Миссионерская православная газета. 2016 г. № 11. Ноябрь.
6 Миссионерская православная гдзетд №11, НОЯБРЬ 2016 Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О рукоположен в сан священ ника и прикомандирован к кафедральному собору Вла дивостока. Позднее вместе с транспортной Флотилией он оказался на территории Кольского Севера. Наиболее известная исто рическая фигура для Коль ского края — это, конечно. священник Павел Воронов. Начинал свое служение он в Таврической губернии. Ро дом он был из Курска, рано лишился родителей. Служил долгое время священником в Бердянском уезде. Здесь орга низовал общество трезвости, Романов-на-Мурмане: 100-летие города и память о прошлом обязанности, но и в период боевых действий находятся поблизости вместе с лазаре том или госпиталем, или же непосредственно на корабле оказывают первую медицин скую помощь. Когда в 1916 году отец Па вел узнал, что на Мурмане образуется новая Флотилия, то попросил перевести его на Север рядовым священни ком. Он прибыл на Кольский Север вместе с семьей и начал службу на линкоре «Чесма». О его семье известно, что сыновья священника были врачами, а дочь — курсист кой, училась в Петрограде. В октябре 1917 года отец Павел уехал в Крым, где в те годы уже разгорался красный тер рор. Дальнейшая его судьба неизвестна. Отца Павла сменил свя- 9 НОЯБРЯ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПР ЕПОДО БНО ГО НЕСТОРА ЛЕ ТО ПИС Ц А , ПЕРВОГО Р УСС КО ГО ИС ТО РИ К А , И НА КАНУНЕ ДНЯ СВТ.ДИМИТРИЯ РОС ТО В С КО ГО , ПОКРОВИТЕЛЯ НАУКИ, НА А Р ХИ ЕР ЕЙС КОМ ПОДВОРЬЕ СОС ТОЯЛСЯ С ЕМИН А Р ЕПА Р ХИ АЛ ЬНОЙ К О М И С С И И ПО К А Н О Н И З А Ц И И «НЕ СТОИТ С Е Л О БЕЗ ПРАВЕДНИ КА И ГО РОД БЕЗ СВЯТОГО», ПОСВЯЩЁННЫЙ 100-ЛЕТИЮ О С Н О В А Н И Я Р О М А Н О В А -Н А -М У Р М А Н Е Мы живем в Мурман ске, это наш город, и мы любим его. Но знаем ли мы его историю? 100 лет назад Мурманск был основан свя тым мучеником Государем Николаем Вторым как Ро- манов-на-Мурмане. Что мы сегодня знаем о священни ках, служивших в городе до революции, в первые после революционные годы? Прак тически ничего. Что мы знаем об основателе нашего города Государе Николае Алексан дровиче? Люди, далекие от Церкви, по-прежнему огра ничиваются несколькими ходячими мифами советской школьной программы. Исто рики, журналисты и краеве ды Мурманска попытались восполнить эти исторические пробелы в национальной па мяти хотя бы на уровне нашей области. Другая не менее актуаль ная проблема — историче ские исследования о людях, пострадавших от репрессий в советский период в нашем крае, в том числе о репрес сированных представителях духовенства. Русских людей, ставших жертвами атеисти ческой государственной ма шины, мы должны помнить и поминать. Как говорила Анна Андреевна Ахматова: «Хотелось бы всех поименно назвать,/ Да отняли список,/ и негде узнать...» Первым был доклад Бар- дилевой Юлии Петровны, кандидата исторических наук, доцента МАГУ: «Свя щенники Николаевского прихода г. Мурманска первой трети XX века». — Мы очень мало знаем о священнослужителях Мур манской области начала XX века. Вто время здесьслужили священники Александр Бур- генидзе, Алексей Иваниц кий, Петр Макаров, Павел Воронов и Иоанн Стефанов- ский. О некоторых из них из вестно благодаря материалам Российского Государствен ного Исторического Архива. Вдокументах по военно-мор скому ведомству сохранились их послужные списки. Мно гие батюшки, проходя нелег кое послушание корабельных священников, успели побы вать и на Черноморском, и на Тихоокеанском, и в но- восозданной Флотилии Се верного Ледовитого океана. Если говорить об отце Алек сандре Бургенидзе, то следу ет упомянуть, что он есть на знаменитой фотографии 1916 года, где был запечатлен мо мент молебна и закладки Ро- манова-на-Мурмане. Он на молебне сослужил епископу Архангельскому и Холмо горскому Нафанаилу. После 1916 года мы уже не встреча ем имени отца Александра в архивныхдокументах нашего края. Этот священник родил ся и вырос в Тифлисе, закон чил Тифлисскую Духовную семинарию. Затем Бургени- дзе поступил в Санкт-Пе тербургский университет на факультет восточных языков. По семейным обстоятель ствам ему пришлось оставить академическую стезю и вер нуться в Тифлис, где он при нял священный сан. Штатным священником Никольской церкви со вре менем стал отец Павел Воро нов, но первое время служил в храме священник Кольской Флотской базы отец Алексий Иваницкий. Поначалу отец Алексей Иваницкий связал свою жизнь с Черноморским Флотом, он закончил Хер сонское духовное училище. Однако через некоторое вре мя Алексий Иваницкий по дал прошение о переводе во Владивосток. Там уже он был народныечтения. Когда нача лась Первая Мировая война, отец Павел подал прошение о переводе его на Черномор ский флот. Служил усердно и получил потом назначение благочинным всего Черно морского флота. Отец Павел Воронов был священником корабельного храма на «Им ператрице Марии», а также на госпитальном судне «Петр Великий». Вместе с кораблем принимал участие в одном из сражений. За участие в бое вых походах, как отмечалось в его послужном списке «за примерное исполнение с му жеством и самоотверженно стью пастырскогодолга в бою корабля «Евстафий» с немец ким крейсером представлен к ордену святой Анны 2-й сте пени с мечами». Этот орден вообще представляется толь ко по военному ведомству и обычно дается исключитель но одним лишь военным ли цам. В памятке по военному ведомству было указано, что полковые священники во время войны не только вы полняют свои пастырские щенник Николай Хрисан- фович Азлов из Титовского прихода. По поводу этого священника мнения со временников разделились. Благочинный Василий Мар тынов писал архиерею, что вместо отца Николая надо бы назначить священника более развитого, что он мало внимания уделяет поучению прихожан. Но верующие от правили епископу письмо, в котором говорилось, что они знают отца Николая как па стыря энергичного идоброго, сумевшего в короткое время объединить свою паству, при умножить достояние церкви и создать отличный хор пев чих. Своей мягкосердечно стью, усердием к церковным службам он снискал любовь и уважение среди прихожан, и лучшего настоятеля в такое тяжелое время не требуется. Архиерей принял к сведению одобрительный отзыв при хожан, и священник Павел Азлов продолжил свое служе ние вплоть до закрытия хра ма. В предреволюционные и послереволюционные годы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz