения. Утишение чувств. Успокоение эмоций. Мир и тишина в душе. Блажен ство... Прилагательных и наречий, очевидно, не хва тит в нашем человеческом современном обиходе, что бы всецело выразить или подойти к сущности дан ного понятия. Что же нас тянет под монастырский покров? Чем особенно притягате лен, почему живителен и целебен для человека этот воздух? Почему в нашем современном обществе по являются люди, готовые уйти из мира —яркого, ос лепляющего, манящего фи нансовой обеспеченностью и роскошью изобилия? У наших современников не укладывается в голове, как нормальный человек, успевший насобирать во жделенное материальное благополучие, может бро сить прекрасное, хоть и временное торжество, за хватывающее и подчиня ющее ум, чувства и волю занятие, и затвориться в монастырских стенах. Толь ко обделенный злой неумо лимой судьбой: лишенный работы, не распознавший своего профессионально го призвания, потерявший сбережения или предмет сердечной привязанности, от отчаяния уходит в мона стырь. Для симпатизирую щих карьерным эскалато рам появилось даже такое выражение: «монашество как часть жизненного пла на». Среди подвижников в иноческом образе, про славленных и тех, которые еще не просияли в лике святых, мы встречаем не только лиц, происходив ших из малоимущих семей, но и высокообразованных деятелей науки, заслуги которых были отмечены светской властью, дворян, а также особ августейших. Христиане, по слову Го спода — это соль, закваска в окружающем мире. Те, кому недостаточно pane e circenses, кто ищет смысл своего пребывания на зем ле, кто слушает внутрен ний голос, доверяет ему и откликается на него. Многие новоначальные, проходя, каждый свой не обыкновенный, вдохнов ляющий период для подго товки встречи с Творцом, свидетельствуют о том, что первые их действия и шаги удавались и осуществля лись с необыкновенной легкостью. И когда закан чивается этот, практически беззаботный, детский от резок времени, наступает момент взрослости. Эпоха самостоятельных трудов и настоящих подвигов. Веру ющий учится жить по за поведям Божиим, слушать голос совести под руковод ством опытного духовника, чтобы не уйти в гордыню «собственных» достижений и не спутать обычное взро сление в вере с призванием на монашество. При нали чии желания монашеского пути необходимо приобре сти и твердую решимость следовать за Христом до конца. Это касается не только монашеского вы бора, но и смелости жить в миру соблюдая заповеди Божии, «претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13 13, Мф. 10-22). Вовсе не слепую веру требуется иметь в своем арсенале стремящемуся к монашеской стезе, но ос мысленную, осознанную. Молитвенный опыт встре чи с Господом будет высту пать как движущая сила по дороге, ведущей к духовно му возрастанию. Опыт лич ный должен основываться на уже достигнутых резуль татах святых подвижников, живших ранее. Без этого багажа можно погибнуть в западне индивидуального амбициозного высокоме рия, либо стать персона- жем очередного сериала, не пойми зачем заглядывая в чужой терновник и бес плодно усердствуя в его эк зотических зарослях. Молитва за мир, благо даря которой собственно и вертится наш надутый «глобус», действительно является участью избран ных Божиих. Монастырский воздух наполнен славословиями своему Творцу, молитвами и слезами покаяния не толь ко монашествующих, но и паломников, трудников, мирян. Средствами духовного совершенства при постриге являются оставление своего «я» за монастырской огра дой, вверение себя в по корное послушание. Обеты нестяжания и целомудрия невесте Христовой служат в качестве поддержки для не сения своего креста ангель ского (как говорили на Руси наши предки). Вступление на монашеский путь явля ется делом сугубо добро вольным, а желающие про ходят длительный период послушания (на различных трудовых поприщах обите ли). Кто может вместить — вмещает. Не все — но кому дано. Монашеская упо рядоченная безмолвная жизнь провоцирует сверка ющую мертвящим холодом блеска модель имуществен ного достояния на ведение ответных конфронтаци онных действий, пытаясь подчинить светским по рядкам монастырские уста вы. Молитвенный плач за судьбы мира воспринима ется как признак слабости, бездействия, пассивности. Обет нестяжания и при вычка довольствоваться малым возводит подвиж ника в статус тунеядца с обязательным атрибутом попрошайничества. А меж ду тем далеко не все борцы за мнимую справедливость проинформированы об ав торе слов: «кто не хочет тру диться, тот и не ешь» (2 Фес. 3—10). Желание исправить себя самого, избавиться от своих грехов трактует ся как нежелание помочь ближнему —расчетливое своекорыстие. Покорность старшему ассоциируется с бесправностью узника. Ну, а обет безбрачия у мона шествующих лиц и любовь к целомудрию наплодили в светских публикациях тон ны макулатуры о содержа нии которой стыдно и гла- голати. Любовь русского челове ка к монастырям заложена в его генах и впитана с мо локом матери. Монашеское призвание было уделом немногих, потому что мо нашество — это печаль по Богу и любовь к молитве. Увы, не этим руковод ствуются герои художе ственных произведений. Не печалью по Богу и не любовью к молитве. В луч шем случае надуманные персонажи спасают чело вечество от поработителя, от бедности, имея священ ный сан, пылают любовной страстью и заканчивают все тем же pane e circenses. Но для избавления об щественного строя от зло деев вовсе необязательно радикально менять направ ление своей жизни и прини мать монашеский постриг. Миротворческими и соци альными преобразования ми можно заниматься бу дучи верующим, на любом другом светском поприще, имея семью, владея паро возами и пароходами. П и сатели, повествующие нам о мнимой настоящей люб ви, обязательно запретной, не утруждаясь знаниями основ христианского веро учения, влагают в уста глав ных героев сомнительные высказывания: «... должно быть семена нашей погибе ли посеяны еще до нашего рождения...». А о Зижди - теле Вселенной известный романист «бестселлера» повествует как о диктаторе и палаче, который только и ждет, когда Его творение оступится. Навеянные язычески ми традициями, витиева тые умозаключения лица, облеченного в священный сан и находящегося далеко не на последней ступеньке иерархической лестницы, вызывают у читателя за кономерное чувство неиз бежности рокового фатума: «хоть до смерти разбейся, ничего не изменишь». Н е искушенные, как правило, совсем юные читатели, гре зят добиваться запретных, но привлекательных пло дов доступными банальны ми средствами. Веротерпи мость путают с религиозной всеядностью, определяя все вероисповедания, включая оккультные практики, как идентичные. Создается ощущение об иноческом житии, как о некой разновидности в социуме, с обязательным отсутствием чувства соб ственного достоинства и равнодушия к борьбе за справедливость. В период гонений на Церковь в нашем обществе утратилась достоверная ин формация о жизни в наших обителях. Разрушены и пе рестроены были многие из монастырей под светские учреждения. Современные СМИ любят рассказывать о церковной жизни исклю чительно в рамках «систе матических» нарушений, характеризуя такие события как должные и обычные. Герои художественных литературных бестселле ров симметрично подтвер ждают скандальные факты, которые временами имеют место, но при этом всегда подчинены закону обрат ного воздействия. Кроме решимости и дет ской простоты последовате лям своего Божественного Учителя необходимо иметь и мудрость змеиную, чтобы эпизодически не впадать в искушение, подыгрывая миру: устраивая «достойные презентации» с привлече нием массового флэшмоба монастырского уклада жиз ни, предавая забвению кате горический антирекламный стиль иноческого образа ангельского. «Все нам по зволено, но не все полезно» (1 Кор. 6-12, 10-23). Монах — это воин Хри стов, а не стяжатель одо брительного общественного мнения. Временами падаю щий, но воздвигаемый ми лостью Обещавшего: «при ходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6-37). Л ю д м и л а КРЫМОВА, М у р м а н с к Зачем поющему в терновник Издательство Мурманской и Мончегорской епархии МосковскогоПатриархата.Учредитель—Религиозная организация «Мурманская и Мончегорская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». Издатель —Религиозная организация «Мурманская и Мончегорская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». Адрес издателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адрес редакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главныйредактор С. В. Гейзатулин. ГазетазарегистрированаУправлением Федеральной службыпо надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области Свидетельство орегистрации ПИ N ТУ51-00333 от25.04.2016г Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви№ 131 от05.09.2011 г Отпечатано в ООО «Север ГП», г Мурманск, улица Транспортная, 7А. Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25 мин. Времяподписанияв печатьпо графику 19ч. 30мин. Датавыпуска 25.11.2016. Цена свободная. Тираж 7.000экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz