Миссионерская православная газета. 2015 г. № 8. Август.
Миссионерская православная газета С Ч И С Т Ы М С Е Р Д Ц Е М № 8 , а в г у с т 2015 3 Удивительный праздник, окрашенный одновремен но и печалью об окончании жизненного пути Заступни цы нашей Небесной и радо стью соединения Пречистой Матери со Своим Сыном. быть застигнутыми в новом звании. дабы выполнить свой материнский долг пе ред тем, кто пока еще —точка под сердцем. Всезнающими, обрадованными и современ ными встречаем мы первый время. Время подвигов Спа сителя. Время Матери, когда оружие пройдет душу... Есть в Евангелии от Матфея уди вительные слова. Помните? Теснится народ, теснится, не пройти, не пробраться 2 8 А В Г У С Т А П Р А В О С Л А В Н А Я Ц Е Р К О В Ь П Р А З Д Н У Е Т Д Е Н Ь У С П Е Н И Я П Р Е С В Я Т О Й Б О Г О Р О Д И Ц Ы «Готово сердце Мо.е, Боже, кУди Мне по шголУ Твоему» Так что же такое Успе ние? Разве может быть смерть праздником? Почему церковный атлас России так щедро украшен Успенски ми церквами, большими и маленькими, городскими и сельскими, образцами архи тектуры и совсем простень кими? Почему праздник этот почитается как двуна десятый, великий, и всегда в конце августа замирает пра вославная россия в трепете его светлого приближения? Непростой вопрос. Дей ствительно, в словарях про тив слова «успение» стоит слово «смерть». Но любой священник замашет руками, если в его присутствии про вести между этими словами параллель. И скажет — сие недопустимо. Давайте разберемся. А ра зобраться мы сможем, толь ко раскрыв Священное Пи сание, только обратившись духовным взором к времени первых лет христианства, даже раньше, когда Божия Матерь стояла у Креста с распятым Сыном... Там, стоя у Креста, она слышала слова, обращенные Сыном к любимому ученику Ио анну, стоящему по другую сторону: «Се Матерь твоя». А Ей Он сказал: «Жено, се сын Твой». Распятый, изму ченный страданиями Сын Человеческий обращает по следние слова к Матери. Он поручает Ее ученику, лю бимому, единственному из всех, стоящему рядом. Самое высокое место Иерусалима — гора Сион. Именно на ней, и находился дом святого Иоанна Бого слова. Именно туда, в свой дом, и привел Иоанн Божию Матерь. Она сталажить в его доме смиренно, кротко, как смиренно и кротко прожила Она жизнь от зачатия Спа сителя до Его крестных мук. Готовясь к высокому на значению материнства, бро саемся мы к поучениям и назиданиям педагогов, уче ных, очень маститых и очень почитаемых. Мы хотим впи тать в себя побольше из му дрых книг, дабы не врасплох крик долгожданного чада... Как полезно даже спа сительно для материнско го самосознания взять и почитать о Богородице. Не для просвещения, а ради вразумления. Ведь и Она Мать. И Она с радостью и трепетом ждала появления на свет Младенца, и Она много думала о дальнейшей Его судьбе. И разве могла Она забыть сказанное Си меоном Богоприимцем в день Сретения у Иеруса лимского храма: «Се лежит Сей на падение и на восста ние многих в Израиле... и Тебе Самой оружие пройдет душу». Вот с каких пор, уже на сороковой день рожде ния Младенца, открыто Ей было, что ждет Ее, Мать, не усыпанный розами и поче стями путь, а путь скорбный. Что делает Она? Готовится встретить обидчиков лицом к лицу, черствеет душой в ожидании испытаний? Нет. Она продолжает выполнять долг Своего материнства. В Евангелии не так много упо минается о Ней. Только в са мом начале ее материнского пути: Благовещение в На зарете, Вифлеем, Сретение, бегство в Египет, возвраще ние из Египта. Возвращение в Назарет после праздника Пасхи в Иерусалиме, ког да Мария и Ее обручник Иосиф обнаружили, что их двенадцатилетнего Иисуса с ними нет, Он остался в И е русалиме... Но вот Иисусу исполня етсятридцатьлет. Подходило сквозь толпу: все хотят уви деть Иисуса, позади у Кото рого уже много исцелений и чудес. Говорят Ему: «Вот Матерь Твоя и братья, и се стры Твои стоят вне дома и спрашивают Тебя». Сколь ко нападок претерпели эти евангельские слова от бого- борцев-самоучек! Эти и дру гие, ставшие ответом Спа сителя: «... Вот Матерь Моя и братья Мои», —указывает Он на сидящих вокруг. Же лающие «подловить» еван гельскую мудрость броса ются в полемику, как на амбразуру: «Вот ведь, за поведовал нам любить друг друга, чтить родителей, а Сам не захотел видеть соб ственную Мать. Оставил Ее стоять среди улицы...» Да нет же, смысл этих слов совсем другой! Он от крыт был толкователям Евангелия, чтобы они до несли его нам, неверующим, сомневающимся, мудрству ющим. Они-то донесли, да мы не востребовали. Спаси тель пришел в мир с высшим назначением, с высшими обязанностями, именно об этом Его назначении и го ворят слова: «Вот Матерь Моя и братья Мои». Духов ное выше плотского. Небес ное выше земного. И Мать, оставшись на улице и не до ждавшись Сына, понимает это. Мы не понимаем и роп щем. Она понимает и —сми ряется. Ее скорбный путь все ближе и ближе к Голгофе, но Она идет по нему —так надо, так угодно Богу. Но вот позади Голгофа, и Воскресение —позади. Сын Человеческий заканчивает земное странствие, чтобы возвратиться к Своему не бесному Отцу. А Мать? Мать остается на земле вместе с Его учениками. Как живет Она в это время? В молитве, в проповеди слова Божия и — в ожидании встречи с Сыном. Сначала оставалась в Иерусалиме, посещала ме ста, где Сын учил, страдал и умер, потом, когда Ирод Антипа стал гнать Церковь, удалилась с Иоанном Бого словом в Эфес. Она посе щает Афонскую гору, остров Кипр и гостит у епископа Кипрского Лазаря (того са мого брата Марфы и Марии, которого Господь воскресил в четвертый день по смерти, почему и назван он четве- родневным). Затем возвра щается в Иерусалим и вновь живет вдоме Иоанна. Святой Епифаний и Никифор Кал лист, современники Божией Матери, пишут, что была Она роста немного выше среднего, со светло-русыми волосами, ясными глазами цвета маслин. Дивной кра соты — подтверждают все современники. И добавля ют — была в Ней простота и совершенное смирение. Говорят, было Ей 72 года, когда явился архангел Гав риил с ветвью: через три дня предстоит Ее переселение на Небо. Архангел вручил Божией Матери ветвь фини ковой пальмы с благослове нием нести ту ветвь перед ее погребальным одром. Давно ждала Богоматерь этой ве сти, благой вести, потому что давно желала Она встре чи с Сыном. Оставив сад, возвратилась домой —свет лая, радостная, показала Иоанну Богослову райскую ветвь, рассказала о встрече и стала готовиться к назначен ному часу. Спокойно отдала распоряжения, приготовила свечи и фимиам, все необхо димое для погребения. Настал третий день, при ближается третий час дня, когда по благовестию ар хангельскому надлежало Богоматери оставить зем ную жизнь. В доме горели свечи, апостолы пели псал мы, на одре со светлым ли цом лежала Пречистая Дева. «Готово сердце Мое, Боже, буди Мне по глаголу Тво ему». Это были последние Ее слова. Когда-то давно архангел Гавриил возвестил юной Деве в Назарете: «... зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус». Не понимавшая, как Она, по обету дева, смо жет зачать ребенка, Мария растерялась. Но, уразумев, что на то есть воля Божия, произносит смиренные сло ва: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему». С этих слов начала материн ское жертвенное служение. И вот опять —архангел Гав риил, и вот уже Ее послед ние слова: «Готово сердце Мое, Боже: буди Мне по глаголу Твоему». Закончила Божия Матерь Свое земное служение Сыну, чтобы на чать служение Небесное. И уснула. Потому и зовем мы Успением этот удивитель ный летний день. светлый день перехода. Заступница усердная предстала перед Божиими очами, чтобы мо литься за тех, кого оставила на земле, чтобы покрывать с высоты Небесных чертогов Своим спасительным по кровом нас. ...Торжественное шествие по улицам Иерусалима с пес нопениями и возженными свечами привлекло многих. Впереди с райской ветвью Иоанн Богослов, следом Петр, Павел, Иаков и другие апостолы несут одр с телом Пречистой Девы. Что это? Хоронят Мать Иисуса Хри ста, Того Самого... Быстро пронеслась весть и быстро пробралась в сердца пер восвященников и фарисе ев коварная мысль: сорвать шествие. Афония — звали одного из них. Его злоба и ненависть оказались такими страшными, что он бросился к одру, дабы опрокинуть на землю Пречистое Тело. Но Ангел не допустил надруга тельства. Едва коснулись его руки одра, как были отсече ны невидимым ангельским мечом. А едва были отсече ны, пришло прозрение. И — раскаяние. «Спасите! Поми луйте, рабы Христовы!» За всех сказал Петр: «Исцелить тебя мы не можем, но если уверуеш ь...». «Верую!» — вскричал Афония, и руки его чудесным образом исцели лись. Многие в тот день уве ровали и присоединились к похоронной процессии. Апостол Фома опоздал к погребению. Уже на третий день он прибыл в Гефсима- нию и очень опечалился, что опоздал. Когда апостолы отвалили камень в Гефси- манской пещере, там, рядом с гробами родителей и об- ручника Иосифа завещала Матерь Божия быть похоро ненной, то увидели лишь по гребальные пелены. Пречи стая Дева была взята на Небо. Это ли не Сыновняя награда за смирение и жертвенную любовь? Законы природы, по которым устроена земная жизнь, побеждены в Матери. Смерть, когда тело возвра щается в землю, не коснулась ее. Она и по смерти жива. А раз так, какая же это смерть? Успение... Подготовил диакон Сергий ГЕЙЗАТУЛИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz