Миссионерская православная газета. 2015 г. № 8. Август.

Миссионерская православная газета С Ч И С Т Ы М С Е Р Д Ц Е М № 8 , а в г у с т 2015 3 Удивительный праздник, окрашенный одновремен­ но и печалью об окончании жизненного пути Заступни­ цы нашей Небесной и радо­ стью соединения Пречистой Матери со Своим Сыном. быть застигнутыми в новом звании. дабы выполнить свой материнский долг пе­ ред тем, кто пока еще —точка под сердцем. Всезнающими, обрадованными и современ­ ными встречаем мы первый время. Время подвигов Спа­ сителя. Время Матери, когда оружие пройдет душу... Есть в Евангелии от Матфея уди­ вительные слова. Помните? Теснится народ, теснится, не пройти, не пробраться 2 8 А В Г У С Т А П Р А В О С Л А В Н А Я Ц Е Р К О В Ь П Р А З Д Н У Е Т Д Е Н Ь У С П Е Н И Я П Р Е С В Я Т О Й Б О Г О Р О Д И Ц Ы «Готово сердце Мо.е, Боже, кУди Мне по шголУ Твоему» Так что же такое Успе­ ние? Разве может быть смерть праздником? Почему церковный атлас России так щедро украшен Успенски­ ми церквами, большими и маленькими, городскими и сельскими, образцами архи­ тектуры и совсем простень­ кими? Почему праздник этот почитается как двуна­ десятый, великий, и всегда в конце августа замирает пра­ вославная россия в трепете его светлого приближения? Непростой вопрос. Дей­ ствительно, в словарях про­ тив слова «успение» стоит слово «смерть». Но любой священник замашет руками, если в его присутствии про­ вести между этими словами параллель. И скажет — сие недопустимо. Давайте разберемся. А ра­ зобраться мы сможем, толь­ ко раскрыв Священное Пи­ сание, только обратившись духовным взором к времени первых лет христианства, даже раньше, когда Божия Матерь стояла у Креста с распятым Сыном... Там, стоя у Креста, она слышала слова, обращенные Сыном к любимому ученику Ио­ анну, стоящему по другую сторону: «Се Матерь твоя». А Ей Он сказал: «Жено, се сын Твой». Распятый, изму­ ченный страданиями Сын Человеческий обращает по­ следние слова к Матери. Он поручает Ее ученику, лю­ бимому, единственному из всех, стоящему рядом. Самое высокое место Иерусалима — гора Сион. Именно на ней, и находился дом святого Иоанна Бого­ слова. Именно туда, в свой дом, и привел Иоанн Божию Матерь. Она сталажить в его доме смиренно, кротко, как смиренно и кротко прожила Она жизнь от зачатия Спа­ сителя до Его крестных мук. Готовясь к высокому на­ значению материнства, бро­ саемся мы к поучениям и назиданиям педагогов, уче­ ных, очень маститых и очень почитаемых. Мы хотим впи­ тать в себя побольше из му­ дрых книг, дабы не врасплох крик долгожданного чада... Как полезно даже спа­ сительно для материнско­ го самосознания взять и почитать о Богородице. Не для просвещения, а ради вразумления. Ведь и Она Мать. И Она с радостью и трепетом ждала появления на свет Младенца, и Она много думала о дальнейшей Его судьбе. И разве могла Она забыть сказанное Си­ меоном Богоприимцем в день Сретения у Иеруса­ лимского храма: «Се лежит Сей на падение и на восста­ ние многих в Израиле... и Тебе Самой оружие пройдет душу». Вот с каких пор, уже на сороковой день рожде­ ния Младенца, открыто Ей было, что ждет Ее, Мать, не усыпанный розами и поче­ стями путь, а путь скорбный. Что делает Она? Готовится встретить обидчиков лицом к лицу, черствеет душой в ожидании испытаний? Нет. Она продолжает выполнять долг Своего материнства. В Евангелии не так много упо­ минается о Ней. Только в са­ мом начале ее материнского пути: Благовещение в На­ зарете, Вифлеем, Сретение, бегство в Египет, возвраще­ ние из Египта. Возвращение в Назарет после праздника Пасхи в Иерусалиме, ког­ да Мария и Ее обручник Иосиф обнаружили, что их двенадцатилетнего Иисуса с ними нет, Он остался в И е­ русалиме... Но вот Иисусу исполня­ етсятридцатьлет. Подходило сквозь толпу: все хотят уви­ деть Иисуса, позади у Кото­ рого уже много исцелений и чудес. Говорят Ему: «Вот Матерь Твоя и братья, и се­ стры Твои стоят вне дома и спрашивают Тебя». Сколь­ ко нападок претерпели эти евангельские слова от бого- борцев-самоучек! Эти и дру­ гие, ставшие ответом Спа­ сителя: «... Вот Матерь Моя и братья Мои», —указывает Он на сидящих вокруг. Же­ лающие «подловить» еван­ гельскую мудрость броса­ ются в полемику, как на амбразуру: «Вот ведь, за­ поведовал нам любить друг друга, чтить родителей, а Сам не захотел видеть соб­ ственную Мать. Оставил Ее стоять среди улицы...» Да нет же, смысл этих слов совсем другой! Он от­ крыт был толкователям Евангелия, чтобы они до­ несли его нам, неверующим, сомневающимся, мудрству­ ющим. Они-то донесли, да мы не востребовали. Спаси­ тель пришел в мир с высшим назначением, с высшими обязанностями, именно об этом Его назначении и го­ ворят слова: «Вот Матерь Моя и братья Мои». Духов­ ное выше плотского. Небес­ ное выше земного. И Мать, оставшись на улице и не до­ ждавшись Сына, понимает это. Мы не понимаем и роп­ щем. Она понимает и —сми­ ряется. Ее скорбный путь все ближе и ближе к Голгофе, но Она идет по нему —так надо, так угодно Богу. Но вот позади Голгофа, и Воскресение —позади. Сын Человеческий заканчивает земное странствие, чтобы возвратиться к Своему не­ бесному Отцу. А Мать? Мать остается на земле вместе с Его учениками. Как живет Она в это время? В молитве, в проповеди слова Божия и — в ожидании встречи с Сыном. Сначала оставалась в Иерусалиме, посещала ме­ ста, где Сын учил, страдал и умер, потом, когда Ирод Антипа стал гнать Церковь, удалилась с Иоанном Бого­ словом в Эфес. Она посе­ щает Афонскую гору, остров Кипр и гостит у епископа Кипрского Лазаря (того са­ мого брата Марфы и Марии, которого Господь воскресил в четвертый день по смерти, почему и назван он четве- родневным). Затем возвра­ щается в Иерусалим и вновь живет вдоме Иоанна. Святой Епифаний и Никифор Кал­ лист, современники Божией Матери, пишут, что была Она роста немного выше среднего, со светло-русыми волосами, ясными глазами цвета маслин. Дивной кра­ соты — подтверждают все современники. И добавля­ ют — была в Ней простота и совершенное смирение. Говорят, было Ей 72 года, когда явился архангел Гав­ риил с ветвью: через три дня предстоит Ее переселение на Небо. Архангел вручил Божией Матери ветвь фини­ ковой пальмы с благослове­ нием нести ту ветвь перед ее погребальным одром. Давно ждала Богоматерь этой ве­ сти, благой вести, потому что давно желала Она встре­ чи с Сыном. Оставив сад, возвратилась домой —свет­ лая, радостная, показала Иоанну Богослову райскую ветвь, рассказала о встрече и стала готовиться к назначен­ ному часу. Спокойно отдала распоряжения, приготовила свечи и фимиам, все необхо­ димое для погребения. Настал третий день, при­ ближается третий час дня, когда по благовестию ар­ хангельскому надлежало Богоматери оставить зем­ ную жизнь. В доме горели свечи, апостолы пели псал­ мы, на одре со светлым ли­ цом лежала Пречистая Дева. «Готово сердце Мое, Боже, буди Мне по глаголу Тво­ ему». Это были последние Ее слова. Когда-то давно архангел Гавриил возвестил юной Деве в Назарете: «... зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус». Не понимавшая, как Она, по обету дева, смо­ жет зачать ребенка, Мария растерялась. Но, уразумев, что на то есть воля Божия, произносит смиренные сло­ ва: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему». С этих слов начала материн­ ское жертвенное служение. И вот опять —архангел Гав­ риил, и вот уже Ее послед­ ние слова: «Готово сердце Мое, Боже: буди Мне по глаголу Твоему». Закончила Божия Матерь Свое земное служение Сыну, чтобы на­ чать служение Небесное. И уснула. Потому и зовем мы Успением этот удивитель­ ный летний день. светлый день перехода. Заступница усердная предстала перед Божиими очами, чтобы мо­ литься за тех, кого оставила на земле, чтобы покрывать с высоты Небесных чертогов Своим спасительным по­ кровом нас. ...Торжественное шествие по улицам Иерусалима с пес­ нопениями и возженными свечами привлекло многих. Впереди с райской ветвью Иоанн Богослов, следом Петр, Павел, Иаков и другие апостолы несут одр с телом Пречистой Девы. Что это? Хоронят Мать Иисуса Хри­ ста, Того Самого... Быстро пронеслась весть и быстро пробралась в сердца пер­ восвященников и фарисе­ ев коварная мысль: сорвать шествие. Афония — звали одного из них. Его злоба и ненависть оказались такими страшными, что он бросился к одру, дабы опрокинуть на землю Пречистое Тело. Но Ангел не допустил надруга­ тельства. Едва коснулись его руки одра, как были отсече­ ны невидимым ангельским мечом. А едва были отсече­ ны, пришло прозрение. И — раскаяние. «Спасите! Поми­ луйте, рабы Христовы!» За всех сказал Петр: «Исцелить тебя мы не можем, но если уверуеш ь...». «Верую!» — вскричал Афония, и руки его чудесным образом исцели­ лись. Многие в тот день уве­ ровали и присоединились к похоронной процессии. Апостол Фома опоздал к погребению. Уже на третий день он прибыл в Гефсима- нию и очень опечалился, что опоздал. Когда апостолы отвалили камень в Гефси- манской пещере, там, рядом с гробами родителей и об- ручника Иосифа завещала Матерь Божия быть похоро­ ненной, то увидели лишь по­ гребальные пелены. Пречи­ стая Дева была взята на Небо. Это ли не Сыновняя награда за смирение и жертвенную любовь? Законы природы, по которым устроена земная жизнь, побеждены в Матери. Смерть, когда тело возвра­ щается в землю, не коснулась ее. Она и по смерти жива. А раз так, какая же это смерть? Успение... Подготовил диакон Сергий ГЕЙЗАТУЛИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz