Миссионерская православная газета. 2015 г. № 7. Июль.
М иссионерская православная газета №7 , ИЮЛЬ 2015 В Е Р А М Н Е П О М О Ж Е Т Н О В О М У Ч Е Н И К И СвященномУченик Константин Богоявленский ДЕНЬ ПАМЯТИ - 27 ИЮЛЯ В 1896 году в семье дьякона Успенской церкви города Екатеринбурга Стефана Богоявленского родился сын, который в крещении был назван Константином. Как и многие дети из семей духовного сословия, Константин пошел по стопам отца: в десятилетнем возрасте он был отдан для обучения в Екатеринбургское духовное училище. Весной 1917 года обучение Константина подошло к кон цу, причем, если при поступлении он числился во 2 разряде, то из семинарии вышел в числе учеников 1 разряда и был удостоен звания студента семинарии. К этому времени он уже был рукополо жен в сан пресвитера и определен на священническое место при церкви села Меркушино Верхотурского уезда. В православном мире это село извест но как место явления нетленных мощей одного из дивных русских святых - пра ведного Симеона Верхотурского, чудо творца, имя которого почитается далеко за пределами Урала и Сибири. Село было основано в 1620 году как перевалочный пункт на Сибирском торговом пути. Бла годаря прекрасному природному ланд шафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в начале XX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала. В селе было построено две церкви, одна небольшая в честь св. прав. Симеона, под алтарем которой находилась гробница праведни ка с целебным источником, другая - ве личественная, трехпрестольная в честь Архистратига Божия Михаила. В неспокойное время началось слу жение отца Константина, страна на ходилась на грани революции. После прихода новой власти для всей России наступило время тяж ких испытаний, повсюду вспыхивали народные бунты. В июле 1918 года в Верхотурском уезде было организовано восстание против советской власти. После подавления бунта большевиками по всему Верхо турскому уезду прошла волна распра вы. В том числе в селе Меркушино был совершен «показательный» расстрел священника и старосты храма. Когда их вели из церкви к месту казни, за сель ское кладбище, отец Константин шел и всю дорогу сам себя отпевал. Их заста вили рыть себе могилу, а затем на виду у собранных сельчан расстреляли. Однако Господу было угодно явить Свою милость к Сибирской земле и от крыть еще одного Своего угодника. В 1996 году в селе Меркушино было осно вано подворье Ново-Тихвинского жен ского монастыря, постепенно отрестав рирован Свято-Симеоновский храм, в мае 2001 года совершена повторная за кладка Михаило-Архангельской церкви на сохранившемся фундаменте. Через год после закладки, 31 мая 2002 года, при проведении строительных работ, у левого, Дмитриевского придела восста навливаемого храма были обретены не тленные останки неизвестного священ ника. Как выяснилось впоследствии, он был убит выстрелом в голову. Здесь же было найдено небольшое Евангелие в металлическом окладе, напечатанное в Московской синодальной типографии в 1893 году. На первой странице стояла надпись: «4/V 1917 г., г. Пермь. Свящ. Константин Богоявленск». В резуль тате графологического исследования удалось установить, что запись сде лана священником Константином Бо гоявленским. Тогда-то и начался сбор сведений, позволивших узнать об этом новом угоднике Божием. Примечательно, что нетленные останки священномученика Констан тина были обретены за полтора месяца до канонизации его в лике новомуче- ников. На основании решения Архие рейского Собора Русской Православ ной Церкви Определением Священного Синода от 17 .0 7.200 2г. священномуче- ник Константин был причислен к лику святы х. З А П И С К И В Р А Ч А М У Р М А Н С К О Г О Х О С П И С А «Время - это плата, за которую покупается Вечность. Время - это путь к Богу. Это возможность спасения. Теряя Бога, люди отдают время неизбежной гибели... Наша жизнь - постоянное воровство времени у собственного духа для удовлетворения своих страстей, для пустых дел и еще более пустых разговоров. Мы крадем время, которое невозможно вернуть, и нагими стоим перед готовой открыться Вечностью» Архимандрит Рафаил, «Умениеумирать или искусство жить» «Адам прожил 930 лет и умре. Авраам прожил 175 лет и умре» (из книги Бытия). И мы живем, по словам пророка Давида, 70, аще в силах —80 лет. И умрем. А современный человек уходит из жизни и раньше того. Смерть —таин ство перехода из земной жиз ни в Жизнь Вечную. Все мы —странники на земле, и путь наш лежитвОтечество Небес ное. Как и всякому страннику. нам надо что-то взять на до рогу. Но это «что-то» не будет деньгами (богатые оставляют свои накопления на земле, потому что «у гроба карманов нет»), это не будут материаль ные ценности (один древний старичок сказал: «Сколько мимо провозили покойни ков, но не один из них не вез за собой сундуков»). Что нам нужно на пути в Отечество Небесное? То, что не тяго тит плеч, но без чего дороги в Отечество не одолеть. Это — слезы покаянные, сердце сокрушенное, страх Божий, память смертная. Слезы покаянные, слезы раскаяния за свои грехи. Ведь сказал Господь: «Блаженны плачущие, ибо они утешат ся». А о чем плачем мы? Сердце должно сокру шаться о своих грехах. А о чем сокрушаемся мы? Старец Паисий Святогорец сказал: «Господь сокрушает сердца (чтобы мы пришли к Нему) или сокрушает кости (если зова не услышим, посылают ся скорби и болезни)». Страх Божий. Но это не страх наказания, а страх оскорбить Бога своими гре хами. Имеющие страх Божий стараются жить по Заповедям Божиим и ходить путями Бо- жиими. Память смертная. «Помни о смерти —и вовек не согре шишь», —сказано старцами. К нам это в полной мере не относится. И хорошо, что «время смерти скрыто от нас по действию Промысла, ибо если бы мы знали о нем, то до последних дней стали бы от кладывать попечение о своем спасении» (прп. Анастасий Синаит). Но как бы ни было, память смертную надо иметь. Почему об этом говорю? Отвечу на этот вопрос слова ми Великой Княгини Елиза веты Феодоровны, преподоб- номученицы. «Не страшно ли, что мы из ложной гуман ности стараемся усыплять таких страдальцев надеждою на мнимое выздоровление. Мы окажем им лучшую услу гу, если заранее приготовим к Христианскому переходу в Вечность». Как же не понять, что если при помощи Господа нам удастся заронить в падшую душу искру Божию хотя бы на мгновение и тем возбудить чувство сокрушения, дав по дышать благоуханием Неба, то это будет уже духовный плод, а таких плодов может быть даже много, ибо жива душа даже у самого падшего человека. Да, люди, которые приближаются ко Христу, переживают новое рождение посредством внутреннего озарения верой и покаянием. Как счастлив человек, греш ную душу которого озарила эта искра Божия, она утешит в смертный час и даст наде жду на Страшном Суде услы шать: «...Ныне же будешь со мною в Раю». Р а с к а я в ш и е с я р а з б о й н и к и Однажды из тюремной больницы перевели к нам умирающего больного, со всем еще мальчика —всего 24 года прожил, а за это время был четырежды судим. По следний раз был осужден на 9 лет (за что, не знаю), отсидел 4 года и тяжело заболел. Как выяснилось, в 5 лет потерял отца, в 14 —мать. Воспиты вала сестра, а точнее, улица. При первой встрече я увиде ла больного ребенка с гла зами в пол-лица, растерян ного и испуганного. Когда я назвала его сынком, он весь затрепетал, давно не слышал ласкового обращения. Он хотел встречи с батюшкой, только не знал, с чего начать. Носила ему гостинцы, по степенно узнала о его жизни. Рассказала ему об исповеди и причастии, о трех крестах и двух разбойниках... В гла зах засветилась радость от общения, все время гладил мою руку и только произ носил: «Спасибочки». Дней через пять состоялись испо ведь и причастие. Сколько благодарности источали его глаза, он мне сказал, что ему никогда не было так хорошо и спокойно на душе. Умер Алеша 24 июня, в праздник иконы Божией Матери «До стойно есть». Второй «разбойник» ле жал в отделении. Это был 59-летний мужчина, кото рый 36 лет провел в местах заключения. Был весь синий от татуировок. К нам его пе ревели из кардиологии, он- был близок к смерти. В па лате, как обычно, во время обхода говорила с больными о Боге и Божьем. Александр, так его звали, на мои разго воры не реагировал, а если что и говорил своим грубым голосом, то это была речь не цензурная. Я особенно с ним и не говорила, был страшно неприятен и груб. Однажды прихожу и вижу у телефона в ординаторской двух сотруд ников тюрьмы. Они «вы званивали» машину, чтобы забрать больного в тюрем ный лазарет. Машину им по обещали через два-три часа прислать. Совсем не надеясь на внимание, я все же подо шла к больному и предложи ла посмотреть фотографии со Святой земли. Надо было видеть, с каким вниманием и ошеломлением он рассма тривал их. В конце разговора сказал, что хочет встретить ся с батюшкой. А времени почти не оставалось. Побе жала звонить в канцелярию, объяснив ситуацию и прося прислать священника. Меня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz