Миссионерская православная газета. 2015 г. № 7. Июль.
ЛУГ Д У Х О В Н Ы Й М иссионерская православная газета №7 , ИЮЛЬ 2015 О д у х о в н о м з р е н и и на с м е р т н о м о д р е и о т р а ж е н и и с о с т о я н и я д у ши на л и ц е сразу поняли и священника прислали быстро. В ожида нии батюшки снова подо шла к больному, рассказала об исповеди и причастии. Подарила ему несколько фо тографий и иконок, в глазах засветилась благодарность, даже голос стал другой. Он гладил синей от татуировки рукой мою руку, а мне хо телось руку отдернуть, но я сдержалась, чтобы не вспуг нуть появившегося желания исповеди. Вскоре пришел батюшка, состоялась испо ведь наедине, все из палаты на время вышли. Батюшка ушел. Через некоторое время я зашла в палату и не увиде ла на тумбочке ни иконок, ни фотографий. «Сашень ка, где они?» Больной резко откинул одеяло: на груди, у сердца, лежали и фотогра фии, и иконки. И здесь я услышала потрясшие меня слова: «Если я останусь жив. я хотел бы послужить Богу и людям». Машина почему-то не пришла. Ночью он умер. Утром приехали тюремщи ки, но больной был уже на свободе. Господи, слава Тебе! У каждого свой путь Были и такие пациенты, что, увидев иконы в отделе нии, пугались. Вспомина ется 55-летняя Валентина, которая, как только прибыла в палату, с головой укрылась одеялом и провела так не сколько дней. Осматривала ее, освободив от одеяла ту или иную часть тела. Все шло своей чередой, продолжались в палате разговоры о Боге и Божьем. И начались переме ны. Смотрю, однажды осво бодила от одеяла ухо, чтобы слышать, на другой день уже смотрела, а потом и слушала с охотой. Спокойные инто нации врача, доброжела тельное отношение сестер и нянечек, умиротворенное состояние соседок по палате, которые уже причащались и исповедались, сделали свое дело: больная исповедалась и причастилась впервые за 5 дней до смерти. Какие перемены происхо дят после причастия? Очень благодатные. Улучшается физическое состояние, сти- хают боли, улучшается аппе тит, после причастия многие засыпают и спят как младен цы. Изменяется характер: появляется кротость и сми рение, а главное, обретается утраченный в земной суете и болезни душевный покой. И самое главное — после причастия тихий и мирный исход в мир иной, что мно го раз наблюдала. Бывают и чудеса Божии. О некоторых расскажу. Однажды в палате лежала 59-летняя медсестра. У нее были метастазы в головной мозг, что вызвало развитие правостороннего гемипаре за и нарушение речи. Кон такту была недоступна. Ее перестилали, кормили, уха живали за ней, но никакой ответной реакции не воз никало. Однажды в палате я показывала иконы Божией Матери и рассказывала о них. Уходя, решила показать две иконы этой больной. Это и вызвало реакцию оживления. Увидев икону Божией Ма тери «Призри на смирение», она встрепенулась, в глазах просияла радость, и здоровой рукой она взяла икону. Она не могла на нее наглядеться, минут 20 держала икону на вытянутой руке, затем при ложила к устам, словно пила живительную влагу, и затихла. Икону я оставила у нее. С это го началось наше общение. При встрече она улыбалась, кивком или глазами отвеча ла на вопросы. Удалось вы яснить, что она верующая и хотела бы причаститься. А у нас ожидался приход свя щенника. И вот этот день наступил. Батюшка в палате стал исповедовать больных и вдруг, выйдя из палаты, сказал, что Людмилу при чащать не будет, так как она не исповедалась. Мы с при хожанкой помощницей чуть не с плачем просим подойти к ней еще раз. А я, подойдя к больной, стала говорить, чтобы она хоть кивнула или глазами ответила батюш ке. Через короткое время из палаты вышел потрясенный священник. Он сказал, что парализованной рукой она осенила себя крестным зна мением и сказала ему: «Да». Больную причастили. На другой день она умерла. Было и такое чудо Божие. Осенью, кажется в октябре, на каталке привезли 50-лет него Андрея. У него тоже были метастазы в головном мозге, осложненные пра восторонним гемипарезом и расстройством речи. Во время болезни он стал веру ющим. Увидев иконы, зна ками дал понять, что хотел бы причаститься. Батюшка к нам пришел на следующий день, Андрей причастился. Состояние его стало улуч шаться, после следующего причастия, спустя некоторое время смог сидеть с опущен ными ногами. После сле дующих причащений начал ходить по палате, восста новилась речь. А однажды он встретил меня у входных дверей отделения. Радости не было предела. Однажды, в конце января, он подошел ко мне со словами: «Доктор, идемте встречать солнце», — в конце января заканчива ется долгая полярная ночь, и из-за сопки выглядывает край долгожданного солн ца. Мы стояли с ним у окна в пустой палате и радовались солнышку. Господь продлил дни его для покаяния, о ко тором просим в молитвах. Я ушла в отпуск, он снова слег. Умер без меня. Медсестры рассказывали, что в момент смерти плакал. На смертном одре открывается духовное зрение, больные начинают видеть мир иной. Впервые я это поняла у смертного одра мамы в 1991 году (мама, будучи без сознания, говорила о том, чего не могла видеть телесными очами - меня это тогда испугало), прямо от ее одра и пошла кБогу Что видят больные, я не знаю, но исходя из наблю дений, отчетливо понимаю, что видения могут быть ра достные или устрашающие. Вспоминается умиравшая у нас соседка по дому. Так тяжко переносила она стра дания, что глаза ее были почти все время узкие, как щелочки, полузакрытые. Однажды пришла в палату. она попросила меня около нее посидеть, так ей плохо. Прислонила голову к моему плечу, немного так посидела и попросила ее положить. И вдруг глаза распахнулись в пол-лица, и такое чувство страха отразилось на нем. Я стала про себя читать мо литвы и крестить простран ство вокруг нее, по-другому помочь не могла, так как соседка была не русская и некрещеная. Так и ушла с ужасом на лице. «Для меня жизнь —Хри стос, и смерть —приобрете ние», —это слова апостола Павла. Как нам далеко до такого состояния, и достиг нем ли его? Смерти, как правило, боятся. Иные прячутся от разговоров о ней, выходят из палаты. Не могут даже в мыслях допу стить, что смерть неизбеж на, что умрут. От иных слы шишь: как, почему должны умирать, даже если знают о смертельной болезни. Сопротивляясь гря дущему исходу покупают немыслимые лекарства, заказывают «народные средства». Только каждому определен свой срок, со противляться воле Божией невозможно. Уверовавшие в Бога, живущие церковной жизнью относятся к смерти мудро, готовятся к ней, все ми силами души стремятся соединиться с Господом в Святом Причастии. Говорить о смерти надо, только это не просто. С верующими эта тема об суждается проще — таким был, например, дед Сте пан, постоянно читавший Богородичное правило на смертном одре, или 74-лет няя Олюшка: «Я полежу, Иные в момент смерти светлеютлицом, улыбаются, с кем-то приветливо гово рят, иные плачут безудерж ными слезами, а были и та кие, которые тянули руки к Небу. Духовный склад души отражается во внешности и поведении. У людей, от- вергшихся от Бога, лицо обезображивается, а порой, становится страшным. Вспоминается еще одна больная. Лежала маленькая, худенькая и очень страдала. Была некрещеной, отдухов ной помощи отказывалась. Однажды поздно вечером, после моего ухода, дочь привела ей экстрасенса. По сле общения с ним больная впала в психоз, соскочила с кровати, схватила кувшин и разбила окно, намереваясь прыгнуть вниз. К счастью этого не произошло, успели ее ухватить, после чего была фиксирована вязками к кро вати. Такдо конца приходи лось фиксировать и делать седативные. Больная ночью умерла. После смерти лицо ее страшно изменилось: из худенького, острого стало квадратным и вызывающим безотчетный ужас, так что сестры боялись заходить в палату. подумаю»; или как один больной, который, когда причастился, сложив руки на груди, с выражением сча стья на лице ждал исхода. Если о диагнозе боля щий знает давно, то пройдя все стадии психологиче ского пути, примиряется с неизбежностью смерти. За время тяжелой болезни происходит духовный рост. Вспоминается раба Божия Маргарита, которая за три госпитализации к нам мно гое поняла, стала читатьду ховную литературу, задава ла много вопросов и часто причащалась. У болящих изменяется характер: ста новятся кроткими и мир ными, появляется желание «послужить Богу и людям». Вообще сказать о смерт ном диагнозе человеку очень трудно. За все время работы только несколько раз приходилось осторож но, даже иносказательно говорить об этом. Но говоря больным о Жизни Вечной, говорим и об испытаниях, которые испытывает душа по исходе, о мытарствах блаженной Феодоры, о свидетельствах очевидцев, побывавших в состоянии клинической смерти. Об о т н о ш е н и и к с м е р т и и с м е р т н о й б о л е з н и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz