Миссионерская православная газета. 2016 г. № 11. Ноябрь.

6 Миссионерская православная гдзетд №11, НОЯБРЬ 2016 Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О рукоположен в сан священ­ ника и прикомандирован к кафедральному собору Вла­ дивостока. Позднее вместе с транспортной Флотилией он оказался на территории Кольского Севера. Наиболее известная исто­ рическая фигура для Коль­ ского края — это, конечно. священник Павел Воронов. Начинал свое служение он в Таврической губернии. Ро­ дом он был из Курска, рано лишился родителей. Служил долгое время священником в Бердянском уезде. Здесь орга­ низовал общество трезвости, Романов-на-Мурмане: 100-летие города и память о прошлом обязанности, но и в период боевых действий находятся поблизости вместе с лазаре­ том или госпиталем, или же непосредственно на корабле оказывают первую медицин­ скую помощь. Когда в 1916 году отец Па­ вел узнал, что на Мурмане образуется новая Флотилия, то попросил перевести его на Север рядовым священни­ ком. Он прибыл на Кольский Север вместе с семьей и начал службу на линкоре «Чесма». О его семье известно, что сыновья священника были врачами, а дочь — курсист­ кой, училась в Петрограде. В октябре 1917 года отец Павел уехал в Крым, где в те годы уже разгорался красный тер­ рор. Дальнейшая его судьба неизвестна. Отца Павла сменил свя- 9 НОЯБРЯ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПР ЕПОДО БНО ГО НЕСТОРА ЛЕ ТО ПИС Ц А , ПЕРВОГО Р УСС КО ГО ИС ТО РИ К А , И НА КАНУНЕ ДНЯ СВТ.ДИМИТРИЯ РОС ТО В С КО ГО , ПОКРОВИТЕЛЯ НАУКИ, НА А Р ХИ ЕР ЕЙС КОМ ПОДВОРЬЕ СОС ТОЯЛСЯ С ЕМИН А Р ЕПА Р ХИ АЛ ЬНОЙ К О М И С С И И ПО К А Н О Н И З А Ц И И «НЕ СТОИТ С Е Л О БЕЗ ПРАВЕДНИ КА И ГО РОД БЕЗ СВЯТОГО», ПОСВЯЩЁННЫЙ 100-ЛЕТИЮ О С Н О В А Н И Я Р О М А Н О В А -Н А -М У Р М А Н Е Мы живем в Мурман­ ске, это наш город, и мы любим его. Но знаем ли мы его историю? 100 лет назад Мурманск был основан свя­ тым мучеником Государем Николаем Вторым как Ро- манов-на-Мурмане. Что мы сегодня знаем о священни­ ках, служивших в городе до революции, в первые после­ революционные годы? Прак­ тически ничего. Что мы знаем об основателе нашего города Государе Николае Алексан­ дровиче? Люди, далекие от Церкви, по-прежнему огра­ ничиваются несколькими ходячими мифами советской школьной программы. Исто­ рики, журналисты и краеве­ ды Мурманска попытались восполнить эти исторические пробелы в национальной па­ мяти хотя бы на уровне нашей области. Другая не менее актуаль­ ная проблема — историче­ ские исследования о людях, пострадавших от репрессий в советский период в нашем крае, в том числе о репрес­ сированных представителях духовенства. Русских людей, ставших жертвами атеисти­ ческой государственной ма­ шины, мы должны помнить и поминать. Как говорила Анна Андреевна Ахматова: «Хотелось бы всех поименно назвать,/ Да отняли список,/ и негде узнать...» Первым был доклад Бар- дилевой Юлии Петровны, кандидата исторических наук, доцента МАГУ: «Свя­ щенники Николаевского прихода г. Мурманска первой трети XX века». — Мы очень мало знаем о священнослужителях Мур­ манской области начала XX века. Вто время здесьслужили священники Александр Бур- генидзе, Алексей Иваниц­ кий, Петр Макаров, Павел Воронов и Иоанн Стефанов- ский. О некоторых из них из­ вестно благодаря материалам Российского Государствен­ ного Исторического Архива. Вдокументах по военно-мор­ скому ведомству сохранились их послужные списки. Мно­ гие батюшки, проходя нелег­ кое послушание корабельных священников, успели побы­ вать и на Черноморском, и на Тихоокеанском, и в но- восозданной Флотилии Се­ верного Ледовитого океана. Если говорить об отце Алек­ сандре Бургенидзе, то следу­ ет упомянуть, что он есть на знаменитой фотографии 1916 года, где был запечатлен мо­ мент молебна и закладки Ро- манова-на-Мурмане. Он на молебне сослужил епископу Архангельскому и Холмо­ горскому Нафанаилу. После 1916 года мы уже не встреча­ ем имени отца Александра в архивныхдокументах нашего края. Этот священник родил­ ся и вырос в Тифлисе, закон­ чил Тифлисскую Духовную семинарию. Затем Бургени- дзе поступил в Санкт-Пе­ тербургский университет на факультет восточных языков. По семейным обстоятель­ ствам ему пришлось оставить академическую стезю и вер­ нуться в Тифлис, где он при­ нял священный сан. Штатным священником Никольской церкви со вре­ менем стал отец Павел Воро­ нов, но первое время служил в храме священник Кольской Флотской базы отец Алексий Иваницкий. Поначалу отец Алексей Иваницкий связал свою жизнь с Черноморским Флотом, он закончил Хер­ сонское духовное училище. Однако через некоторое вре­ мя Алексий Иваницкий по­ дал прошение о переводе во Владивосток. Там уже он был народныечтения. Когда нача­ лась Первая Мировая война, отец Павел подал прошение о переводе его на Черномор­ ский флот. Служил усердно и получил потом назначение благочинным всего Черно­ морского флота. Отец Павел Воронов был священником корабельного храма на «Им­ ператрице Марии», а также на госпитальном судне «Петр Великий». Вместе с кораблем принимал участие в одном из сражений. За участие в бое­ вых походах, как отмечалось в его послужном списке «за примерное исполнение с му­ жеством и самоотверженно­ стью пастырскогодолга в бою корабля «Евстафий» с немец­ ким крейсером представлен к ордену святой Анны 2-й сте­ пени с мечами». Этот орден вообще представляется толь­ ко по военному ведомству и обычно дается исключитель­ но одним лишь военным ли­ цам. В памятке по военному ведомству было указано, что полковые священники во время войны не только вы­ полняют свои пастырские щенник Николай Хрисан- фович Азлов из Титовского прихода. По поводу этого священника мнения со­ временников разделились. Благочинный Василий Мар­ тынов писал архиерею, что вместо отца Николая надо бы назначить священника более развитого, что он мало внимания уделяет поучению прихожан. Но верующие от­ правили епископу письмо, в котором говорилось, что они знают отца Николая как па­ стыря энергичного идоброго, сумевшего в короткое время объединить свою паству, при­ умножить достояние церкви и создать отличный хор пев­ чих. Своей мягкосердечно­ стью, усердием к церковным службам он снискал любовь и уважение среди прихожан, и лучшего настоятеля в такое тяжелое время не требуется. Архиерей принял к сведению одобрительный отзыв при­ хожан, и священник Павел Азлов продолжил свое служе­ ние вплоть до закрытия хра­ ма. В предреволюционные и послереволюционные годы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz